Занятие 10.
ТЕМА: Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст.
ЦЕЛЬ:
• учить составлять связный текст из отдельных предложений;
• формировать навык выделения признаков связного текста, определения темы текста;
• развивать умение составлять предложение, соблюдая правильный порядок слов;
• развивать вербальную память, быструю ориентировку в языковом материале, слоговой анализ и синтез.
ОБОРУДОВАНИЕ: напечатанные предложения для рассказа «Гроза» (в конверте), опорные схемы, карточка (см. приложение 1), запись на доске.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1 . Организационный момент
Игра «Кто секреты отгадает, тот сюрпризы получает».
На доске:
ПИНОРОЖКИ ПЕРАЧЕНЬЕ
ХАЛДУВА КОНРАФЕТЫ
СУГРОХАРИ ПАСТУТИЛА
БАЛИРАНКИ ЗЕЛКАФИР
— «Расколдуйте» слово, прочитав без лишнего слога.
— Сядет тот ученик, кто правильно произнесет слово по слогам.
(Правильно ответивший ученик «получает вкусное слово», что является сюрпризом.)
— Что обозначают слова? (Сладкие хлебобулочные и кондитерские изделия.)
2. Запись числа, темы занятия
3. Составление из отдельных предложений связного текста. Выделение признаков связного текста
• Установление причинно-следственной связи между явлениями и событиями.
Дунул ветер на березку,
Разлохматил ей прическу.
Ветер очень торопился —
Улетел, не извинился!
Он листочки разбросал,
Свой рассказ зашифровал.
Как листочки соберешь,
Так рассказ его прочтешь.
Учитель-логопед выдает ученикам конверт «Гроза» (см. приложение 1) Ученики читают карточки с предложениями рассказа «Гроза».
ЗАТРЕМЕЛГРОМ ТЁМНЫЕ ТУЧИ ЗАВОЛОКЛИ НЕБО ПОШЁЛ СИЛЬНЫЙ ДОЖДЬ БЛЕСНУЛА МОЛНИЯ |
— Какой заголовок имеет рассказ?
— Подумайте, какое предложение в этом рассказе должно быть первым? (Темные тучи заволокли небо.)
Учитель-логопед выставляет на доску 1-ую опорную схему (рис 5) под заголовком рассказа.
Расположите карточку с первым предложением (на парте).
— Выберите и прочитайте следующее предложение. (Блеснула молния.)
Учитель-логопед выставляет на доску 2-ую опорную схему (рис. 6):
— Расположите карточку со вторым предложением.
— Выберите и прочитайте следующее предложение. (Загремел гром.)
Учитель-логопед выставляет на доску 3-тью опорную схему (рис. 7)
— Расположите карточку с третьим предложением.
— Прочитайте последнее предложение. (Пошел сильный дождь.)
Учитель-логопед выставляет на доску 4-ую опорную схему (см. рис. 8)
— Расположите карточку с четвертым предложением.
Образец.
На доске: На партах:
Гроза. Конверт «ГРОЗА»
Опорная схема 1. ТЕМНЫЕ ТУЧИ ЗАВОЛОКЛИ НЕБО
Опорная схема 2. БЛЕСНУЛА МОЛНИЯ
Опорная схема 3. ЗАГРЕМЕЛ ГРОМ
Опорная схема 4. ПОШЕЛ СИЛЬНЫЙ ДОЖДЬ
• Выделение признаков связного текста.
— Прочитайте все предложения.
— Можно ли назвать прочитанные предложения текстом? Почему?
Текст — это группа предложений, связанных по смыслу, записанных в строгом порядке.
— О чем говорится в этом тексте?
— Связаны ли эти предложения по смыслу?
— Расположены ли предложения в строгом порядке?
— Прочитайте предложения, нарушая установленный нами порядок следования. (Читают 1—2 ученика.)
— Возможно ли такое в природе?
— Можно ли назвать прочитанные предложения текстом? Объясните свой ответ,
— Запишите текст в тетрадь, правильно обозначая начало и конец каждого предложения.
5. Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст
Учитель-логопед раздает карточки (см. приложение 1).
