Ржевский купец Василий Анисимович Чупятов и его авантюрные похождения.
Оценка 4.6

Ржевский купец Василий Анисимович Чупятов и его авантюрные похождения.

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
история
09.07.2020
Ржевский купец Василий Анисимович Чупятов и его авантюрные похождения.
Ржевский купец Василий Анисимович Чупятов и его авантюрные похождения..docx

Ржевский купец Василий Анисимович Чупятов и его авантюрные похождения.

 

Замечательный русский писатель Михаил Иванович Пыляев (1845-1900) автор множества очерков петербургской и московской старины, собранных им в книгах «Старый Петербург» (1888), «Забытое прошлое окрестностей Санкт-Петербурга» (1889), «Старая Москва» (1891), а также его самой знаменитой и веселой книги «Замечательные чудаки и оригиналы» (1898). Об своих персонажах писатель говорил так: «В обыкновенной жизни чудак есть человек, отличающийся не характером, не нравом, не понятиями, а странностью своих личных привычек, образа жизни, прихотями, наружным видом и прочим. Он одевается, он ест и пьет, он ходит не так, как другие; он не характер, а исключение. Замечательно, что в простом сословии редко встречаются чудаки, там все мыслят и действуют, как внушила им природа или пример других; но с образованием начинаются причуды, и чем оно выше у народа, тем чаще и разнообразнее являются чудаки». Есть в его книге рассказ и о ржевском купце Чупятове. Ржевские купцы Чупятовы торговали пенькой и маслом, были весьма успешны - это была одна из богатейших старообрядческих фамилий нашего города. К ней принадлежал и купец Василий Анисимович Чупятов. Был он из семьи старообрядцев (отец его старообрядец), сам Василий Анисимович избирался бургомистром города Ржева, находился в должности около 6-и лет, о чем он сам писал в 1765 году, но был отстранен от управления городом за покровительство старообрядцам. Вот что Михаил Иванович Пыляев рассказывает нам о купце Василии Анисимовиче Чупятове в своей книге.

«Стародавние врали и краснобаи. I. Чупятов.

К ряду замечательных чудаков Екатерининских времен надо отнести Чупятова, вовсе, как кажется, не помешанного, прикидывавшегося легковерным до помешательства, из желания избежать тюрьмы за долги.

Дурачество выдавать себя за жениха мароккской принцессы, при искусной игре Чупятова, принималось за чистую монету, и он жил себе припеваючи, забрасывая время от времени в разные коллегии вздорные претензии, еше более поддерживавшие убеждение властей, что этот человек не в своем уме. Личность этого субъекта до того интересовала современников, что они собрали о нем много анекдотов. Чупятов носил название мароккского принца. В конце 50-х годов на Смоленском кладбище (не во Ржеве, в Петербурге) существовала еще каменная плита над могилою этого чудака. Вот надпись: «Под камнем сим покоится ржевский купец Василий Анисимович Чупятов, под названием принц мароккский, в сем лестном звании странствовал 27 лет и на 64 году жизни своей скончался 1792 г. сентября 16-го дня». Чупятов, несомненно, был человек просвещенный по своему времени и не лишенный ума; он был мужчина высокого роста, ходил во французском кафтане и с мишурными знаками; по словам современников, он поражал своею величавою скромностью. Чупятов принадлежал к старинному именитому купечеству из города Ржева, но неудачные дела за границей и большой пожар расстроили его состояние. По словам Державина, он торговал с Любеком и Гамбургом, с Англиею и Голландиею, посылая туда на кораблях пеньку и масло. Другие полагают, что главною причиною расстройства его дел было неудачное сватовство за дочь известного богача Володимирова, которую сосватал ему ее дядя, известный тоже чудак, Прокофий Акинфиевич Демидов. Чупятов в деле своего сватовства прибегал к содействию всесильных в ту пору Орловых, и даже доходил с просьбой до самой императрицы. Графы Григорий, Алексей и Федор Орловы, а также граф Ив. Гр. Чернышев поочередно брались быть сватами Чупятова у Володимирова. Сама императрица приказывала высватать ему невесту Д. В. Волкову, но последний предложил ему других невест благородных. Чупятов, однако, отказался. Все усилия высокопоставленных благодетелей и милостивцев не могли победить упорства и уклончивости Володимирова. Чупятов не хотел еще считать свое дело проигранным и входил с формальным прошением в Коммерц-коллегию к прокурорским делам. Коммерц-коллегия не вошла в рассмотрение такой странной просьбы, и Чупятову оставалось склониться пред волею судьбы. Тут-то, вероятно, как говорит Л. Н. Майков в своих литературных мелочах Екатерининского времени, он, не имея возможности выполнить свои торговые обязательства, «теснимый кредиторами, и объявил себя банкротом», как уверяли некоторые, притворно. «Затем, избегая неприятностей от своих верителей, - рассказывает Державин, - он представился помешанным и навесил на себя разноцветных лент и медалей, присланных к нему будто бы влюбленною в него мароккскою принцессою». Чупятов в петербургском обществе был предметом постоянных насмешек, к нему присылали по почте ленты и грамоты будто бы на пожалованные ему ордена, иные писали к нему и просили, чтобы он оказал им свое покровительство, когда взойдет на мароккский престол, которого состоит наследником. Чупятов не замечал, однако, глумления и даже утешался присылками.

