Переход из начальной школы в среднее звено - трудный этап для ученика. Период адаптации в 5 классе считается одним из труднейших периодов школьного времени. Разные учителя, новые предметы. По моим наблюдениям, очень часто ученики, приходя в 5 класс, некоторые темы по русскому языку как будто бы и впервые слышат. Однако большинство тем из программы 5 и 6 классов уже были изучено обучающимися в начальной школе. Перед вами составленная мной таблица, которая подтверждает этот факт.
2 класс
Диалог
Главные члены предложения –
подлежащее и сказуемое
Распространённые и
нераспространённые предложения
Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значение слова.
Синонимы и антонимы.
Однокоренные слова. Корень слова.
Алфавит.
Безударные гласные в корне слова.
Гласные и согласные. Ударные и
безударные гласные. Мягкие и твёрдые
согласные.
ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА., ЧУ – ЩУ.
Части речи.
Существительные: одушевлённые и
неодушевлённые, собственные и
нарицательные.
Прилагательные.
Глагол.
Местоимение.
3 класс
4 класс
Предложения по цели высказывания.
Предложения по интонации.
Обращение.
Словосочетание.
Простые и сложные предложения.
Однородные члены предложения.
Главное и зависимое слово в
словосочетании.
Синонимы, антонимы, омонимы.
Фразеологизмы.
Части речи.
Числительные. Начальные понятия.
Однокоренные слова. Части слова. Корень, окончание,
Запятая при однородных
предложениях ставится – не ставится.
Простые и сложные предложения.
Лексическое значение слова.
Синонимы, антонимы, омонимы.
Фразеологизмы.
Части слова. Корень, окончание,
приставка, суффикс, основа слова.
Чередование звуков (подруГа – друЗья
– друЖеский)
Признаки старославянизмов (зЛАто –
зОЛОто, гРАд – гОРОд)
Фонетика. Звонкие и глухие согласные.
Твёрдые и мягкие согласные.
приставка, суффикс, основа слова.
Суффиксы ИК – ЕК (ключИК,
замочЕК)
Части речи. Существительные,
прилагательные, глагол, числительные,
местоимения.
Понятие о наречии.
Падежи существительных.
Непроизносимые согласные.
Безударные гласные в корне слова.
Склонение существительных.
О – Е после шипящих и Ц вокончаниях существительных.
Падежные окончания прилагательных.
Местоимения. Личные местоимения.
Глагол. Времена глагола.
Неопределённая форма глагола.
Спряжение глаголов. Слова
исключения (ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ,
СМОТРЕТЬ и ВИДЕТЬ…)
Ь после шипящих в глаголах 2ого
лица.
ТСЯ – ТЬСЯ.
Возвратные глаголы (с суффиксом СЯ)
Суффиксы ИК – ЕК (ключИК,
замочЕК)
Части речи.
Существительные: одушевлённые и
неодушевлённые, собственные и
нарицательные.
Ь после шипящих в существительных.
Падежи.
Дефис в сложных прилагательных.
Изменение прилагательных по
падежам (ОГО – ЕГО)
Местоимения. Личные местоимения.
Глагол. Неопределённая форма
глагола. Число. Времена
НЕ с глаголами.
Ь после шипящих в глаголах 2ого
лица.
ТСЯ – ТЬСЯ.
Понятия о служебных частях речи –
предлог, союз, частица.
ТИПЫ ТЕКСТОВ.
СОЧИНЕНИЯ ПО КАРТИНЕ.
ТИПЫ ТЕКСТОВ (ОПИСАНИЕ,
ПОВЕСТВОВАНИЕ,
РАССУЖДЕНИЕ)
СОЧИНЕНИЯ ПО КАРТИНЕ.
ТИПЫ ТЕКСТОВ (ОПИСАНИЕ,
ПОВЕСТВОВАНИЕ,
РАССУЖДЕНИЕ)
СОЧИНЕНИЯ ПО КАРТИНЕ.Авторы учебников: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Не брала темы: удвоенные согласные, разделительные Ь и Ъ, род существительных…..
Перед нами темы, которые учащиеся должны уже знать в 5 и
6 классах, так как для них это изученный материал.!!!!!!
Разборы. Сравнительный анализ.
Фонетический разбор
3 класс
5 класс
4 классРазбор по составу
3 класс
5 класс
4 классМорфологический разбор существительного
3 класс
5 класс
4 класс
6 классМорфологический разбор прилагательного
3 класс
5 класс6 класс
4 класс
Морфологический разбор глагола
3 класс
5 класс4 класс
6 класс
Морфологический разбор местоимения4 класс
6 класс
Разбор предложения по членам предложенияРазбор предложения по членам предложения
4 класс
Синтаксический разбор предложения
5 класс
Выделение словосочетаний из предложения.