Русский язык «Ряд позиционно чередующихся звуков (фонема) как строительный материал значимых частей основы». (Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) 3 класс

  • docx
  • 03.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Моисеева 9.docx

Русский язык

«Ряд позиционно чередующихся звуков (фонема) как строительный материал       значимых частей основы».

(Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) 3 класс

 

Сценарий урока

Продолжительность занятия составляет 40 – 45 минут.

 

Цель урока:

Содержательная: конструирование понятия фонемы как особой звуковой единицы языка, служащей для построения и различения значимых частей слова.

Деятельностная: формирование у учащихся умения анализировать звуковой материал и выделять ряд позиционно чередующихся звуков (фонему) в различных частях слова

 

Задачи:

Обучающие: научить выделять ряды позиционно чередующихся звуков (фонем)                                             в приставках и корнях

Развивающие: развивать умение анализировать, обобщать полученную информацию, моделировать, контролировать и оценивать собственную деятельность и деятельность одноклассников

Воспитательные: формировать навыки работы в группе, умение участвовать                                     в коллективном диалоге, умение договариваться

 

Планируемые результаты.

Предметные умения:

знать критерии для выделения сильных и слабых позиций звуков, уметь составлять звуковую запись (простейшую транскрипцию) слов, научиться выделять ряды позиционно чередующихся звуков (фонемы)

Метапредметные умения:

осуществлять анализ объектов, выстраивать логические рассуждения, делать выводы, создавать схемы и модели для решения различных задач, контролировать свою деятельность

Личностные:

сотрудничать с учителем и одноклассниками, эффективно работать в группе,                                      в соответствии с общепринятыми правилами поведения

 

1.     Организационно- мотивационный этап. Актуализация знаний. Целеполагание.     

 

    Вы уже знаете, что слова состоят из значимых частей. А из чего строятся эти части?

Фиксация детских предположений на доске.

                                                   

                                                     части слов

                           

                                

                                              буквы      ?       звуки

     Постановка цели учащимися: мы должны точно выяснить из чего состоят значимые части слов.

 

Формируемые УУД:

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание                           в устной форме

 

 

 

2.      Решение учебно-практической задачи.

 

Задание для обучающихся: Записать данные слова в столбик (приставку (корень) записать звуками, остальную часть слова – буквами).

  

       Класс делится на 5 групп по 4 человека. Каждая группа получает своё задание: первая и вторая группы составляют и анализируют звуковой состав приставки об-                    в словах: обмер, объезд, обход (первая группа работает с гласными звуками, вторая –    с согласными); третья, четвёртая и пятая группы составляют и анализируют звуковой состав корня –езд- в словах: объезд, ездок, поездов (третья группа работает с первыми двумя звуками корня, четвёртая группа - с третьим звуком, пятая – с четвёртым.)                        

    

 Фиксация на доске общих результатов исследования.

 


[о] [б] мер                                                      об [й,] [э] [с] [т]

[а] [б,] езд                                                            [й,] [и] [з] [д] ок

[а] [п] ход                                                       по [о] [и] [з] [д] ов

(результат работы 1 и 2 группы)                 (результат работы 3, 4 и 5 групп)

    

Общеклассное обсуждение полученного результата. Организация коллективного диалога.

- Почему в одинаковых приставках (корнях) работают разные звуки? (Это зависит                     от позиции звуков в слове. Для гласных звуков сильная позиция – ударная, слабая – безударная. Согласные звуки находятся в сильной позиции, когда справа от них – гласные звуки, сонорные или [в], [в,]. Звуки чередуются, потому что оказываются                           в разных позициях).

- В значимых частях слова работают отдельные звуки или целые «команды» звуков?

  Фиксация вывода на доске.

 

 


   о      б                                    й,     э      с     т

   //      //                                    //     //     //     // 

   а      б,                                    о     и      з     д

           //

                 п

 

Вывод: Каждая значимая часть слова состоит не из отдельного звука, а из «команд» (рядов) позиционно чередующихся звуков.

 

     Введение термина фонема. Каждый звук в слове – это представитель какого-то ряда позиционно чередующихся звуков. Такие ряды – учёные называют их фонемами                (от греческого слова фоне – «звук») –это и есть тот материал, те звуковые «кирпичики», из которых строятся значимые части слов. Следовательно, значимые части слова построены из фонем.

 

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ объектов с целью выделения существенных признаков, выбор критериев для сравнения и классификации объектов (сильные и слабые позиции звуков), построение модели, построение логической цепочки рассуждений, установление причинно-следственных связей, доказательство

Регулятивные: планирование работы в группе, саморегуляция, контроль, коррекция и оценка способов действия

Коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание                           в устной форме, участвовать в коллективном диалоге

 

 

 

3.     Рефлексивный этап (подведение итогов урока).

 

- Какое «открытие» мы сегодня совершили? С чем нам ещё нужно будет разбираться на следующем уроке?

 

Постановка детьми задачи на следующий урок: Как выбрать букву для обозначения фонемы?

 

Регулятивные: оценка результата и способов деятельности, целеполагание

Коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание                           в устной форме, участвовать в коллективном диалоге