Самообразование
«Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства»
Подготовила: учитель изобразительного искусства
Высоцкая Рамина Альмировна
2021-2022 учебный год
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев»
В.А. Сухомлинский
Девиз моей педагогической деятельности: « Учение без принуждения ».
Задача - сделать процесс обучения занимательным, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Тема самообразования, взятая мной в 2021 году, звучит так: «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства». К данной теме я обратилась в связи с тем, что предмет изобразительное искусство не является основным и поэтому ребята относятся к нему не серьезно. Следствием этого является снижение интереса к предмету.
Главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творческой свободной личности.
Для решения этой цели я определила следующие задачи:
-формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;
-развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;
-находить нестандартные решения любых возникающих проблем;
-воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.
Для решения постановленных задач я систематически совершенствую и углубляю знания по теории и методике преподаваемого предмета, обновляю методическую литературу, стараюсь использовать новые технологии в своей работе.
Также я реализую в своей работе практическую деятельность по программе Сухомлинского, мне очень близка его методика вовлечение детей в развитие природы и работа детей вне классной комнаты. Для того ,что б у детей было больше идей для воображения и полета фантазии.
Я убедилась, что на уроках, где применяются творческие задания, ученики работают более активно и это способствуют развитию творческой и познавательной активности на уроках. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением.
Все дети фантазеры, но отразить плоды своего воображения на листе бумаги может далеко не каждый. Ученикам гораздо проще срисовать, а надо, чтобы они умели «творить», а значит - мыслить и уметь отразить свои мысли с помощью различных художественных материалов
Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т.д. Для педагогов развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и воспитания.
В своей работе с детьми стараюсь уделять большое внимание применению методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности обучающихся.
Методы обучения
1. Метод «открытий».
2.Метод привлечения жизненного опыта детей.
3. Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности.
4. Метод свободы в системе ограничений.
5. Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники.
6. Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления.
7. Метод коллективных и групповых работ.
Формы работы:
-творческие проекты на уроках изобразительного искусства;
-участие в школьных и районных художественных выставках,
-участие в межрегиональных, всероссийских, районных конкурсах;
-предметные недели;
-школьные олимпиады, интеллектуальные игры;
-индивидуальная работа с обучающимися;
-внеурочная деятельность.
Для активизации и эффективности ученического процесса использую различные типы уроков:
-урок - рассказ;
-урок - путешествие
-урок - беседа;
-урок - фантазия;
-урок - игра;
-рисование с натуры;
-рисование по памяти и т. д.
-чаще использую комбинированные уроки
Для закрепления знаний и навыков использую разные формы заданий:
-доклады и презентации,
-тематические рисунки,
-рисунки на свободную тему ,
-кроссворды,
-тесты и т. д.
Важным условием развития художественных способностей ребенка является индивидуальный подход к нему в процессе обучения.
Наблюдения за работой обучающихся показывают: одни быстро и хорошо выполняют поставленные перед ними задачи, и работы их выразительны, интересны; другие работают быстро, но рисунки невыразительны, с большим количеством ошибок; третьи не справляются с поставленными задачами, делают грубые ошибки, потому что неорганизованны, плохо слушают учителя; четвертые работают медленно, не успевают закончить работу, так как стараются выполнить ее как можно лучше. Кто-то больше любит работать фломастером, кто-то карандашом и редко прибегает к краскам.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.
Работы, выполненные детьми по их собственному замыслу, раскрывают их интересы, склонности. Одни рисуют сложные и интересные композиции, другие выбирают простой сюжет и примитивно его решают, третьи любят изображать одни и те же предметы, например, самолеты, танки, но равнодушны, например, к природе. И все эти группы детей и каждый ребенок в отдельности, нуждаются во внимательном и чутком индивидуальном подходе.
Индивидуальную работу с обучающимися веду так, чтобы все обучающиеся, в особенности слабые, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников, научить ребенка работать самостоятельно с полной отдачей сил; создать благоприятные условия для развития учеников с наиболее выдающимися способностями.
