Русский язык "Слово. Предложение. Текст".
Оценка 4.7

Русский язык "Слово. Предложение. Текст".

Оценка 4.7
docx
28.04.2020
Русский язык "Слово. Предложение. Текст".
Слово, предложение..docx

Тема: "Слово. Предложение. Текст".

Цель: повторить и закрепить пройденный материал по теме «Слово. Предложение. Текст».

Задачи:

образовательные:

  закрепить понятия: «устная и письменная речь», «слово», «предложение», «текст»;

  учить членить речевой поток на смысловые отрезки, языковые единицы речи.

коррекционно-развивающие:

  развивать навыки языкового анализа и синтеза: деление текста на предложения, предложения на слова и составление предложений из слов;

  развивать артикуляционный аппарат, мышление, координацию речи с движением, графомоторные навыки;

  формировать длительность, плавность, силу произвольного речевого дыхания.

воспитательные:

   воспитывать умение слушать себя и окружающих;

   воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы и развитие интереса к различной подаче учебного материала.

Оборудование: игрушка Буратино, конверт с написанными заданиями для детей, на каждого ребёнка конверты с графическими схемами, проектор, интерактивная доска.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Речевка:  Мы будем разговаривать,

                 Мы будем выговаривать,

                 Так правильно и внятно,

     Чтоб было всем понятно!

- Здравствуйте, ребята, садитесь! А теперь друг к другу повернитесь, и друг другу улыбнитесь.

II. Артикуляционная гимнастика.

- Ребята, сегодня мы будем много говорить, а для этого необходимо подготовиться. Вспомним Сказку о веселом язычке.

- Жил-был Веселый язычок (Выполнение детьми упражнения «Лопатка»  - Презентация 1 -слайд 2). Поздоровайтесь с ним (Дети выполняют упражнение для губ «Трубочка»  - Презентация 1 -слайд 3). Язычок очень любил свой домик. Двери домика то открывались (Дети открывают широко рот. - Презентация 1 -слайд 4), то закрывались (Дети закрывают рот. - Презентация 1 -слайд 5). Он часто красил двери (Дети выполняют упражнение «Сладкое варенье» - Презентация 1 -слайд 6), потолки (Дети выполняют упражнение «Маляр» - Презентация 1 -слайд 7). Когда было тепло, язычок грелся на крылечке и качался на качелях (Дети выполняют упражнение «Качели» - Презентация 1 - слайд 8). Подует ветер, Язычку холодно, он превращается в иголочку (Дети выполняют упражнение «Иголочка» - Презентация 1 -слайд 9).

- Чтобы красиво говорить, нужно уметь и правильно дышать, давайте выполним упражнения. Сядьте прямо, улыбнитесь. Выпрямите спинки, поднимите головы. Правую руку положите на живот. Вдохните – животики становятся круглыми (на счёт «раз»). Выдохнули – животики стали маленькими (на счёт «два»). Выполняем упражнения медленно, не спеша. Повторяем 5 раз.

III. Постановка цели.

- Скажите, для чего нужна речь? (Чтобы общаться, говорить.)

- Какая бывает речь? (Устная и письменная.)

- Как мы используем устную речь? (Устную речь мы слышим и произносим.)

- Чтобы узнать, что написано или напечатано, надо учиться читать. Рассмотрите рисунки. Кто на рисунках пользуется устной речью, а кто письменной? (Презентация 2 -слайд 2)

IV. Составление предложений по картинке (игра "Четвёртый лишний") (демонстрируются картинки с изображением примет осени и одна картинка с изображением лета):

- Ребята, посмотрите на картинки и составьте к ним предложения ():

Презентация 2 -слайд 3: Листья опадают.

Презентация 3 -слайд 1: Часто идут дожди.

Презентация 3 -слайд 2: Птицы улетают на юг.

Презентация 3 -слайд 3: Люди загорают на пляже.

Презентация 4 -слайд 1: Дети пошли в школу.

- Скажите, какое из составленных предложений лишнее? (Презентация 4 -слайд 2) (Люди загорают на пляже.) Почему? (Все остальные предложения об осени, а «Люди загорают на пляже», - о лете.) Правильно, молодцы!

- Как происходит смена времен года?

-Разложите картинки в нужном порядке : было-есть-будет (лето-осень-зима).

- Какое время года перед осенью?

- После осени?

Назовите предметы на карточках.

Игра “Путаница”. Собери слова и признаки.

  1. Круглое, яркое, желтое – это …солнце
  2. Перелетные, большие, маленькие, стремительные – это …птицы
  3. Холодный, сильный, проливной – это …ветер
  4. Серая, дождевая – это …туча
  5. Желтые, красные, резные – это …листья

-Составим предложение с каждым словом.

- Ребята, что вы сейчас составили из предложений? (Текст.)

- Почему вы так думаете? (Предложения объединены общей темой - «Осень».) Дайте название тексту. (Осень.)

- Из чего состоит текст? (Текст состоит из предложений.)

- Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)

- Первое слово в предложении, пишется с какой буквы? (С большой буквы.)

- Чем в устной речи отделяется одно предложение от другого? (Паузой – остановкой.)

- Чем отделяется одно предложение от другого в письменной речи? (Точкой, вопросительным или восклицательным знаком.)

- Слова в предложении пишутся слитно или раздельно? (Раздельно.)

VI. Пальчиковая гимнастика «Разбросала осень листья».

- Ребята, давайте поиграем с пальчиками:

Разбросала осень листья                 Волнообразные движения ладонями.

Разукрасила их кистью                    Плавные взмахи ладонями вверх-вниз.

Мы в осенний парк пойдем,          «Шагают» пальцами обеих рук.

В букеты листья соберем.              Скрещивают ладони с растопыриванием                                            пальцев.

         Лист кленовый, лист с осинки,       Поочередно загибают пальцы, начиная                                                                                       

Лист дубовый, лист рябинки,       с большого, на обеих руках одновременно

Рыжий тополиный лист                на каждый лист.

На дорожку спрыгнул вниз.         Звонко хлопают в ладоши.

VII. Каллиграфическая минутка

В тетради.

VIII. Определение границ предложений в тексте.

-Я прочитаю текст, ваша задача когда вы услышите конец предложения, хлопайте в ладоши.

- Посчитайте сколько предложений в тексте.

Осенью в лесу стоит тишина. Только под ногами шуршат листья. Вдруг треснула ветка сосны. Это белочки затеяли игру.

IX. Развитие смысловой догадки (кроссворд).

- Ребята, последнее задание загадки

1. В осеннее время года всегда бывает…(непогода) 2. Если листья падают, летят, явление это – (листопад) 3. Нет его проворней в свете, потому что это (ветер) 4. Нет, это не дым и не обман. Над рекой стоит (туман) 5. С неба пришёл, в землю ушёл.

- Составим предложения с каждым словом.

 

X. Итог

Солнышко, тучка.


 

Тема: "Слово. Предложение. Текст"

Тема: "Слово. Предложение. Текст"

Подует ветер, Язычку холодно, он превращается в иголочку (Дети выполняют упражнение «Иголочка» -

Подует ветер, Язычку холодно, он превращается в иголочку (Дети выполняют упражнение «Иголочка» -

Из чего состоит текст? (Текст состоит из предложений

Из чего состоит текст? (Текст состоит из предложений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2020