САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Внеурочное занятие социальной направленности проходило на базе 4 класса МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева по теме «Учимся общаться».
Школа №2 работает, опираясь на Федеральные государственные стандарты образования и воспитания учащихся. Задача ФГОС – ориентация системы образования и воспитания на новые результаты, связанные с развитием личности ребёнка. Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей». Это довольно успешно получается, когда в воспитании принимают участие школа, семья, социальная среда, окружение и все факторы, с которыми соприкасается личность растущего человека. Младший школьный возраст является важнейшим периодом в развитии личности ребёнка и формировании его эмоционального опыта, который напрямую зависит от организации учебно-воспитательной работы. Опыт работы с детьми этого возраста показал, что в благоприятной среде в детях проявляются хорошие, добрые качества личности. «Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой», - это «золотое правило» является одним из главных в 4 классе, на базе которого и проводилось тематическое занятие социальной направленности «Учимся общаться».
Структура внеурочного занятия социальной направленности по теме «Учимся общаться» (далее – занятие, учебное занятие) состояла из 5 этапов:
1) Организация и подготовка к основному этапу занятия.
2) Определение темы. Постановка целей. Начало занятия.
3) Основной этап. Закрепление знаний и способов действия. Контроль правильности ответов и обсуждение поступков в той или иной ситуации.
4) Рефлексия.
5) Подведение итогов.
Состав учебной группы: 24 обучающихся, из них: 11 мальчиков, 13 девочек. Возраст участников: 10 лет.
Дата проведения занятия: 19 октября 2020 г.
Ожидаемые результаты учебной деятельности:
Личностные: обучающиеся проявляют доброжелательность, уважительное отношение к одноклассникам; соблюдают этические нормы общения.
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют
· коммуникативные УУД (умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли с условиями коммуникации; владеют диалогической формой речи; планируют учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками);
· регулятивные УУД (целеполагание как постановка учебной задачи; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, производят оценку результатов работы, коррекцию – внесение необходимых дополнений с учётом оценки результата самим обучающимся);
· познавательные УУД (самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; осознанно строят речевые высказывания в устной форме; анализируют информацию и строят логические цепочки рассуждений, производят классификацию; развито критическое мышление).
Предметные: обучающиеся знакомы с понятием «общение» и его значением для человека; умеют общаться и соблюдают этические нормы общения.
Характеристика оборудования учебного занятия:
· Аудиовизуальные средства обучения (мультимедийная презентация);
· Наглядные пособия (мягкая игрушка, макет солнца);
· Раздаточный материал (лист бумаги, фломастер, ручка – на каждого учащегося, карточки с заданиями).
По месту темы занятия в учебном курсе занятие является комплексным: происходит изучение нового материала и одновременное закрепление изученного ранее материала, обобщение материала по данной теме.
При планировании занятия были учтены: индивидуальные возрастные и психологические особенности класса; психологические особенности класса; дифференцированный подход к различным учащимся; способность класса к самоорганизации.
2. ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ, ВОСПИТАТЕЛЬНОМ И РАЗВИВАЮЩЕМ АСПЕКТАХ
Воспитательные цели: Воспитание у учащихся внимательного отношения к окружающим их людям, воспитание доброжелательности и уважительного отношения к одноклассникам; формирование этических норм (культуры) поведения;
Развивающие цели: Развитие
· коммуникативных УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли с условиями коммуникации; владение диалогической формой речи; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками);
· регулятивных УУД (целеполагание как постановка учебной задачи; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, умение оценивать результаты деятельности, производить коррекцию – внесение необходимых дополнений с учётом оценки результата самим обучающимся);
· познавательных УУД (самостоятельное выделение и формулировка познавательных целей; осознанное построение речевых высказываний в устной форме; анализ информации и выстраивание логических цепочек рассуждений, классификация, развитие критического мышления);
Образовательные цели: Знакомство обучающихся с понятием «общение» и его значением для человека; формирование умений и навыков общения и соблюдения этических норм поведения; повторение и усовершенствование знаний учащихся о культурном поведении; дальнейшее развитие навыков точного употребления «вежливых слов».
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Приоритетной целью работы учителя по реализации ФГОС в 4 классе МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева является развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, т.е формирование умения учиться. В 4 классе МБОУ СОШ №2 внеурочная деятельность осуществляется через «Образовательную программу внеурочной деятельности в 1-4-х классах» (Приложение к «Образовательной программе НОО») - https://morshsosh2.68edu.ru/osnovy/obrazovanie.files/programdop1. В ней реализуется системно-деятельностный подход, наблюдается проблемный характер изложения содержания, осуществляется как работа в группе, так и работа в парах; налажена система в разнообразии форм организации внеурочной деятельности, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса. Данная программа отражает интересы и потребности современного ребёнка. В основе её реализации положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. Это выражено в подборе материала, в структуре учебно-воспитательных занятий.
