Открытый урок
РУССКОГО ЯЗЫКА
«Звуки и буквы. Различие звуков и букв. Звуки и их обозначение буквами на письме».
Цели: обобщить знания учащихся о роли гласных и согласных звуков и букв в языке; продолжить формирование умения выделять гласные и согласные звуки и буквы и давать им характеристику; актуализировать знания учащихся о работе гласных и согласных букв; обеспечить применение учащимися знаний на практике; возбудить интерес к изучению русского языка как науки; содействовать расширению кругозора; развивать внимание, речь;
Ход урока:
Организационный этап. Проверка Д/з
Сообщение темы и целей урока
-Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по Стране гласных и согласных звуков и букв, где вы вспомните гласные и согласные звуки, для чего они нужны и какие функции выполняют.
Минутка чистописания.
Рр река Роман Рим Гг Глеб глобус Горловка
Обобщение и систематизация знаний. Работа с таблицей.
-Что такое буквы?
-Что такое звуки?
- Почему одни буквы выделены красным цветом, другие синим?
- Почему 2 буквы остались серыми?
- Что вы знаете о гласных звуках?
- Сколько их в русском языке? А сколько гласных букв?
- Давайте вспомним, как произносятся гласные звуки.
- Как на письме записываются звуки?
- Назови буквы гласных звуков, обозначающих твердость согласного звука
- Назовите буквы гласных звуков, обозначающих мягкость согласного звука
- Может ли слог состоять только из одного гласного звука?
- А без гласных звуков может состоять слог?
- Итак, для чего нужны гласные?
-Как определить количество слогов в слове?
Работа в тетради.
-Записать слова и разделить их на слоги.
Ясно, поёт, подъезд, еловые, льёт, крыльцо, леденцы.
- Назвать буквы, которые обозначают два звука. Они обозначают гласные или согласные звуки?
- Когда они обозначают один звук? Привести пример. Начертить звуковую схему слова ЛЕБЕДИ.
Работа над пословицей.
- Закончить пословицу.
Лучшая вещь - новая, лучший друг - …. .
- Объяснить ее смысл.
- В каком слове букв больше, чем звуков? Аргументировать ответ.
- Назвать слово, где букв меньше, чем звуков. Доказать.
- Какие звуки называются согласными? Как образуются согласные звуки? Подчеркнуть согласные в предложении.
Работа над развиваем внимания.
Найти в каждом слове спрятанное слово, записать.
Например: смех – мех
столб – ___________ коса - __________
полк – ___________ зубр - __________
удочка – _________ мель - __________
дорога - __________ лень – ___________
- Назвать парные согласные звуки. Почему они так называются? А теперь назвать буквы, которые их обозначают. Подчеркнуть в словах парные согласные.
ФИЗМИНУТКА ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ
Звукобуквенный разбор слов.
Пыль, печенье, поют.
Работа в парах
- Из каждого слова выберите определённый слог и составьте с ним новое слово. Какой звук бывает ударным и безударным? В полученных словах поставить ударение.
Пример: каша, река, тарелка – карета.
колос, рота, ваза –
молоко, невод, таракан –
коса, лото, боксёр –
баран, рана, банка –
соловей, лето –
- Какие буквы могут смягчать согласный?
Самостоятельная работа.
1 вариант -Какие согласные всегда бывают только мягкими? Напишите их.
- Сделать звукобуквенный анализ слова. Мыльница- |
2 вариант -Какие согласные всегда бывают только твердыми? Напишите их.
- Сделать звукобуквенный анализ слова. Красивая-
|
Итог урока
- Чем различаются буквы и звуки?
- Как образуются гласные звуки?
- Назвать слова, которые начинаются с гласного звука.
- Как образуются согласные звуки?
- Назвать слова, где первый звук – согласный.
- Какие буквы не обозначают никакого звука?
- Назвать непарные согласные.
- Какой звук образует слог?
Домашнее задание (сайт ВК)
- Отгадать загадки и сделать звуковой анализ слов-отгадок.
Вот по небу мчится конь –
Из – под ног летит огонь.
Конь копытом бьет могучим
И раскалывает тучи.
Так он тяжело бежит,
Что внизу земля дрожит. (гроза).
Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде – нигде меня
Не бывает без огня. (дым)
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне:
Пусть отмоет руки мне. (мыло).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.