Державин в своей «Оде к вельможе» упоминает о нем: Всяк думает, что он Чупятов, В марокских лентах и звездах.

Чупятов в обществе, ради его странного помешательства, был всегда желанным гостем, даже у высокопоставленных лиц. Являясь в гости, он вел разговор как человек здравый до тех пор, пока не покажут ему, ради потехи, курицу, разукрашенную лентами. Как только Чупятов увидит такую курицу, так и понесет всякий вздор, воображая, что курица есть воплощенный дух, присланный ему от мароккской королевы.

Существует рассказ, что когда государыня, после осмотра Вышневолоцкого канала в 1785 году, находилась в Успенском соборе, вдруг протеснился вперед Чупятов, разукрашенный лентами и звездами. Государыня спросила главнокомандующего, кто это, и, услышав, что это такой-то помешанный, сказала: «Почему он у вас на свободе? Для подобных людей место в заведении». Что касается приведенного рассказа, то трудно допустить возможность приказа Екатерины II, ко всем снисходительной, о лишении свободы чудака, никому не вредившего».

(Из книги Пыляева М.И. "Замечательные чудаки и оригиналы", © СПб, "Паритет", 2003).

А что ещё нам известно из доступных архивных документов и литературных произведениях о купце Василии Анисимовиче Чупятове, кроме исторических анекдотов и сведений приведенных выше в отрывке из произведения  писателя Пыляева?

В XVIII веке Ржев входил в число значительных торгово-промышленных и экономических центров Российской империи. И неудивительно, ведь город стоит на выгодных старейших торгово-водных путях. И раньше жители города вели крупные торговые операции по ввозу в Россию заграничных товаров через Великий Новгород, а после постройки вышневолоцкого канала ржевские купцы стали поставлять товары и в Петербург. Поэтому основным видом деятельности в городе стала торговля, а с ростом ее популярности, росло и влияние купцов.

На начало XVIII века в городе проживало 8158 жителей, из них 2461 человек - представители купеческого сословия. Начинали складываться династии ржевских купцов: в торговых записях упоминаются фамилии Зетиловых, Немиловых, Поганкиных, Цедилиных, Долгополовых, Образцовых, Чупятовых и др. большинство из них были старообрядцами.

По справке, составленной в Раскольнической конторе на основании присланных от ревизоров ведомостей, в г. Ржеве во время I ревизии записался "в раскол" 381 человек  (из них 187 мужского и 194 женского пола). В дальнейшем, до начала 1740-х гг., их состав существенно обновился. Вместо обратившихся "ко святой Церкви", умерших, бежавших и переведенных в другие места (на Гжацкую пристань) 308 человек вновь записались "в раскол" 246 человек. В итоге, по данным II ревизии, в Ржеве значилось 319 "раскольников" (136 мужского и 183 женского пола). Среди посадских людей Ржева старообрядцы в середине 1720-х гг. составляли 20.3%, а в середине 1740-х гг. -16.9%.

В РГАДА хранится ведомость Раскольнической конторы о купцах-старообрядцах, состоявших в городах в гильдейских окладах, превышавших 40 алтын, составленная по запросу Сената в декабре 1753 г. Из 10 представленных в ведомости городов резко выделяется по числу старообрядцев, положенных в гильдейские оклады свыше 40 алтын, Ржев. В нем такие купцы (169 человек обоего пола) составляли более половины (51.5%) всех посадских старообрядцев (54.7% при учете только лиц мужского пола). Принимая во внимание распределение общепосадского оклада в соответствии с имущественным состоянием тяглецов, следует признать, что значительное число ржевских старообрядцев принадлежало к зажиточной части посада.

В Ржеве самый высокий оклад в 24 руб. платил 55-летний Андрей Свешников, записанный "в раскол" вместе с женой, сестрой и двумя дочерьми. Свешников был известной личностью среди старообрядцев Ржева. Его твердая позиция в отстаивании старой веры и шаги по ее распространению дали основание архиепископу Тверскому и Кашинскому Митрофану считать его "предводителем" местных старообрядцев, а в его действиях усмотреть препятствие на пути обращения их к "правоверию".

