Самоанализ и самооценка педагогической деятельности учителя физики
Оценка 4.7

Самоанализ и самооценка педагогической деятельности учителя физики

Оценка 4.7
docx
02.02.2021
Самоанализ и самооценка педагогической деятельности учителя физики
Самоанализ3.docx

Самоанализ и самооценка

педагогической деятельности учителя физики

СОШ№25 с.п.Пседах

Дадаева Ахмеда Вахидовича

             

       Физика - основа научно-технического прогресса, она формирует творческие способности учащихся, их убеждения, способствует воспитанию высоконравственной личности, служит базой для изучения специальных предметов при получении  профессий, связанных с техникой.

 Всё это может быть достигнуто лишь тогда, когда в процессе обучения будет сформирован познавательный интерес – «избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями». Познавательный же интерес складывается из интереса к явлениям, фактам, законам, из стремления познать их сущность на основе теоретических знаний, их практического значения, а всё это возможно только при условии творческого подхода к обучению. Таким образом, на сегодняшний день главной целью педагогической деятельности можно считать создание условий для развития творческих способностей личности учащихся. Творческая способность – это способность увидеть, проблему, мобилизовать необходимые знания для выдвижения гипотезы, способность теоретически и практически проверить её и в результате создать оригинальный продукт, научное открытие, изобретение, решение задачи.

  Пробудить интерес ученика к жизни, к работе, к знаниям, проявлять волю и характер, стремиться быть полезным людям, уметь чувствовать прекрасное, быть стойким – это главное в моей работе. Поэтому я работаю над проблемой: «Оптимизация урока физики через развитие познавательного интереса и творческих способностей обучающихся».

 Педагогическими исследованиями установлено, что познавательный интерес выступает в трех качествах: как средство обучения, как мотив деятельности, как черта личности. Будучи средством обучения, он обладает возможностями актуализировать наиболее важные элементы знаний, содействовать успешному приобретению умений и навыков.                                                                                                                                                                                                  Являясь мотивом деятельности, познавательный интерес способствует тому встречному движению ученика к преподавателю, которое столь необходимо для того, что бы ученик  учился осознанно,  с максимальным приложением собственных сил, с желанием. Как устойчивая черта характера, познавательный  интерес способствует формированию его личности в целом: личности, необходимой нашему обществу - настойчивой, ищущей, творческой. Поэтому цель своей работы вижу в улучшении качества обучения учащихся через формирование познавательного интереса,  а также развитие творческих способностей школьников.

 

                                      Отсюда вытекают задачи обучения, которые я ставлю перед собой:

•    Обучающие:
- усвоение основ физики как фундаментальной науки;
- формирование физического образа окружающего мира;
- научить приемам мыслительной деятельности, навыкам быстрой
  обработки большого количества информации;
•   
 Развивающие:
- развитие интеллекта учащихся, навыков самостоятельного учебного 
  труда, творческих способностей учащихся;
•   
 Воспитательные:
- формирование привычки преодоление учебных трудностей, к
 
  интенсивной и успешной работе;
- воспитание чувства уважения к себе и уверенности в своих
 
  возможностях через успешность обучения и личные достижения;
- воспитание уважения к другому человеку, его суждению, мнению, позиции;
- воспитание тактичности и вежливости в общении с людьми;
- воспитание ответственного отношения к своим обязанностям.



                                        В своей работе я опираюсь на следующие дидактические принципы:
     - принцип доступности в обучении;
     - принцип учета психологических особенностей учащихся;
     - принцип системности.
 Строго следую принципу: научить учащихся этапам работы, которые помогут систематизировать полученные знания, надолго запомнить и правильно применять их, для чего

·        создаю мотивационную основу у учащихся для формирования умения, т.е. такую ситуацию, когда он сам захочет осознано овладеть теми или иными знаниями, с этой целью продумываю начало урока, отдельные страницы биографии ученых, новости науки и техники и т.д.;

·        акцентирую внимание на способах самостоятельной организации учебной деятельности как на уроке, так и при подготовке домашних заданий. При использовании алгоритма действий я одновременно сама показываю образец верного его выполнения (например, даю правильную характеристику физической величины);

·        под моим руководством ученики выполняют новые действия с опорой на памятку, алгоритм;

·        ученики самостоятельно выполняют соответствующие задание, на этом этапе от учащихся требуется самоанализ результатов своих действий;

·        произвожу перенос умений в новые условия.

