Сказки не создавалась сразу как готовый жанр,
они коренились в обрядовой и культовой жизни народа и развивались из мифов.
Сказка «баснь» или «бахарь» (баять – сказывать или рассказывать) – это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения или же поучения, имеющие
содержанием необычные события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением
Народ сказку воспринимал как вымысел «сказка – складка, песня – быль» и в реальность излагаемых в них событий не верил – это один из основных признаков сказки.
Сказка – это самый «свободный» вид фольклора, менее всего связанный с бытовой стороной жизни
Мир сказок богат и разнообразен: разные виды сказок различаются по внешним признакам, сюжетам, героями, происхождением.
Существует приблизительная классификация сказок по сюжетности: волшебные (фантастические или мифологические), бытовые (новеллистические, реалистические), кумулятивные, о животных.
КУМУЛЯТИВНЫЕ СКАЗКИ
Кумулятивные сказки часто называют детским жанром - они предназначены для детей младшего возраста.
Основным композиционным приемом кумулятивных сказок является многократное, все нарастающее повторение одних и тех же действий, пока созданная таким образом цепь не обрывается или не расплетается в обратном порядке. Пример, «Репка», «Колобок», «Теремок», «Петушок подавился», «За скалку уточку».
Композиция кумулятивных сказок очень проста: из какого-нибудь незначительного и неприметного события посредством нарастающих цепочек происшествий перерастает в главный художественный эффект сказки
Кумулятивный эффект: появление или исчезновение все новых и новых персонажей; отсыл то к одному, то к другому действующему лицу, то переживания («убиваются», «горятся» по чему-либо) героев.
Кумулятивные сказки тяготеют к рифме, стихам. Иногда такие сказки могут произноситься скороговорками, иногда их поют.
Каждый персонаж характеризуется метким словом-характеристикой: «лягушка-квакушка», «мышка-норушка».
Кумуляция свойственна и другим сказкам (не относящимся к кумулятивным), например, «Сказка о рыбаке и рыбке».
СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ
Главным действующим лицом в этих сказках являются животные (животные и человек взаимозаменяемы). По своей структуре эти сказки могут быть и волшебными и кумулятивными.
Сказки по своему характеру подразделяются:
1. сказки, где действующими лицами являются одни лишь животные: «Лиса и журавль», «Лиса-повитуха», «Лиса и дрозд» и др.;
2. животные и люди: «Собака и волк», «Волк у проруби» и др.
В сказках о животных, хотя описание самих животных и их природа реальны, но все же и они сами и их повадки являются лишь условными носителями каких-либо действий. Например, лиса или волк описываются по внешним признакам точно, но в то же время им приписываются внутренние качества: лисе – хитрость, волку – враждебность.
Действующими лицами русских сказок являются лиса (в индийских сказках вместо лисы - шакал), волк, медведь, заяц, коза и козел, бык, лошадь, собака, ворон, петух. Наиболее часто героями сказок о животных являются лиса и волк. Объясняется это тем, что, во-первых, с ними человеку чаще всего приходилось сталкиваться в хозяйственной деятельности; во-вторых, эти звери по величине и силе занимают в животном царстве середину; наконец, в третьих, благодаря предыдущим двум причинам, с ними человек имел возможность очень близко познакомиться.
Лиса представляется зверем пронырливым, коварным, хитрым, своей хитростью берущей перевес над другими зверями, более сильными, чем она - над волком и медведем. В наших сказках лиса носит ряд прозвищ: «кума-лиса», «лисичка-сестричка», «лиса-Патрикеевна», Лизавета Ивановна и т.д.
Волк выступает уже с иными чертами: он зол, жаден, прожорлив, но глуп и недогадлив; лиса часто подшучивает над ним и «проводит» его, но волк всякий раз снова дается ей в обман.
И волк и лиса выступают в сказках с резко определенными чертами. Гораздо менее определенным образом является медведь: отличительная черта его - недогадливость.
Строение сказок о животных представляет собой нанизывание эпизодов: «Бежала лиса по лесу и увидела зайца…». Первая встреча предвещает последующие за ней…
Для сказок о животных характерно:
- кумулятивность (повторяемость событий: петуху по очереди укорачивают штанишки, муха построила теремок и к ней в гости приходят разные звери и др.),
- диалогизм (разговор животных друг с другом или с человеком),
- исполнение песенок (волк песенкой обманывает козлят, колобок катится и поет песню),
- «слабые» всегда находят выход из различных неприятностей.
