Русский язык
«Ряд позиционно чередующихся звуков (фонема) как строительный материал значимых частей основы».
(Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) 3 класс
Сценарий урока
Продолжительность занятия составляет 40 – 45 минут.
Цель урока:
Содержательная: конструирование понятия фонемы как особой звуковой единицы языка, служащей для построения и различения значимых частей слова.
Деятельностная: формирование у учащихся умения анализировать звуковой материал и выделять ряд позиционно чередующихся звуков (фонему) в различных частях слова
Задачи:
Обучающие: научить выделять ряды позиционно чередующихся звуков (фонем) в приставках и корнях
Развивающие: развивать умение анализировать, обобщать полученную информацию, моделировать, контролировать и оценивать собственную деятельность и деятельность одноклассников
Воспитательные: формировать навыки работы в группе, умение участвовать в коллективном диалоге, умение договариваться
Планируемые результаты.
Предметные умения:
знать критерии для выделения сильных и слабых позиций звуков, уметь составлять звуковую запись (простейшую транскрипцию) слов, научиться выделять ряды позиционно чередующихся звуков (фонемы)
Метапредметные умения:
осуществлять анализ объектов, выстраивать логические рассуждения, делать выводы, создавать схемы и модели для решения различных задач, контролировать свою деятельность
Личностные:
сотрудничать с учителем и одноклассниками, эффективно работать в группе, в соответствии с общепринятыми правилами поведения
1. Организационно- мотивационный этап. Актуализация знаний. Целеполагание.
Вы уже знаете, что слова состоят из значимых частей. А из чего строятся эти части?
Фиксация детских предположений на доске.
части слов
буквы ? звуки
Постановка цели учащимися: мы должны точно выяснить из чего состоят значимые части слов.
Формируемые УУД:
Регулятивные: целеполагание
Коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
2. Решение учебно-практической задачи.
Задание для обучающихся: Записать данные слова в столбик (приставку (корень) записать звуками, остальную часть слова – буквами).
Класс делится на 5 групп по 4 человека. Каждая группа получает своё задание: первая и вторая группы составляют и анализируют звуковой состав приставки об- в словах: обмер, объезд, обход (первая группа работает с гласными звуками, вторая – с согласными); третья, четвёртая и пятая группы составляют и анализируют звуковой состав корня –езд- в словах: объезд, ездок, поездов (третья группа работает с первыми двумя звуками корня, четвёртая группа - с третьим звуком, пятая – с четвёртым.)
Фиксация на доске общих результатов исследования.
![]() |
|||
![]() |
|||
[о] [б] мер об [й,] [э] [с] [т]
[а] [б,] езд [й,] [и] [з] [д] ок
[а] [п] ход по
[о] [и] [з] [д] ов
(результат работы 1 и 2 группы) (результат работы 3, 4 и 5 групп)
Общеклассное обсуждение полученного результата. Организация коллективного диалога.
- Почему в одинаковых приставках (корнях) работают разные звуки? (Это зависит от позиции звуков в слове. Для гласных звуков сильная позиция – ударная, слабая – безударная. Согласные звуки находятся в сильной позиции, когда справа от них – гласные звуки, сонорные или [в], [в,]. Звуки чередуются, потому что оказываются в разных позициях).
- В значимых частях слова работают отдельные звуки или целые «команды» звуков?
Фиксация вывода на доске.
![]() |
|||
![]() |
|||
о б
й, э с т
// // // // // //
а б, о
и з д
//
п
Вывод: Каждая значимая часть слова состоит не из отдельного звука, а из «команд» (рядов) позиционно чередующихся звуков.
Введение термина фонема. Каждый звук в слове – это представитель какого-то ряда позиционно чередующихся звуков. Такие ряды – учёные называют их фонемами (от греческого слова фоне – «звук») –это и есть тот материал, те звуковые «кирпичики», из которых строятся значимые части слов. Следовательно, значимые части слова построены из фонем.
Формируемые УУД:
Познавательные: анализ объектов с целью выделения существенных признаков, выбор критериев для сравнения и классификации объектов (сильные и слабые позиции звуков), построение модели, построение логической цепочки рассуждений, установление причинно-следственных связей, доказательство
Регулятивные: планирование работы в группе, саморегуляция, контроль, коррекция и оценка способов действия
Коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, участвовать в коллективном диалоге
3. Рефлексивный этап (подведение итогов урока).
- Какое «открытие» мы сегодня совершили? С чем нам ещё нужно будет разбираться на следующем уроке?
Постановка детьми задачи на следующий урок: Как выбрать букву для обозначения фонемы?
Регулятивные: оценка результата и способов деятельности, целеполагание
Коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, участвовать в коллективном диалоге
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.