Государственное учреждение образования
«Городиловская средняя школа Молодечненского района»
Салон художника
"Мой родны кут…"
Подготовила:
классный руководитель
Пекарская С.Н.
Цели: расширить знания учащихся о Беларуси; формировать ценностное отношение к своей стране; развивать познавательную активность и творческие способности учащихся; воспитывать любовь к своей Родине.
Ход мероприятия:
Ученик: (читает стихотворение В.Витки «Беларусь»).
На карце вялікага свету
Яна, як зялены лісток,
Песня гарачага лета,
Крынічнай вады глыток.
Адвечная калыханка,
Душы запаветны куток,
Трапеча гарачым ранкам
На дрэве нястомны лісток.
А ў навальніцу б’ецца,
Небачна паміж лісця,
Як родная матчына сэрца,
Што мне даражэй жыцця.
Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на классном часу.
(Ответы детей.)
– Да. Мы отправимся в заочное путешествие по нашей стране. Вы узнаете много интересного и поделитесь своими знаниями с одноклассниками. За каждый правильный ответ члены микрогруппы берут цветочек из лукошка и размешают его на зеленых полянках, которые лежат у вас на столе. В конце занятия мы оценим работу каждой микрогруппы по количеству цветов на полянке.
А сейчас в путь.
Задание «художник». (Каждая микрогруппа выполняет по очереди.)
На некоторое время в предлагаю вам стать художниками. Но рисовать вы будет не красками, а словами. Необходимо создать картину о нашей Родине. Каждое красивое слово надо объяснить.
Учитель. Замечательная картина получилась у вас.
(Звучит музыка. Выходит Дед-Бородед и поет.)
Я хаджу па белым свеце
І гляджу, як вы жывеце.
Калі трэба памагу,
Бо ўсе рабіць магу.
– Хто я? Дед-Барадзед,
Абышоў белы свет,
А цяпер у ціхі час
Завітаў да вас.
– Добрый день, дети. Я слышал, что вы ведете разговор о Беларуси. А кто знает, почему нашу страну так называют?
Ученик: Белая – от белого цвета одежды, которую носили наши предки. Белая – от светлых их волос. Белая – значит чистая и свободная.
Дед-Бородед. А сейчас я расскажу вам легенду про историю нашего края.
(Приложение 1.)
– А кто из вас знает легенды про наши родные места. (Ученик читает легенду о Березинском и Городилово. Приложение 2.)
– Очень интересная легенда. У нашей страны богатая и славная история. Она записана в летописях и книгах, старинных документах и преданиях. Я вижу, вы очень любознательные дети. Еще не одну тайну сможете открыть и узнать много интересного о нашей Родине. А сейчас мне пора прощаться. До свидания!
Учитель. А мы продолжим путешествие. Говорят, у каждой земли – своя святыня. Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей)
Учитель. Слово «святыня» происходит от слова «святой». Святой, т. е. истинный, величественный. У Беларуси, белорусской земли тоже есть свои святыни, которые мы чтим, относимся с глубоким уважением и любовью. Какие святыни знаете вы?
(Ответы детей: Беловежская пуща, д. Хатынь, Ф. Скорина, Я. Колас и Я. Купала, национальная библиотека, первые печатные книги, древние храмы и церкви, Брестская крепость.)
Учитель. У каждого народа есть еще одна святыня – его родной язык. А с языком связана культура народа, основанная на вечных традициях предков со своими обрядами, праздниками, обычаями, приметами, играми, песнями, сказками. Расскажите о стародавних обычаях наших предков, о которых вы читали или слышали от взрослых.
(Каждая микрогруппа рассказывает о каком-либо обряде.)
Ученики:
1. Чтобы быть здоровым весь год, надо было в Чистый четверг перед Пасхой обязательно до восхода солнца помыться в бане или полынье
2. На Троицу свой дом украшали ветками липы, березы или клена
3. На Купалу плели венки, пускали их по реке, водили хоровод и искали на счастье «папараць-кветку».
4. На Пасху молодежь и дети качались на качелях. Верили, чем выше поднимались качели, тем длиннее будут стебли льна.
Учитель: Каждый праздник у белорусов был связан с определенными обрядами, песнями, приметами. О
них вы узнаете во время празднования Рождества, Масленицы, Пасхи, Троицы…
Я знаю, вы подготовили друг другу вопросы. Сейчас мы проведем турнир
«Ты – мне, я – тебе».
1 группа: Сколько областей в Республике Беларусь? Назовите их и покажите на карте.
2 группа: С какими странами граничит Республика Беларусь? Покажите их на карте.
3 группа. Назовите государственные символы нашей страны?
4 группа. Почему белорусов называют «бульбашами»?
