Русский язык: «Имя прилагательное (обобщение)» 3 класс (отделение слабослышащих детей)

  • docx
  • 03.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала План урока русского языка.docx

Департамент общего образования Томской области

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

 

 

Русский язык: «Имя прилагательное (обобщение)»

 3 класс (отделение слабослышащих детей)

 

Цель:

обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном.

Задачи:

 

 

 

 

 

 

 

 

Формируемые УУД:

 

Активизировать знания об имени прилагательном как части речи;

отработать навыки правописания родовых окончаний имён прилагательных; обеспечить усвоение учащимися зависимости имени прилагательного от имени существительного; устранить пробелы по орфографии; развивать словарный запас учащихся; развивать умения составлять повествовательный текст с элементами описания, использовать в речи имена прилагательные.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:  формулируют учебную задачу урока и стремятся её выполнить; планируют собственную деятельность и прогнозируют результат, контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников, при необходимости вносят корректировки, способность к саморегуляции.

действие с поставленной задачей; осознанно и прочно овладевать орфографическими  умениями.

Познавательные УУД:   формулируют познавательную цель урока, учатся устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять поиск необходимой информации на основе анализа и синтеза, создают алгоритм действия, учатся использовать полученные умения в повседневной жизни.

Коммуникативные УУД: формировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, уметь слышать и слушать партнёра, достаточно чётко выражать свои мысли, при необходимости задавать вопросы уточняющего характера.

Личностные УУД: наличие положительной мотивации, сотрудничество со сверстниками и со взрослыми, проявление самостоятельности, личной ответственности

Оборудование:

1.      Презентация

2.      Ватманы

3.      Шаблоны листьев

4.      Листы самооценки

5.      Рисунок дерева

Этапы урока

Выполняемые задания

Комментарии

1.Орг. момент

 

(Класс разделен на группы, в которых распределены роли)

- Ребята, давайте улыбнемся друг другу и начнем урок .

- Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Приглашаю вас на урок русского языка, удачного вам дня.

 

2.Актуализация знаний

 

- Для определения темы урока  посмотрите на рисунки и дайте каждому предмету характеристику – какой он.

– К какой части речи относятся все эти слова?

– Скажите, по какой теме урока мы с вами проведём сегодня обобщающий урок?

Презентация

3.Орфографическая пятиминутка.

 

– Прежде, чем приступить к теме, проведём разминку.

– Прочитайте стихотворение с пропущенными орфограммами и подумайте, какие буквы необходимо вставить на месте пробелов.

Как-то раз с бльшого клёна
Оторвался лист злёный…
Зкружилась глва
У злёного лста.
Ветр нёс его и нёс,
Бросил толко на мсту.
В тот же ми всёлый пё
Шмыг к злёному лсту,
Лапой хват злёный лист…
Ветр вмиг с лстом злёным
Над змлёй взметнулся снова…
Я пшу в сду под клёном
Стих о том лсте злёном.

 Ребята  выходят к доске, и каждый вставляет вместо пробела по одной орфограмме.

– Какие виды орфограмм вы вставили? (безударная гласная в корне и в приставке, сочетание жи-ши, смягчительный мягкий знак, парная согласная на конце слова).

Презентация

4.Обобщение изученного.

 

– О чём говорится в стихотворении? (о кленовом листе).

– Какое слово постоянно повторяется в стихотворении? (зелёный).

– К какой части речи относится? (имя прилагательное).

– В стихотворении пёс хотел подружиться с листом, но зелёный лист не захотел с ним общаться, т.к. пёс ничего не знает об имени прилагательном.

– Вы хотите, чтобы они подружились?

– Что надо для этого сделать? (научить собаку, рассказать ему всё об имени прилагательном).

– Попробуем это сделать. У нас возникла проблема:

Что такое имя прилагательное?

– Давайте все вместе попробуем её решить.

– У вас на столах листочки. Напишите всё, что вы знаете об имени прилагательном.

Каждая группа выполняет одно и то же задание.

После группы защищают свои работы около доски.

– Что стало бы с нашей речью, если не было бы имён прилагательных?

– Какое имя прилагательное постоянно повторяется в стихотворении? (зелёный)

– Замените слово «зелёный» другими прилагательными, подходящими по смыслу.

Каждой группе выдаётся 1 часть стихотворения.

1 группа:

Как-то раз с большого клёна
Оторвался лист зелёный (кленовый)
Закружилась голова
У зелёного (летевшего) листа.

2 группа:

Ветер нёс его и нёс,
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг к зелёному (упавшему) листу,
Лапой хвать зелёный (кленовый) лист…

3 группа:

Ветер вмиг с листом зелёным (кленовым)
Над землёй взметнулся снова…
Я пишу в саду под клёном
Стих о том листе зелёном (весёлом).

После работы в группах ребята вывешивают свои работы на доску и зачитывают обновлённое стихотворение.

– Чему вы научили пса? (вывесить таблицы-опоры).

Имя прилагательное

Обозначает признак предмета

Обогащает речь

– С какой частью речи связано имя прилагательное?

Связано с именем существительным

– Что нарисовано на картинках ?

– Что общего в этих словах? (существительные единственного числа).

– Чем отличаются? (имеют разный род).

1 группасолнце (ср. род);

2 группаландыш (м. род);

3 группатрава (ж. род).

– У вас на столах лежат карточки. Найдите имена существительные вашего рода и запишите словосочетания, используя имена прилагательные.

– Не забудьте выделить окончания имён прилагательных.

https://urok.1sept.ru/articles/610600/10.jpg

– Что ещё узнал наш пёс? (вывесить таблицы-опоры).

м.р.-ый, -ий, -ой

ж.р. –ая,-яя

ср.р.- -ое, -ее

– А теперь поиграем в нашу любимую игру и составим предложения.

– Скажите, к какому времени года можно отнести все слова, услышанные вами на уроке? («Весна»)

– Перед вами длинные полоски бумаги. Вам необходимо по 1 слову вписывать в предложение и передавать другой группе. Эта группа вписывает ещё 1 слово и так далее, пока не составим 3 разных предложения.

Ребята с места зачитывают составленные предложения.

– А теперь разберите по членам предложения и скажите, каким членом предложения является имя прилагательное.

Ребята делают вывод: Имя прилагательное является второстепенным членом предложения – определением и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация

5.Итог урока. Рефлексия.

– Вы сегодня многому научили пса.

– Посмотрите, появился наш зелёный кленовый лист. Он рад, что вы научили пса определять имена прилагательные и правильно писать родовые окончания.

– Ребята, скажите, смогли бы вы красочно описать весну, если бы в нашей речи не было имён прилагательных?

– Для чего необходимо использовать в речи имена прилагательные?

– Если  считаете, что вы сегодня очень хорошо поработали на уроке, повесьте ваши листочки высоко на дерево. Если у вас что-то не получалось, вы чувствовали себя неуверенно на уроке, повесьте свои листочки пониже.