 

 

Одним из известных ржевитян старообрядцев XVIII века, несомненно, являлся Василий Анисимович Чупятов, который в книге Пыляева М.И. "Замечательные чудаки и оригиналы", представлен в виде большого оригинала и чудака. Современники считали ржевского купца Чупятова В.А. чудаком и «помешанным». Но давайте посмотрим - так ли это было на самом деле?

Василий Анисимович Чупятов родился в семье купцов-старообрядцев в середине XVIII века. Он был бургомистром города, успешно вел торговлю, пока не разорился по независящим от него причинам. Чтобы поправить свои финансовые дела, Василий Анисимович решил жениться на богатой купеческой дочери, племяннице Демидова, но его затея провалилась. Тогда он стал представляться женихом принцессы из Марокко, чем долго веселил высший свет Петербурга.

Указом от 30 января 1699 г. Петр I, желая поднять торговлю и промышленность в России, учреждает бурмистрские палаты и бурмистров с тем, чтобы «гостей, гостиные сотни и всех посадских, купецких и промышленных людей… во всяких их расправных, и челобитных, и купецких делах, и в сборах государственных доходов ведать бурмистрам их и в бурмистры выбирать им меж себя, по скольку человек похотят; а из них по одному человеку быть в первых, сидеть по месяцу президентом». Бурмистры заведовали в своём городе таможенными и кабацкими сборами, продавали гербовую клейменую бумагу, наблюдали за исправностью мер и весов; руководили постройкой и ремонтом тюрем и торговых дворов, бань и т. д. А кто же такие бургомистры, если по указу царя учреждалась должность бурмистров?  Бургомистр (испорч. нем. Burgmeister - начальник города) - лицо преимущественно купеческого сословия, избранное городом для присутствия на общих собраниях в думе и для наблюдения за нуждами города. То есть, бурмистр и бургомистр - одна и та же должность, просто в обиходе более прижилось слово бургомистр.

Василий Анисимович Чупятов 6 лет был бургомистром в Ржеве Володимеровой, как он сам заявляет в своем прошении в Коммерц-коллегию 1765 г. Будучи представителем одной из богатейших Ржевских семей, в середине XVIII Чупятов был избран купцами на должность бургомистра города. Нам ничего толком неизвестно о его деятельности как главы города, кроме того, что отстранен от должности он был за покровительство старообрядцам. 

В 1749 г. Синод обратился в Сенат с характерной жалобой на ржевских купцов, которые «в домах своих имеют потаенные мольбища». Покровителем староверов Синод прямо называл Чупятова, который хотя и не был явным старообрядцем, но жил в одном доме со своим отцом, раскольником, да и в церковь он никогда не ходил. Этот Чупятов «своих родственников и прочих злых раскольников всячески защищает и живущих у них пришлых учителей укрывает». Действительно, Ржевские старообрядцы нередко привлекали внимание властей своим числом и активностью, а среди ржевских купцов многие были раскольники. Раз уж семья Чупятова была тесно связана со старообрядчеством, то и сам Василий Анисимович не мог быть исключением. Вряд ли его выбрали бы на эту должность купцы, не будь он полезен, не будь своим. Да и разве мог он отказать в помощи родному отцу, с которым у него были достаточно теплые отношения (раз уж они жили в одном доме). Так что поданная в Сенат жалоба была правдива - Чупятов действительно покрывал единоверцев, и, похоже, весьма успешно, раз он продержался на почетной должности бургомистра 6 лет.

Но про каких учителей говорилось в упомянутом мною доносе? Об этом нам  рассказывает Михаил Дмитриевич Чулков (1743-1792)  - русский издатель, писатель, историк. Герой одноимённой повести М. Чулкова Анисимович выделен из толпы, его породившей, и поставлен на всеобщее обозрение. Своеобразна социальная среда, из которой он вышел, Анисимович - из старообрядцев, и это придаёт особую колоритность его фигуре. В одном из отрывков повести М.Д. Чулкова «Анисимыч. Нового рода Дон Кишот. Истинная быль с прибавочкою и с прикрасочкою или Превращение раскольника в романического любовника, видавшего наяву чертей» есть следующее упоминание об отце Исааке: «Он жил в доме моего отца на чердаке, и с коего проведена была потаенная лестница под пол, где был небольшой погреб, а из него выведен вход к соседу. Сие было зделано ради того, чтобы Исаака с раскольническими книгами не поймали; ибо оные были намеренно запрещены, и ревностные отцы их преследовали строго».

Требование Синода убрать старообрядцев с административных постов в Ржеве возымело действие. В главный магистрат был направлен сенатский указ об отстранении Чупятова от должности бургомистра. Хотя в одном из своих прошений в Коммерц-коллегию сам Василий Анисимович писал, что он от должности «и ныне не отрешен, только честь наскучила». Что он хотел этим сказать? Что он и по сей день обладает таким же влиянием в своем городе, фактически управляет им, только теперь в тени, или же в нем просто проснулась купеческая гордость?

