"Руссуая народная мудрость о воспитании"

  • doc
  • 21.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала русская народная мудрость о воспитании.doc

Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы  дошкольного образования «Детский сад №4» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области

средней общеобразовательной школы8

городского округа Отрадный Самарской области

 

 

 

 

 

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ

 

 

«РУССКАЯ   НАРОДНАЯ   МУДРОСТЬ

О  ВОСПИТАНИИ»

 

 

Воспитатель: Князева Л. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Русская народная мудрость о воспитании»

                                   

     Устное народное творчество… Это история народа, его духовное богатство. Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины, сказывать сказки. Они переходили из поколения к поколению вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь мёда, не вырежешь ложки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые чтил народ.

     Пение былин, сказывание сказок, пословиц, поговорок понималось народом, как сила, действующая в целях созидания. Один из пластов этого созидания- мудрость воспитания. Ознакомившись с нею, убеждаешься: народ-величайший педагог-мыслитель, педагог-практик. Теоретическая глубина и поэтическая прелесть, образность и афористичность- всё слилось в поэтическом голосе народа. Недаром ещё К. Д. Ушинский писал: «Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ, - с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю его историю.

       В. Г. Белинский сравнивал пословицы и поговорки с «ходячей, житейской, практической философией народа». И не только с «философией», но и с «поэзией души народа». К. Д. Ушинскому принадлежит следующее высказывание. «По содержанию наши пословицы важны для первоначального обучения тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими живописными особенностями. Может быть, ничем нельзя так ввести в понимание народной жизни, как объясняя ему значение народных пословиц. В них отразились все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная; его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни».

         Счастье и радость, по воззрениям русского народа, не только в том, чтобы в семье был ребёнок, а в том, чтобы была « полна горница детей».

Какой же смысл вкладывается в слово «полна»? Ответ, очевидно, можно найти с пословице «Один сын-не сын, два сына-полсына, три сына-целый сын». Счастье родителей и счастье детей-нерасторжимые судьбы. Эту взаимосвязь народ подмечает: « Добрые дети-делу венец, а плохие дети-дому конец». Точнее, ярче и образнее не скажешь. Да разве только этим ограничивается народная мудрость о детях? Счастье и горе, радость и печаль, изматывающий труд и умиротворённое отдохновение, постоянная забота и редкая благодарность, нескончаемые тревоги и неугасающая надежда, муки усталости и вечное самопожертвование-всё сливается в родительском предназначении. Десятки, сотни пословиц и поговорок свидетельствуют: «Маленькие дети тяжелы на коленях, а большие на сердце», «Малые дети спать не дают, а вырастут, так и сам не уснёшь».

         Многовековая практика воспитания детей в семье приводит к выводу о том, разумное воспитание-одна из непреходящих ценностей: «Человек без воспитания – тело без души», «Самое лучшее наследство- воспитание», «Дитятко – это тесто: как замесил, так и выросло». Заботу о воспитании детей, характер отношения, умение воспитывать народ рассматривает как показатель нравственной красоты человека, его духовной щедрости. «Не тот отец – мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил», «Не чванься отцом – хвались сыном молодцом».

         Сложность и трудность воспитания русский народ отразил в многочисленных пословицах, поговорках, песнях; верно подметил, что «детушек воспитать – не курочек ощипать(пересчитать)». Своеобразным предупреждением звучат наставления: «Умел дитя родить, умей и научить», «Кому детей родить, тому их и вскормить». 

          Особую тревогу и заботу в народном сознании вызывают дети – сироты. Нет горше судьбы сиротской: «В сиротстве жить – слёзы лить», «Без матушки родной и цветы не растут», «Отец умрёт – полсироты, мать умрёт – вся сирота»,

          Извечный и основной вопрос педагогики: каким и кем будет сын или дочь. Прежде всего каким, а потом – кем. От того, какова цель, намечается план воспитания, система условий, средств и методов. Целесообразнее всего начать осмысление основных идей народной педагогики с вопроса о значении первоначального воспитания в последующем формировании человеческой личности ( «Что в детстве воспитаешь, на то в старости и обопрёшься». Одна из педагогических аксиом гласит: воспитание детей следует начинать как можно раньше, с учётом их возрастных особенностей. «Не научила сына, когда кормила, а тебя кормить станет, так не научишь», «Гни дерево, пока гнётся, учи дитятко, пока слушается», «Ум придёт, да пора пройдёт». Народ эмпирически пришёл к важному в научном отношении выводу: качество ума и нравственный облик родителей по наследству детям не передаются. Кому не известны крылатые фразы: «Сын мой, а ум у него свой», «Глупому сыну и отец ума не пришьёт». Однако вот что примечательно: народ подметил немаловажную роль наследственного фактора и зафиксировал свои наблюдения в виде следующих суждений: «От плохого семени не жди доброго племени», «Какие корешки, такие и ветки, какие родители, такие и детки», «От вороны павы не жди».

