Русская орфография и ее принципы.
Методика обучения орфографии
По определению Веры Фёдоровны Ивановой, «Орфография – это:
1) исторически сложившаяся система написания, которую принимает и которой пользуется общество;
2) правила, обеспечивающие единообразие написаний в тех случаях, где возможны варианты;
3) соблюдение принятых правил;
4) часть науки о языке (в его письменной форме), изучающая и устанавливающая единообразие написаний (а иногда и официально разрешающая их вариативность).
Русская орфография состоит из четырёх разделов: изображение звуков буквами; употребление больших буквы; дефисные, слитные и раздельные написания; перенос слов. Некоторые методисты выделяют ещё пятый раздел – правила графического сокращения слов. Такие части орфографии не всегда выделялись однозначно.
Центральным разделом орфографии является первый раздел: в зависимости от того, на какой основе строится обозначение звукового состава слов, говорят о принципе той или иной орфографической системы.
Передача звуков буквами опирается на морфологический, фонематический, фонемный, морфолого-фонематический принцип написания слов. В учебнике 5 класса, с которым работают в школе сегодня, этот принцип определяется как фонемный.
До недавнего времени этот принцип определялся именного как морфологический и заключался в единообразном оформлении морфемы, независимо от того, как она произносится (т.е. по фонемному составу). Под морфемой в данном определении подразумевался только корень. Т.е. принцип регламентировал написание проверяемых корней. В настоящее время этот принцип формулируется через понятие фонемы (мы говорили, что в 5 классе введено это понятие). В слабой позиции в одной и той же морфеме пишется та же фонема, что и в сильной позиции: косьба – косы. Чтобы правильно написать слово нужно поставить фонему в проверяемой морфеме в сильную позицию: отбил – отогнал. По этому принципу определяется написание всех частей слова, которые возможно проверить, т.е. фонему поставить в сильную позицию: описать – опись, палка – доска, духом – носком. Вы видите, что, несмотря на то, что на первое место выдвигается понятие фонемы, имеет значение, в какой морфеме проверяется написание. В связи с этим принцип называют также морфолого-фонематическим.
Второй принцип названного раздела – это фонетический принцип, по которому написания соответствуют произношению: разбить, распилить. Для этого принципа характерно сопоставление звука с его фонетическим окружением. Согласно произношению пишутся приставки на з-/с-, гласные в приставках раз-/рас и роз-/рос-; ы после приставок на согласную и др.
Наконец, многие написания, унаследованные от прошлых эпох, относятся к традиционному принципу. По традиции пишутся непроверяемые слова: кавычки, собака; корни с чередующимися гласными; заимствованные слова: дилетант; г в окончаниях род.пад. ед.ч. прилагательных муж. и ср. рода, местоимений и порядковых числительных.
В разделе орфографии, посвящённом употреблению больших букв, сложился принцип сопоставления собственного имени и собственного наименования и нарицательного имени, учитывая наличие в номинативном фонде русского языка собственных и нарицательных имён.
При определении слитных, раздельных и дефисных написаний учитывается структура слова, принадлежащего к определённой части речи, его синтаксическая позиция в словосочетании и предложении, т.е. принцип сопоставления семантики слова и структуры слова; сопоставления части речи и члена предложения.
При переносе слов со строки на строку методика опирается на принцип наблюдения над слоговым составом слова.
Каждый из разделов предполагает в первую очередь ознакомление с орфограммой и орфографическим правилом, т.е. центральным понятием орфографии является понятие орфограммы.
Вера Фёдоровна Иванова определяет орфограмму (от греч. orthos – правильный и gramma – буква) – правильное (соответствующее правилам или традиции) написание, которое выбирается из ряда возможных. Орфограмма это написание, выбранное или ёще искомое, в том случае, где пишущему предоставлен выбор букв для обозначения того или иного звука (фонемы). Орфограммой является не только буква, выбираемая из ряда возможных. Типы орфограмм это: орфограмма-буква (растение), орфограмма-пробел (в лесу), орфограмма-дефис (кое-что). Орфограммой может быть также место переноса, объём сокращения слова.
На этапе ознакомления с орфограммой и орфографическим правилом можно использовать эвристические методы (беседа и самостоятельный анализ материала) и дедуктивные или объяснительные (слово учителя, например). Всё зависит от того, насколько дети знакомы с опорными знаниями, от наличия вариантов в орфограмме, от того, насколько доступен данный приём для восприятия школьниками данного возраста и т.д.