Так как важнейшим условием развивающего обучения является глубокое понимание учебного материала  и его перевод в долговременную память, то делаю ударение на многократное повторение усваиваемого, четко формирую установку на его прочное запоминание. Для того, что бы материал был понят, усвоен, осознан, преподношу его учащимся в доступной, но не в облегчённой  форме, используя наглядность, метод аналогий, сравнений.
Важным считаю связь преподавания физики с родственными предметами, а особенно с математикой и химией.    При изучении некоторого нового материала, учитывая базовую подготовку детей, даю его в сжатом, логически связанном виде, тем самым в работу включается не только слуховая, но и зрительная память.  Использую элементы технологии В.Ф. Шаталова,  В.М. Шеймана. При подготовке к уроку провожу  строгий отбор учебного материала, продумываю способ контроля над результатами учащихся
, применяю и различные  формы организации учебного процесса: индивидуальную, групповую, коллективную. Так как учащиеся имеют разный уровень подготовки, то считаю обязательным  принцип индивидуализации обучения (дифференцированное домашнее задание, большое число простых тренировочных задач на использование одной формулы, задачи повышенной трудности для одарённых детей). Знаю и учитываю различия в уровне развития способностей и возможностей детей, их познавательных интересов.  Моя задача - обеспечить развитие каждого ребенка, предоставив ему право выбора своего образовательного уровня, способа деятельности, объема заданий (не ниже обязательного минимума содержания образования). С учащимися, имеющими повышенный интерес к предмету, организую индивидуальные консультации, помогаю учащимся организовать самостоятельную образовательную деятельность в форме индивидуальных заданий и заданий для самоподготовки, знакомлю их с возможностями компьютерных технологий для подготовки к ЕГЭ, олимпиадам. Привлекаю таких учащихся для обучения других в качестве консультантов. Результатом учета образовательных потребностей учащихся, считаю:

·        овладение всеми учащимися знаниями на уровне Госстандартов;

·        участие учащихся в предметной олимпиаде на уровне города;

·        повышение интереса к предмету у большей части учащихся на основе активизации их познавательной   деятельности;

·        наличие у детей положительной внутренней учебной мотивации;

·         успешное  прохождение итоговой аттестации по предмету и поступление выпускников в технические вузы. 

 Знаю интересы своих учеников, в курсе их проблем, это, возможно, позволяет им видеть во мне не только учителя, но и личность. А на основе интереса к личности учителя возможен и интерес к преподаваемому им предмету.  На уроках занимаю позицию организатора учебной деятельности, консультанта, возможного  источника знаний.  Конфликты на уроках фактически отсутствуют, а если и возникают, то очень быстро разрешаются.

Отношения с учащимися строю на принципах доверия, взаимного уважения, сознательности, на основе согласованных правил.

При оценке познавательной деятельности учащихся я учитываю, на каком уровне шло познание: ограничилось ли оно простым воспроизведением или же ребенок высказывает свои собственные суждения, аргументирует ответ примерами, сравнивает, сопоставляет изучаемые явления, проводит аналогии, предлагает рациональные способы решения задач. Критериями оценки деятельности учащихся являются: самостоятельность, умение применить знания на практике, инициативность. Оценку деятельности направляю на стимулирование, создание положительной учебной мотивации. Для обеспечения объективности оценки применяю принцип открытости: учащиеся заранее знают  критерии оценок.

