Самоанализ проведения внеурочного занятия социальной направленности на тему «Учимся общаться» (4 класс)
Оценка 4.9

Самоанализ проведения внеурочного занятия социальной направленности на тему «Учимся общаться» (4 класс)

Оценка 4.9
Документация +3
docx
Междисциплинарный 7
3 кл—4 кл
22.03.2021
Самоанализ проведения внеурочного занятия социальной направленности на тему «Учимся общаться» (4 класс)
Данная публикация содержит самоанализ проведённого с четвероклассниками внеурочного занятия социальной направленности «Учимся общаться» на базе МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева. Самоанализ работы проведён в рамках педагогической практики (стажировки) и требований дополнительной профессиональной программы (профессиональной переподготовки) «Организация воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС». Занятие «Учимся общаться» предусмотрено в начале учебного года (октябрь) с целью сплочения классного коллектива после отвыкания детей друг от друга за время летних каникул и создания адекватного эмоционального фона общения для дальнейшей работы в новом учебном году, воспитания доброжелательности и уважительного отношения к одноклассникам, формирования культуры поведения и внимательного отношения к окружающим их людям. Обучающиеся знакомятся понятием «общение» и его значением для человека, совершенствуют имеющиеся знания о культурном поведении. Воспитательная ценность темы занятия огромна и будет являться актуальной всегда, так как связана непосредственно с самой жизнью: в современном мире в настоящее время утрачено понимание многих нравственных общечеловеческих ценностей. Форма проведения занятия - беседа с игровыми элементами. Использование игр и развивающих упражнений в работе с младшими школьниками оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся. Приёмы и методы воспитания и обучения, используемые на занятии: методы получения новых знаний (беседа, объяснение, рассказ), метод контроля и самоконтроля, методы эмоционального стимулирования (поощрение, использование игровых форм), метод развития познавательного интереса (стимулирование занимательным содержанием), метод развития психических функций (создание проблемной ситуации, творческие задания), метод формирования ответственности (предъявление педагогического требования, формирования понимания личностной значимости), метод проекта (направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат), метод контроля и диагностики (анализ продукта детской деятельности), метод выработки учебных умений и накопления опыта (упражнение). Цели и задачи занятия: - Воспитание доброжелательности и уважительного отношения к одноклассникам; формирование этических норм поведения. - Развитие коммуникативных УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли с условиями коммуникации; владение диалогической формой речи; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками); регулятивных УУД (целеполагание как постановка учебной задачи; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, умение оценивать результаты деятельности, производить коррекцию – внесение необходимых дополнений с учётом оценки результата самим обучающимся); познавательных УУД (самостоятельное выделение и формулировка познавательных целей; осознанное построение речевых высказываний в устной форме; анализ информации и выстраивание логических цепочек рассуждений, классификация, развитие критического мышления). - Знакомство обучающихся с понятием «общение» и его значением для человека; формирование умений и навыков общения и соблюдения этических норм поведения.
САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ.docx

САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ

1.      ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Внеурочное занятие социальной направленности проходило на базе 4 класса МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева по теме «Учимся общаться».

Школа №2 работает, опираясь на Федеральные государственные стандарты образования и воспитания учащихся. Задача ФГОС – ориентация системы образования и воспитания на новые результаты, связанные с развитием личности ребёнка. Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей». Это довольно успешно получается, когда в воспитании принимают участие школа, семья, социальная среда, окружение и все факторы, с которыми соприкасается личность растущего человека. Младший школьный возраст является важнейшим периодом в развитии личности ребёнка и формировании его эмоционального опыта, который напрямую зависит от организации учебно-воспитательной работы. Опыт работы с детьми этого возраста показал, что в благоприятной среде в детях проявляются хорошие, добрые качества личности. «Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой», - это «золотое правило» является одним из главных в 4 классе, на базе которого и проводилось тематическое занятие социальной направленности «Учимся общаться».

Структура внеурочного занятия социальной направленности по теме «Учимся общаться» (далее – занятие, учебное занятие) состояла из 5 этапов:

1)      Организация и подготовка к основному этапу занятия.

2)      Определение темы. Постановка целей. Начало занятия.

3)      Основной этап. Закрепление знаний и способов действия. Контроль правильности ответов и обсуждение поступков в той или иной ситуации.

4)      Рефлексия.

5)      Подведение итогов.

Состав учебной группы: 24 обучающихся, из них: 11 мальчиков, 13 девочек. Возраст участников: 10 лет.

Дата проведения занятия: 19 октября 2020 г.