Сказки о животных часто являются средством морального поучения: осуждается угнетение слабых, жадность, лень, обман и т.д.
Сказки о животных: «Жадная старуха», «Кот и лиса», «Коза», «Кот, петух и лиса», «Крошечка-Хаврошечка», «Лисичка-сестричка и волк», «Лиса-исповедница», «Марья-Царевна-лягушонка», «Морозко», «Про Емелю-дурака», «Петушок подавился», «Перышко Финиста ясна сокола», «Сказка о Ерше-Ершовиче, сыне Щетинновикове», «Сивка-бурка – вещая каурка», «Теремок» и др.
Волшебные сказки
(фантастические, мифологические)
1. Общая характеристика.
К волшебным сказкам относятся такие как, например: «Гуси-лебеди», «Жар-птица», «Сивка-бурка», «Сказка о трех царствах – медном, серебряном и золотом», «Семь Симеонов», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Три царства», «Финист ясный сокол», «Царевна-лягушка» и др.
В каждой из этих сказок происходит что-то необычное волшебное, т.е. действия развиваются по похожим схемам: постройка за одну ночь волшебного дворца, перелёт из одного царства в другое на орле или ковре самолете, оказание помощи каким-либо помощником и др.
2. Стабильные и переменные элементы волшебной сказки.
Для волшебных сказок характерны элементы повторяемости, т.е. герои этих сказок подвергаются испытаниям, за которыми следует награждение (если испытание выдержано) или наказание (если не выдержано).
Герои подвергаются испытаниям (на пути к своей цели проходят через леса, поля, опускаются на морское дно, поднимаются на небо; решают все более и более трудные задачи, одолевают различных врагов), за поступками следует награждение или наказание.
Пример,
1. У героя есть конь и на этом коне он перемещается в любые точки земли.
2. Появляется ковер-самолет и также переносит героя в любое место.
3. Волшебная птица помогает перемещаться в пространстве.
Пример, повторяемость сюжетов цикла сказок о мачехе и падчерице.
3. Завязка сказок
Часто сказки начинаются со слов: «В некотором царстве, в некотором государстве …», «Жили были в …», т.е. с какого-то спокойствия или медлительности, хотя на самом деле наблюдается стремительность в действиях и напряженность.
Затем начинается перечисление действующих лиц сказки: «дед да баба», «король, у него было три дочери…», «царь и три сына…». Описание семьи, состоящей из двух поколений – старшего и младшего. Старшее поколение обычно остается дома, а младшее под различной мотивировкой отправляется в путешествия-испытания.
4. Герои сказок
Носителями доброго начала в сказке являются герой, героиня или их чудесные помощники.
Главный герой русских волшебных сказок – Иван (реже Василий, Емеля, Андрей). Иногда царского рода Иван-царевич, иногда мужицкого Иван-дурак, который на печи сидел. Внешность тоже различна: то красавец писаный, то невзрачный парень.
В начале сказки герой примечателен своей слабостью и ненужностью (показан человеком, от которого нечего ждать), но наступает время и он превращается в героя (удачливого, бесстрашного, верного слову, ловкого, умного, иногда хитрого): он выходит целым из всех превратностей судьбы, да еще в награду получает жену-красавицу, да еще с царством-государством в придачу.
Другой тип - это героини-девы, наделенные умом, спокойствием, находчивые в деле, преданные в любви, красавицы и т.д.: «Василиса Премудрая», «Елена Прекрасная».
5. Темный мир волшебных сказок
В сказках постоянно просматриваются устои жизни – борьба добра и зла.
Светлый мир героев резко отличается от темной силы.
Отрицательным персонажем чаще всего являются:
- Змей с тремя, шестью и более головам;
- Баба-Яга противоречивый персонаж: если с ней обращаются приветливо, то и она помогает советом или делом, если же неуважительно, то и она старается навредить;
- Кощей бессмертный – безобразный, богатый старик, который действует насильно. Он колдун, обладает огромной силой и волшебными предметами. Вокруг него всегда какая-нибудь тайна: находится за пределами воображения, «бессмертие» где-то запрятано и др.;
Горе, Судьба, Лихо, Недоля – это сравнительно поздние отрицательные персонажи сказок (чаще встречаются в бытовых сказках
6. Происшествие (беда)
Начинаются сказки с описания счастливой семьи или со спокойной ситуации.