Тема занятия «Учимся общаться» выбрана не случайно, так как умение общаться, быть отзывчивым, правильно строить своё суждение являются ключевыми составляющими коммуникативной компетенции, что очень важно с точки зрения ФГОС. Занятие полностью выстроено в игровой форме, т.к. игра детей есть самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознаётся, изучается окружающий мир. Игра является потребностью растущего ребёнка: его психики, интеллекта, биологического фонда. В игре дети черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, в творчестве. Поэтому опора на игру (игровую деятельность, игровые формы, приёмы) – это важнейший способ обеспечения эмоционального отклика на воспитание личности ребёнка.
Игра, включённая во внеурочное занятие или внеклассное мероприятие, способствует:
· личностному включению ребёнка в процесс социализации;
· проживанию ситуации успеха именно сегодня, а не завтра, с позиции реального, а не словесного равенства со взрослым;
· апробации различных стилей деятельности и взаимоотношений;
· возможности оказания и получения практической помощи;
· участию в коллективной (групповой) деятельности;
· тренировке навыков рефлексии.
Использование различных игр и развивающих упражнений в работе с младшими школьниками оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Создаваемый во внеурочной деятельности благоприятный эмоциональный фон в огромной степени способствует развитию и учебной мотивации, что немаловажно для успешной учебной деятельности ребёнка. Игра синтезирует познавательную, трудовую, творческую активность. Характер же этого действия должен быть игровой, как наиболее близкий и понятный для детей из их прежнего социального опыта. Даже самые пассивные дети включаются в игру с огромным желанием, прилагают усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Потому игровые приёмы просто необходимы при проведении любого внеурочного занятия (мероприятия).
Занятие «Учимся общаться» предусмотрено в начале учебного года (октябрь) с целью сплочения классного коллектива после отвыкания детей друг от друга за время летних каникул и создания адекватного эмоционального фона общения для дальнейшей работы в новом учебном году, воспитания доброжелательности и уважительного отношения к одноклассникам, формирования культуры поведения и внимательного отношения к окружающим их людям. Обучающиеся знакомятся понятием «общение» и его значением для человека, совершенствуют имеющиеся знания о культурном поведении.
Занятия с подобной структурой проводятся в данном классе не в первый раз. Детям в начальной школе на занятиях интересны игровые, занимательные сюжеты, поэтому данные виды деятельности в достаточном количестве предусмотрены на занятии «Учимся общаться».
В сценарий данного занятия включаются игры, упражнения или игровые тренинги, приёмы на все этапы мероприятия:
1) Организационный этап – игровой момент «Давай пожмём друг другу руку»;
2) Мотивационно-целевой этап - игровой тренинг «Рисуем в парах»;
3) Основной этап – игры и игровые упражнения:
· разыгрывание ситуаций «Инсценировка»;
· игровой приём «Поделись улыбкою своей»;
· игровая инсценировка «Приветственные жесты в разных странах»;
· игровое упражнение «Давайте говорить друг другу комплименты»;
· упражнение-тренинг «Подели на группы».
4) Этап рефлексии – коллективный проект (дидактическая игра) «Солнышко общения».
На данном занятии применяется системно-деятельностный подход, личностно-ориентированный подход, проблемное обучение, коммуникативное обучение. Используется ряд технологий: игровые, информационно-коммуникативные, групповые. Используется воспитательная технология, при этом соблюдаются и учитываются правила и особенности данной технологии, обеспечивая тем самым благоприятный эмоционально-психологический климат.
Содержание занятия соответствует его целям и задачам. В соответствии с триединой учебной целью подобраны дидактические средства обучения, определены компетенции и УУД, на формирование которых рассчитано занятие, разработана стратегия их достижения. Организационная структура выстроена логично, является актуальной и имеет воспитательную направленность.
4. ЭТАПЫ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
1) Организация и начало занятия
Цель: подготовить учащихся к работе, дать доброжелательную установку на дальнейшее общение.
Начало занятия было нестандартным: с помощью игры «Давай пожмём друг другу руку» был создан благоприятный психологический настрой учащихся на работу, активизировано внимание детей. Считаю, что данный подход был разумен в заданной тематике занятия, т.к. с первой минуты был задан тон теме занятия (по изучению общения), и прямо подводил детей к данной теме. Поэтому, задача данного организационного этапа занятия - активизировать внимание детей, создать настрой на работу - была решена: внимание детей было мобилизовано, класс настроен на дальнейшую работу.