            Какие же качества выше всего ценит русский народ в человеке? Трудно их классифицировать, ибо воспитательный идеал народной педагогики включает в себя не один десяток самых различных качеств. На первое место ставится здоровье: «Здоровье -  всему голова», «Береги платье снова, а здоровье смолоду», «Здоровье сгубишь – новое не купишь», «Смолоду закалишься – на весь век пригодится». Народная мудрость щедра на добрые советы, как сохранить и укрепить здоровье: «Умеренность – мать здоровья», «Курить – здоровью вредить», «Живи умом, так и лекарств не надобно».

          А вот пословицы, почитающие ум, знание, науку: «Мир освещается солнцем, а человек знанием», «Верёвка крепка повивкой, а человек знанием», «Знание – половина ума». Знание приобретается учением, учение способствует развитию ума. Народ зафиксировал эту взаимосвязь в следующих пословицах: «Ученье – свет, а неученье – тьма», «Ученье лучше богатства».

         Народная мудрость называет детские годы лучшей порой учения: «Ученье в детстве, как резьба на камне», «Чему Ваня не научился, того Иван не выучит». И тут же один из методических советов: «Книга книгой, а своим умом двигай», «Почитай учителя как родителя».

         Воспитательный идеал в русской народной педагогике – это человек умный, знающий, воспитанный, трудолюбивый. Труд и трудолюбие в народном мировоззрении, во взглядах на духовные ценности понимаются как сердцевина личности: «Без дела жить, только небо коптить», «Где труд, там и счастье», «Счастливым и красивым делает человека работа». В многочисленных высказываниях о труде чётко просматриваются и другие аспекты: экономический, профессиональный, эстетический, педагогический. Например: «Дерево ценят по плодам, а человека по делам», «Если труд удовольствие, то жизнь – наслаждение».

         В пословицах и поговорках нашли своё отражение также деловитость, изобретательность и мастерство русского человека. Вот некоторые из них: «Каков мастер – такова и работа», «Не топор тешет, а плотник», «Всякому молодцу ремесло к лицу».

         Чрезвычайно широк диапазон нравственных качеств русского человека, выраженный в пословицах и поговорках; от трудолюбия до любви и дружбы, от культуры поведения до любви к Родине, от гостеприимства и культуры речи до чувства чести и собственного достоинства, от молодецкой удали до признательности и сострадания. Русская народная мудрость провозглашает лучшим человеческим качеством правдивость: «Правда светлее солнца», «Правда дороже золота», «Дело знай, а правду помни», «В ком правды нет, в том и добра мало», «Кто за правду горой, тот истый герой». Наставления народа о сохранении чести и достоинства лаконичны по форме и глубоки по содержанию: За честь хоть голову снесть», «Бесчестье хуже смерти», «Добрая слава дороже богатства», «Любовь к Родине сильнее смерти», «Человек без Родины – соловей без песни».

           Естественно, возникают вопросы: какие методы воспитания рекомендуются народной педагогикой? Какие условия необходимы и какие средства целесообразны в формировании личности? Первыми воспитателями в семье народная педагогика извечно считала родителей. В пословицах и поговорках, сказках и былинах отмечается, что только те родители достойны высокого имени воспитателя, которые уму – разуму учат да «сердцем награждают»: «Не та мать, что родит, а та, что сердцем наградит». Пример родителей – лучшая школа для детей: «Возле батьки – матки учатся ребятки», «Родители трудолюбивы – и дети не ленивы». Народная мудрость с особой признательностью говорит о материнской любви к детям, о материнском самопожертвовании: «Материнская ласка – конца не знает».

          Обычаи и традиции народная педагогика рассматривает как один из факторов успешного воспитания. Их утрата означает утрату того духовного богатства, которую накопил народ за его многовековую историю. Одна из прекрасных традиций – обязанность родителей воспитывать своих детей. Это с одной стороны, с другой – долг детей перед родителями: «Кто родителей почитает, тот век не погибает», «Оскорбивший отца или мать презирает народ».

           Заканчивая статью, хочется отметить ещё один аспект народной педагогики. Речь идет о самовоспитании. Народ об этом никогда не забывал: «Кто как себя поведёт, такая слава и пойдёт», Не дав слово – крепись, а дав слово – держись», «Учись доброму, так и худое на ум не пойдёт».