Русская народная сказка "Царевна - лягушка"
Оценка 4.9

Русская народная сказка "Царевна - лягушка"

Оценка 4.9
docx
03.10.2022
Русская народная сказка "Царевна - лягушка"
1.docx


 Тема: Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Ритмичность сказочного повествования. Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

Цель – показать обучающимся нравоучительный и философский характер фольклорной сказки.

      I. Артикуляционная разминка, проверка домашнего задания
      Урок начнем с разучивания одной из предложенных детьми скороговорок. Можно попросить подготовленного ученика еще на перемене написать скороговорку на доске, а потом представить ее классу.

      Слушаем пересказ статьи учебника по плану, составленному на предыдущем уроке.
      — Какие виды сказок вам известны? Приведите примеры.

       «Царевна-лягушка»
      — Что вы знаете о том, как надо рассказывать или читать волшебную сказку?
      Ученики назовут особую выразительность, напевность, таинственность.
      Учитель читает сказку «Царевна-лягушка» в пересказе А.Н.Толстого (с. 29-36).

Чтение полного текста сказки занимает 15 минут.
(Можно сказку прослушать или посмотреть художественный фильм)
      II. «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Ритмичность сказочного повествования
      Беседа
      — Какой фразой начинается сказка? В каких еще сказках вы встречали такое выражение? Знаете ли вы, как называется такое начало сказки?
      Обычно дети из курса начальной школы знают, что такое присказка, зачин и концовка. Обратим внимание, что присказки в нашем варианте сказки нет, но зачин и концовка традиционны.
      Если же детям эти термины незнакомы, можно обратиться к теоретическому материалу (с. 24-28).
      — Повторяем пройденное: отвечаем на вопросы (стр. 24)

      Сказка называется «Царевна-лягушка», потому что первое и главное чудо, волшебство этой сказки — встреча Ивана-царевича с заколдованной собственным отцом Василисой Прекрасной. Разгневанный Кощей Бессмертный превратил свою дочь в лягушку, а она подобрала стрелу младшего царевича.
      — Как царь предложил своим детям искать себе невест?
      После ответа учеников на вопрос учитель предложит прочитать выразительно, а затем пересказать отрывок о том, как братья пускали стрелы, со слов: «Вышли братья на широкий отцовский двор...».
      Важно при чтении почувствовать ритмичность отрывка и сохранить эту ритмичность при пересказе. Продолжим беседу.
      — Почему, по-вашему, царь сказал Ивану-царевичу, чтобы тот брал лягушку в жены?
      — Рассмотрите иллюстрацию И. Билибина к сказке. Чем нравится вам эта иллюстрация? Какие чувства царевича удалось передать художнику?
      — Вот и стала лягушка женой Ивана-царевича. Какие задания давал царь своим невесткам?
      — Как утешала Ивана-царевича лягушка?
      — Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жены старших царевичей?
      Остановимся с учениками на описании того, как Василиса Премудрая печет хлеб: «Взяла она частые решета...» Прочитаем этот абзац выразительно и спросим:
      — Что особенного в этом описании?
            — Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой.
      Ученики отметят, что женам старших царевичей кинулись помогать мамушки и нянюшки, а Василиса работала сама. Учителю не стоит акцентировать эту тему, потому что в других вариантах сказок работу за Василису выполняют ее помощники.
      — Сделайте ритмическую запись или произнесите ритмически описание того, как Василиса ткала ковер.

«Где  кольнёт иглой раз – цветок зацветёт, где кольнёт другой раз – хитрые узоры идут, где кольнёт третий – птицы летят».

 

      — Как царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает?
РАБОТА с ТЕТРАДЬЮ

Стр. 9

Упражнение 4 (Примеры из сказки)

Упражнение 5 (Основные события сказки – сюжетная лента)

РЕШАЕМ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ

Стр. 40

ОБСУДИМ ВМЕСТЕ

Стр. 41

ЛИТЕРАТУРА и ИЗО


      — Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Пир».
      Если есть возможность, интересно было бы сравнить эту картину с иллюстрацией, сделанной к этому эпизоду сказки И. Билибиным.
      Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц удивленных бояр и даже узор на кокошниках невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлеченность музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, веселая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки.
      — Почему народ называет Василису Премудрой? Какие качества прославляет народ в образе Василисы?

Слушаем учеников, которые приготовили выступление по творчеству Билибина

Подводим итог урока.

Тест по сказке заранее готовит учитель.

Дом. задание

Стр. 43 (на выбор)

или

Тетрадь (стр. 10-11) – напиши свою сказку

 


 

Тема: Народная мораль в характере и поступках героев

Тема: Народная мораль в характере и поступках героев

Продолжим беседу. — Почему, по-вашему, царь сказал

Продолжим беседу. — Почему, по-вашему, царь сказал

Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение

Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.10.2022