Ожидаемые результаты учебной деятельности:

Личностные: обучающиеся проявляют доброжелательность, уважительное отношение к одноклассникам; соблюдают этические нормы общения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют

·         коммуникативные УУД (умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли с условиями коммуникации; владеют диалогической формой речи; планируют учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками);

·         регулятивные УУД (целеполагание как постановка учебной задачи; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, производят оценку результатов работы,  коррекцию – внесение необходимых дополнений с учётом оценки результата самим обучающимся);

·         познавательные УУД (самостоятельно выделяют  и формулируют  познавательные цели; осознанно строят речевые высказывания в устной форме; анализируют информацию и строят логические цепочки рассуждений, производят классификацию; развито  критическое мышление).

Предметные: обучающиеся знакомы с понятием «общение»  и его значением  для человека; умеют общаться и соблюдают этические нормы общения.

 Характеристика оборудования учебного занятия:

·         Аудиовизуальные средства обучения (мультимедийная презентация);

·         Наглядные пособия (мягкая игрушка, макет солнца);

·         Раздаточный материал (лист бумаги, фломастер, ручка – на каждого учащегося, карточки с заданиями).

По месту темы занятия в учебном курсе занятие является комплексным: происходит изучение нового материала и одновременное закрепление изученного ранее материала, обобщение материала по данной теме.

При планировании занятия были учтены: индивидуальные возрастные и психологические особенности класса; психологические особенности класса; дифференцированный подход к различным учащимся; способность класса к самоорганизации.

2. ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ, ВОСПИТАТЕЛЬНОМ И РАЗВИВАЮЩЕМ АСПЕКТАХ

Воспитательные цели: Воспитание у учащихся внимательного отношения к окружающим их людям, воспитание доброжелательности и уважительного отношения к одноклассникам; формирование этических норм (культуры) поведения;

Развивающие цели: Развитие

·         коммуникативных УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли с условиями коммуникации; владение диалогической формой речи; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками); 

·         регулятивных УУД (целеполагание как постановка учебной задачи; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, умение оценивать результаты деятельности, производить коррекцию – внесение необходимых дополнений с учётом оценки результата самим обучающимся);

·         познавательных УУД (самостоятельное выделение  и формулировка  познавательных целей; осознанное построение речевых высказываний в устной форме; анализ информации и выстраивание логических цепочек рассуждений, классификация, развитие критического мышления);

Образовательные цели: Знакомство обучающихся с понятием «общение»  и его значением  для человека; формирование умений и навыков общения и соблюдения этических норм поведения; повторение и усовершенствование знаний учащихся о культурном поведении; дальнейшее развитие навыков точного употребления «вежливых слов».

 

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Приоритетной целью работы учителя по реализации ФГОС в 4 классе МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева является развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, т.е формирование умения учиться. В 4 классе МБОУ СОШ №2 внеурочная деятельность осуществляется через «Образовательную программу внеурочной деятельности в  1-4-х  классах» (Приложение к «Образовательной программе НОО») - https://morshsosh2.68edu.ru/osnovy/obrazovanie.files/programdop1. В ней  реализуется системно-деятельностный подход, наблюдается  проблемный характер изложения содержания, осуществляется как работа в группе, так и работа в парах; налажена система в разнообразии форм организации внеурочной деятельности, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса. Данная программа отражает интересы и потребности современного ребёнка. В основе её реализации положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. Это выражено в подборе материала, в структуре учебно-воспитательных занятий.

Тема занятия «Учимся общаться» выбрана не случайно, так как умение общаться, быть отзывчивым, правильно строить своё суждение являются ключевыми составляющими коммуникативной компетенции, что очень важно с точки зрения ФГОС. Занятие полностью выстроено в игровой форме, т.к. игра детей есть самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознаётся, изучается окружающий мир. Игра является потребностью растущего ребёнка: его психики, интеллекта, биологического фонда. В игре дети черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, в творчестве. Поэтому опора на игру (игровую деятельность, игровые формы, приёмы) – это важнейший способ обеспечения эмоционального отклика на воспитание личности ребёнка.

Игра, включённая во внеурочное занятие или внеклассное мероприятие, способствует:

·         личностному включению ребёнка в процесс социализации;

·         проживанию ситуации успеха именно сегодня, а не завтра, с позиции реального, а не словесного равенства со взрослым;

·         апробации различных стилей деятельности и взаимоотношений;

·         возможности оказания и получения практической помощи;

·         участию в коллективной (групповой) деятельности;

·         тренировке навыков рефлексии.

