Русские промыслы. Финифть
Оценка 4.6

Русские промыслы. Финифть

Оценка 4.6
Занимательные материалы +2
pptx
изобразительное искусство +1
11 кл +1
26.02.2021
Русские промыслы. Финифть
История русских промыслов . Финифть
Финифть.pptx

Финифть ценилась на Руси наравне с золотом и серебром

Финифть ценилась на Руси наравне с золотом и серебром

Финифть ценилась на Руси наравне с золотом и серебром. У народа были популярны расписные миниатюры на эмали и иконки, знать покупала ювелирные украшения, трубки, табакерки и изысканные предметы интерьера.

Финифть: история промысла на Руси

Искусство финифти — украшения эмалью — зародилось несколько тысяч лет назад на

Искусство финифти — украшения эмалью — зародилось несколько тысяч лет назад на

Искусство финифти — украшения эмалью — зародилось несколько тысяч лет назад на Востоке. Этот способ стал известен случайно, как побочное открытие во время плавки стекла. На Русь финифть пришла из Византии в X веке, где ее называли «огненным письмом». Русские ювелиры освоили новую технику и стали украшать ею иконы, церковную утварь и оклады религиозных книг. Позднее московские мастера декорировали эмалями небольшие бытовые предметы: статуэтки и шкатулки, ручки и чернильницы, часы, табакерки и столовые приборы.

В XVII веке технологию значительно усовершенствовал французский ювелир

В XVII веке технологию значительно усовершенствовал французский ювелир

В XVII веке технологию значительно усовершенствовал французский ювелир Жан Тутен, он открыл секрет полупрозрачных огнеупорных красок. С тех пор процесс состоял из трех этапов: сначала мастер готовил белую эмалевую основу, затем наносил рисунок и вставлял изделие в оправу. Пластину для основы вырезали из листа металла. Использовали медь, бронзу, латунь, серебро или золото. Затем ей придавали нужную форму, добиваясь идеально ровной поверхности, чтобы «навести белизну» — нанести на металл слой размолотого стеклянного порошка. Заготовку отправляли в печь, на выходе получалась гладкая поверхность белого цвета. Обратную сторону тоже покрывали стеклянным составом, чтобы при обжигах пластина не деформировалась.

В таком виде заготовка попадала к художнику

В таком виде заготовка попадала к художнику

В таком виде заготовка попадала к художнику. На выпуклой стеклянной части он изображал огнеупорными красками из стекловидного порошка миниатюры и орнаменты. Техника была схожа с росписью фарфора: художник работал небольшой кистью и мазок за мазком наносил рисунок. Мастер намечал общий план изображения, отправлял изделие в печь, охлаждал, а затем выписывал тонкие детали и добавлял новые цвета. Каждый слой краски закаляли при температуре около 700–800 градусов. Обычно художники ограничивались тремя обжигами, но некоторые сюжеты требовали до пяти подходов. Краски в печи плавились, получалась блестящая глянцевая поверхность, которая не нуждалась в дополнительном закреплении.

В состав красок входили соли металлов: соли меди придавали красивый зеленый оттенок, кобальта — синий, добавление золота позволяло получить сияющие пурпурные и рубиновые цвета

В состав красок входили соли металлов: соли меди придавали красивый зеленый оттенок, кобальта — синий, добавление золота позволяло получить сияющие пурпурные и рубиновые цвета

В  состав красок входили соли металлов: соли меди придавали красивый зеленый оттенок, кобальта — синий, добавление золота позволяло получить сияющие пурпурные и рубиновые цвета. Технология требовала мастерства: исправить нанесенный на эмаль рисунок нельзя,

Готовую финифть вставляли в оправу из серебра или другого металла

Готовую финифть вставляли в оправу из серебра или другого металла

Готовую финифть вставляли в оправу из серебра или другого металла. Часто ею служила филигрань — тонкий кружевной узор из проволоки. Финифть не меняла цвет с годами, ей была не страшна влажность и высокая температура. Единственный недостаток изделия — хрупкость. Крупные украшения нуждались в бережном обращении, хотя небольшие предметы оставались довольно прочными и легко переносили удары. Драгоценные камни могли поцарапать эмалевый слой, поэтому финифть хранили отдельно от других украшений.

Усольская финифть Расцвет финифти в

Усольская финифть Расцвет финифти в

Усольская финифть

Расцвет финифти в России пришелся на XVI–XVII века, тогда же сложились основные жанры цветной эмали: на декоративных предметах мастера изображали сказочные и исторические сюжеты, пейзажи и православные храмы. А на ювелирных изделиях — цветочные орнаменты. Главным заказчиком в течение долгого времени оставалась церковь: долговечные, яркие и изящные миниатюры украшали оклады икон и одежду священнослужителей, а паломники увозили с собой из монастырей небольшие эмалевые образы святых на память.