Конечно, скорее всего, Чупятов просто хотел произвести впечатление в своем прошении, выделить себя из толпы, показать, что он не просто какой-то там купец, а очень уважаемый и влиятельный в своем родном городе человек. В версию о том, что Василий Анисимович не лукавит, верится с трудом. Если предположить, что Чупятов не лжет, тогда невольно поражаешься уму и хитрости купца, с которой он провернул все это дело. Мысли о том, что бывшего бургомистра не сместили с должности, а он сам ушел, устав от постоянных нападок Синода и помощи старообрядцам, но при этом Василий Анисимович все так же продолжал участвовать в делах Ржева, пусть и инкогнито, больше похожи на исторический детектив. Был ли Чупятов настолько умен, чтобы проворачивать подобные махинации? Возможно. Василий Анисимович  много лет успешно прикрывал своих единоверцев так, что до него смогли добраться только через шесть лет. Или не смогли? Так или иначе он действительно был уважаемым человеком в городе, и его последователи могли спрашивать его советов, как у опытного купца и бывшего  бургомистра, как лучше поступить в той или иной ситуации. Чупятов вполне мог быть теневым  наставником городского купечества. Его избрание в своё время на эту должность другими купцами города говорит об уважении, богатстве и связях Чупятова.

Для нас могут быть интересны следующие особенности из биографии ржевского купца В.А. Чупятова. Многочисленная фамилия Чупятовых была записана в Ржевское купечество в 1745г. До этого Чупятовы были крепостными двух помещиков Зубцовского уезда. - Г. Немцова и В. Лошкарева. Будучи крепостными «крестьянами» они «торговали немалыми торгами», в частности в Петербурге и Риге.

 

Характеристика ржевских купцов-старообрядцев Савельевых*

Глава семьи

Возраст

Состав семьи

Сумма оклада

душ мужского пола

душ двух полов

главы семьи

семьи

Василий Большой

65

4

9

18

117

Василий Меньшой

53

2

3

10

25

Иван

53

1

2

15

22.5

Демид

60

2

4

2

6

Андрей

69

3

7

2.4

12

Анисим

55

1

2

9.2

13.8

Всего

-

13

26

56.6

196.3

* Сост. по: РГАДА, ф. 342, оп. 1, д. 72, л. 82.

 

Признанным лидером фамильного клана Савельевых был 65-летний Василий Савельев Большой Чупятов, плативший второй по величине среди ржевских староверов гильдейский оклад в 18 руб. Его семья, состоявшая из жены, незамужней дочери и двух женатых сыновей с детьми (4 души мужского и 5 душ женского пола) платила 117 руб., что составляло 18.1% от всей суммы гильдейских окладов ржевских старообрядцев. Главами еще пяти семей Савельевых были, вероятно, братья Василия Большого (см. табл.). Об этом говорит их возраст (от 53 до 69 лет) и наименование другого Василия "Меньшим", что было принято при наличии в семье одноименных сыновей. Четверо глав семей Савельевых являлись "большеплатежными" с окладом от 6 руб. и выше, а платежи со всех лиц мужского и женского пола этих 6 семей составляли 30.4% от всех податей с 42 семей ржевских старообрядцев, охваченных гильдейским окладом (645 руб. 64 коп.).

Столь многочисленный и, судя по размерам окладов, крепкий в хозяйственном отношении род Савельевых обосновался во Ржеве ко времени II ревизии.

Имея таких предприимчивых родственников и сам Василий Анисимович развернул с ещё большим размахом своё собственное торговое дело. Василий Анисимович действительно был богат, он успешно торговал с Любеком, Гамбургом, Англией, Голландией. Продавал он преимущественно пеньку, масло и другие товары. Да и его первая жена была из тверской семьи с «немалым достатком». Кроме иностранных торгов, Чупятов поставлял провиант для армии в Ригу и Кенигсберг на протяжении семилетней войны.

В 1749 г., архиепископ Митрофан сообщал в Синод, что "записные раскольники" Ржева "ради беспрепятственного той своей раскольнической прелести размножения и смущения святыя православныя Церкве" выбрали в бургомистры ржевского магистрата Василия Чупятова. Архиепископ обращал внимание Синода на то, что тот, хотя "по злому пронырству в явной раскол  и не записан", но живет со своим отцом - Анисимом Савельевым "записным раскольником" - в одном доме "и раскол потаенно содержит, ибо де в церковь на словословие Божие никогда не ходит". Выбор бургомистра был утвержден Главным магистратом, что, по словам архиепископа, позволило ему "тех своих сродников и протчих ржевских злых расколников всячески защищать", укрывать в домах пришлых с разных мест "расколоучителей" и не выдавать их следствию по требованию духовной консистории. Последнее наблюдение должно было окончательно убедить Синод в том, что Чупятов "совершенно расколщик потаенный и горше еще записного расколника". На основании петровских законов, запрещавших выбирать старообрядцев в старосты и бургомистры, Синод направил в Главный магистрат указ об отрешении ржевского бургомистра от магистратского правления.

