ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ РОДНОМУ
ЯЗЫКУ
Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на
родном языке» должно обеспечивать:
· воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению
· культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского
· народа, осмысление красоты и величия русского языка;
· приобщение к литературному наследию русского народа;
· обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его
· функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и
письменной речи, правилами речевого этикета;
· расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:
осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего
народа;
осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей
народа;
осознание национального своеобразия, богатства, выразительности
русского языка;
распознавание слов с национально-культурным компонентом значения
(лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между
людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского
быта; фольклорная лексика);
понимание традиционных русских сказочных образов, понимание
значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в
произведениях устного народного творчества и произведениях детской
художественной литературы;
правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи;
понимание значения фразеологических оборотов, отражающих
русскую культуру, менталитет русского народа, традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях
речевого общения (в рамках изученного);
понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых
выражений;
правильное их употребление в современных ситуациях речевого
общения (в рамках изученного);
понимание значений устаревших слов с национально-культурным
компонентом (в рамках изученного).
2. Овладение основными нормами русского литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими),
приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:
· осознание важности соблюдения норм современного русского
· литературного языка для культурного человека;
· соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного
русского литературного языка (в рамках изученного);
· соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского
литературного языка (в рамках изученного);
· обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение
объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
· соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм
современного русского литературного языка:
- произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень
слов);
- осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;
· соблюдение основных лексических норм современного русского
литературного языка:
- выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее
точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной
действительности;
- проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;
выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
- редактирование письменного текста с целью исправления речевых
ошибок или с целью более точной передачи смысла;
· соблюдение основных грамматических норм современного русского
литературного языка:
- употребление отдельных существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных;
- употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;
- выявление и исправление в устной речи типичных грамматических
ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и
имени прилагательного в числе, роде, падеже;
- нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
- редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;
· соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм
современного русского литературного языка (в рамках изученного в
основном курсе):
- соблюдение изученных орфографических норм при записи
собственного текста;
- соблюдение изученных пунктуационных норм при записи
собственного текста;
· совершенствование умений пользоваться словарями:
- использование учебных толковых словарей для определения
лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;
использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей
синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе
редактирования текста;
- использование учебного орфоэпического словаря для определения
нормативного произношения слова, вариантов произношения;
- использование учебных словарей для уточнения состава слова;
3. Совершенствование различных видов устной и письменной
речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма),
соблюдение норм речевого этикета:
· владение различными приемами слушания научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
· владение различными видами чтения (изучающим и поисковым)
научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и
культуре русского народа;
· чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов
или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок,
пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов;
· умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного
текста:
- отделять главные факты от второстепенных;
- выделять наиболее существенные факты;
- устанавливать логическую связь между фактами;
· умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста:
- устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;
- составлять план текста, не разделённого на абзацы;
- приводить объяснения заголовка текста;
- владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;
· умение строить устные сообщения различных видов: развернутый
ответ, ответ-добавление, одноклассника, мини-доклад;
· создание текстов-рассуждений с использованием различных способов
аргументации;
· создание текстов-повествований (например, заметки о посещении
музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об
участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);
· создание текста как результата собственного мини-исследования;
· оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;
· оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки
зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
· редактирование собственных текстов с целью совершенствования их
содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.
· соблюдение основных норм русского речевого этикета:
- соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе
русского речевого этикета;
- различение этикетных форм обращения в официальной и
неофициальной речевой ситуации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»
Третий год обучения (17 ч)
Раздел 1 Русский язык: прошлое и настоящее (6ч)
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений
между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство –
побратим).
Слова, называющие природные явления и растения (например,
образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской
культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик,
коробейник, лавочник).
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры:
слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли,
гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения
(например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.):
уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях
фольклора и художественной литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих
названий.
Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История
моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о
происхождении слов).
Раздел 2 Язык в действии (5 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки
значения и различную оценку, как специфика русского языка (например,
книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик,
зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например,
категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение
нормами употребления отдельных существительных.
Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного
числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами
правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-
падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением)
(на практическом уровне).
Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамкахизученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Раздел 3 Секреты речи и текста (6 часов)
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об
участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов
аргументации (в рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их
содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов
или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок,
пословиц, притч и т. п.).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.