Природа и окружающая нас реальность- первооснова творчества во всех видах деятельности. Через реальность мы приходим к понятию фантазии - этой прекрасной способности любого человека. В основе любой фантазии - правда жизни, так как художник способен фантазировать только на основе увиденного и воспринятого в окружающем мире. Я стараюсь вселить уверенность в каждом ученике, что он может фантазировать (т.е. творить) и что для этого нужно внимательно, изучив реальность, подняться на ней на крыльях фантазии.
Одним из способов развития фантазии является выполнение ряда необычных и неожиданных заданий. Привожу несколько заданий, выполняя которые систематически и целенаправленно, дети развивают воображение, вырабатывают привычку к собственному решению, открытиям, умению отойти от образца и работать по собственному замыслу:
· сказочные птицы, птицы-фантазии, животные;
· портрет, составленный из изображений овощей, фруктов, цветов;
· декоративно-прикладное искусство
· сочинение орнаментов на определенную тему;
· составление кроссвордов по изобразительному искусству;
· интеллектуально – развивающие игры: "На что это похоже?”, "Заколдованные картинки”, "Волшебные кляксы”, "Помоги художнику”, "Волшебные очки”.
В выполнении заданий обучающиеся используют различные технологии изображения, например, рисование пальцем, палочкой, кистью, лепку из пластилина, работу с природным материалом и т.д. На уроках демонстрируем многовариантные возможности решения задачи.
Кроме индивидуальной работы в своей работе часто использую метод коллективных и групповых работ.
Так же помогает развивать творческие способности детей проводимый мною кружок “Палитра”, где я стараюсь дать детям больше творческой свободы. Ребята с удовольствием в нём занимаются.
Использование ИКТ помогает учителю сделать процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным с учетом индивидуальных особенностей обучающихся всего класса,… учитель формирует универсальные учебные действия и стимулирует свой профессиональный рост. Использование ИКТ значительно повышает мотивацию и познавательную активность за счет разнообразия видов работы.
Использую уроки с применением ИКТ:
Урок с мультимедийной поддержкой;
Урок с использованием блок-схем;
Урок с использованием медиатеки;
Урок с компьютерной поддержкой;
Урок по контролю знаний обучающихся с использованием ИКТ;
Урок с использованием компьютерных контрольно-обучающих тестов;
Урок с использованием обучающих компьютерных программ;
Урок с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР);
Урок по организации исследовательской практики обучающихся с помощью компьютерных технологий на уроках искусства.
Они способствуют развитию познавательного интереса обучающихся и умения оперировать полученными знаниями.
Следующие технологии, активно используемые на уроках изобразительного искусства и уроках искусство – это игровые технологии. Игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности ребенка. Игра – это путь к познанию своих возможностей. Детям нравится сам процесс игры, для них – это работа, требующая усилий, это формирование воли, характера, положительных эмоций.
Можно выделить следующие группы игр:
Развивающие внимание;
развивающие глазомер;
тренирующие наблюдательность;
развивающие творческие способности;
воздействующие на эмоции и чувства;
раскрывающие личностные возможности ребенка.
Воплощая тему «Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства», обучающиеся добились определенных результатов, участвуя в различных конкурсах, что дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
Планирую продолжить работу по данной теме.
Ожидаемые результаты при развитии творческих способностей.
-повышение интеллектуального уровня обучающихся;
-формирование системы работы для развития творческих способностей обучающихся;
-обеспечение преемственности в работе средней и старшей школы;
-творческая самореализация
Вывод:
Данные методы, приемы и технологии позволяют нам растить гармонично развитую личность, ведь эмоциональная насыщенность – это неотъемлемая черта развивающей среды. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и сравнительно легко запоминается.
Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому уроки изобразительного искусства должны “увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься”. Потому что, как подчеркивает Б.М. Неменский “…в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимание без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо”
Работая над развитием творческих способностей обучающихся на уроках и во внеурочное время надо помнить: - Быть терпеливым. Не ждать «быстрых» результатов, они обязательно будут, но не торопите события. - Необходимо помнить о доброжелательности. Оценивание детских работ – дело очень деликатное. - Нужно всегда помнить о равноправии. Каждый ребенок имеет право на творческое самовыражение, поэтому нельзя делить детей на талантливых и «остальных».
В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить (Сократ).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.