Тема: "Слово. Предложение. Текст".
Цель: повторить и закрепить пройденный материал по теме «Слово. Предложение. Текст».
Задачи:
образовательные:
• закрепить понятия: «устная и письменная речь», «слово», «предложение», «текст»;
• учить членить речевой поток на смысловые отрезки, языковые единицы речи.
коррекционно-развивающие:
• развивать навыки языкового анализа и синтеза: деление текста на предложения, предложения на слова и составление предложений из слов;
• развивать артикуляционный аппарат, мышление, координацию речи с движением, графомоторные навыки;
• формировать длительность, плавность, силу произвольного речевого дыхания.
воспитательные:
• воспитывать умение слушать себя и окружающих;
• воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы и развитие интереса к различной подаче учебного материала.
Оборудование: игрушка Буратино, конверт с написанными заданиями для детей, на каждого ребёнка конверты с графическими схемами, проектор, интерактивная доска.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Речевка: Мы будем разговаривать,
Мы будем выговаривать,
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно!
- Здравствуйте, ребята, садитесь! А теперь друг к другу повернитесь, и друг другу улыбнитесь.
II. Артикуляционная гимнастика.
- Ребята, сегодня мы будем много говорить, а для этого необходимо подготовиться. Вспомним Сказку о веселом язычке.
- Жил-был Веселый язычок (Выполнение детьми упражнения «Лопатка» - Презентация 1 -слайд 2). Поздоровайтесь с ним (Дети выполняют упражнение для губ «Трубочка» - Презентация 1 -слайд 3). Язычок очень любил свой домик. Двери домика то открывались (Дети открывают широко рот. - Презентация 1 -слайд 4), то закрывались (Дети закрывают рот. - Презентация 1 -слайд 5). Он часто красил двери (Дети выполняют упражнение «Сладкое варенье» - Презентация 1 -слайд 6), потолки (Дети выполняют упражнение «Маляр» - Презентация 1 -слайд 7). Когда было тепло, язычок грелся на крылечке и качался на качелях (Дети выполняют упражнение «Качели» - Презентация 1 - слайд 8). Подует ветер, Язычку холодно, он превращается в иголочку (Дети выполняют упражнение «Иголочка» - Презентация 1 -слайд 9).
- Чтобы красиво говорить, нужно уметь и правильно дышать, давайте выполним упражнения. Сядьте прямо, улыбнитесь. Выпрямите спинки, поднимите головы. Правую руку положите на живот. Вдохните – животики становятся круглыми (на счёт «раз»). Выдохнули – животики стали маленькими (на счёт «два»). Выполняем упражнения медленно, не спеша. Повторяем 5 раз.
III. Постановка цели.
- Скажите, для чего нужна речь? (Чтобы общаться, говорить.)
- Какая бывает речь? (Устная и письменная.)
- Как мы используем устную речь? (Устную речь мы слышим и произносим.)
- Чтобы узнать, что написано или напечатано, надо учиться читать. Рассмотрите рисунки. Кто на рисунках пользуется устной речью, а кто письменной? (Презентация 2 -слайд 2)
IV. Составление предложений по картинке (игра "Четвёртый лишний") (демонстрируются картинки с изображением примет осени и одна картинка с изображением лета):
- Ребята, посмотрите на картинки и составьте к ним предложения ():
Презентация 2 -слайд 3: Листья опадают.
Презентация 3 -слайд 1: Часто идут дожди.
Презентация 3 -слайд 2: Птицы улетают на юг.
Презентация 3 -слайд 3: Люди загорают на пляже.
Презентация 4 -слайд 1: Дети пошли в школу.
- Скажите, какое из составленных предложений лишнее? (Презентация 4 -слайд 2) (Люди загорают на пляже.) Почему? (Все остальные предложения об осени, а «Люди загорают на пляже», - о лете.) Правильно, молодцы!
- Как происходит смена времен года?
-Разложите картинки в нужном порядке : было-есть-будет (лето-осень-зима).
- Какое время года перед осенью?
- После осени?
Назовите предметы на карточках.
Игра “Путаница”. Собери слова и признаки.
-Составим предложение с каждым словом.
- Ребята, что вы сейчас составили из предложений? (Текст.)
- Почему вы так думаете? (Предложения объединены общей темой - «Осень».) Дайте название тексту. (Осень.)
- Из чего состоит текст? (Текст состоит из предложений.)
- Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)
- Первое слово в предложении, пишется с какой буквы? (С большой буквы.)
- Чем в устной речи отделяется одно предложение от другого? (Паузой – остановкой.)
- Чем отделяется одно предложение от другого в письменной речи? (Точкой, вопросительным или восклицательным знаком.)
- Слова в предложении пишутся слитно или раздельно? (Раздельно.)
VI. Пальчиковая гимнастика «Разбросала осень листья».
- Ребята, давайте поиграем с пальчиками:
Разбросала осень листья Волнообразные движения ладонями.
Разукрасила их кистью Плавные взмахи ладонями вверх-вниз.
Мы в осенний парк пойдем, «Шагают» пальцами обеих рук.
В букеты листья соберем. Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.
Лист кленовый, лист с осинки, Поочередно загибают пальцы, начиная
Лист дубовый, лист рябинки, с большого, на обеих руках одновременно
Рыжий тополиный лист на каждый лист.
На дорожку спрыгнул вниз. Звонко хлопают в ладоши.
VII. Каллиграфическая минутка
В тетради.
VIII. Определение границ предложений в тексте.
-Я прочитаю текст, ваша задача когда вы услышите конец предложения, хлопайте в ладоши.
- Посчитайте сколько предложений в тексте.
Осенью в лесу стоит тишина. Только под ногами шуршат листья. Вдруг треснула ветка сосны. Это белочки затеяли игру.
IX. Развитие смысловой догадки (кроссворд).
- Ребята, последнее задание загадки
1. В осеннее время года всегда бывает…(непогода) 2. Если листья падают, летят, явление это – (листопад) 3. Нет его проворней в свете, потому что это (ветер) 4. Нет, это не дым и не обман. Над рекой стоит (туман) 5. С неба пришёл, в землю ушёл.
- Составим предложения с каждым словом.
X. Итог
Солнышко, тучка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.