Усольские художники нашли свой стиль: они изображали на белом фоне растительные композиции, райских птиц, зверей и мифологических персонажей

Усольские художники нашли свой стиль: они изображали на белом фоне растительные композиции, райских птиц, зверей и мифологических персонажей

 Усольские художники нашли свой стиль: они изображали на белом фоне растительные композиции, райских птиц, зверей и мифологических персонажей. Но главным узнаваемым мотивом вологодской и усольской финифти стал узор «тюльпан», его наносили тонкими кисточками и небольшими штрихами. В мифологических сюжетах встречались персонажи славянского фольклора и северных сказаний: изображали птицу Сирин, лебедей, оленей и львов.

Эмальеры изучали иностранные церковные книги, художественные приемы и орнаменты заграничных художников

Эмальеры изучали иностранные церковные книги, художественные приемы и орнаменты заграничных художников

Эмальеры изучали иностранные церковные книги, художественные приемы и орнаменты заграничных художников. Изначально они использовали большую палитру ярких красок: помимо основных красного, желтого, зеленого и синего цветов, писали также розовыми, охристыми и лиловыми оттенками.
Эмальерное искусство севера повлияло на развитие крупных ювелирных центров страны. Художников из Усолья приглашали в Москву и другие города налаживать производство финифти.

Русские промыслы. Финифть

Русские промыслы. Финифть

Ростовская финифть Во многом, направление искусства стало популярным благодаря мастерству эмальеров из

Ростовская финифть Во многом, направление искусства стало популярным благодаря мастерству эмальеров из

Ростовская финифть

Во многом, направление искусства стало популярным благодаря мастерству эмальеров из Ростова Великого, в те годы — духовного центра страны. В ростовские старинные церкви и монастыри приезжали паломники из далеких уголков России, каждый из них хотел увезти с собой памятную вещь. Небольшие и яркие финифтевые иконки, в отличие от образов из драгоценных металлов, стоили недорого и массово продавались в церковных лавках.

В ХIХ веке основным товаром ростовских эмальеров были ладанки и иконки с ликами святых, а также шкатулки с городскими и монастырскими видами

В ХIХ веке основным товаром ростовских эмальеров были ладанки и иконки с ликами святых, а также шкатулки с городскими и монастырскими видами

В ХIХ веке основным товаром ростовских эмальеров были ладанки и иконки с ликами святых, а также шкатулки с городскими и монастырскими видами. Многие художники копировали работы местных иконописцев и картины известных европейских и русских мастеров: Боттичелли, Рафаэля, Виктора Васнецова. К концу века преобладала светская тематика изделий, среди состоятельных горожан стали популярны портреты на заказ, выполненные в технике финифти.
К началу ХХ века ростовская финифть пользовалась все меньшим спросом. Новые технологии штамповки и печати делали производство эмалей экономически невыгодным, мастера вынуждены были в день изготавливать сотни небольших образков. Художники писали иконки и вставки для декоративных предметов по шаблону, художественная сторона отходила на второй план. 

Русские промыслы. Финифть

Русские промыслы. Финифть

Русские промыслы. Финифть

Русские промыслы. Финифть

XX век и современность: советская финифть и возвращение к традициям

XX век и современность: советская финифть и возвращение к традициям

XX век и современность: советская финифть и возвращение к традициям

В 1920–30-е основными темами ростовских эмалей стали героические победы в Гражданской войне и трудовые подвиги народа. Рядом с традиционными цветочнВ 1920–30-е основными темами ростовских эмалей стали героические победы в Гражданской войне и трудовые подвиги народа. Рядом с традиционными цветочными орнаментами появились пятиконечная звезда, ленты, колосья с серпом и молотом, лозунги нового советского государства. Финифть на религиозные темы стала неактуальной: вместо икон мастера писали портреты Ленина и Сталина, а также представителей советской номенклатуры разного уровня. В промысле наметились два основных направления: цветочные мотивы на ювелирных изделиях и портретная живопись.

Русские промыслы. Финифть

Русские промыслы. Финифть

В послевоенный период мастеров ростовской финифти осталось мало, они объединялись в артели, расписывали в основном пользовавшиеся спросом броши и шкатулки

В послевоенный период мастеров ростовской финифти осталось мало, они объединялись в артели, расписывали в основном пользовавшиеся спросом броши и шкатулки

В послевоенный период мастеров ростовской финифти осталось мало, они объединялись в артели, расписывали в основном пользовавшиеся спросом броши и шкатулки. Художники изображали исторических деятелей и знаменитых ученых, героев и космонавтов, например в 1960-е годы появились финифти с изображением космонавта Юрия Гагарина, к юбилейным датам выпускали предметы с портретами поэтов и писателей.
Сегодня промысел финифти в Ростове Ярославской области по-прежнему развивается. В городе работает несколько творческих объединений и фабрика, здесь выпускают иконы, ювелирные изделия, столовые приборы и декоративные предметы с видами Ростова. 

Русские промыслы. Финифть

Русские промыслы. Финифть

Русские промыслы. Финифть

Русские промыслы. Финифть
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2021