КОНСПЕКТ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
в 3 классе
Тема: «Предложение»
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
ТЕМА: «Предложение»
ЦЕЛИ: учитьдетей составлять предложения по картинкам, из отдельных слов,учить распространять предложения, заканчивать предложение подходящим по смыслу словом, учить детей делить текст на предложения и ставить соответствующие знаки (. ! ?), записывать предложения под диктовку, находить главные и второстепенные члены, учить ставить вопросы к каждому слову в предложении;
развивать слуховое внимание, память; зрительное внимание, память; логическое мышление, пространственную ориентацию, воображение; развивать навык конструирования предложений;
воспитыватьнавыки организации учебной работы; умения слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения, воспитывать внимание к выразительности языка и речи.
ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки, человечки (грустный и весёлый), паровозики, логопедическое лото, карточки с родственными словами, карточки с частями слов, карточки со словами для предложений, индивидуальные карточки, карточки со словами-синонимами, со словами-антонимами (слова-мячи), ворота с буквами, карточки со знаками (. ! ? ).
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Организационный момент
- Сядет тот, кто назовётприметы весны.
2. Повторение
Родственные слова
Задание:
- Поиграем в игру: «Логопедическое лото»
Даны карты на доске: на 1карте – слово вода, на 2-ой – слово водить. На маленьких карточках написаны слова (водитель, проводник, уводить, сводить, обводить, половодье, водолаз, водоём, водокачка, наводнение). Дети выходят по очереди к доске, берут карточку и ставят на нужную карту, объясняя свой выбор.
- Составьте с каждым словом предложение.
Задание:
Безударные гласные в корне.
- Игра: Забей мяч в нужные ворота( на доске рисунки ворот, на воротах написаны буквы «Е» и «И»).
Слова (степной, вредить, гнездо, плела, свистеть, скрипеть, пилить)
Задание:
Части слов
- Игра: «Живые слова»
- Детям раздаются карточки с частями слов. Даётся несколько минут на раздумье. Учащиеся должны составить слова из частей (повозка, прополка, застёжка, пятнышко, настройщик). Объясняются значения каждого слова. Составляются предложения.
Задание:
Синонимы и антонимы.
- Игра: «Сходство и противоположность». Даны два человечка (грустный и весёлый) и карточки со словами-антонимами. Каждому человечку даётся определённое слово. Затем к словам подбираются слова-синонимы (радость-горе, друг-враг, плакать-смеяться, сытый-голодный, ссориться-мириться, ругаться, веселье, печаль, неприятель, недруг, приятель, хохотать)
3. Новая тема: «Предложение»
- Что такое предложение?
- Какие бывают предложения?
- Составьте предложения по картинке. Произнесите его так, чтобы можно было поставить ( ? ! )
4. Слуховое внимание, память.
Задание:
Подними нужную карточку ( . ! ? ). Учитель-логопед читает предложения.
Задание:
Хлопни, если предложение закончилось.
Весна.
Стоят тёплые деньки.(хлопок) Сугробы стали меньше. Мальчики и девочки убрали коньки и лыжи. Ребята ждут пернатых друзей с юга. Они вешают домики для птиц.
Задание:
- Игра: «Живые слова».
Детям раздаются карточки со словами. Логопед читает предложение. Учащиеся слушают и становятся в той же последовательности.
(Над зелёным садом засияло солнце.На поляне стоит белая берёза.)
5. Зрительное внимание, память.
Задание:
Прочитай предложение. Сравни со вторым предложением и назови пропущенное слово. Запиши.
6. Работа над деформированным предложением.
Задание:
Игра: «Помоги подружиться словам»
- На доске слова. Дети составляют и записывают предложения, изменяя слова по смыслу ( над, вода, чайки, летать; на, клумбы, цвести, маки)
-Чайка летает над водой. На клумбах цветут маки.
Игра: «Слово-гостья»
К нам в гости пришли слова-гости (красивые, белые). К какому предложению, какое слово пришло в гости? Почему?
Белые чайки летают над водой. На клумбах цветут красивые маки.
-Найдите в предложениях главные и второстепенные члены предложения.
Задание:
-Прочитайте слова, составьте из них два предложения. Сначала даются заглавные буквы в словах, затем задание усложняется.
( Наступила, Ребята, ранняя, пускают, весна, кораблики)
( Дети, набрали, в лес, пошли, они, грибов)
Наступила ранняя весна. Ребята пускают кораблики.
Дети пошли в лес. Они набрали грибов.
Задание:Закончите предложение подходящим по смыслу словом.
-Раздаются карточки. Нужно записать начало предложения и дописать подходящее по смыслу слово.
На картине нарисована (лес, двери, девочка).
В корзине лежали пушистые (яблоки, морковка, котята).
Навстречу ослику бежал (собака, щенок, кошки).
В углу стоял большой (сумка, девочка, чемодан).
Мама ушла в (работу, домой, магазин).
Ребята гуляют у (улице, ворот).
На картине нарисована (лес, двери, девочка).
В корзине лежали пушистые (яблоки, морковка, котята).
Навстречу ослику бежал (собака, щенок, кошки).
В углу стоял большой (сумка, девочка, чемодан).
8. Итоги.
- Какую тему сегодня проходили на занятии?
- Что такое предложение?
- Какие знаки могут быть в конце предложения?
- Что больше всего понравилось на занятии?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.