2) Мотивационно-целевой этап
Задача мотивационно-целевого этапа была следующая: мотивировать обучающихся на работу, создать условия для определения темы и постановки целей занятия, подготовить ребят к восприятию.
Чтобы вызвать интерес к теме, был проведён игровой тренинг в парах «Рисуем дерево», содержащий в себе вопросы проблемного характера. С помощью данного тренинга в парах, обсуждений и рассуждений по ходу его выполнения поставленная задача была реализована в полном объёме: дети точно смогли сформулировать цель урока, рассказать для чего нужно общение, назвать различия при общении со сверстником и взрослым человеком.
Интерес к теме был вызван, учащиеся были подготовлены к работе - общению по заданной теме занятия, вовлечены в процесс постановки цели (были созданы условия для включения каждого ученика в процесс целеполагания), установлены правильность и осознанность выполнения заданий. В ходе работы на данном этапе познавательная деятельность учащихся была организована и направлена к цели.
3) Получение и закрепление знаний и способов действия, контроль правильности ответов и обсуждения поступков в той или иной ситуации
Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний. На третьем этапе основные задачи включали знакомство обучающихся с понятием «общение» и его значением для человека, получение навыков культурного общения, развитие умения составлять целое из частей и умения сотрудничать со сверстниками, формирование социального опыта, развитие творческих способностей четвероклассников.
Данные задачи реализовывались путём применения следующих методов и приёмов:
· беседа (о формулах приветствия и расставания, о мимике и жестах, о комплиментах, о характерных качествах, помогающих и мешающих общению);
· работа в группах, парами, индивидуальная (разыгрывание ситуаций «Инсценировка», игровые упражнения: «Поделись улыбкою своей», «Давайте говорить друг другу комплименты», инсценировка «Приветственные жесты в разных странах», тренинг «Подели на группы»).
На данном – основном - этапе занятия дети активно обсуждали ситуации, которые случаются с людьми в процессе общения, предлагали свой результат, добивались самостоятельного исполнения поставленных мини-задач. На данном этапе проводилась игра «Давайте говорить друг другу комплименты». Игра детям понравилась, т.к. на лицах детей наблюдались улыбки. Также была использована работа в больших группах по выполнению задания по инсценировке (разыгрыванию ситуаций), способствующая формированию добрых отношений между детьми, развитию стремления быть терпимым, доброжелательным, вежливым.
Обучающимся было дано и конкретное представление о приветственных жестах общения людей в разных странах. Это расширило представление школьников об изучаемом факте (теме общения).
Речь детей развивалась путём проговаривания «формул» приветствия и прощания, путём выстраивания логических цепочек рассуждений и классификации при разыгрывании ситуаций, путём построения полных ответов на вопросы в игровом тренинге «Подели на группы». Ответы учащихся были полными, правильными.
Был реализован и воспитательный аспект. Дети активно включились в обсуждение, возрос интерес к работе. Считаю, что работа прошла успешно.
4) Подведение итогов. Рефлексия
Цели: дать оценку и оценку успешности достижения поставленной цели, подвести итоги занятия.
На заключительном этапе занятия - рефлексии - использовалась проектная деятельность.
Коллективный проект «Солнышко общения» помог подвести итоги занятия. В ходе него в игровой форме группы ребят самостоятельно на лучах сформулировали правила общения, о которых говорилось на внеурочном занятии ранее, и составили своё яркое солнце дружбы. В этом задании ребята составляли правила коллективно, обговаривая и повторяя изученные азы успешного общения.
В заключение я дала обоснование работы и активности класса - в целом и отдельных учеников.
Занятие завершилось повторением «правил культурного общения», после чего был осуществлён непосредственный переход к чтению стихотворения В. Солоухина «Слово о словах».
5. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
В ходе занятия использовались следующие методы воспитания и обучения:
· методы получения новых знаний (беседа, объяснение, рассказ);
· метод контроля и самоконтроля;
· методы эмоционального стимулирования (поощрение, использование игровых форм);
· метод развития познавательного интереса (стимулирование занимательным содержанием);
· метод развития психических функций (создание проблемной ситуации, творческие задания);
· метод формирования ответственности (предъявление педагогического требования, формирования понимания личностной значимости);
· метод проекта (направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат);
· метод контроля и диагностики (анализ продукта детской деятельности);
· метод выработки учебных умений и накопления опыта (упражнение).