В уже упоминавшейся ведомости 1753 г. купцов-старообрядцев, положенных в гильдейский оклад, находим имя 55-летнего Анисима Савельева. Вероятно, это и есть отец бургомистра Василия Чупятова, отсутствие сведений о котором в ведомости объясняется тем, что он не был "записан в раскол". Последнее обстоятельство позволяло ему, несмотря на требование Синода и вопреки скорее всего обоснованным подозрениям в тайной принадлежности к старой вере, и в дальнейшем оставаться в администрации ржевского магистрата. Во всяком случае известно, что в январе 1752 г. из конторы Сената в Главный магистрат был направлен указ о высылке бургомистра ржевского магистрата Василия Чупятова для следствия в Москву в Раскольническую контору. На этот раз он обвинялся в принуждении окладчиков города к уменьшению подушного оклада со старообрядцев.

В 1761 году в Петербурге вспыхнул пожар, поглотивший многие купеческие склады и амбары с товарами, разоривший немалое количество купцов. К сожалению, в их число попал и Василий Анисимович Чупятов. Пожар разорил его полностью - поправить дела не удалось даже с помощью высочайшего государева жалования в 75 тыс. рублей с зачетом их в пошлину на ближайшие пять лет. Но купец продолжал искать выход из столь тяжёлого положения. В 1764 г. Чупятов овдовел и, чтобы поправить финансовые дела, решил жениться вновь. Его выбор пал на племянницу П.А. Демидова - девицу Володимерову.  Брак этот обещал не только основательное приданое, но и кредит в купеческих кругах Москвы и Петербурга. Сначала сватовством занялись Демидов, его сестра и ряд известных купцов. После долгих уговоров брата девушки, кажется, убедили выдать свою сестру замуж за Чупятова. Однако вскоре невеста занемогла, ее одолела слезная болезнь. Скорее всего, брату девушки захотелось выдать Володимерову замуж не за разорившегося купца, а за дворянина. Демидовы в то время имели немалые финансовые интересы в городе Ржеве, ведя торговлю железной продукцией со своих заводов через ржевских купцов, одним из которых и являлся Василий Анисимович Чупятов. Организация перевозки продукции Нижнетагильских заводов Демидовых к основным рынкам сбыта внутри страны и к морским портам, осуществляемая по водным путям  шла через Ржев. Это было продиктовано прежде всего стремлением Н. Н. Демидова сократить денежные затраты на транспортировку заводской продукции к пунктам сбыта. Связи Демидовых с ржевским купечеством имели многолетние связи, продолжавшиеся и после кончины в 1792 г. Чупятова. В Государственном архиве Смоленской области в Ф. 102. Оп. 1. Д. 70. имеются документы раскрывающие механизм взаимодействия уральских предпринимателей и волжских купцов. Н. Н. Демидов в своём «Постановлении об отправлении в караванах железа от сентября 20-го дня 1800 года. Санкт-Петербург».

Повелевает: «…/Л.57об./ Наделываемое при заводах железо каждогодно отправлять с пристаней в четырех отделениях: 1-е: в Петербург временной или однолетний, 2-е: в Москву, Казань и Нижний, 3-е: в Рыбинск на зимовку, от которого отделится в Ярославль, Тверь, Дубны и в Ригу по Шексне, 4-е: к Таганрогскому порту…».

«…В п. 1 Постановления названы города, в которые должны были следовать «однолетние», т. е. совершавшие путь в одну навигацию, и «зимние», т. е. останавливавшиеся на зимовку, караваны судов…».

«…Рыбинскому ж караванному правлению предписать, чтоб, следуючи мимо города Ярославля, отдать ассигнованное в тамошнюю продажу железо, а пришед в Рыбинск, отпустить в Тверь, Дубно и Ригу назначенный в доставку груз и в Ригу отпустить под присмотром надежных двух служителей, которые следовать должны с оным отделением вверх по реке Волге до города Ржева Володимерова. И по прибытии /л.60/ в тот город, железо выгрузить, а по первому зимнему пути перевезти на пристань Белую, где в зимнее время приготовить покупкою или наймом потребное число судов и потом, по вскрытии реки Белой, погрузив оное железо в приготовленные струги, оным служителям отправиться в ход вниз по рекам Белой и Дойне до города Риги, и по сдаче в том городе железа, возвратиться в Петербург на корабле и выгруженные в городе Ржеве Володимирове порожние коломенки отправить под присмотром надежного водолива в Рыбинск, где оные займутся разгрузкою железа…».