теплый, день, летний, был гуляли, на, дети, лугу затянула, вдруг, туча, небо, большая сильный, дождь, полил быстро, ребятишки, домой, помчались |
— Прочитайте слова, составьте из данных слов предложения. (Устное составление предложений, работа по цепочке.)
— Повторите все составленные предложения (1—2 ученика.)
— Можно ли назвать предложения текстом? Почему? Что называется текстом?
— О чем говорится в этом рассказе?
— Озаглавьте текст. Запишите заголовок.
— Запишем предложения. (Орфографическая диктовка предложений учениками по цепочке).
— Связаны ли эти предложения по смыслу?
— Расположены ли предложения в строгом порядке?
— Прочитайте предложения, нарушив порядок следования. (Читают 1—2 ученика.)
— Можно ли назвать прочитанные предложения текстом? Объясните свой ответ.
6. Итог занятия
— Что Вы делали сегодня на занятии?
— Что называется текстом?
— Какое задание было самым интересным?
1.Расставь предложения,
чтобы получился связный рассказ.
ЗАТРЕМЕЛГРОМ
ТЁМНЫЕ ТУЧИ ЗАВОЛОКЛИ НЕБО
ПОШЁЛ СИЛЬНЫЙ ДОЖДЬ
БЛЕСНУЛА МОЛНИЯ
2.Составь из слов преложения:
теплый, день, летний, был
___________________________________
гуляли, на, дети, лугу
___________________________________
затянула, вдруг, туча, небо, большая
___________________________________
сильный, дождь, полил
___________________________________
быстро, ребятишки, домой, помчались
___________________________________
1.Расставь предложения,
чтобы получился связный рассказ.
ЗАТРЕМЕЛГРОМ
ТЁМНЫЕ ТУЧИ ЗАВОЛОКЛИ НЕБО
ПОШЁЛ СИЛЬНЫЙ ДОЖДЬ
БЛЕСНУЛА МОЛНИЯ
2.Составь из слов преложения:
теплый, день, летний, был
___________________________________
гуляли, на, дети, лугу
___________________________________
затянула, вдруг, туча, небо, большая
___________________________________
сильный, дождь, полил
___________________________________
быстро, ребятишки, домой, помчались
___________________________________
1.Расставь предложения,
чтобы получился связный рассказ.
ЗАТРЕМЕЛГРОМ
ТЁМНЫЕ ТУЧИ ЗАВОЛОКЛИ НЕБО
ПОШЁЛ СИЛЬНЫЙ ДОЖДЬ
БЛЕСНУЛА МОЛНИЯ
2.Составь из слов преложения:
теплый, день, летний, был
___________________________________
гуляли, на, дети, лугу
___________________________________
затянула, вдруг, туча, небо, большая
___________________________________
сильный, дождь, полил
___________________________________
быстро, ребятишки, домой, помчались
___________________________________
1.Расставь предложения,
чтобы получился связный рассказ.
ЗАТРЕМЕЛГРОМ
ТЁМНЫЕ ТУЧИ ЗАВОЛОКЛИ НЕБО
ПОШЁЛ СИЛЬНЫЙ ДОЖДЬ
БЛЕСНУЛА МОЛНИЯ
2.Составь из слов преложения:
теплый, день, летний, был
___________________________________
гуляли, на, дети, лугу
___________________________________
затянула, вдруг, туча, небо, большая
___________________________________
сильный, дождь, полил
___________________________________
быстро, ребятишки, домой, помчались
___________________________________
1.Расставь предложения,
чтобы получился связный рассказ.
ЗАТРЕМЕЛГРОМ
ТЁМНЫЕ ТУЧИ ЗАВОЛОКЛИ НЕБО
ПОШЁЛ СИЛЬНЫЙ ДОЖДЬ
БЛЕСНУЛА МОЛНИЯ
2.Составь из слов преложения:
теплый, день, летний, был
___________________________________
гуляли, на, дети, лугу
___________________________________
затянула, вдруг, туча, небо, большая
___________________________________
сильный, дождь, полил
___________________________________
быстро, ребятишки, домой, помчались
___________________________________
1.Расставь предложения,
чтобы получился связный рассказ.