Учитель. Я тоже подготовила для вас вопросы. Если вы правильно на них ответите и заполните пустые клеточки кроссворда, то прочтете ключевое слово по вертикали под цифрой 1.
1. Город, который принял первый удар немецко-фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны?
2. Самая большая река в Беларуси.
3. Город, в котором вы живете.
4. Президент Республики Беларусь.
5. Самое
большое озеро в Беларуси.
6. Белорусский поэт.
7. Столица Беларуси.
8. В какой области мы живем? Назовите ее областной центр.
Учитель: А сейчас, ребята, посчитайте, сколько цветочков каждая микрогруппа сумела посадить на своей полянке?
(Награждение дипломами.)
Учитель: Вот и закончился классный час. Вы увидели, сколько интересного, таинственного скрыто в нашей истории. Но мы коснулись лишь крошечной ее частички. Если вы будете интересоваться историей нашего народа, то отроете много тайн. В этом вам помогут учителя истории, белорусской литературы, географии и, конечно, книги.
(Ученик читает стихотворение.)
Я – беларус, я нарадзiўся
На гэтай казачнай зямлi,
Дзе мiж лясоў и пушчаў дзiкiх
Адвеку прашчуры жылi.
Я – беларус, я ганаруся,
Што маю гэтае iмя:
Аб добрай славе Беларусi
У свеце знаюць нездарма!
Я – беларус, I я шчаслiвы,
Што мацi мову мне дала,
Што родных песень пералiвы
I зблiзку чую, I здалля.
Приложение 1
Легенда о белорусах
Бог делил между народами земли. Одним – то, другим – то.
Пришли белорусы… Очень Богу понравились. Он и начал нас наделять:
«Реки вам даю полные, пущи – немереные, озера – несчитанные. Жары у вас никогда не будет, но и сильных морозов – тоже. Голодать вы никогда не будете. Не уродит картошка, так уродит рожь или еще что-нибудь. А еще звери и птицы в пущах стаями, рыба в реках – косяками, пчелы в ульях – миллионами. А травы ароматные – как чай. Не будет голода. Женщины у вас будут красивые, дети – сильные, сады – богатые, грибов и ягод – завались. Люди вы будете талантливые, на музыку, песни, стихи – способные. И будете жить да жить…»
Приложение 2
ЛЕГЕНДА
пра паходжанне паселка Беразінскае
Даўным-даўно на месцы нашага пасёлка Беразінскае былі балоты і непраходныя лясы.
З цягам часу ў маладзенькім бярэзніку з-пад кучаравай зялёненькай бярозкі прабілася крынічка.
Ехаў аднойчы падарожнік, убачыў крынічку, прыпыніўся, пакаштаваў вады, адчуў, што сілы прыбавілася, на душы весялей стала.
У любую пару года да крынічкі прыходзілі не толькі людзі, але і птушкі, звяры.
Ішоў час, крыніца станавілася ўсё шырэй і шырэй і ператварылася ў вялікую рэчку, якую сталі зваць Бярэзінай. Рэчка цякла праз лясы, лугі, палеткі. Усюды людзі захапляліся яе хараством і аднойчы вырашалі ўтым месцы, адкуль брала пачатак рака Бярэзіна, пабудаваць пасёлак. Іменна ад цудоўнай назвы ракі атрымаў назву і пасёлак – Беразінскае.
ЛЕГЕНДА
пра ўзнікненне вёскі Гарадзілава
Жыў-быў чараўнік. І меў ён чароўную палачку.
З аднаго боку палачка мела чырвоны кручочак, а з другога – жоўты.
Стукне чырвоным кружочкам – наўкол становіцца так прыгожа, што вачэй нельга адвесці. Стукне жоўтым кружочкам – усё вакол спявае: кветкі, птушкі, мушкі і жучкі.
Ніколі не раставаўся добры чараўнік з цудоўнай сяброўкай – чароўнай палачкай. Часта адпраўляўся гэты чараўнік у вандроўку. Здаралася, што на шляху яму сустракаліся людзі, у якіх было гора. І тады чароўная палачка рабіла сваю добрую справу. Паварочваў чараўнік палачку жоўтым кружочкам – незвычайная музыка чулася. І чалавек забываў аб сваім горы.
Ад нечаканай хваробы памёр чараўнік. Засталася яго сяброўка без гаспадара. Ад гора захацела яна адна пайсці ў далёкі свет, ды раптам спатыкнулася. І адбылося незвычайнае – на тым месцы заіскрылася гара-дзіва.
З таго часу пабудавалі тут вёсачку Гарадзіва, а з цягам часу якая стала называцца Гарадзілава.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.