ГАСО. Ф. 102. Оп. 1. Д. 70

Поэтому как бы необычным это не казалось, а сватовством Чупятова занялись один из дядек Демидова, его сестра и ряд известных петербургских купцов. Примечательно то, что Василий Анисимович никогда не видел своей невесты. Ожидая окончательного сговора, он время от времени писал девушке письма, в которых рассказывал ей о себе и о своих делах, а ее старался отвлечь от мысли сочетаться браком с человеком дворянского звания. Вот некоторые отрывки из них: "Почтенная госпожа девица! В милости Божией вам всякого благополучия охотно желаю. Хотя с вами случаев быть не имелось, а в рассуждении покойного родителя вашего, а моего милостивца, и ваших любезных свойственников и родственников приязней и советов их, беру смелость вашу милость спросить: не согласитесь ли со мною законным браком сочетаться? А о себе вашей милости донести более не имею, что детей, отца и матери, по власти божией, не имею, а жить где с тобою рассуждено будет - соглашусь. Впрочем, желаю вам своим усердием всякого благополучия; и на сие прибуду в ожидании благосклонной отповеди. И только вы немало пожаловать изволите, когда моей сей просьбы не презрите; и пребываю вам, моей возлюбленной и почтенной госпоже, доброжелательный слуга Василий Анисимов сын Чупятов, купец Ржева Володимировы".

В других письмах он объяснял купеческой дочери, что зариться на дворянина ей не следует, "как-де дворяне стараются, чтоб больше приданого взять, да в карты проиграть, а жён отсылают в деревню свиней кормить", и что " ни одного графа не осталось, кто не имел на себе долгу от разных приключений " и все они только "зайцев гоняют и во всем мотают". Да и вообще - большое дерево ветер часто ломает, а которое дерево пониже - пребывает себе безо всякой беды! Сверх того - разборчивая невеста может и опоздать. "Тетушка ваша Анна Акинфьевна сказывала, что вам уже 25 год: сожалеть достойно, что вы свою жизнь столько изнуряете, еще до сего времени - какая в жизни радость замыкается, не знаете. И вообще по закону велено жениться 15, а брать 12 лет, так уже то время минуло!"

Действительно, невеста по тому времени была уже немолода; но видно - либо она была упряма и защищалась своей "слёзной болезнью", либо ее брат зарился на знатную для нее партию. Бедного Чупятова долго мотали - пока не довели до гнева и полного разорения, ведь из-за женитьбы он еще сильнее запустил свои дела: упустил лучшее время заготовить товары, не взыскивал по векселям и письмам, а наличные деньги порастряс.  В 1765г. Чупятов обратился в Коммерц-коллегию, указывая на убытки, понесенные им от неисполненного сговора. Дело дошло до Орловых и до самой императрицы.  Чупятову свою помощь предлагали графы Иван, Алексей и Федор Орловы, Дмитрий Волков, Алексей Петрович Мельгунов, Лев Александрович Нарышкин.  Сама императрица приказывала высватать ему невесту Д.В. Волкову,  который предложил ему несколько вариантов. Чупятов, однако, отказался. Но все усилия высокопоставленных благодетелей и милостивцев не могли победить упорства и уклончивости Володимирова. Из Чупятова сделали всеобщее посмешище, возбуждая его несбыточные надежды. Василий Анисимович впал в долги, расплатиться с которыми был не в состоянии, в конце концов он обратился к прокурору Коммерц-коллегии со странной просьбой считать его как бы уже женатым и кредитоспособным за счет будущего брака. Так же он подчеркнул, что в его женитьбе, якобы, заинтересована сама императрица. Теперь Чупятов представлялся женихом принцессы из Марокко и наследником мароккского престола, купец обещал расплатиться со всеми долгами присланными принцессой сокровищами, но, к сожалению, его недоброжелатели не позволяют ему забрать подарок. Он нацепил на себя ленты и медали, якобы подаренные его возлюбленной. Довольно долго этим Чупятов развлекал высший свет Петербурга и водил всех за нос, однако, в конце концов, его сватовство к племяннице П.А. Демидова - Володимеровой ничем не кончилось. Купец был вынужден объявить себя банкротом.