Использование различных игр и развивающих упражнений в работе с младшими школьниками оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Создаваемый во внеурочной деятельности благоприятный эмоциональный фон в огромной степени способствует развитию и учебной мотивации, что немаловажно для успешной учебной деятельности ребёнка. Игра синтезирует познавательную, трудовую, творческую активность. Характер же этого действия должен быть игровой, как наиболее близкий и понятный для детей из их прежнего социального опыта. Даже самые пассивные дети включаются в игру с огромным желанием, прилагают усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Потому игровые приёмы просто необходимы при проведении любого внеурочного занятия (мероприятия).

Занятие «Учимся общаться» предусмотрено в начале учебного года (октябрь) с целью сплочения классного коллектива после отвыкания детей друг от друга за время летних каникул и создания адекватного эмоционального фона общения для дальнейшей работы в новом учебном году, воспитания доброжелательности и уважительного отношения к одноклассникам, формирования культуры поведения и внимательного отношения к окружающим их людям. Обучающиеся знакомятся понятием «общение»  и его значением  для человека,  совершенствуют имеющиеся знания о культурном поведении.

Занятия с подобной структурой проводятся в данном классе не в первый раз. Детям в начальной школе на занятиях интересны игровые, занимательные сюжеты, поэтому данные виды деятельности в достаточном количестве предусмотрены на занятии «Учимся общаться».

В сценарий данного занятия включаются игры, упражнения или игровые тренинги, приёмы на все этапы мероприятия:

1)      Организационный этап – игровой момент «Давай пожмём друг другу руку»;

2)      Мотивационно-целевой этап - игровой тренинг «Рисуем в парах»;

3)      Основной этап – игры и игровые упражнения:

·         разыгрывание ситуаций «Инсценировка»;

·         игровой приём «Поделись улыбкою своей»;

·         игровая инсценировка «Приветственные жесты в разных странах»;

·         игровое упражнение «Давайте говорить друг другу комплименты»;

·         упражнение-тренинг «Подели на группы».

4)      Этап рефлексии – коллективный проект (дидактическая игра) «Солнышко общения».

На данном занятии применяется системно-деятельностный подход, личностно-ориентированный подход, проблемное обучение, коммуникативное обучение. Используется ряд технологий: игровые, информационно-коммуникативные,  групповые. Используется воспитательная технология, при этом соблюдаются и учитываются правила и особенности данной технологии, обеспечивая тем самым благоприятный эмоционально-психологический климат.

Содержание занятия соответствует его целям и задачам. В соответствии с триединой учебной целью подобраны дидактические средства обучения, определены компетенции и УУД, на формирование которых рассчитано занятие, разработана стратегия их достижения. Организационная структура выстроена логично,  является актуальной и имеет воспитательную направленность.

4. ЭТАПЫ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

1)      Организация и начало занятия

Цель: подготовить учащихся к работе, дать доброжелательную установку на дальнейшее общение.

Начало занятия было нестандартным: с помощью игры «Давай пожмём друг другу руку» был создан благоприятный психологический настрой учащихся на работу, активизировано внимание детей. Считаю, что данный подход был разумен в заданной тематике занятия, т.к. с первой минуты был задан тон теме занятия (по изучению общения), и прямо подводил детей к данной теме. Поэтому, задача данного организационного этапа занятия - активизировать внимание детей, создать настрой на работу - была решена: внимание детей было мобилизовано, класс настроен на дальнейшую работу.

2)      Мотивационно-целевой этап

Задача мотивационно-целевого этапа была следующая: мотивировать обучающихся на работу, создать условия для определения темы и постановки целей занятия, подготовить ребят к восприятию.

Чтобы вызвать интерес к теме, был проведён игровой тренинг в парах «Рисуем дерево», содержащий в себе вопросы проблемного характера. С помощью данного тренинга в парах, обсуждений и рассуждений по ходу его выполнения поставленная задача была реализована в полном объёме: дети точно смогли сформулировать цель урока, рассказать для чего нужно общение, назвать различия при общении со сверстником и взрослым человеком.

Интерес к теме был вызван, учащиеся были подготовлены к работе -  общению по заданной теме занятия, вовлечены в процесс постановки цели (были созданы условия для включения каждого ученика в процесс целеполагания), установлены правильность и осознанность выполнения заданий. В ходе работы на данном этапе познавательная деятельность учащихся была организована и направлена к цели.

3)      Получение и закрепление знаний и способов действия, контроль правильности ответов и обсуждения поступков в той или иной ситуации

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний. На третьем этапе основные задачи включали знакомство обучающихся с понятием «общение»  и его значением  для человека, получение навыков культурного общения, развитие умения составлять целое из частей и умения сотрудничать со сверстниками, формирование социального опыта, развитие творческих способностей четвероклассников.