Для успешной реализации педагогических задач применялись образовательные технологии: общепедагогические; альтернативные, индивидуальные, групповые, коллективные; дифференцированные; личностно-ориентированные, гуманно-личностные, технологии сотрудничества; воспитательные, гуманистические; проблемного и интегрированного обучения. При применении воспитательной технологии были соблюдены и учтены правила и особенности данной технологии. Применялось разыгрывание ситуаций.
Все применяемые технологии, формы работы (беседа с элементами игровой деятельности; групповая, индивидуальная, фронтальная), используемые методы и приёмы соответствовали поставленным целям, содержанию учебного материала и особенностям класса, были основаны на ответственности и самостоятельности учащихся, обеспечивая тем самым деятельностный характер обучения.
6. ОБЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
По моему мнению, структура занятия выбрана мной рационально – учебный материал был дан в логической последовательности; для реализации замысла занятия было продумано оригинальное оформление (мультимедийная презентация), обеспечен благоприятный эмоционально-психологический климат. Подготовка и отбор материала осуществлены с учётом интересов детей начальной школы. Мною учитывались индивидуальные возможности детей 4 класса.
Содержание занятия полностью соответствовало его целям и задачам. В соответствии с триединой учебной целью были подобраны и использовались дидактические средства обучения: аудиовизуальные средства (мультимедийная презентация); наглядные пособия (мягкая игрушка, макет солнца); раздаточный материал (листы бумаги, фломастеры, ручки – на каждого учащегося, карточки с заданиями). Были определены компетенции, УУД на формирование которых рассчитано занятие, разработана стратегия их достижения (определён планируемый результат). Организационная структура занятия была логичной, актуальной и имела воспитательную направленность.
Содержание учебного материала соответствовало теме занятия, объём материала был оптимальным на всех этапах занятия для достижения запланированного результата.
В течение всего занятия для активизации познавательной деятельности использовались разные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная; разные методы: словесный (беседа, рассказ), практический (проблемно-поисковый), методы эмоционального стимулирования (поощрение, использование игровых форм), рефлексия. Они способствовали развитию у детей навыков общения, проведению совместной деятельности, проявлению их личных качеств.
Для лучшего усвоения нового материала всё занятие полностью сопровождалось наглядным материалом (мультимедийной презентацией). На занятии использовался также и раздаточный материал.
Все обучающиеся были вовлечены в творческую деятельность с целенаправленным чередованием видов деятельности, темп обеспечил активность большинства четвероклассников.
Речь детей была на хорошем уровне: речь правильная, ответы полные, активность и работоспособность высокие. Интерес ребят поддерживался на протяжении всей беседы. Использовались различные виды деятельности и их чередование. Психологическая атмосфера была доброжелательная, поддерживалась добрым, уважительным отношением к детям, положительными эмоциями. Высокая мотивация обучающихся достигалась за счёт необычной формы заданий, что помогло настроить учеников на общение и улучшить их настроение.
Психологическая атмосфера на занятии была доверительная, эмоциональная, доброжелательная, поддерживалась добрым, уважительным отношением к детям, положительными эмоциями. Все задания ребята выполняли с удовольствием.
Занятие завершилось повторением «Правил общения» и чтением стихотворения В. Солоухина «Слово о словах».
Рефлексивный анализ проводился в течение всего занятия - обучающиеся на разных этапах приходили к определённым выводам. В итоге результат был достигнут каждым обучающимся.
Система приёмов, методов и форм организации проведённого занятия в целом помогла организовать познавательную активность четвероклассников.
Упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приёмы), который я делала на анализируемом занятии, был оправдан и весьма эффективен, т.к. игра - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия. По-моему мнению, для учеников начальной школы необходимо в каждое занятие включать игровые моменты, но не в качестве разрядки обстановки, а с целью активизации знаний детей, развития психических и умственных процессов.
Считаю, что работа прошла успешно и эффективно. Главное, чего я хотела добиться на занятии - научить детей общаться. Думаю, что это получилось, т.к. дети были активны, непосредственны, внимательны и самокритичны, смогли выполнить все поставленные задачи на отдельных этапах занятия, добиться заявленной цели мероприятия и достичь планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных). Все ученики работали на высоком уровне, свободно высказывали свои мнения, идеи.
Таким образом, сравнивая желаемый результат с реальным, я делаю вывод, что поставленные цели, отбор содержания, выбор форм, методов, приёмов и форм обучения работали на реальный результат, показавший, что все аспекты и цели занятия были реализованы. Занятие достигло своих целей.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.