№ занятия |
Тема занятия |
Содержание занятия |
Виды деятельности ребенка |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Алфавит.
|
Игра «Оживи алфавит»
За 5 минут нужно подобрать по одному слову на каждую букву алфавита и записать их в тетради. Победителем считается ученик, подобравший слова к наибольшему числу букв алфавита.
|
Закрепляет знания о буквах, расширяет словарный запас; развивает зрительную память; знакомится с художниками и картинами
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Алфавит. Запись слов в алфавитном порядке |
Игра «Кто быстрее
соберет?» |
Обогащает словарный запас; |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?». |
Спиши слова в один столбик, не забудь сначала записать вопрос, на который они отвечают. Подумай, на какой вопрос будут отвечать слова второго столбика. Запиши этот вопрос во втором столбике. Потом в каждом слове первого столбика замени одну согласную букву так, чтобы получилось слово, отвечающее на вопрос второго столбика. кто ? что ? кот _______ коза _______ цапля _______ щука _______ лиса _______ зверь _______ Запиши одним словом. Для этого замени каждую группу слов одним общим словом. Полученные слова записывай в два столбика в соответствии с вопросом. 1. Тополь, клен, береза, ель. 2. Волк, лиса, заяц, медведь. 3. Сорока, ворона, воробей, аист. 4. Брусника, черника, земляника, ежевика. 5. Шкаф, парта, стол, стул. 6. Молоко, сахар, хлеб, мясо. 7. Костюм, пальто, платье, юбка. 8. Ботинки, сапоги, валенки, туфли. Кукла, мяч, юла, барабан
|
Распознает и группирует слова, отвечающие на вопросы кто? и что?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?». |
Игра-разминка. Найдите среди группы слов глаголы и выпишите их в тетрадь. Бег, бегал, беглый, бегун. Рост, рос, рослый. Петь, певун, певучий, пение. Зреть, зрелый, зрелость. Ход, ходить, ходкий, ходячий, ходики. Пишут, письмо, писчая. Дело, дельный, делать, бездельник, бездельничать. Варить, вареный, варенье. Старый, старушка, стареть. Видный, видение, видеть. Точить, точилка, точеный. Свет, светлый, светить, светлячок. 1. Игра «Поиграем в слова». - Напишите, кто что умеет делать. лошадь – ржет волк -… корова -… кузнечик -… собака -… курица -… овца -… гусь -… свинья -… кошка -… 2. Игра «Народные приметы» Синица пищит… к долгой весне Дым столбом… зиму вещает Длинные сосульки… к морозу Ласточка низко летает… к грозе Шумит хвойный лес… дождь предвещает Муравьи прячутся в гнезда… ожидай оттепель |
Ставит вопрос к глаголу и распознает глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». |
1. Игра «Четвертый лишний» Прочитайте слова в каждом столбике, найдите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее.
Береза снежный старый Подберезовик снежинка старик Березовый снеговик старушка Березняк снег старичок 2. Игра «Слова-синонимы» Тема: «Имя прилагательное» - Напишите слова-синонимы, в которых вторые буквы уже проставлены: Мощный – и (сильный) Занимательный – н (интересный) Скорый – ы (быстрый) Большой – г (огромный) Смышлены – о (догадливый) Выносливый –е (терпеливый) 3. Игра «Большой-маленький» 4. Тема: «Имя прилагательное» - В данные пословицы вставьте противоположные по смыслу прилагательные. …пенек опрокидывает …воз. Даже самое …дерево выросло из…семени. …крючком … рыбу не выудишь. На … челне по… озеру не плавают. В … лодку … груз не кладут. … дело лучше … безделья.