Данные задачи реализовывались путём применения следующих методов и приёмов:

·         беседа (о формулах приветствия и расставания, о мимике и жестах, о комплиментах, о характерных качествах, помогающих и мешающих общению);

·         работа в группах, парами, индивидуальная (разыгрывание ситуаций «Инсценировка», игровые упражнения: «Поделись улыбкою своей», «Давайте говорить друг другу комплименты», инсценировка «Приветственные жесты в разных странах», тренинг «Подели на группы»).

На данном – основном - этапе занятия дети активно обсуждали ситуации, которые случаются с людьми в процессе общения, предлагали свой результат, добивались самостоятельного исполнения поставленных мини-задач. На данном этапе проводилась игра «Давайте говорить друг другу комплименты».   Игра детям понравилась, т.к. на лицах детей наблюдались улыбки. Также была использована работа в больших группах по выполнению задания по инсценировке (разыгрыванию ситуаций), способствующая формированию добрых отношений между детьми, развитию стремления быть терпимым, доброжелательным, вежливым.

Обучающимся было дано и конкретное представление о приветственных жестах общения людей в разных странах. Это расширило представление школьников об изучаемом факте (теме общения).

Речь детей развивалась путём  проговаривания «формул» приветствия и прощания, путём выстраивания логических цепочек рассуждений и классификации при разыгрывании ситуаций, путём построения полных ответов на вопросы в игровом тренинге «Подели на группы». Ответы учащихся были полными, правильными.

Был реализован и воспитательный аспект. Дети активно включились в обсуждение, возрос интерес к работе. Считаю, что работа прошла успешно.

4)      Подведение итогов. Рефлексия

Цели: дать оценку и оценку успешности достижения поставленной цели, подвести итоги занятия.

На заключительном этапе занятия - рефлексии - использовалась проектная деятельность.

Коллективный проект «Солнышко общения» помог подвести итоги занятия. В ходе него в игровой форме группы ребят самостоятельно на лучах сформулировали правила общения, о которых говорилось на внеурочном занятии ранее, и составили своё яркое солнце дружбы. В этом задании ребята составляли правила коллективно, обговаривая и повторяя изученные азы успешного общения.

В заключение я дала обоснование  работы и активности класса - в целом и отдельных учеников.

Занятие завершилось повторением «правил культурного общения», после чего был осуществлён непосредственный переход к чтению стихотворения В. Солоухина «Слово о словах».

5. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

В ходе занятия использовались следующие методы воспитания и обучения:

·         методы получения новых знаний (беседа, объяснение, рассказ);

·         метод контроля и самоконтроля;

·         методы эмоционального стимулирования (поощрение, использование игровых форм);

·         метод развития познавательного интереса (стимулирование занимательным содержанием);

·         метод развития психических функций (создание проблемной ситуации, творческие задания);

·         метод формирования ответственности (предъявление педагогического требования, формирования понимания личностной значимости);

·         метод проекта (направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат);

·         метод контроля и диагностики (анализ продукта детской деятельности);

·         метод выработки учебных умений и накопления опыта (упражнение).

Для успешной реализации педагогических задач применялись образовательные технологии: общепедагогические; альтернативные, индивидуальные, групповые, коллективные; дифференцированные; личностно-ориентированные, гуманно-личностные, технологии сотрудничества; воспитательные, гуманистические; проблемного и интегрированного обучения. При применении воспитательной технологии были соблюдены и учтены правила и особенности данной технологии. Применялось разыгрывание ситуаций.

Все применяемые технологии, формы работы (беседа с элементами игровой деятельности; групповая, индивидуальная, фронтальная), используемые методы и приёмы соответствовали поставленным целям, содержанию учебного материала и особенностям класса, были основаны на ответственности и самостоятельности учащихся, обеспечивая тем самым деятельностный характер обучения.

6. ОБЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

 По моему мнению, структура занятия выбрана мной рационально – учебный материал был дан в логической последовательности; для реализации замысла занятия было продумано оригинальное оформление (мультимедийная презентация), обеспечен благоприятный эмоционально-психологический климат. Подготовка и отбор материала осуществлены с учётом интересов детей начальной школы. Мною учитывались индивидуальные возможности детей 4 класса.