Но Державин уже в то время упоминает о том, что Чупятов мог объявить себя банкротом ложно - об этом поговаривали некоторые его современники. Если предположить, что это правда, то сложно представить, какое состояние он заработал. Могли ли данные ему взаем государыней 75 тысяч рублей не помочь купцу только потому, что он их не использовал? Да и разорялся ли он вообще? Возможно, просто услышал эту историю от кого-то из знакомых и решил провернуть такую же, пока не поздно, самому а потом заработать еще больше денег удачной женитьбой. Но когда его идея провалилась, Чупятов не желал сдаваться так быстро. В одно мгновение он приобрел популярность при дворе, занял денег, а потом так удачно прикинулся душевнобольным. Подумать страшно, какие деньги он мог заработать в то время подобным образом. А, объявив себя банкротом, он как бы поставил точку на всей этой финансовой истории. Мол, нет денег, долги отдать  не с чего. Довольно долго Чупятов обводил вокруг пальца высший свет петербургского общества, искусно изображая себя женихом мароккской принцессы. Как мы видим, многие принимали его игру за чистую монету, кто-то считал его сошедшим с ума, а иные и вовсе подозревали купца во лжи. Но Василий Анисимович продолжал все так же оставаться всеми любимым полоумным шутом. Его поведение повсюду обсуждалось в столице, обрастая все большими и большими подробностями. Люди присылали ему, якобы от имени принцессы, в подарок ленты, грамоты и ордена, которыми он с удовольствием хвастался, все больше веселя общество. У Чупятова просили покровительства, когда он взойдет на престол, а он всегда соглашался и никому не отказывал. В знатных домах он был любимейшим и желанным гостем, все хотели поглядеть на чудака, который, почему-то большую часть вечера вел себя очень даже адекватно и скромно. Однако он на глазах менялся, как только ему показывали разукрашенную лентами курицу: горе-жених мгновенно начинал нести всякий бред на потеху гостям о том, что, присылая ему курицу в качестве своего воплощенного духа, мароккская принцесса таким образом поддерживала с ним связь.

Чупятов со своими авантюрными похождениями внес своеобразный вклад в развитие отечественной литературы: он стал прототипом произведений, от и до посвященных старообрядцам. Узнавая о Чупятове, люди так или иначе узнавали и о Ржеве, так что Василий Анисимович, по-своему, добавлял славу и родному городу. Чупятов, имея такую своеобразную популярность в высшем свете, является прототипом героев многих известных литературных произведений XVIII века. Некоторые из них вышли еще при жизни Василия Анисимовича. Фамилию Чупятова, например, можно увидеть в оде Державина «Вельможа»:

Когда не сверг в боях, в судах,

В советах царских супостатов, -

Всяк думает, что я Чупятов

В марокских лентах и крестах.

Биография купца легла в основу таких произведений как «Житие господина №№», «Аввакумовский скитник», «Анисимыч. Нового рода Дон Кишот. Истинная быль с прибавочкою и с прикрасочкою или Превращение раскольника в романического любовника, видавшего наяву чертей». Очень популярными в Петербурге были письма Чупятова к невесте и его прошения, опубликованные Л.Н. Майковым. Письма стали настолько известными, что их цитировали даже при дворе. Об этом имеется свидетельство в дневнике воспитателя при Павле I С.А. Порошина. Он читал письмо Чупятова к невесте в присутствии З.Г. Чернышева, Н.И. Панина и отца Платона, в то время наставника великого князя в законе божием, отметив по этому случаю 19 и 20 апреля, что "все много смеялись".  В сборнике Пушкинского Дома к письмам Чупятова присоединено стихотворение: «Копия с письма, присланного от приятеля к другому, из Петербурга в Париж от 1 апреля 1765 году.

Хочу тебе нечто новое сказать,

Но теперь при том, что я не буду лгать.

Раскольник купец лишился ума,

К чему и помочь ему от неких подана.

Ходивши, как ты знал, в предлинном сарафане,

Теперь щеголяет в бархатном кафтане;

Имел он козью бороду природу невеличку -

Заставил брадобрей снять сию отличку.

Но ты, знав его с древних лет,

И что своим внучатам он уже дед,

Желаешь, думаю, познать чию причину,

Что понудило его к сему новому чину.

Скажу тебе, моему вернейшему другу:

Раскольник сей имел супругу,

Которая прошедшего года отыде на тот свет,

Куда его к себе Плутон охотно ждет.

Умерши раскольники его туда тем больше ожидают:

В нем своего они наставника познавают,

Безумный сей влюбился в богатство одной купецкой дочери,

В которой дом ему всегда были заперты двери,

Письмо просительно он к ней посылал,

В котором он ее своей любезной называл;

Совет ей подавал, чтоб с ним в супружество вступила.

Почто она  ему невеста люба и не постыла.

Я с оного к тебе список посылаю

И больше новостей сообщить не знаю.

