Лиро-эпический вид - такие сказки могут
быть выражены словом и в стихотворной
форме и с использованием напева.
Виды сказок:
- волшебные
- бытовые
- о животных
Сказки не создавалась сразу как готовый жанр,
они коренились в обрядовой и культовой жизни народа и развивались из мифов.
Сказка «баснь» или «бахарь» (баять – сказывать или рассказывать) – это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения или же поучения, имеющие
содержанием необычные события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением
Народ сказку воспринимал как вымысел «сказка – складка, песня – быль» и в реальность излагаемых в них событий не верил – это один из основных признаков сказки.
Сказка – это самый «свободный» вид фольклора, менее всего связанный с бытовой стороной жизни
Мир сказок богат и разнообразен: разные виды сказок различаются по внешним признакам, сюжетам, героями, происхождением.
Существует приблизительная классификация сказок по сюжетности: волшебные (фантастические или мифологические), бытовые (новеллистические, реалистические), кумулятивные, о животных.
КУМУЛЯТИВНЫЕ СКАЗКИ
Кумулятивные сказки часто называют детским жанром - они предназначены для детей младшего возраста.
Основным композиционным приемом кумулятивных сказок является многократное, все нарастающее повторение одних и тех же действий, пока созданная таким образом цепь не обрывается или не расплетается в обратном порядке. Пример, «Репка», «Колобок», «Теремок», «Петушок подавился», «За скалку уточку».
Композиция кумулятивных сказок очень проста: из какого-нибудь незначительного и неприметного события посредством нарастающих цепочек происшествий перерастает в главный художественный эффект сказки
Кумулятивный эффект: появление или исчезновение все новых и новых персонажей; отсыл то к одному, то к другому действующему лицу, то переживания («убиваются», «горятся» по чему-либо) героев.
Кумулятивные сказки тяготеют к рифме, стихам. Иногда такие сказки могут произноситься скороговорками, иногда их поют.
Каждый персонаж характеризуется метким словом-характеристикой: «лягушка-квакушка», «мышка-норушка».
Кумуляция свойственна и другим сказкам (не относящимся к кумулятивным), например, «Сказка о рыбаке и рыбке».
СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ
Главным действующим лицом в этих сказках являются животные (животные и человек взаимозаменяемы). По своей структуре эти сказки могут быть и волшебными и кумулятивными.
Сказки по своему характеру подразделяются:
1. сказки, где действующими лицами являются одни лишь животные: «Лиса и журавль», «Лиса-повитуха», «Лиса и дрозд» и др.;
2. животные и люди: «Собака и волк», «Волк у проруби» и др.
В сказках о животных, хотя описание самих животных и их природа реальны, но все же и они сами и их повадки являются лишь условными носителями каких-либо действий. Например, лиса или волк описываются по внешним признакам точно, но в то же время им приписываются внутренние качества: лисе – хитрость, волку – враждебность.
Действующими лицами русских сказок являются лиса (в индийских сказках вместо лисы - шакал), волк, медведь, заяц, коза и козел, бык, лошадь, собака, ворон, петух. Наиболее часто героями сказок о животных являются лиса и волк. Объясняется это тем, что, во-первых, с ними человеку чаще всего приходилось сталкиваться в хозяйственной деятельности; во-вторых, эти звери по величине и силе занимают в животном царстве середину; наконец, в третьих, благодаря предыдущим двум причинам, с ними человек имел возможность очень близко познакомиться.
Лиса представляется зверем пронырливым, коварным, хитрым, своей хитростью берущей перевес над другими зверями, более сильными, чем она - над волком и медведем. В наших сказках лиса носит ряд прозвищ: «кума-лиса», «лисичка-сестричка», «лиса-Патрикеевна», Лизавета Ивановна и т.д.
Волк выступает уже с иными чертами: он зол, жаден, прожорлив, но глуп и недогадлив; лиса часто подшучивает над ним и «проводит» его, но волк всякий раз снова дается ей в обман.
И волк и лиса выступают в сказках с резко определенными чертами. Гораздо менее определенным образом является медведь: отличительная черта его - недогадливость.
Строение сказок о животных представляет собой нанизывание эпизодов: «Бежала лиса по лесу и увидела зайца…». Первая встреча предвещает последующие за ней…
Для сказок о животных характерно:
- кумулятивность (повторяемость событий: петуху по очереди укорачивают штанишки, муха построила теремок и к ней в гости приходят разные звери и др.),
- диалогизм (разговор животных друг с другом или с человеком),
- исполнение песенок (волк песенкой обманывает козлят, колобок катится и поет песню),
- «слабые» всегда находят выход из различных неприятностей.
Сказки о животных часто являются средством морального поучения: осуждается угнетение слабых, жадность, лень, обман и т.д.
Сказки о животных: «Жадная старуха», «Кот и лиса», «Коза», «Кот, петух и лиса», «Крошечка-Хаврошечка», «Лисичка-сестричка и волк», «Лиса-исповедница», «Марья-Царевна-лягушонка», «Морозко», «Про Емелю-дурака», «Петушок подавился», «Перышко Финиста ясна сокола», «Сказка о Ерше-Ершовиче, сыне Щетинновикове», «Сивка-бурка – вещая каурка», «Теремок» и др.