Содержание занятия полностью соответствовало его целям и задачам. В соответствии с триединой учебной целью были подобраны и использовались дидактические средства обучения: аудиовизуальные средства (мультимедийная презентация); наглядные пособия (мягкая игрушка, макет солнца); раздаточный материал (листы бумаги, фломастеры, ручки – на каждого учащегося, карточки с заданиями). Были определены компетенции, УУД на формирование которых рассчитано занятие, разработана стратегия их достижения (определён планируемый результат). Организационная структура занятия была логичной,  актуальной и имела воспитательную направленность.

Содержание учебного материала соответствовало теме занятия, объём материала был оптимальным на всех этапах занятия для достижения запланированного результата.

В течение всего занятия для активизации познавательной деятельности использовались разные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная; разные методы: словесный (беседа, рассказ), практический (проблемно-поисковый), методы эмоционального стимулирования (поощрение, использование игровых форм), рефлексия. Они способствовали развитию у детей навыков общения, проведению совместной деятельности, проявлению их личных качеств.

Для лучшего усвоения нового материала всё занятие полностью сопровождалось наглядным материалом (мультимедийной презентацией). На занятии использовался также и раздаточный материал.

Все обучающиеся были вовлечены в творческую деятельность с целенаправленным чередованием видов деятельности, темп обеспечил активность большинства четвероклассников.

Речь детей была на хорошем уровне:  речь правильная, ответы полные, активность и работоспособность высокие. Интерес ребят поддерживался на протяжении всей беседы. Использовались различные виды деятельности и их чередование. Психологическая атмосфера была доброжелательная, поддерживалась добрым,  уважительным отношением к детям, положительными эмоциями. Высокая мотивация обучающихся достигалась за счёт необычной формы заданий, что помогло настроить учеников на общение и улучшить их настроение.

Психологическая атмосфера на занятии была доверительная, эмоциональная, доброжелательная, поддерживалась добрым,  уважительным отношением к детям, положительными эмоциями. Все задания ребята выполняли с удовольствием.

Занятие завершилось повторением «Правил общения» и чтением стихотворения В. Солоухина «Слово о словах».

Рефлексивный анализ проводился в течение всего занятия - обучающиеся на разных этапах приходили к определённым выводам. В итоге результат был достигнут каждым обучающимся.

Система приёмов, методов и форм организации проведённого занятия в целом помогла организовать познавательную активность четвероклассников.

Упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приёмы), который я делала на анализируемом занятии, был оправдан и весьма эффективен, т.к. игра - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия. По-моему мнению, для учеников начальной школы необходимо в каждое занятие включать игровые моменты, но не в качестве разрядки обстановки, а с целью активизации знаний детей, развития психических и умственных процессов.

Считаю, что работа прошла успешно и эффективно. Главное, чего я хотела добиться на занятии - научить детей общаться. Думаю, что это получилось, т.к. дети были активны, непосредственны, внимательны и самокритичны, смогли выполнить все поставленные задачи на отдельных этапах занятия, добиться заявленной цели мероприятия и достичь планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных). Все ученики работали на высоком уровне, свободно высказывали свои мнения, идеи.

Таким образом, сравнивая желаемый результат с реальным, я делаю вывод, что поставленные цели, отбор содержания, выбор форм, методов, приёмов и форм обучения работали на реальный результат, показавший, что все аспекты и цели занятия были реализованы. Занятие достигло своих целей.

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ 1.

САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ 1.

Предметные : обучающиеся знакомы с понятием « общение» и его значением для человека; умеют общаться и соблюдают этические нормы общения

Предметные : обучающиеся знакомы с понятием « общение» и его значением для человека; умеют общаться и соблюдают этические нормы общения

Данная программа отражает интересы и потребности современного ребёнка

Данная программа отражает интересы и потребности современного ребёнка

Учимся общаться». В сценарий данного занятия включаются игры, упражнения или игровые тренинги, приёмы на все этапы мероприятия: 1)

Учимся общаться». В сценарий данного занятия включаются игры, упражнения или игровые тренинги, приёмы на все этапы мероприятия: 1)

Интерес к теме был вызван, учащиеся были подготовлены к работе - общению по заданной теме занятия, вовлечены в процесс постановки цели (были созданы условия для…

Интерес к теме был вызван, учащиеся были подготовлены к работе - общению по заданной теме занятия, вовлечены в процесс постановки цели (были созданы условия для…

На заключительном этапе занятия - рефлексии - использовалась проектная деятельность

На заключительном этапе занятия - рефлексии - использовалась проектная деятельность

Содержание занятия полностью соответствовало его целям и задачам

Содержание занятия полностью соответствовало его целям и задачам

Считаю, что работа прошла успешно и эффективно

Считаю, что работа прошла успешно и эффективно