|
Различает признак предмета и слово как его название; Умеет соотносить вопросы какой? какая? какое? какие? и слово - название признака предмета. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Правописание безударных гласных в корне слова. |
Алгоритм 1.Прочитай слово вслух 2.Поставь ударение 3.Найди опасное место 4.Подбери проверочное слово 5.Сделай вывод 6.Орфографическое чтение слова. Ход игры. Учитель называет один предмет, а ученик называет много таких предметов и объясняет, какую гласную надо писать в корне обоих слов. За каждый правильный ответ ряд получает очко. Победитель выявляется по количеству очков. Примерный материал. Слова: страна, волна, коса, доска, толпа, тропа, ведро, весна, звезда, звено, свеча, село, письмо, плита, свинья, ядро, яйцо, трава, вода, гора, коза, нога, нора, оса, роса, сова, сосна, змея, перо, река, стена, зима, лицо, пила, число, пятно. Игра «Волшебная яблоня» Оборудование. На доске нарисована яблоня, к веткам прикреплены плоские картонные изображения яблок с буквами я, и, а, о, е. Яблок столько, сколько учеников в классе. На доске также написаны в столбик слова с пропущенной безударной гласной. Ход игры. На яблоне выросли необычные яблоки. Они очень крупные, и на них написаны буквы. Сорвать яблоко может только тот, кто скажет, какую букву надо писать в слове. (читает свое слово, говорит, какая буква пропущена, берет яблоко, на котором написана эта буква, и называет проверочное слово, доказывая верность своего выбора. Правильное выполнение задания оценивается игровой фишкой) Примерный материал. Слова: глаза, вода, гнездо, грибы, пятно, мячи, весна, волна, земля, число, грачи, сосна, столы, трава, река, сестра, листок, пила.
|
Умеет подбирать проверочные слова, применяет общий принцип проверки безударной гласной в корне; Применяет теоретические знания при выполнении практических заданий; Развивает внимание, орфографическую зоркость, умеет анализировать и обобщать |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.
|
Закрепляет и конкретизирует знания о том, что звонкие и глухие согласные в конце слов произносятся одинаково глухо; Развивает навыки грамотного письма, речь, фонематический слух
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
|
Игра «Определи тип текста»
|
Уточняет представление об особенностях текста как единицы речи; Развивает умение распознавать повествовательные, описательные тексты и тексты -рассуждения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 |
Работа с деформированным текстом |
Из данных слов составь
предложения, чтобы получился текст. Из данных слов составь
предложения, чтобы получился текст.
|
Составляет предложения по опорным словам, формирует предложения из «рассыпанных» слов, Располагает предложения в нужном порядке и читает полученные тексты; Записывает предложения под диктовку и списывает с печатного образца. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
Буквы Й, Ь при переносе слов |
1. Разделить слова для переноса. Майка, ветер, кино, собака, подъезд, пальто, коридор, масса. 2. Разделить слова для переноса, где это возможно. Чайка, Зоя, рябина, съезд, имя, имена, деревья, котик, час, Анна, объехал. 3. Списать слова в два столбика: в первый – двусложные, во второй – трехсложные, разделив их для переноса. Дорога, ягода, ветер, кино, карандаш, пенал, каток, осина, группа. Игра «Перенеси правильно» Каждый ученик получает карточку со словами, разделенными для переноса, а также предлагается алгоритм - памятка при переносе слов
|
Применяет правило переноса слов с буквами “Ь” и “Й” в середине слова. Применяет на практике новые правила переноса слов. Закрепляет ранее изученные основные правила переноса слов.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 |
Ударение (общее представление). Способы выделения ударения.
|
В каждом слове спряталось животное, насекомое или птица. Найди их и напиши эти слова Минутка, камыши, телевизор, баранка, коньки, черёмуха, стрекоза, листок, воронка, мужчина, ракита, котлета, коса, сибиряк, трактор, чертёж, стрижка.