Волшебные сказки
2. Стабильные и переменные элементы волшебной сказки.
3. Завязка сказок
Часто сказки начинаются со слов: «В некотором царстве, в некотором государстве …», «Жили были в …», т.е. с какого-то спокойствия или медлительности, хотя на самом деле наблюдается стремительность в действиях и напряженность.
Затем начинается перечисление действующих лиц сказки: «дед да баба», «король, у него было три дочери…», «царь и три сына…». Описание семьи, состоящей из двух поколений – старшего и младшего. Старшее поколение обычно остается дома, а младшее под различной мотивировкой отправляется в путешествия-испытания.
4. Герои сказок
Носителями доброго начала в сказке являются герой, героиня или их чудесные помощники.
Главный герой русских волшебных сказок – Иван (реже Василий, Емеля, Андрей). Иногда царского рода Иван-царевич, иногда мужицкого Иван-дурак, который на печи сидел. Внешность тоже различна: то красавец писаный, то невзрачный парень.
В начале сказки герой примечателен своей слабостью и ненужностью (показан человеком, от которого нечего ждать), но наступает время и он превращается в героя (удачливого, бесстрашного, верного слову, ловкого, умного, иногда хитрого): он выходит целым из всех превратностей судьбы, да еще в награду получает жену-красавицу, да еще с царством-государством в придачу.
Другой тип - это героини-девы, наделенные умом, спокойствием, находчивые в деле, преданные в любви, красавицы и т.д.: «Василиса Премудрая», «Елена Прекрасная».
5. Темный мир волшебных сказок
Образы Бабы-Яги, Кощея, Змея Горыныча олицетворяют различные стихии природы – разрушительную силу пожаров, ураганов, молний, землетрясений, смерти
6. Происшествие (беда)
Начинаются сказки с описания счастливой семьи или со спокойной ситуации.
Затем неожиданно ситуация меняется, происходит нарушение каких-либо запретов (не выходи из дома, не делай того-то) и как результат - приходит беда: «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
7. Волшебные помощники и предметы
8. Развязка
Герои попадают в «тридевятое царство», находят предмет своего поиска (молодильное яблоко, иглу, жар-птицу) и возвращаются домой. Или же сражаются со своими противниками (Змей-горынычем, Кощеем бессметным) и побеждают.
Сюжеты волшебных сказок завершаются освобождением от злых чар, наваждений или плена, наказанием жестоких и злых, торжеством справедливости и добра, и обязательно возвращением домой.
9. Задачи перед героями. Брак и воцарение героя
На обратном пути домой часто герой подвергается испытаниям (предательство братьев и др.). Невестой завладевает кто-то другой. Для того, чтобы отличить ложного героя от настоящего придумываются испытания. При прохождении испытаний выявляется обманщик. Сказка заканчивается свадьбой, пиром, воцарением героя.
БЫТОВЫЕ СКАЗКИ
Сюжетно-тематическое деление бытовых сказок.
1. Сказки о мудрых девушках.
В бытовых сказках, так же как и в волшебных, всплывает вопрос о решении трудной задачи (которая является условием женитьбы), решение этой задачи вдет к разнообразным видам наград. Чаще задачей является отгадывание загадок – в такой задаче нет ничего сверхъестественного – загадки отгадывают мудрые отгадчики.
2. Сказка об испытании жен
«Царевна лягушка», «Мудрая жена», «Ставр Годинович», «Царица-гусляр» и др., где испытания одного из супругов проходят или до брака или после брака.
3. Сказки о ловких и удачливых отгадках
Отгадчик – мудрец, который показывает не только необычайный ум, но и высокую нравственность. В другом случае отгадчик может быть плутоват, из решения задач желает получить выгоду.
4. Сказки о ловких ворах:
Сказки о ворах выделяются в особую группу, но героев этих сказок нельзя ставить в один ряд с ворами-уголовниками. Сказки такого типа возникли ни как рассказы о реальных ворах, а как мотив решения трудной задачи:
- вор должен совершить кражу не по доброй воле, а по чужому заданию,
- главный герой сам является похитителем, т.е. его действия являются ответными на действия кого-то (контрмерой) – похищение молодильных яблок, жар-птицы, живой воды и др.
Ловкий вор не извлекает из своих действий никаких материальных выгод, а удовлетворяет элементарное чувство справедливости.
5. Сказки о разбойниках
Сказочные разбойники живут в лесах братствами. Чаще всего это страшные люди, совершающие чудовищные злодеяния за которые их постигает кара.
К ним относятся «Али-Баба и сорок разбойников» из серии «Тысяча и одна ночь».
6. Сказки о хозяине и работнике.
«Батрак», «Сказка о попе и работнике его Балде».
7. Сказки о попах, о глупцах, о злых женах, моралистические сказки
(о грешниках, которых за их поступки постигает кара – скупость, лень или другие безнравственные поступки).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.