Русский язык
Тема: Проект «В словари - за частями речи!»
Цель: формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи.
Задачи:
· пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
· создание условий для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки;
· формирование навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать, совместно планировать свои действия;
· формирование умений вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Планируемые результаты |
||||||||||||||||||
Предметные: -определять грамматические признаки изученных частей речи; -подбирать подходящие по заданным смысловым признакам слова, определять, к какой части речи они относятся; -составлять предложения ( осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации). |
Метапредметные: -понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя; -использовать справочные источники (словари) для поиска необходимой информации; -осуществлять контроль результата; -оценивать правильность выполнения действий и вносить коррективы; -давать самооценку; -решать проблемы творческого и поискового характера. |
Личностные: -проявлять интерес к русскому языку, формировать мотивацию к творческому труду; -развивать самостоятельность; -формировать доброжелательность, развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками. |
||||||||||||||||
Межпредметные связи: чтение, тема «Работа с текстом», тема «Работа над загадками». |
||||||||||||||||||
Ресурсы урока: учебник, рабочая программа, карточки с текстом загадок, иллюстративный материал (картинки с изображением вагонов поезда). |
||||||||||||||||||
Ход урока |
||||||||||||||||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
|||||||||||||||||
Мотивация познавательной деятельности |
||||||||||||||||||
-Сегодня на уроке мы будем работать над проектом.
Учитель предлагает для определения темы проекта выполнить задание.
-Предлагаю отправиться в путешествие на поезде.
-В пути нам будет помогать «школьный светофорчик»: красный огонёк-«нужна помощь», зелёный – «работа выполнена», жёлтый – «сомневаюсь в написании».
-Если вы справились с заданием, покажите это при помощи «светофорчика». Вы получите дополнительное задание.
- Чтобы определить, в какую страну мы отправимся, выполните моё задание. -Но подождите, ведь вы сейчас не просто ученики, а пассажиры. А какой же пассажир без билета? (Дети получают разноцветные билеты, при помощи которых делятся на группы или пары в соответствии с цветом ). -На ваших билетах – загадка. Чтобы определить тему проекта, первую букву отгадки нужно записать на доске под карточкой вашего цвета. Когда все буквы будут на местах, мы узнаем , куда отправится наш поезд, т.е. какая тема проекта. Учащиеся отгадывают загадки, оформляют запись на доске. (Если загадка быстро отгадана, а время осталось, ученики получают дополнительную карточку)
Страна Словария
Учитель уточняет тему проекта. -Проект называется так: « В словари - за частями речи! » Пользуясь оглавлением, найдите его в учебнике.
Учитель предлагает определить задачу урока, фиксирует варианты, предложенные детьми.
Учитель помогает сформулировать учебную задачу. -Давайте сравним ваши задачи и ту, что поставила я (будем учиться пользоваться словарями для решения грамматических заданий). Учитель вручает «Карту участника проекта» |
Дети делятся на группы (пары).
Выполняют задание.
Учащиеся находят в учебнике тему «Проект «В словари – за частями речи!».
Обучающиеся формулируют задачу урока.
Учащиеся сравнивают и оценивают: совпали или нет.
Знакомятся с картой. |
|||||||||||||||||
Организация познавательной деятельности |
||||||||||||||||||
Учитель организует осмысление информации, предлагаемой учебником по теме проекта.
-Прочитайте про себя названия словарей, с которыми будем работать. Назовите их. Найдите их в учебнике.
- Обратите внимание на наш поезд. Каждый вагон – это один из словарей. Каждая из групп будет работать только с одним словарём, а затем поместит свой отчёт о работе в нужный вагон. Но названия надо угадать..
Учитель организует работу по определению названия словаря (предъявляет иллюстрации, загадывает загадки). (см. ПРИЛОЖЕНИЕ) Загадки могут загадать подготовленные ученики.
Учитель организует физминутку
Учитель организует контролирующе-оценочные действия.
- Вернёмся к учебной задаче. Отметьте в карте, что мы уже выполнили. Скажите, что должны ещё сделать.
Учитель организует самостоятельную работу в группах по учебнику на стр. 114-115.
Учитель организует представление результатов.
|
Обучающиеся читают самостоятельно названия словарей, перечисляют их. Находят в учебнике.
Обучающиеся называют словари.
Делают отметку в картах. Планируют дальнейшие действия.
Обучающиеся читают задание самостоятельно, выполняют его, оформляют результаты, представляют их классу. Работы помещаются в нужный вагон. Представляют результаты. |
|||||||||||||||||
Подведение итогов |
||||||||||||||||||
Учитель предлагает проанализировать выполнение поставленной задачи, заполнить карту проекта, оценить своё участие. |
Заполняют карту, дают оценку работе, обсуждают, выполнена учебная задача или нет. |
|||||||||||||||||
Домашнее задание:. Дополнительное творческое задание по желанию – составить свои задания по любому из словарей, подготовить их к презентации. |
||||||||||||||||||
Самоанализ |
||||||||||||||||||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||
Приложение.