Запишите слова по рисункам. Поставьте в них знак ударение.
|
Закрепляет знания о месте ударения в слове, Умеет правильно определять ударный гласный в слове, повторяет понятия «ударный гласный», «безударный гласный», для отработки навыка выделения ударных и безударных гласных в слове; |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 |
Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.
|
Алгоритм правописания слов с парными звонкими и глухими согласными. 1.Прочитать слово. 2. Определить какой парный звонкий/глухой согласный звук вы слышите. 3. Изменить слово, так чтобы после согласного стоял гласный. 4. произнести слово и определить какой звук вы слышите перед гласным. 5. Записать слово.
Впишите пропущенные буквы. Определите, какие буквы обозначают парный звонкий или глухой согласный звук. (Гора — кора, жить — шить, бочка — почка, дом — том.)
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 |
Правописания сочетаний чк, чн, чт, нч.
|
Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки Разноцветные сестрицы Заскучали без водицы. Дядя, длинный и худой, Носит воду бородой, И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым. (краски и кисточка) Что это у Галочки? Ниточка на палочке. Палочка в руке, А ниточка в реке. (удочка) В деревянном домике Проживают гномики. Уж такие добряки Раздают всем огоньки. (спички) На ветках плотные комочки, В них не дремлют клейкие листочки. (почки) Отгадайте, что за птичка: Тёмненькая невеличка, Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два хвоста. ( ласточка) С именем вкусным, Не бывает грустным, Смотрит весело вокруг, Он Незнайке лучший друг. (Пончик) Прочитайте отрывок из стихотворения М. Цветаевой «На бульваре». Спишите. ·
В небе — вечер, в небе — тучки,
|
Умеет заменять сочетание одним словом, близким по смыслу, составляет предложения из данных слов Формирует навыки каллиграфического письма, обогащает словарный запас.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 |
Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов |
Подберите клички для животных. Корова… Коза….
Кошка….
Попугай… Хомяк…
|
Отличает имена собственные и имена нарицательные. Умеет употреблять заглавную букву в именах собственных. Умеет записывать слова и предложения с именами собственными, находит их в тексте, отличает имена собственные от других слов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 |
Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука
|
Дописать слово с мягким знаком к таким словам: ел, брат, мел, жар, шест, банка, уголки. Проверим: ел – ель, брат – брать, мел – мель, жар – жарь, шест – шесть, банка – банька, уголки – угольки. Как мы видим, изменилось значение слов, согласный звук стал мягким, изменилось количество букв, а количество звуков осталось прежним. Выписать слова в два столбика. В первый столбик записать слова, в которых мягкость согласного звука обозначается буквами Е, Ё, Ю, Я. Во второй – слова, в которых мягкость согласного звука обозначается мягким знаком. Носик, есть, котик, курица, зорька, пальма, Ваня, рис, осёл, сталь, пальто, василёк, роль, пыль. Вставить ь и разделить слова для переноса. Пал_то, бол_ница, мал_чик, рел_сы, васил_ки, жил_цы, школ_ники, тонен_кий, белен_кий, серен_кий, учител_ница.
|
Обобщает знания об обозначении мягкости согласных звуков на письме буквой «мягкий знак». Развивает умение различать мягкие и твёрдые согласные звуки. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 |
Непроверяемая гласная в корне слова (словарные слова)
|
3. Разгадай кроссворд:
По горизонтали: 1. То он блин, то он клин, ночью на небе один. (Месяц.) 2. Самый бойкий я рабочий в мастерской, колочу я что есть мочи день-деньской. (Молоток.) 3. Растет на грядке зеленая ветка, а на ней – красные детки. (Помидор.) По вертикали: 4. Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз.) 5. Всегда шагаем мы вдвоем, похожие, как братья. Мы за обедом – под столом, а ночью – под кроватью. (Тапочки.) 6. В лесу кланяется, придет домой – растянется. (Топор)
|
Развивает умения распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах; Умеет подбирать проверочные слова и обосновывать написание; Формирует понятия особенностях проверочного и проверяемого слов, способах проверки безударных гласных;
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.