Прянишников учился в МУЖВ (1856- 65) у С. К. Зарянко, ориентировавшего учеников на тщательное и строгое изучение натуры, но меньше уделявшего внимания образному обобщению натуры.
Многое для себя Прянишников открывал самостоятельно, прокладывая путь новому, реалистическому видению в искусстве.
«Конец охоты»
Уже в первых работах начала 1860-х гг. ("Мальчик-коробейник", "Чтение письма в мелочной лавке") отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к точживым иным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи.
«Чтение письма в мелочной лавке»
А картина, написанная им в последний год обучения, - "Шутники. Гостиный двор в Москве" (1865)-сразу принесла ему широкую известность. В этом небольшом полотне дано оригинальное решение типичной для бытового жанра пореформенного десятилетия темы унижения человеческого достоинства, бездушия и жестокости в мире, где все продается и покупается. Изобразив подгулявших купцов-толстосумов, которые с издевкой заставляют плясать под гармошку бедного пожилого чиновника, художник с большой достоверностью продемонстрировал целую галерею образчиков морального уродства и самодовольного хамства. Картина вызвала негодование некоторых "ревнителей" официального академического искусства, считавших, что молодой живописец выступил разрушителем "высокого" предназначения искусства в идеальной форме выражать вечные истины.
Произведения Прянишникова 1870-х гг. отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Пейзаж в этих картинах из условного фона превратился в опоэтизированную среду, обогащающую образный строй острохарактерных сцен, почерпнутых автором из народной жизни.
"Порожняки"
Широкую известность получила картина "Эпизод из войны 1812 года" (1874). Первым из живописцев Прянишников изобразил Отечественную войну как народную. Не полководцы, а бедно одетые партизаны-крестьяне, ведущие по снежной равнине пленных французов, предстали в этой скромной, но очень выразительной картине как истинные творцы победы над армией Наполеона. Суровость исторического мотива не помешала Прянишникову добиться тонкого, изысканного колорита картины, передать свое восхищение красотой русской зимы.
В 1880-90-х гг. Прянишников работал над масштабными полотнами, изображавшими многоликую народную массу и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры русской деревни:
"Спасов день на Севере" (1887)
А рядом в его творчестве возникали камерные, "сумеречные" по настроению образы и сюжеты "В мастерской художника" (1890), "В провинции" (1893). Они роднили Прянишникова с устремлениями живописцев следующего, "чеховского" поколения.
"В мастерской художника" (1890),
Прянишников был участником ТПХВ
с самого его основания, а со II передвижной
выставки стал бессменным членом правления Товарищества. Он был преподавателем в МУЖВЗ (1873-94),
учителем многих известных впоследствии живописцев – С. В. Иванова, Н. А. Касаткина, К. А Коровина, М. В. Нестерова, В. К. Бялыницкого-Бирули и др.
В 1893 г. Прянишников был избран действительным членом АХ, но начать преподавание в ней не успел.
И последняя картина Прянишникова - "Крестный ход" - осталась незаконченной из-за смерти автора.
"Крестный ход"
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.