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ.
-Помню, писал я сочинение на тему «Прогулка в лес»: мучительно не хватало слов, в голове вертелись одни ПОШЛИ, ВЫШЛИ, ДОШЛИ, и , прострадав урок, я сдал сочинение с таким началом:
Однажды мы пошли за грибами. Вышли мы рано, ещё не взошло солнце. Когда мы дошли до леса, солнце уже взошло. Мы зашли в лес…
- Когда учительница разбирала наши сочинения, она прочитала нам описание раннего утра из рассказа писателя Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг»:
Я открыл глаза: утро зачиналось. Ещё нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали…кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса, и… ранний ветерок уже пошёл бродить и порхать над землёю…
-В чём секрет различия двух описаний? Один из секретов в том, что писатель знает и заставляет работать гораздо большее число слов, чем мы. По предположениям учёных, наш язык насчитывает сотни тысяч слов – необозримый океан! Учёные объяснили, РАСТОЛКОВАЛИ все слова, ТОЛКОВАНИЯ поместили в …… (толковый словарь)
ОрфоэпическиЙ СЛОВАРЬ.
-Тысячи разных звуков окружают человека: шум пролетающего самолёта, лай собаки, раскаты грома… Но в учебнике русского языка об этом нет ни строки. В самом деле, какое отношение к языку имеет скрип дерева?
- Окружают нас еще и ОСОБЫЕ ЗВУКИ, которые не с чем сравнить. Что это за звуки?
- Правильно, это звуки речи. Только они, объединяясь, создают что? Конечно, слова.
- А много ли надо звуков, чтобы составить миллионы слов?
-Оказывается, всего 42 , и описаны они на двух страницах учебника. Какой же словарь раскрывает тайны произношения слов? (Орфоэпический словарь)
Словарь антонимов.
-Есть детское стихотворение о двух барашках, которые встретились на узком мосту; они были так упрямы, что не уступили друг другу и оба утонули. В языке есть пары слов, похожие на упрямых барашков – это слова с противоположным значением. Как вы думаете, в каком словаре живут такие слова? (В словаре антонимов)
Словарь синонимов.
-Главное достоинство слов из этого словаря в том, что они умеют обозначать небольшие различия, а значит, помогают точнее, ярче выразить мысль. Более торжественно, чем Родина, звучит слово Отчизна. Друг- это человек, на которого можно положиться, а приятель - это тот, с кем сложились хорошие, но не очень близкие отношения.
-Итак, в каком словаре живут такие пары, как шум – грохот, смех – хохот? (В словаре синонимов)
ОрфографическиЙ СЛОВАРЬ.
-Почему бы не писать, как слышится? Всё бы было просто, и никакой диктант не страшен. Такие мысли приходят на ум, наверное, каждому школьнику.
-Давайте прикинем, что из этого может получиться. Вот, например как будут выглядеть слова, которые начинаются на ОТ, если писать их так, как они звучат. Пишем: «ОТПУСК», «ОДБЛИСК», «АТХОТ», «АЦЦЕПИТЬ», «АДЬДЕЛИТЬ»…
- С каким трудом узнаёшь ты знакомые слова и понимаешь, что лучше всё-таки писать по ПРАВИЛАМ ОРФОГРАФИИ. Правильное написание мы можем всегда проверить в … (орфографическом словаре).
Словарь однокоренных слов.
-Жил-был корень –УЧ-, и был он очень одинок. Так ему было одному тоскливо жить на свете, что позвал он всех своих родственников, объединил их и сам превратился в корень очень большого семейства слов. Его РОДСТВЕННИКАМИ стали слова ученик, обучение, переучивать, учёный, заучить, учитель, учительница и ещё многие другие.
- Итак, в каком же словаре можно найти семейство слов-родственников?
(В словаре однокоренных слов
Карточка №1
Всё что существует, оно
обозначает,
|
Карточка №2
Что общего в деревьях и книжках? |
Карточка №3
В старом дереве дупло |
Карточка №4
Какая погода! И снег замечательный! В конце я поставил Знак... |
Карточка №5
Я учу. Смотрю в тетрадку. У меня серьезный вид. «А», «Б», «В», и по порядку Повторяю... |
Карточка №6
Прописи, тетради,
авторучки скрип,
|
Карточка №7
Книги встарь пером писали, |
Карточка №8
Если б не было его, не сказал бы ничего. |
КАРТА УЧАСТНИКА ПРОЕКТА.
Фамилия, имя, класс:______________________________________________
Тема проекта: «В словари - за частями речи!»
Цель проекта: научиться пользоваться словарями для решения грамматических задач.
Этапы работы:
1 |
Работа с загадкой. |
|
2 |
Работа со словарём по заданию учебника. |
|
3 |
Представление результата. |
|
4 |
Домашнее задание |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.