Урок русского языка № 1 в 7 классе
Тема: Введение. Русский язык в современном мире
Тип урока: открытие нового знания (первый урок)
Цели урока: способствовать формированию представления о роли русского языка в современном мире, уважительного
отношения к родному языку; формировать способность использовать родной язык, как средство получения знаний по другим учебным предметам; формировать представление о роли русского языка, как государственного языка РФ через анализ текста.
Планируемые результаты:
Личностные
- создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка;
- развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
Метапредметные:
- умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;
- овладение способностью свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;
Предметные:
- развитие способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- умение ориентироваться на страницах учебника, извлекать необходимую информацию из текста, объяснять значение слова: глобальный;
- составление выступления по теме урока.
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Оргмомент. |
|
I. Мотивация к учебной деятельности |
|
Ребята, сегодня мы проводим первый урок в новом учебном году. Вспомните, пожалуйста, о чем обычно мы говорим на вводном уроке. Вступительное слово учителя: Самое удивительное
и мудрое, что создало человечество,- это язык. Говорить умеют все люди
на Земле. Они говорят на разных языках, но у всех языков одна общая задача –
помогать людям, понимать друг друга при общении. -Какое слово чаще всего звучало в моем сообщении? |
Дают ответы. Выдвигают гипотезу: возможно, будем говорить о нашем родном языке, потому что это наш государственный язык.
Дети отвечают: «Чаще всего звучало слово язык». |
II. Актуализация знаний |
|
На доске эпиграф к уроку: «Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело… Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – вслушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая…» Д.С. Лихачёв - Как думаете, какова тема нашего урока? - Какова главная цель урока? - Каковы задачи урока?
СЛАЙДЫ 2,3 |
Формулируют тему урока (русский язык и его роль в современной жизни)
Формулируют цель и задачи (помощь учителя)
|
III. Проблемное объяснение нового знания |
|
- С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю прочитать текст в учебнике на стр. 4 - Какая информация текста оказалась для вас новой? -О каких функциях русского языка в современном мире говорится в тексте?
Подведение итогов сам.работы: Предоставляет слово каждой группе. - Оцените свою работу? - Какие трудности возникли? - Сделайте вывод (Русский язык является средством общения людей разных национальностей. Русский язык – государственный язык РФ.)
(СЛАЙД 4)
Запишите в тетрадь функции русского языка в современном мире: Русский язык – это язык межнационального общения народов России. Он не ущемляет прав национальных языков других народов. Русский язык – государственный язык Российской Федерации. Он используется во всех видах официального общения. Русский язык стал общепризнанным мировым языком. Он входит в число шести языков, имеющих статус официальных и рабочих языков ООН и ЮНЕСКО. (СЛАЙД 5) |
Дети по цепочке читают текст.
1) Самостоятельная работа в группах Задание: составьте устное высказывание о роли русского языка в современном обществе, выразив свою точку зрения: - группа 1 строит высказывание на личном опыте (задание для сильных учеников) -- группа 2- с использованием материала учебника строит устное высказывание -группа 3 подбирает прилагательные к слову язык из текста С.4 Текст №1 2)Слушаем устные высказывания и дополнения учащихся
Анализ работ и вывод внутри группы
|
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию |
|
- Прочитайте текст на стр.4 №2 и определите его тему.
Объясните значение следующего термина: глобальный. - Проверьте себя по словарю. - Игра « Кто больше?» Подберите синонимы к данному слову: всеобщий, всемирный, вселенский, всесторонний, полный, всеобъемлющий и др. (СЛАЙД 6) Запишите синонимы к слову глобальный в тетрадь. - Какие дополнительные сведения мы получили из этого текста по теме урока? В чем мы еще раз убедились?
|
Дают ответы: Русский язык может быть отнесен к мировым языкам. Выдвигают гипотезу: поскольку русский язык применяется во всех сферах международного общения, является средством общения ученых разных стран, изучается как иностранный в школах и вузах большинства стран, поэтому он может быть причислен к мировым языкам Выполняют задание в парах (использование толкового словаря)
Проверяют и оценивают свою работу
Делают выводы (мы еще раз убедились, что русский язык как государственный язык РФ широко распространен за пределами России, применяется в глобальных системах коммуникации).
|
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
|
- Исследование какой темы мы с вами вели на уроке? - Какие понятия разобрали? - Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Где можно применить новые знания? - Оцените свою работу на уроке. Работу класса Домашнее задание: - используя информацию текста упр.№3 и теста №2, кратко запишите признаки, которыми обладает русский язык как один из мировых. - выучите наизусть одно из высказываний о русском языке. (СЛАЙДЫ 7-12) - подготовке презентацию на тему: « Русский язык в современном мире». (задание на выбор учащихся) |
Дают ответы на вопросы (русский язык и его роль в современной жизни)
Анализируют работу на уроке через самооценку Записывают домашнее задание |
Приложение: Высказывания о русском языке
«Слово-дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».
Л.Н. Толстой.
«Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий».
В.Г.Белинский.
«Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими».
А.С. Пушкин.
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса… Берегите чистоту языка, как святыню!»
И.С. Тургенев
«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом… нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
К.Г Паустовский.
«Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат».
А.П. Сумароков.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.