ЗАТРЕМЕЛГРОМ
ТЁМНЫЕ ТУЧИ ЗАВОЛОКЛИ НЕБО
ПОШЁЛ СИЛЬНЫЙ ДОЖДЬ
БЛЕСНУЛА МОЛНИЯ
2.Составь из слов преложения:
теплый, день, летний, был
___________________________________
гуляли, на, дети, лугу
___________________________________
затянула, вдруг, туча, небо, большая
___________________________________
сильный, дождь, полил
___________________________________
быстро, ребятишки, домой, помчались
___________________________________
1.Расставь предложения,
чтобы получился связный рассказ.
ЗАТРЕМЕЛГРОМ
ТЁМНЫЕ ТУЧИ ЗАВОЛОКЛИ НЕБО
ПОШЁЛ СИЛЬНЫЙ ДОЖДЬ
БЛЕСНУЛА МОЛНИЯ
2.Составь из слов преложения:
теплый, день, летний, был
___________________________________
гуляли, на, дети, лугу
___________________________________
затянула, вдруг, туча, небо, большая
___________________________________
сильный, дождь, полил
___________________________________
быстро, ребятишки, домой, помчались
___________________________________
1.Расставь предложения,
чтобы получился связный рассказ.
ЗАТРЕМЕЛГРОМ
ТЁМНЫЕ ТУЧИ ЗАВОЛОКЛИ НЕБО
ПОШЁЛ СИЛЬНЫЙ ДОЖДЬ
БЛЕСНУЛА МОЛНИЯ
2.Составь из слов преложения:
теплый, день, летний, был
___________________________________
гуляли, на, дети, лугу
___________________________________
затянула, вдруг, туча, небо, большая
___________________________________
сильный, дождь, полил
___________________________________
быстро, ребятишки, домой, помчались
___________________________________
1.Расставь предложения,
чтобы получился связный рассказ.
ЗАТРЕМЕЛГРОМ
ТЁМНЫЕ ТУЧИ ЗАВОЛОКЛИ НЕБО
ПОШЁЛ СИЛЬНЫЙ ДОЖДЬ
БЛЕСНУЛА МОЛНИЯ
2.Составь из слов преложения:
теплый, день, летний, был
___________________________________
гуляли, на, дети, лугу
___________________________________
затянула, вдруг, туча, небо, большая
___________________________________
сильный, дождь, полил
___________________________________
быстро, ребятишки, домой, помчались
___________________________________
1.Расставь предложения,
чтобы получился связный рассказ.
ЗАТРЕМЕЛГРОМ
ТЁМНЫЕ ТУЧИ ЗАВОЛОКЛИ НЕБО
ПОШЁЛ СИЛЬНЫЙ ДОЖДЬ
БЛЕСНУЛА МОЛНИЯ
2.Составь из слов преложения:
теплый, день, летний, был
___________________________________
гуляли, на, дети, лугу
___________________________________
затянула, вдруг, туча, небо, большая
___________________________________
сильный, дождь, полил
___________________________________
быстро, ребятишки, домой, помчались
___________________________________
1.Расставь предложения,
чтобы получился связный рассказ.
ЗАТРЕМЕЛГРОМ
ТЁМНЫЕ ТУЧИ ЗАВОЛОКЛИ НЕБО
ПОШЁЛ СИЛЬНЫЙ ДОЖДЬ
БЛЕСНУЛА МОЛНИЯ
2.Составь из слов преложения:
теплый, день, летний, был
___________________________________
гуляли, на, дети, лугу
___________________________________
затянула, вдруг, туча, небо, большая
___________________________________
сильный, дождь, полил
___________________________________
быстро, ребятишки, домой, помчались
___________________________________
1.Расставь предложения,
чтобы получился связный рассказ.
ЗАТРЕМЕЛГРОМ
ТЁМНЫЕ ТУЧИ ЗАВОЛОКЛИ НЕБО
ПОШЁЛ СИЛЬНЫЙ ДОЖДЬ
БЛЕСНУЛА МОЛНИЯ
2.Составь из слов преложения:
теплый, день, летний, был
___________________________________
гуляли, на, дети, лугу
___________________________________
затянула, вдруг, туча, небо, большая
___________________________________
сильный, дождь, полил
___________________________________
быстро, ребятишки, домой, помчались
__________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.