Тема: Народная мораль в характере и поступках героев. Образ
невесты-волшебницы. Ритмичность сказочного повествования. Русская народная
сказка «Царевна-лягушка»
Цель – показать обучающимся нравоучительный и философский характер фольклорной сказки.
I. Артикуляционная
разминка, проверка домашнего задания
Урок начнем с разучивания одной из
предложенных детьми скороговорок. Можно попросить подготовленного ученика еще
на перемене написать скороговорку на доске, а потом представить ее классу.
Слушаем
пересказ статьи учебника по плану, составленному на предыдущем уроке.
— Какие виды сказок вам известны?
Приведите примеры.
«Царевна-лягушка»
— Что вы знаете о том, как надо
рассказывать или читать волшебную сказку?
Ученики назовут особую выразительность,
напевность, таинственность.
Учитель читает сказку «Царевна-лягушка» в
пересказе А.Н.Толстого (с. 29-36).
Чтение полного текста сказки
занимает 15 минут.
(Можно сказку прослушать или посмотреть художественный фильм)
II. «Царевна-лягушка». Народная
мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Ритмичность
сказочного повествования
Беседа
— Какой фразой начинается сказка? В
каких еще сказках вы встречали такое выражение? Знаете ли вы, как называется
такое начало сказки?
Обычно дети из курса начальной школы знают,
что такое присказка, зачин и концовка. Обратим внимание, что присказки в нашем
варианте сказки нет, но зачин и концовка традиционны.
Если же детям эти термины незнакомы, можно
обратиться к теоретическому материалу (с. 24-28).
— Повторяем пройденное: отвечаем на
вопросы (стр. 24)
Сказка
называется «Царевна-лягушка», потому что первое и главное чудо, волшебство этой
сказки — встреча Ивана-царевича с заколдованной собственным отцом
Василисой Прекрасной. Разгневанный Кощей Бессмертный превратил свою дочь в
лягушку, а она подобрала стрелу младшего царевича.
— Как царь предложил своим детям
искать себе невест?
После ответа учеников на вопрос учитель предложит
прочитать выразительно, а затем пересказать отрывок о том, как братья пускали
стрелы, со слов: «Вышли братья на широкий отцовский двор...».
Важно при чтении почувствовать ритмичность
отрывка и сохранить эту ритмичность при пересказе. Продолжим беседу.
— Почему, по-вашему, царь сказал
Ивану-царевичу, чтобы тот брал лягушку в жены?
— Рассмотрите иллюстрацию
И. Билибина к сказке. Чем нравится вам эта иллюстрация? Какие чувства
царевича удалось передать художнику?
— Вот и стала лягушка женой
Ивана-царевича. Какие задания давал царь своим невесткам?
— Как утешала Ивана-царевича лягушка?
— Как выполняют задания царя Василиса
Премудрая и жены старших царевичей?
Остановимся с учениками на описании того,
как Василиса Премудрая печет хлеб: «Взяла она частые решета...» Прочитаем этот
абзац выразительно и спросим:
— Что особенного в этом описании?
— Сравните
описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы
Василисы Премудрой.
Ученики отметят, что женам старших
царевичей кинулись помогать мамушки и нянюшки, а Василиса работала сама.
Учителю не стоит акцентировать эту тему, потому что в других вариантах сказок
работу за Василису выполняют ее помощники.
— Сделайте ритмическую запись или
произнесите ритмически описание того, как Василиса ткала ковер.
«Где кольнёт иглой раз – цветок зацветёт, где кольнёт другой раз – хитрые узоры идут, где кольнёт третий – птицы летят».
— Как
царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает?
РАБОТА с ТЕТРАДЬЮ
Стр. 9
Упражнение 4 (Примеры из сказки)
Упражнение 5 (Основные события сказки – сюжетная лента)
РЕШАЕМ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ
Стр. 40
ОБСУДИМ ВМЕСТЕ
Стр. 41
ЛИТЕРАТУРА и ИЗО
— Рассмотрите репродукцию картины
В. Васнецова «Пир».
Если есть возможность, интересно было бы
сравнить эту картину с иллюстрацией, сделанной к этому эпизоду сказки
И. Билибиным.
Иллюстрации Билибина в обрамлении
растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем
разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц удивленных бояр и даже узор на
кокошниках невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но
прекрасно передает движение Василисы, увлеченность музыкантов, которые словно
бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка,
под которую танцует Василиса, веселая, озорная. При взгляде на эту картину
чувствуешь характер сказки.
— Почему народ называет Василису
Премудрой? Какие качества прославляет народ в образе Василисы?
Слушаем учеников, которые приготовили выступление по творчеству Билибина
Подводим итог урока.
Тест по сказке заранее готовит учитель.
Дом. задание
Стр. 43 (на выбор)
или
Тетрадь (стр. 10-11) – напиши свою сказку
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.