Затем неожиданно ситуация меняется, происходит нарушение каких-либо запретов (не выходи из дома, не делай того-то) и как результат - приходит беда: «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
7. Волшебные помощники и предметы
Человек, дух, предмет, животное являются волшебными помощниками в сказках: конь, фантастическая птица, и др.
Предмет, посредством которого передается волшебная сила – волшебным средством – ковер-самолет, лампа, клубок, меч-кладенец, гусли, колечко, блюдечко, зеркало.
8. Развязка
Герои попадают в «тридевятое царство», находят предмет своего поиска (молодильное яблоко, иглу, жар-птицу) и возвращаются домой. Или же сражаются со своими противниками (Змей-горынычем, Кощеем бессметным) и побеждают.
Сюжеты волшебных сказок завершаются освобождением от злых чар, наваждений или плена, наказанием жестоких и злых, торжеством справедливости и добра, и обязательно возвращением домой.
9. Задачи перед героями. Брак и воцарение героя
На обратном пути домой часто герой подвергается испытаниям (предательство братьев и др.). Невестой завладевает кто-то другой. Для того, чтобы отличить ложного героя от настоящего придумываются испытания. При прохождении испытаний выявляется обманщик. Сказка заканчивается свадьбой, пиром, воцарением героя.
БЫТОВЫЕ СКАЗКИ
Подобного разряда сказки имеют три названия.
Реалистическими сказки названы потому, что действующие в них лица, не выдуманные потусторонние или фантастические существа, а реальные люди (но все же это не реальность, а сказки).
Новеллистическими – представляют собой краткие и занимательные рассказы (но все же не новеллы, а сказки).
Бытовыми – в них быт находит широкое отображение.
Бытовые (новеллистические или реалистические) сказки это сказки о необычных, но не волшебных приключениях и событиях в личной или семейной жизни героя. В них повествуется об удивительных путешествиях и опасностях, из которых герой или героиня выходят победителями, но не с помощью волшебства, а благодаря своей ловкости, хитрости и уму.
Сюжетно-тематическое деление бытовых сказок.
1. Сказки о мудрых девушках.
В бытовых сказках, так же как и в волшебных, всплывает вопрос о решении трудной задачи (которая является условием женитьбы), решение этой задачи вдет к разнообразным видам наград. Чаще задачей является отгадывание загадок – в такой задаче нет ничего сверхъестественного – загадки отгадывают мудрые отгадчики.
2. Сказка об испытании жен
«Царевна лягушка», «Мудрая жена», «Ставр Годинович», «Царица-гусляр» и др., где испытания одного из супругов проходят или до брака или после брака.
3. Сказки о ловких и удачливых отгадках
Отгадчик – мудрец, который показывает не только необычайный ум, но и высокую нравственность. В другом случае отгадчик может быть плутоват, из решения задач желает получить выгоду.
4. Сказки о ловких ворах:
Сказки о ворах выделяются в особую группу, но героев этих сказок нельзя ставить в один ряд с ворами-уголовниками. Сказки такого типа возникли ни как рассказы о реальных ворах, а как мотив решения трудной задачи:
- вор должен совершить кражу не по доброй воле, а по чужому заданию,
- главный герой сам является похитителем, т.е. его действия являются ответными на действия кого-то (контрмерой) – похищение молодильных яблок, жар-птицы, живой воды и др.
Ловкий вор не извлекает из своих действий никаких материальных выгод, а удовлетворяет элементарное чувство справедливости.
5. Сказки о разбойниках
Сказочные разбойники живут в лесах братствами. Чаще всего это страшные люди, совершающие чудовищные злодеяния за которые их постигает кара.
К ним относятся «Али-Баба и сорок разбойников» из серии «Тысяча и одна ночь».
6. Сказки о хозяине и работнике.
«Батрак», «Сказка о попе и работнике его Балде».
7. Сказки о попах, о глупцах, о злых женах, моралистические сказки
(о грешниках, которых за их поступки постигает кара – скупость, лень или другие безнравственные поступки).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.