С целью формирования  рефлексивных умений школьников, применяю  самооценку собственной деятельности на всех этапах урока. Сама объективно оцениваю деятельность учащихся, что приводит к тому, что и у школьников создается адекватная самооценка, учащиеся при самооценке проявляют самокритичность.  Учу детей методам контроля и оценок.

             Большой интерес у учащихся вызывают уроки нестандартных форм. Чаще всего это уроки обобщающего повторения и в их подготовке принимают активное участие дети, что помогает сблизиться одноклассникам  и способствует налаживанию добрых отношений учащихся  с учителем. С этой целью использую элементы интерактивных технологий («мозговой штурм», «аквариум», «физический пинг-понг», «ажурная пилка»).

 

               Очень важную роль в своей работе отвожу контрольно-оценочной деятельности. Считаю, что хорошо налаженный контроль является важнейшей составляющей  успешного достижения цели, т.к. его функциями является контролирующая, обучающая, развивающая и корректирующая деятельности Для контроля знаний учащихся использую контрольные работы,  физические диктанты, тесты, групповую работу, всевозможные взаимопроверки, мини-зачеты, лабораторные и практические работы, экспериментальные задания, контрольно-методические срезы. Анализ контрольных, проверочных работ позволяет выяснить пробелы знаний учащихся, над которыми затем работаю.

 

 

Убежден, что успешность в педагогическом труде возможна только при систематическом мониторинге. Результат мониторинга качества знаний и успеваемости по классам представлен ниже:

 

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

 

% качества

% успеваемости

% качества

% успеваемости

% качества

% успеваемости

% качества

% успеваемости

% качества

% успеваемости

2017-18

34

100

67

100

40

100

45

100

43

100

2018-19

34

100

11

100

34

100

29

100

63

100

Методические разработки по предмету, выкладываю на страницы сайтов:

www.nsportal.ru    • www.proshkolu.ru  • www.pedsovet.su


                 
 Всю учебную деятельность делю (используя элементы методики Л.С.Выгодского) на уровни:                             

Первый уровень учебной деятельности – общекультурный: ученик понимает основные положения курса, умеет объяснить явления, закон, может применить знания по образцу, отвечает на вопросы репродуктивного уровня.
                                                                                                                                                                                                                         Второй уровень – прикладной:  учащийся выполняет задания в измененной ситуации, демонстрирует понимание взаимосвязей, понятийного аппарата темы, курса не выходя за его рамки.
                                                                                                                                                                                                                     Третий уровень – творческий: учащийся способен решать проблемы выходящие за рамки курса. Этот элемент методики помогает мне охватить всех  при проведении первого этапа внутришкольной  предметной олимпиады: даю дифференцированные задания, при проверке строю диаграмму типа в которой указываю фамилии учащихся, чьи работы соответствуют   тому или иному уровню. На второй этап олимпиады приглашаются учащиеся, чьи работы соответствуют второму уровню.

 

      Приведу пример.  Под термином «творческая задача» я понимаю задачу, алгоритм решения  которой учащимся неизвестен. В 10 классе перед  изучением темы «Законы сохранения»  предлагаю задачу:  «Деревянный шар массой 980 г. висит на нити, причём расстояние от точки подвеса до центра шара равно 1,6 м. В центр шара  попадает летевшая горизонтально пуля массой 20 г. и застревает в шаре. Нить с шаром после попадания   пули отклоняется на угол 60 градусов. С какой скоростью летела пуля?» Условие задачи содержит все факты, необходимые для её решения, но, обладая имеющимися знаниями, решить её учащиеся не могут.

