"Русская музыкальная культура конца XIX начало XX века"

  • ppt
  • 24.03.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Русская музыка 19_20 в— РУССКИЕ МЕЦЕНАТЫ — копия 3.ppt

Русская музыкальная культура конца XIX- начала XX века.

Презентацию подготовила
Молодых А.В.

Содержание

Роль меценатов в развитии музыкального искусства
Композиторы-новаторы
Значимые явления в русской музыкальной культуре.
Вывод


«Русская школа заслуживает внимания во всех отношениях… Можно многое ожидать… от нации, в которой так много жизненной силы, как в России», - писала одна из французских газет под впечатлением «Русских сезонов» в Париже.

Роль меценатов в развитии музыкального искусства второй половины XIX – начала XX века была велика:
строительство и устройство учебных заведений;
развитие музыкального театра;
издательской деятельности;
создание концертных и театральных залов;
организация конкурсов и учреждение премий и стипендий для учащихся на средства меценатов и благотворителей.
В благодарной памяти современников и их потомков сохранились деяния Мамонтова и Беляева, направленные на развитие музыкального искусства. 

Джованни Баттиста Тьеполо, «Меценат представляет
императору Августу свободные искусства», 1743 г.

Русские меценаты и музыкально-общественные деятели

Митрофан Петрович Беляев (1836-1903 гг.)

Большую роль в музыкальной жизни страны в то время сыграл «Беляевский кружок». Он был назван в честь его основателя Митрофана Петровича Беляева – известного богатого лесопромышленника, владельца огромного состояния и страстного любителя русской музыки.
Кружок возник в 80-е гг. и объединил лучших композиторов того времени.

В его доме в Петербурге регулярно устраивались музыкальные вечера - знаменитые «Беляевские пятницы».
Их постоянными участниками были: Николай Андреевич Римский-Корсаков (идейный вдохновитель), Александр Константинович Глазунов, Анатолий Константинович Лядов, Владимир Стасов а также братья Феликс Михайлович и Сигизмунд Михайлович Блуменфельд, дирижёр Георгий Оттонович Дютша.
На «Пятницах» бывали Пётр Ильич Чайковский, Александр Порфирьевич Бородин, Цезарь Антонович Кюи и многие другие.

«Беляевские пятницы»

Дом Беляева

Участники «Беляевского кружка»

В. Стасов

Н.А. Римский-Корсаков

А. Лядов

А. Глазунов

Митрофан Петрович Беляев

Начинания Беляева сыграли огромную роль в развитии отечественной музыкальной культуры.
Организатор «Русских симфонических концертов», «Русских камерных вечеров», ежегодных музыкальных конкурсов.
Издательская деятельность Беляева была направлена на популяризацию русской музыки, на поддержку молодых талантливых русских композиторов, на сохранение традиций русской композиторской школы. 

Савва Иванович Мамонтов (1841-1918 гг.)

В Москве в то время появился меценат, который поставил своей целью пропаганду русской оперы. Его имя: С.И. Мамонтов.
В 1885 г. Мамонтов организовал оперный театр, получивший название «Московская частная русская опера», которая просуществовала до осени 1904 года.
Русская частная опера, организованная Мамонтовым, породила немало талантов.
Здесь в театре выступал начинающий певец Федор Шаляпин, дирижировал Сергей Рахманинов.

Частная опера и Художественный театр с первого момента своего основания привлекли к себе живописцев.
Имение Мамонтова под Москвой (Абрамцево) почти три десятилетия стало творческой мастерской для русских художников.
Там работали братья Васнецовы, Серов, Поленов, Коровин, Нестеров, Левитан, Врубель.

Абрамцево

Участники Абрамцевского художественного кружка

Продолжая традиции Московской частной русской оперы, Оперный театр Зимина стал театром самобытного творческого поиска и внёс важный художественный вклад.
Во время Первой мировой войны Зимин организовал госпиталь, где за ранеными ухаживали артисты и сотрудники его театра.
Была открыта Оперная студия, где подготовка певцов велась по методике, разработанной Зиминым.

Оперный театр Зимина

Сергей Павлович Дягилев (1872-1929)

Одной из самых ярких личностей в русской культуре того времени был Сергей Павлович Дягилев.
Свою деятельность по пропаганде русской классической музыки, оперы С.П. Дягилев начал в 1906 году. Дягилев был разносторонне образованным человеком и в своей деятельности охватывал многие виды искусства - живопись, музыку, театр, балет.
В 1907 году Дягилев организовал в Париже выступления русских артистов оперы и балета «Русские сезоны».