И в беседе, и в самостоятельном анализе материала, и в слове учителя осуществляется разъяснение сути орфограммы, а затем происходит формулировка нового орфографического правила. При работе над орфографическим правилом очень важно выявить условия выбора орфограммы и их последовательность: на первое место следует ставить часть слова, в которой орфограмма находится; остальные условия можно ставить в любом порядке.
В названные методы нужно включить анализ образца графического обозначения орфограммы. Например, распилить.
Далее можно предложить ребятам работу с учебником, для того чтобы они запомнили и воспроизвели правило. Очень важно, чтобы правило воспроизвёл не один ученик, а несколько.
На этапе формирования умений и навыков, т.е. при формировании умения писать слова с изученными орфограммами Баранов, например, выделяет специальные и неспециальные орфографические упражнения. К специальным упражнениям он относит списывание и диктанты. Не делая дифференциации на специальные и неспециальные, А.В. Текучёв для развития орфографической зоркости, т.е. умения видеть орфограмму в слове также предлагает использовать списывание и диктант.
Списывание опирается на моторную и зрительную память. Это метод, состоящий в точном копировании учеником из книги или с доски отдельных слов, предложений, целого текста.
Выделяют списывание с готового текста, о котором спорят методисты. Говорят о том, что это самый малоэффективный метод обучения орфографии. Списывание с готового текста не требует активной работы ученика и происходит механически, поэтому не вызывает никакого интереса у учащихся. Готовое списывание происходит по слогам, и часто дети даже не задумываются над значением слов и всего текста в целом.
В связи с этим в среднем звене школы нужно применять осложнённое списывание. Это может быть списывание с дополнительным заданием (подчеркнуть части слова, орфограммы, указать проверочное слово, подписать грамматические формы и др.); с изменением текста (дописать слово, вставить пропущенные буквы, части слова или целые слова, пропущенные в тексте, изменить грамматическую форму слова – лицо, падеж, число, время); выборочное, состоящее в том, что записывается не весь текст, а только некоторые слова с указанными орфограммами.
Одним из видов списывания является списывание по вопросам. По знакомому учащимся тексту даются вопросы, ответы на которые ученик должен найти в тексте и выписать в тетради. Рекомендуется даже проговаривать текст при таком списывании, чтобы закрепить в памяти зрительные, моторно-двигательные и слуховые ассоциации между словом в его звучании и словом в его письменном виде.
Диктант – это такой вид письменной работы, во время которой учитель диктует текст, а учащиеся пишут без всякой посторонней помощи, без опоры на подсобные средства. Различные виды диктантов мы с вами подробно рассматривали на 3 курсе: выборочный, проверочный, объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», самодиктант, творческий, свободный, разученный, комбинированный, релейный, словарный. См. лекцию 3 курса.
К приёмам преподавания орфографии (у некоторых методистов к методам), помогающим реализовать тот или иной метод в первую очередь можно отнести алгоритмизацию. Об этом приёме мы также говорили с вами на 3 курсе, я давала вам общий алгоритм того, как приступать к выяснению написания слова. Пример алгоритма из учебника 5 класса. Орфограмма «Правописание согласных в корне».
1.Определяю, какой согласный
звонкий или глухой
2.Определяю, где он стоит
перед «волшебниками» (л, м на конце слова, перед звонким
н, р, в, й и гласными) или глухим согласным
Звук в сильной позиции – Звук в слабой позиции
пишу, как слышу
3.Ставлю его перед «волшебниками»
Звук в сильной позиции – пишу, как слышу
Кроме приёма алгоритмизации можно назвать приём использования обобщающих таблиц (тоже давала на 3 курсе) и др., использование графической наглядности. Усвоить основные случаи слитного и раздельного написания наречий помогает таблица, на которой дифференцируется происхождение наречий и их значение. Например:
Проиллюстрируйте таблицу примерами.
Наречия пишутся |
||
слитно |
раздельно |
через дефис |
1.Если образованы от прилагательных
2.Если образованы от наречий
3.Если являются наречиями места |
1.Если образованы от существительных с предлогами 2. Если это «бывшие» существительные на гласную 3.Если есть 2 – 3 падежные формы |
1.Во-первых…
2.Если образованы по схеме по…ому, ему, и
3.При повторе слов |
Понятно, что правило, даже хорошо выученное, само по себе не приводит к грамотному письму; правило должно быть осознано путём длительных упражнений, когда вырабатывается устойчивый навык употребления, пользования правилом.
