С чего начинается инвентаризация, каким должен быть приказ на ее проведение и что следует сделать перед ее началом?
Процесс осуществления любой инвентаризации начинается с подготовки и выдачи приказа на ее проведение. Следует предостеречь не в меру легкомысленных руководителей и бухгалтеров, относящихся к данному этапу с недостаточной серьезностью, что на практике приказ является основным внутренним документом, регламентирующим порядок проведения и объекты инвентаризации, сроки проведения инвентаризации и оформления необходимой документации. В отдельных случаях без него правовые институты государства не примут к рассмотрению какое-либо дело, касающееся инвентаризации. Поэтому при его составлении следует тщательно подбирать формулировку статей, включать в его содержание, на первый взгляд, лишние пункты, которые в будущем могут сыграть решающую роль при принятии того или иного судебного решения по ее итогам. Приблизительное содержание приказа приведено в табл. 1.1.4 - ПРИКАЗ О ПРОВЕДЕНИИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ (PDF-34.6Kb) .
Перед проведением инвентаризации руководитель предприятия собирает всех причастных к инвентаризации лиц и проводит инструктаж с целью разъяснения им целей, методов и порядка проведения инвентаризации, уточнения объектов, подлежащих инвентаризации, и т. п.
До начала проведения инвентаризации материально ответственные лица в присутствии комиссии отчитываются о последних проведенных операциях, отображают их в складском учете и вместе с описью документов под расписку сдают в бухгалтерию. Потом материально ответственные лица дают комиссии расписку, в которой подтверждают, что все приходные и расходные документы сданы в бухгалтерию и все материальные ценности, доверенные им для хранения, находятся в помещении склада или других местах (приблизительное содержание расписки приведено в таблице 1.1.5 - РАСПИСКА).
Инвентаризация должна проводится в присутствии всех членов комиссии и материально ответственных лиц. При коллективной (бригадной) материальной ответственности - с обязательным участием бригадира.
Если подразделение осуществляет реализацию материальных ценностей за наличные, то в первую очередь подсчитывается наличность:
- регистрируются показатели счетчиков кассовых аппаратов;
- наличность сверяется с показателями кассового аппарата.
При инвентаризации приходные и расходные операции с материальными ценностями, как правило, не осуществляются.
Также до начала инвентаризации проверяется состояние измерительного хозяйства - точность весов, гирек и прочей аппаратуры.
Что общего при проведении и документальном оформлении любой инвентаризации?
Все данные, полученные инвентаризационной комиссией при инвентаризации, вносятся ею в инвентаризационные описи (акты инвентаризации), в которых название ценностей и их количество приводится в номенклатуре и единицах измерения, принятых в учете.
Чтобы исключить возможность внесения изменений без ведома комиссии, на каждой странице описи (акта) прописью проставляется количество порядковых номеров ценностей (позиций), записанных на данной странице, и общее количество в натуральном измерении, независимо от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т. п.) они отображены.
Помарки и подчистки в инвентаризационных описях не допускаются. Исправление ошибок осуществляется во всех экземплярах описей. При этом неправильная запись перечеркивается одной линией (чтобы ее можно было прочитать), а сверху наносится правильная запись. Все исправления должны быть оговорены и заверены всеми членами комиссии.
В случае если проведение инвентаризации является обязательным, инвентаризации подлежат также имущество и материальные ценности, не принадлежащие предприятию, учет которых ведется на внебалансовых счетах.
При проведении внезапных инвентаризаций все товарно-материальные ценности подготавливаются к инвентаризации в присутствии инвентаризационной комиссии, в иных случаях - заблаговременно. Они должны быть сгруппированы, рассортированы и разложены по названиям, сортам, размерам в порядке, удобном для подсчета.
Если материально ответственные лица выявляют после инвентаризации ошибки в инвентаризационных описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, отдела, секции и т. п.) заявить об этом инвентаризационной комиссии, которая после проверки указанных фактов и их подтверждения осуществляет исправление ошибок.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.