Так все же, был ли Чупятов сумасшедшим? Мнения исследователей расходятся, но большинство считает, что это было мнимое сумасшествие, очень хитрый и обдуманный ход. Чупятов, несомненно, был очень умен. Современники описывают его как человека умного, просвещенного, приветливого и очень скромного. Мог ли он быть еще и хитрым и талантливым актером? Несомненно. Хитрость - очень важная черта характера для купцов, именно она чаще всего помогала при совершении коммерческих сделок заработать им как можно большее состояние. Чупятов происходил из очень богатой купеческой семьи, которая до этого была крепостной и заработала свое состояние за достаточно короткий промежуток времени. Чупятов был избран бургомистром, и, несмотря на помощь раскольникам, сумел продержаться на своем посту целых 6 лет. Несомненно, этот человек был очень хитрым и расчетливым. Так же стоит заметить, что, пока ему не напоминали о принцессе, мужчина казался вполне себе адекватным, умел поддержать беседу, а потом вдруг, ни с того ни с сего, начинал разыгрывать клоунаду на потеху всем. Могло ли такое быть, что, пока над ним смеялись, посылая ему подарки, он втайне смеялся над этими самыми людьми, примеривая на себя очередную ленту, делавшую его в глазах других еще забавнее? Какую помощь могла оказать искусная игра под дурачка в ситуации Чупятова?   Да огромную! Кто-то из твоих кредиторов свято верит, что наступит день, и  его деньги вернутся, а вместе с ними и покровительство такого влиятельного знакомого, как мароккский король, кому-то и денег не жалко - лишь бы наблюдать за сумасшедшим мужчиной, ведущим себя смешно. А кто-то пусть и подозревает Чупятова во вранье, но разве может это доказать? А тем временем Ржевский купец живет себе припеваючи за чужой счет, время от времени отправляя в разные коллегии притензии, тем самым только укрепляя мнение о своих чудачествах. Невольно восхищаешься земляком, сумевшим так хитро и на такой долгий срок приковать к себе внимание высшего света Российской империи. Конечно, нам никогда не узнать наверняка, что было на самом дела на уме у Чупятова, был ли он сумасшедшим или же хитрецом. Несомненно, его чудачества так или иначе помогли привлечь к себе внимание и отсрочить оплату долгов. История с женитьбой купца наделала много шума и сделала его очень популярным в обществе, все хотели посмотреть на чудака, его история обрастала все большими и большими подробностями. Несомненно, Василий Анисимович Чупятов сумел привлеч большое внимание к своей персоне. Это очень интересная личность, изучение биографии которой занимательно. Загадка, кем же он все-таки был - чудаком или мошенником, остается неразгаданной до сих пор.

Однако, изучив известные нам факты его биографии, мы можем выделить такие личностные качества как хитрость, ум, просвещенность,  умение выкручиваться из неприятностей, находчивость, приветливость, умение подать себя и поддержать беседу. Он обладал актерским талантом, но при этом не был обделен скромностью.  Мы можем предположить, что именно эти личностные особенности Чупятова в своё время помогли ему стать бургомистром города, продержаться на посту шесть лет, даже будучи старообрядцем, помогать своим единоверцам. Именно его личностные качества играли большую роль в торговле купца, которой с таким успехом он занимался. Даже своим сватовством, до которого, казалось бы, высшему свету нет никакого дела, Чупятов привлек к себе внимание. Его мнимая женитьба на мароккской принцессе на долгие годы сделала Василия Анисимовича желанным гостем во многих домах Петербурга. А странные перемены в его поведении только еще больше привлекали внимание к такой занимательной биографии купца.

 

 

 

 

 

 

 


 

Ржевский купец Василий Анисимович

Ржевский купец Василий Анисимович

Державина, он торговал с Любеком и

Державина, он торговал с Любеком и

А что ещё нам известно из доступных архивных документов и литературных произведениях о купце

А что ещё нам известно из доступных архивных документов и литературных произведениях о купце

Одним из известных ржевитян старообрядцев

Одним из известных ржевитян старообрядцев

Да и разве мог он отказать в помощи родному отцу, с которым у него были достаточно теплые отношения (раз уж они жили в одном доме)

Да и разве мог он отказать в помощи родному отцу, с которым у него были достаточно теплые отношения (раз уж они жили в одном доме)

Чупятова. Для нас могут быть интересны следующие особенности из биографии ржевского купца

Чупятова. Для нас могут быть интересны следующие особенности из биографии ржевского купца

Анисимович действительно был богат, он успешно торговал с

Анисимович действительно был богат, он успешно торговал с

Чупятова. Однако вскоре невеста занемогла, ее одолела слезная болезнь

Чупятова. Однако вскоре невеста занемогла, ее одолела слезная болезнь

Вот некоторые отрывки из них: "Почтенная госпожа девица!

Вот некоторые отрывки из них: "Почтенная госпожа девица!

Он нацепил на себя ленты и медали, якобы подаренные его возлюбленной

Он нацепил на себя ленты и медали, якобы подаренные его возлюбленной

Когда не сверг в боях, в судах,

Когда не сверг в боях, в судах,

Чупятов, несомненно, был очень умен

Чупятов, несомненно, был очень умен

Чупятов привлек к себе внимание

Чупятов привлек к себе внимание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.07.2020