Русский язык. Звукобуквенный анализ и синтез слов

  • docx
  • 02.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Звукобуквенный анализ и синтез слов.docx

Конспект фронтального логопедического занятия для детей с нарушением чтения и письма по теме "Звукобуквенный анализ и синтез слов"

Цель: Упражнять детей в определении количества и последовательности звуков, букв в словах.

Оборудование: Предметные картинки, карточки с заданиями, ручки, тетради.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Я говорю слова. Назовите и уберите первый звук в слове. Какое новое слово получилось?

ШУТКИ

 ГРОЗА

СУРОК

 СУШКИ

ЭКРАН

  КНИГА

Делается вывод о важности правильной последовательности звуков в слове, чтения и написания букв в словах. (…иначе слово может потерять значение или изменить его).

– Сегодня на занятии мы будем упражняться в определении количества и последовательности звуков, букв в словах.

2. “Найди отличие”.

– Я говорю слова. Чем эти слова отличаются по звучанию?

СОР – СПОР
КОМ – КОРМ

ЩЕКА – ЩЕПКА
КРЮКИ – КРЮЧКИ

ВЕКИ – ВЕТКИ
СТОЙКА – СТРОЙКА

– Запишите пары слов. Подчеркните букву, которой различается каждая пара.

3. Составь слово.

– Посмотрите на доску. Прочитайте. Что вы прочитали? Составьте слова из данных букв. (Слова предъявляются последовательно.)

О, Н, С

О, М, Х

Т, О, Н, З

 Н, И, Т, Б

Г, А, Р, Д

– Запишите получившиеся слова.

4. Подбор слова к схеме.

– Прочитайте слова, которые вы записали. Посмотрите на доску. Какое слово подходит к данной схеме? Почему?

5. Ребус.

– Посмотрите на картинку. Назовите ее. Скажите звуки в слове по порядку. Разгадайте ребус.

 

– Запишите новые слова в два столбика:

1 – слова, где 4 буквы;

2 – слова, где 5 букв.

– Какое слово вы не записали? Почему?

– Запишите слово ЛОГИКА с новой строки. Начертите схему.

6. Вставь пропущенную букву.

– Возьмите карточки. Прочитайте слова, вставляя пропущенную букву.

ПО…УШКА

СТ…АНА

 ГАЛ…ШИ

 КО…ЛЕНОК

 БОРО…А

– Запишите слова. Обведите в кружок буквы, которые вы вставили.

Прочитайте буквы в кружках. Какое слово получилось? (ДРОЗД)

Кто такой дрозд?

7. Физкультминутка.

– А сейчас представьте, что вы актеры. Я буду читать стихотворение, а вы попробуете с помощью движений и жестов его показать. Это стихотворение о подруге ДРОЗДА. А кто его подруга, вы прочитаете, поставив буквы по размеру, начиная с самой большой.

Улиткина неделя

В понедельник за калитку
Бодро выползла улитка,
Чтоб сказать во вторник: “Да,
Навещу-ка я дрозда!..”
В среду солнце припекало –
Под березой подремала,
Но настал четверг, и вот –
В ручеек спустила плот.

Пятницу переправлялась.
Вновь на берег поднималась,
И уже в субботу, днем,
Встретилась с дружком – дроздом,
Потому что в воскресенье
Был у друга день рожденья.
(Анн Рокар, перевод с французского М.Яснова)

7. Добавь звук.

– Я говорю слова. Правильно я сказала? Какой звук я пропустила? Какой этот звук по счету? Скажите слово правильно.

ЗУАСТЫЙ
СТОГИЙ

ХЛОДНЫЙ
СОНЕЧНЫЙ

ВКУНЫЙ
МОРОЗАЯ

  – Запишите слова в столбик.

(При записи слов обращается внимание на орфограммы.)

8. Найди ошибку.

– Возьмите карточки. Прочитайте слова. Найдите ошибки.

ЗЙЧИК

 УЧИЕЛЬ

 ПОГОДА

 КРОКОИЛ

 БОЩР

ВЕТЕР

– Запишите слова правильно, к подходящему по смыслу слову из предыдущего задания. Подчеркните, исправленные буквы.

ЗУБАСТЫЙ КРОКОДИЛ
СТРОГИЙ УЧИТЕЛЬ
ХОЛОДНЫЙ ВЕТЕР
СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК
ВКУСНЫЙ БОРЩ
МОРОЗНАЯ ПОГОДА

9. Итог занятия.

– Что мы сегодня делали на занятии?

– Почему важно в правильной последовательности читать и писать буквы?

– Что изменится, если мы добавим или заменим какой-либо звук (букву) в слове?