Дягилев организовал 5 симфонических концертов «Исторические русские концерты», познакомив Европу с сокровищами России, представляя русскую музыку от Глинки до Скрябина: выступали Рахманинов, Глазунов, Шаляпин, Римский-Корсаков и др.
Для дебюта оперы Дягилев выбрал – «Бориса Годунова» Мусорского.
Успех «Бориса Годунова» окрылил Дягилева и подготовил почву для организации ежегодных «Русских сезонов» в Париже. Созданная Дягилевым труппа «Русский балет» с триумфом выступала на сценах театров Европы и Америки.

Обогащали музыкальную культуру великие мастера, такие как:
Александр Николаевич Скрябин
Сергей Васильевич Рахманинов
Игорь Федорович Стравинский

Александр Николаевич Скрябин (1872-1915)

Музыка Скрябина очень своеобразна.
Форма в его музыке практически всегда ясна и завершена.

Композитора привлекали образы, связанные с огнем:
в названиях его сочинений нередко упоминается огонь, пламя, свет и т.д. Это связано с его поисками возможностей
объединения звука и света.

Творчество Скрябина в свете философии русского символизма - это попытка раскрыть своеобразие
и индивидуальность стиля великого композитора,
как отражение развития его мировоззрения.

Несмотря на короткий по времени творческий путь, композитором создано множество произведений в жанрах симфонической и фортепианной музыки. Им написаны 3 симфонии, «Поэма экстаза», поэма «Прометей» для оркестра, Концерт для фортепиано с оркестром; 10 сонат, поэмы, прелюдии, этюды и др. сочинения для фортепиано.

Первая симфония и неосуществленная опера, это был замысел «Мистерии», ставший для Срябина центральным делом его жизни.
Проект Мистерии был грандиозен и фантастичен. Её контуры выстраивались в сознании композитора свыше десяти лет.
Он задумал «Мистерию» «…для оркестра, света и хора в 7000 голосов, которая предполагалась к исполнению на берегу Ганга, призванная объединить всё человечество, воспитать в людях чувство великого братства.
Трагический символ можно усмотреть в том, что работа над «Мистерией» была прервана нелепой смертью (от заражения крови)
42-летнего композитора..

Россия до конца дней была главной и единственной темой рахманиновского творчества.
Образ Родины, мощь, сила, беспредельность русских пейзажей, нежность, искренность, открытость русской души и одновременно величавость русского характера – вот содержание творчества Рахманинова.
В возрасте 44 лет он вынужден был покинуть Россию, и это стало причиной его глубоких страданий.
.

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943гг.)

Семь лучших произведений Рахманинова
Прелюдия до-диез минор соч. 3 № 2
Концерт для фортепиано с оркестром Op. 18 № 2
Прелюдия соч. 23 № 5
Богородице Дево, радуйся из Всенощного бдения
Прелюдия соч. 32 № 7
Остров мертвых (1908)
Музыкальный момент (1829)

Игорь Федорович Стравинский (1882-1971)

За долгую жизнь этому композитору удалось использовать все достижения современной авангардной музыки.

Русская народная песня, богатство ее ритмико-мелодической структуры были для Стравинского источником создания собственной мелодики фольклорного типа.

Десять лучших произведений Стравинского
Обряд весны
Жар-птица
Петрушка
Агон
Аполлон
Les Noces
Царь Эдип
Похождения повесы
Солдатская сказка
Симфонии духовых
инструментов

Конец XIX и начало XX в. были очень богатым периодом для российского искусства. Именно в это время создавались шедевры этих композиторов и таких художников, как В.М. Васнецова и И.И. Левитана.
Но кто же помогал этим талантам стать теми, кем они стали?
В данную эпоху произошёл взрыв во всех областях культуры.

Первый в истории России оркестр русских народных инструментов, основателем которого является выдающийся музыкант Василий Васильевич Андреев.
Это время становления, утверждения оркестра как самостоятельного и полноценного музыкального коллектива, значимого явления в русской музыкальной культуре.

Русский оркестр В. В. Андреева

Хор был основан в 1911 году выдающимся исследователем, собирателем и пропагандистом русского народного творчества Митрофаном Ефимовичем Пятницким, который впервые показал традиционную русскую песню в том виде, в котором она веками исполнялась народом.
В годы войны хор имени М.Е. Пятницкого ведет большую концертную деятельность в составе фронтовых концертных бригад.

Хор имени М.Е. Пятницкого

Вывод

Музыкальная культура рубежа конца XIX начала XX веков содержит в себе элементы переходной эпохи, включающей традиции культуры прошлого и новаторские традиции новой зарождающейся культуры.
Русская музыкальная культура вышла на первые позиции в мире, Россия стала задавать
тон в мировой культуре.
В мировой фонд навечно вошли
творения русских музыкантов.

Спасибо за внимание!