Конспект логопедического занятия в 3 классе по теме
«Родственные слова»
Цели:
1. Познакомить учащихся c родственными словами.
2. Развитие грамматического строя.
3. Обогащение и активизация словаря.
4. Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, мышления.
Оборудование: проектор, мультимедийный экран, рабочие тетради, ручки с синей пастой, простые карандаши.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Логопед предлагает учащимся послушать слова и сказать, что в них общего.
ЛЕС, ЛЕСНИК, ЛЕСОК, ЛЕСНОЙ.
Определение темы занятия.(слайд 1)
II. Работа с текстами.(слайд 2)
Логопед читает текст рассказа:
Родник родит речку, а река льётся через всю нашу матушку-землю, через всю Родину, корит народ. Вы глядите, как это складно выходит: РОДНИК, РОДИНА, НАРОД. Все эти слова как бы родня.
Теперь текст прочитайте сами, соблюдая ударение в словах.
Словарная работа: РОДНИК, РОДИНА, РОДНЯ.
Это родственные слова.
Логопед читает стихотворение:
Как растут слова.
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым
Был он только словом.
Это слово – корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада.
Вот ещё посадки рядом,
А вот садовод,
С ним садовник идёт, очень интересно
Гулять в саду словесном.
Объяснение слов: РАССАДА, ПОСАДКИ, САДОВОД, САДОВНИК.(слайд 3 ) Картинки по теме.
Из какого слова выросли слова: РАССАДА, ПОСАДКИ, САДОВОД, САДОВНИК? Из слова САД, это КОРЕНЬ.
III. Чудо – дерево (слайд 4)
На слайде изображение чудо-дерева. Слово САД на корню дерева.
Назовите слова, которые выросли из слова САД.
Ученики называют слова и они появляются на чудо – дереве.. Все эти слова произошли от одного корня и называются ОДНОКОРЕННЫМИ, РОДСТВЕННЫМИ.
Запишите родственные слова в тетрадь, выделите корень.
Образец записи: сад – рассада, посадки, садовод, садовник.
Логопедическая физминутка.
IV. Закрепление материала.
1. Работа с однокоренными словами, не являющимися родственными. Логопед записывает на доске пары слов:
РИС – РИСУНОК ГОРА – ГОРЕВАТЬ ВОДИТЕЛЬ – ВОДА
Логопед предлагает ученикам найти общую часть этих слов. Затем записать пары слов, выделить общую часть – корень слова.
Сравнить пары слов по смыслу. Сказать будут ли эти слова родственными? Почему? (Эти слова не могут быть родственными, у них разный смысл).
2. (карточки) (слайд 5) К словам из первой колонки подберите родственные слова из второй колонки. Подчеркните их одним цветом.
ГОРА |
Горный, горюшко, пригорок, горевать, гористый, горький, горочка, пригорюнился. |
ГОРЕ |
|
ВОДА |
Водить, подводник, привод, водянистый, проводник, водяной, водица, заводная. |
ВОДИТ |
|
РИС |
Рисование, рисовый, зарисовка, разрисовать, рисинка, рисуночек, рисовод. |
РИСУНОК |
(слайд 6) Проверьте.
V. Итог занятия. Чему научились на занятии? Какие возникли трудности?
(слайд 7) Молодцы!
ГОРА |
Горный, горюшко, пригорок, горевать, гористый, горький, горочка, пригорюнился. |
ГОРЕ |
|
ВОДА |
Водить, подводник, привод, водянистый, проводник, водяной, водица, заводная. |
ВОДИТ |
|
РИС |
Рисование, рисовый, зарисовка, разрисовать, рисинка, рисуночек, рисовод. |
РИСУНОК |
ГОРА |
Горный, горюшко, пригорок, горевать, гористый, горький, горочка, пригорюнился. |
ГОРЕ |
|
ВОДА |
Водить, подводник, привод, водянистый, проводник, водяной, водица, заводная. |
ВОДИТ |
|
РИС |
Рисование, рисовый, зарисовка, разрисовать, рисинка, рисуночек, рисовод. |
РИСУНОК |
ГОРА |
Горный, горюшко, пригорок, горевать, гористый, горький, горочка, пригорюнился. |
ГОРЕ |
|
ВОДА |
Водить, подводник, привод, водянистый, проводник, водяной, водица, заводная. |
ВОДИТ |
|
РИС |
Рисование, рисовый, зарисовка, разрисовать, рисинка, рисуночек, рисовод. |
РИСУНОК |
ГОРА |
Горный, горюшко, пригорок, горевать, гористый, горький, горочка, пригорюнился. |
ГОРЕ |
|
ВОДА |
Водить, подводник, привод, водянистый, проводник, водяной, водица, заводная. |
ВОДИТ |
|
РИС |
Рисование, рисовый, зарисовка, разрисовать, рисинка, рисуночек, рисовод. |
РИСУНОК |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.