Самоанализ воспитательского занятия на тему: «Путешествие по стране безопасности».
Участники - обучающиеся 2-3-4 класса.
Цель занятия: Содействие формированию у детей навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к действиям в неадекватных ситуациях).
Задачи:
Образовательные: Воспитывать чувство ответственности за личную безопасность, ценностное отношение к своему здоровью и жизни.
Формировать знания о правилах поведения дома, на улице, дороге, транспорте.
Коррекционно – развивающие: Корригировать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память.
Развивать устную речь, мышление.
Обогащать словарный запас обучающихся.
Воспитательные: Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, отзывчивость, умение согласовывать свои действия.
Оборудование: презентация, кружки красного, зеленого, желтого цветов.
Форма проведения: игра - путешествие.
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей безопасности несомненна. Ребёнку трудно понять ту опасность, которую представляет автомобиль, пожар, колющие и режущие предметы и другие опасности. Зачастую виновниками происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах. Общеизвестно, что детство — это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.
Легко ли научить ребенка вести себя на дороге? На улице? В транспорте? На кухне и т. д. На первый взгляд легко, надо только познакомить его с основными требованиями безопасности и никаких проблем. На самом деле очень трудно. Ведь сами родители каждый день на глазах своих детей нарушают эти правила, и не задумываются, что ставят перед ребенком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают? Известно, что привычки, закрепленные в детстве, и остаются на всю жизнь. Поэтому необходимо формировать у детей навыков безопасной жизнедеятельности. В этом должны принимать участие и родители, и образовательные учреждения.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях. Важно подготовить ребенка к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения у детей начинается с выявления уровня их знаний и интересов, которые проводились в форме беседы, наблюдений, игр-занятий.
На занятиях используются различные методы и приёмы обучения, которые позволяют активизировать познавательный интерес к занятиям. Учитываются возрастные и психофизические особенности детей.
Используемые технологии:
-элементы игровой технологии (дидактическая игра);
-личностно-ориентированные (индивидуальная работа);
-здоровьесберегающие технологии (физкультминутка)
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Исходя, из цели и задач использовала следующее оборудование: презентацию, видео с использованием физминутки.
Для каждого этапа занятия подобрала определенные методы обучения, в соответствии с реализацией цели подобрала содержание материала.
В водной части использовала принцип мотивации, предполагающий наличие побуждения, создание мотивации к познанию. Для формирования мотивации использовала игровой момент «путешествие», художественное слово и слайд в презентации.
Методы: словесный, наглядный, игровой.
В основной части использовала: беседу с целью создания в воображении понятия «опасность». Для актуализации знаний выяснила знания огонь друг, или враг человека, причины пожара; провела игру «Топаем, хлопаем» закрепление знаний правил пожарной безопасности; задание «Самый внимательный» практическое применение правил ОБЖ через поисковую деятельность обучающихся; игру «Доскажи словечко» закрепление знания о мерах предотвращения пожара, развитие словаря, внимания, памяти; игру: «Светофор» развитие внимания, зрительного восприятия; задание «Кто из участников дорожного движения нарушает правила поведения на дороге?» практическое применение правил ОБЖ через поисковую деятельность обучающихся; «Умные сказки» формирование у учащихся основ безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях на примере детских сказок.Для снятия усталости и напряжения провела физминутку.
Методы: игровой, практический, наглядный, словесный.
В заключительной части провела обобщение, обучающиеся отвечали на вопросы. Завершая занятие, провела рефлексию. Попросила оценить занятие.
Методы: репродуктивный, оценивания, словесный, наглядный.
Использование ИКТ позволяет повысить уровень наглядности, расширить кругозор детей. Мультимедийная презентация наиболее полно отвечает интересам и запросам обучающихся. Занятие актуальное, так как каждое задание требовало от обучающихся активной мыслительной деятельности, рассуждений, раскрытия творческих способностей. Сопроводительная презентация, физкультурная минутка создают благоприятный эмоциональный настрой, способствующий раскрытию творческого потенциала.
Оснащённость занятия достаточная для выполнения цели и задач занятия.
Занятия с использованием ИКТ особенно актуальны в
начальной школе. Обучающиеся 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление,
поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше
качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового
не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати,
приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Использование ИКТ
в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа к
деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом
деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний обучающимися.
Современные компьютерные технологии
предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д.
Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности».
Позволяют представить учебный материал более доступно и понятно.
· Способствуют реализации развивающего обучения, проблемно-диалогического подхода, позволяют организовать исследовательскую деятельность.
· Позволяют осуществить дифференцированный подход в обучении, повышение эмоциональности , повышение интереса, воспитание потребности приобретать новые знания; смены форм деятельности, учета психолого-педагогических особенностей младших школьников; применения наглядных методов обучения, использование игровых моментов в обучении. В начальной школе используются информационные технологии на всех этапах. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Занятия с использованием мультимедийных презентаций не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал обучающихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.