           Изучая закон сохранения импульса предлагаю задачу:«Снаряд массой m1, летящий со скоростью v1параллельно       рельсам, ударяет в неподвижную платформу песком массой  m2 и застревает в песке. С какой скоростью v станет двигаться платформа?» При   изучении темы «Закон сохранения энергии» решаем задачу:  «К шнуру длиной 1м  подвешена гиря массой 1кг. Гирю отвели в сторону так, что шнур принял горизонтальное положение, и отпустили. Чему равна  скорость гири в момент прохождения положения равновесия?» Таким образом, постепенно по мере накопления знаний идёт осмысление ранее предложенной задачи. Но интерес к таким задачам проявляется только у определённой группы учащихся. Именно они и принимают участие в предметных олимпиадах.  Но нельзя забывать, что физика –  экспериментальная наука, а это значит, что основные вопросы практического использования физики следует      раскрывать на основе эксперимента. Поэтому демонстрационные опыты, фронтальный эксперимент, экспериментальные задачи, домашний эксперимент являются неотъемлимой частью моей работы.

      Если рассматривать вопросы развития  познавательной и творческой деятельности обучающихся, нельзя не упомянуть использование  вместе с детьми информационных и телекоммуникационных технологий на уроках физики, которые делают доступными нетрадиционные источники информации: электронные учебники, образовательные сайты, системы дистанционного обучения; обеспечивают возможность проведения дистанционных уроков, показ видео- и анимационных материалов, проведение дистанционных олимпиад по физике. Так, мои ученики принимают активное участие в следующих интернет–олимпиадах:

- областной интеллектуальный турнир «Эрудит-поиск»;                                                                                                                            

- Всеукраинская интернет-олимпиада  «Левеня».

Неплохие результаты показали обучающие из  моих классов на  предметных олимпиадах по физике. В 2021 году ученицы 10-го класса муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников. Всё это является следствием  моей активной работы по пропаганде физических знаний среди школьников и их родителей.

 

 

  

Вывод: 
Использование системы заданий творческого характера, применение на уроках физики различных видов учебной деятельности и элементов разных форм диагностики, тщательное изучение полученных результатов, индивидуальная работа с одарёнными и слабоуспевающими учащимися позволили улучшить уровень качества знаний. Но для повышения уровня обученности использованы ещё не все резервы, над чем и планирую работать в следующем учебном году.



 


 

Скачано с www.znanio.ru

Самоанализ и самооценка педагогической деятельности учителя физики

Самоанализ и самооценка педагогической деятельности учителя физики

Поэтому цель своей работы вижу в улучшении качества обучения учащихся через формирование познавательного интереса, а также развитие творческих способностей школьников

Поэтому цель своей работы вижу в улучшении качества обучения учащихся через формирование познавательного интереса, а также развитие творческих способностей школьников

При использовании алгоритма действий я одновременно сама показываю образец верного его выполнения (например, даю правильную характеристику физической величины); · под моим руководством ученики выполняют новые…

При использовании алгоритма действий я одновременно сама показываю образец верного его выполнения (например, даю правильную характеристику физической величины); · под моим руководством ученики выполняют новые…

Результатом учета образовательных потребностей учащихся, считаю: · овладение всеми учащимися знаниями на уровне

Результатом учета образовательных потребностей учащихся, считаю: · овладение всеми учащимися знаниями на уровне

С этой целью использую элементы интерактивных технологий («мозговой штурм», «аквариум», «физический пинг-понг», «ажурная пилка»)

С этой целью использую элементы интерактивных технологий («мозговой штурм», «аквариум», «физический пинг-понг», «ажурная пилка»)

Методические разработки по предмету, выкладываю на страницы сайтов: • www

Методические разработки по предмету, выкладываю на страницы сайтов: • www

В центр шара попадает летевшая горизонтально пуля массой 20 г

В центр шара попадает летевшая горизонтально пуля массой 20 г

Вывод: Использование системы заданий творческого характера, применение на уроках физики различных видов учебной деятельности и элементов разных форм диагностики, тщательное изучение полученных результатов, индивидуальная работа…

Вывод: Использование системы заданий творческого характера, применение на уроках физики различных видов учебной деятельности и элементов разных форм диагностики, тщательное изучение полученных результатов, индивидуальная работа…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2021