При работе по орфографии методисты рекомендуют применять выполнение подготовительных упражнений, чтобы актуализировать знания и подготовить учеников к восприятию нового материала. Так, чтобы подготовить учеников к восприятию правила о правописании гласных в суффиксах -ек и -ик, нужно просклонять существительные и в процессе наблюдения обнаружить изменения, происходящие в суффиксах при склонении: веночек – веночка, ключик – ключика.
Работа непосредственно над правилом также включает определённые грамматико-орфографические упражнения: прочитайте данные слова и назовите в них орфограммы; назовите (подчеркните) примеры, в которых орфограммы находятся между словами; прочитайте орфографическое правило и определите орфограмму.
Овладению механизмом сознательного письма способствуют иллюстративные упражнения (разбор по составу, орфографический разбор, подбор примеров на определённое правило и т.д.)
К упражнениям, совмещающим в себе орфографические цели и цели развития речи, относится вид диктанта, во время которого диктуется только часть фразы, а начало или её конец придумываются учениками самостоятельно.
Ряд таких упражнений тесно связан с лексическими упражнениями:
а) подбор однокоренных слов: например, развивался – вить, виться, развевался – веять, веялка и т п.;
б) замена одних слов другими (синонимами);
в) подбор слов для сопоставления (например, слов с противоположным значением, которые по своим орфографическим данным отвечают определённым условиям);
г) замена причастных оборотов одним словом на определённое правило.
Очень способствует выработке орфографических навыков работа с орфографическим словарём. Поиск нужного слова заставляет вглядываться в зрительный образ ряда других слов (и запоминать их!).
Можно предлагать детям ряд нетрадиционных заданий. Например, одним из эффективных упражнений является запись под диктовку слов, в которых дети часто делают ошибки. Для этого у ребят должны быть списки таких слов, и перед диктантом нужно, чтобы ученики прочитали данные слова, всмотрелись в их написание, подумали об их морфемном составе, вспомнили правило и т.д. Затем тетради со списками закрываются, и дети пишут слова под диктовку.
Такое задание можно сопроводить дополнительными указаниями: «Обозначьте морфемы в записанных словах», «Обозначьте приставки в записанных словах».
Если для записи даются предложно-падежные сочетания слов, ученики могут подчеркнуть предлоги и обозначить окончания. Этого типа задания позволяют связать некоторые предлоги с окончаниями существительных (предлог из требует от существительных окончания –и: из деревни, из комнатки, из басни, из песни; предлог в употребляется с двумя падежами: винительным (в комнату, в лагерь, в озеро, в помощь) и предложным (в комнате, в лагере, в озере, в помощи). Словоформы с винительным падежом не вызывают ошибок, а с предложным – являются сложными для написания.
Тренировочные упражнения, основанные на применении правил, требующие определения типа склонения и падежа существительных, можно дополнить заданиями, выполнение которых укрепит зрительный образ словоформы в + сущ. в вин пад. Можно тренировать зрительную память написанием предложно-падежных форм существительных разных склонений, а затем дать обобщающее упражнение, дифференцирующее написания окончаний 1 – 2-го и 3-го склонений.
Задание:
Впишите безударные окончания в словоформы, построенные по схеме в + сущ. в вин пад. 1 склонения. Подчеркните предлоги и обозначьте окончания. Образец: в песне.
В комнат…, в избушк…, в деревн…, в конюшн…, в яблон…, в невол…, в сторожк….
Такие же задания на другие склонения.
Можно давать задания в игровой форме. Например, «из букв, входящих в слово повествование, составьте существительные в начальной форме. Кто больше?». Эти задания имеют игровой характер и требуют внимания к орфографии, к буквенному составу слов. Можно предложить выделить морфемы в исходном и составленных словах.
Для обогащения словаря школьников, их общего развития, внимания к буквенному составу полезны разнообразные кроссворды.
Полезны и задания следующего типа:
1.Запишите слова с двумя л: кто больше?
Балл, галл (француз), коралл, металл, кристалл, хлорофилл, атолл, холл, Алла, каравелла, новелла, капелла, горилла, бацилла, булла, мулла, миллион, миллиард, миллионер, аллея и др.
Такие же задания можно давать с написанием других букв. Большинство слов в задании будут заимствованными, и написание их следует запоминать. Такие упражнения тренируют зрительную память.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.