ЗАДАНИЕ 2. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Прочитайте
текст.
(1)Известно, что сегодня в исследованиях учёных
по-разному определяется место грамматики в обучении языку. (2)В одних ей
отводится главное место, требуются заучивание правил и постоянная тренировка в
образовании форм; в других больше внимания уделяется употреблению речевых
образцов, а грамматическим явлениям отводится второе место: правила не надо
учить, достаточно практиковаться в анализе образцовых текстов. (3)Как же
современная школа относится к данной проблеме? (4)Во-первых, роль грамматики не
занижается, но и не преувеличивается; во-вторых, к грамматическим явлениям
подходят с позиции понимания сущности языка: язык – речь – коммуникация. (5)Из
этого вытекает необходимость анализа не только структуры грамматических единиц,
но и функционирования их в речи.
Укажите
варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным
изъяснительным.
2) Предложение 2 сложное.
3) Предложение 3 односоставное безличное.
4) В предложении 4 одна из грамматических основ
– позиции подходят.
5) Предложение 5 осложнено однородными членами.
ЗАДАНИЕ 3. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Расставьте
знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Ясная Поляна (1) чудесное место. Оказавшись в
этом уютном уголке (2) расположенном всего лишь в 200 км от столицы (3) и в 10
минутах езды от Тулы (4) ощущаешь себя на краю земли. Природа поражает своей
красотой (5) и время здесь словно останавливается. Берёзовая аллея (6)
яблоневые сады (7) парки (8) и пруды настраивают на творческий лад.
Неудивительно (9) что в этих местах творил гениальный писатель Л.Н. Толстой.
ЗАДАНИЕ 4. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Замените словосочетание «кожаная куртка»,
построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью
управление. Напишите получившееся словосочетание.
ЗАДАНИЕ 5.ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.
Укажите
варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.
Запишите номера этих ответов.
1) ОБОЗНАЧЬ (направление) – буква Ь обозначает
мягкость предшествующего согласного.
2) НЕМЕЦКИЙ (станок) – в относительном
прилагательном, образованном от существительного с основой на -Ц, пишется
суффикс -К-.
3) ОЧАРОВАНИЕ – в корне слова пишется
непроверяемая безударная гласная.
4) ЦЫПЛЁНОК – в корне слова написание буквы Ы
после Ц не определяется правилом (является исключением).
5) (дверь) НЕ ЗАКРЫТА – частица НЕ с
деепричастием пишется раздельно.
Прочитайте текст и выполните задания 6–9. |
(1)У дверей стояло трое ребятишек: две девочки и мальчик. (2)Дед догадался, что они одноклассники внука.
– (3)Андрей Лысов тут живёт? – спросила полноватая девочка.
– (4)Тут, – признался дед.
– (5)Мы пришли высказать ему осуждение, – продолжила девочка.
(6)Дед и внук стояли рядом и на сто процентов были роднёй: круглолицые, голубоглазые. (7)Наверное, поэтому часть Андрейкиной вины само собой переходила на деда.
– (8)У нас в дневнике всё записано, – сказала толстушка и передала тетрадку Александру Клавдиевичу.
– (9)«Дёргал Аллу Иванову за волосы», – грустно прочитал дед.
– (10)А ещё, когда Иванова заплакала, он обозвал её мокрой цаплей, а извиняться не стал, – сказал мальчик.
(11)Когда ребята ушли, дед обратился к внуку:
– Та-ак… (12)Зачем же ты эту Аллу за косу дёргал?
– (13)Так просто, – буркнул мальчик.
– (14)А я вот знаю и зачем, и почему! (15)Она тебе нравится, а на тебя, противного троечника, внимания не обращает. (16)Так, что ли?
(17)Сломленный дедовой проницательностью, внук заговорил:
– (18)Мы же раньше с ней дружили! (19)А теперь она всё: Толик да Толик. (20)Я раньше её дёрну – она меня книжкой – хлоп! (21)И обоим смешно! (22)А сейчас чуть-чуть тронешь – как плакса плачет...
(23)Дед слушал его внимательно, прищурив глаза.
– (24)Извиняться тебе перед ней придётся, и так, чтобы это отложилось в садовой твоей голове надолго. (25)Мы сейчас идём к ней, ты извиняешься и даришь ей цветы, а иначе миру между нами не бывать.
(26)Миром с дедом внук дорожил, и поэтому он понял, что не миновать ему ни извинения, ни цветов.
(27)В его голове плохо запечатлелось, как в магазине они купили пахнущие горелой листвой и снегом астры, как брели по осеннему парку прямо к Алкиному дому.
(28)Перед выходом из парка дед остановился, они сели на скамейку.
– (29)Небось, никогда девчонкам цветы не дарил? (30)Ты хоть посмотри, что даришь.
– (31)Чего смотреть, на болонок похожи, – убитым тоном сказал внук.
– (32)Нет, болонка – собака глупая и трусливая, а эти чистые, гордые, как изо льда, и ведь смелые, до самого снега на клумбах стоят.
(33)Мальчик взглянул на цветы и подумал: «И правда, какие чистые... ледянистые...»
(34)Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятённой душе Андрейки, словно вихрь. (35)Уже перед самой дверью он рванулся было, чтобы котёнком прыснуть вниз. (36)Но дед кратко сказал: «Не трусь!» – и поставил его рядом с собой.
(37)Дверь открыла Алла. (38)Андрейка кое-как промямлил извинения и сунул в руки потрясённой Алки астры:
– Это тебе... эти ледянистые...
(39)Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах.
(По В.И. Одноралову*)
* Одноралов Владимир Иванович (род. в 1946 г.) – современный российский поэт, прозаик, публицист и детский писатель.
6. Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
7. Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых нет сравнения.
8. Лексический анализ.
В предложениях 34–39 найдите разговорный синоним к слову «сказал». Выпишите этот синоним.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.