Самооценка младших школьников как средство повышения уровня успеваемости и функциональной грамотности
Оценка 4.7

Самооценка младших школьников как средство повышения уровня успеваемости и функциональной грамотности

Оценка 4.7
doc
16.04.2021
Самооценка младших школьников как средство повышения уровня успеваемости и функциональной грамотности
Дей,Т.И. Самооценка младших школьников.doc

Самооценка младших школьников как средство повышения уровня успеваемости и функциональной грамотности

Дей Тамара Ивановна,  учитель физической культуры   МОУ СОШ 37 г. Белово

 24lykova-1976@mail.ru.

 

Аннотация.  В публикации затрагивается тема «Самооценка младших школьников как средство повышения уровня успеваемости и функциональной грамотности». Раскрывается актуальность темы на сегодняшний день. Что же такое самооценка? Как   развить у обучающихся умение правильно оценивать и контролировать себя, свою деятельность, как находить ошибки и пути их исправления. С чего начинать работу по формированию самооценки. Показана работа по формированию адекватной самооценки детей в классе. В статье говорится, на каких этапах рекомендуется выполнять самооценку.

 

Сегодня для  современного общества недостаточны даже прочные и обширные знания, так как объем информации постоянно меняется. Перед образованием стоит задача, научить обучающегося применять полученные знания и умения в жизни, а так же, самостоятельно добывать знания, то есть формировать общеучебные умения, развивать умение самостоятельно осуществлять учебные действия, быть функционально грамотным.

В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям.

             На сегодняшний день такая тема  актуальна, так как основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идёт развитие математической грамотности,  естественной, а так же грамотности чтения. Формирование функциональной грамотности тесно связано с  формированием самооценки, т.к. самооценка выступает в качестве важного регулятора в поведении человека, его активности в труде, учении, самовоспитании, общении. Задача педагога,  состоит  в повышении мотивации обучения и его результативности, а самооценка ученика помогает решить эту задачу  эффективно. Трудность заключается  в том, чтобы добиться самооценки у каждого школьника. Система оценки и контроля ставит перед учителем  также важную социальную задачу: развить у обучающихся  умение контролировать и проверять  себя, находить ошибки и пути их устранения, критически оценивать свою деятельность. Возраст младшего школьника  - это благоприятное время, когда идёт  формирование самооценки.

 Самооценка – это оценка любого человека самого себя: своих качеств, способностей возможностей.

Формирование самооценки всегда связано с активными действиями ребёнка, с самонаблюдением и самоконтролем. Во время игр, занятий или общения, дети обращают внимание на самого себя, к ситуации, когда необходимо оценить свои умения, подчиниться правилам, проявить свои качества личности. Для формирования функциональной грамотности необходимо создать особую образовательную среду, причем не только на уроке, но и во внеурочное время.  Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и медлительные, неряшливые и аккуратные. Но у всех большое желание хорошо учиться.

Дети, у которых  завышенная самооценка, оценивают слишком высоко свои возможности в учебе. Такие обучающиеся выбирают задачи, с которыми  им не справиться. После неудачи продолжают упорствовать на своем или тут же переходят на  простую задачу. Они  пытаются  быть лучше других во всем. От такого школьника часто можно услышать: «Я –  лучше всех. Все вы обязаны меня слушать».

Дети, имеющие правильную самооценку, отличаются большим стремлением к достижению положительных результатов в учебной деятельности и активностью. С увлечением и самостоятельностью пытаются выявить ошибки в своих работах, подбирают задания, соразмерным своим возможностям. Обучающиеся уверены, что собственными стараниями добьются успехов в обучении. Это опирается на правильной самооценке своих способностей и возможностей.

Дети с низкой самооценкой подбирают облегченные  задачи. Школьники неуверенны в себе и боятся самой учебной деятельности. У таких учеников появляются проблемы в учебе.

 Можно сделать вывод, что именно адекватная правильная  самооценка способствует  успешному обучению школьников младших классов. Она мотивирует деятельность, обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние,  пробуждает у обучающихся уверенность в достижении поставленных целей, а это положительно влияет на обучение.

Работу по формированию правильной самооценки необходимо начинать с диагностирования степени самооценки школьников в классе. Для этой работы допускается использование методики освоения самооценки. Одна среди них: «Лесенка». Есть два варианта применения: индивидуальный и групповой. Групповой вариант даёт возможность педагогу  быстро установить уровень оценки его учеников, подходит для детей  в 1 классе.

На классной доске изображена  лесенка и у каждого ребёнка листок с такой же лесенкой, карандаши. Учитель произносит: « Пусть каждый возьмёт карандаш красного цвета, и выслушает задание. Это лесенка, будем  на ней располагать всех детей, здесь (показывает 1 и 2 ступеньку, не указывая номер) стоят самые замечательные ребята, а там (показывает 3 и 4) – хорошие, на этих (показать 5, 6 и 7) – худшие ребята. На какой ступеньке ты определишь себе место, изобрази на ней кружочек».

При рассмотрении полученных результатов опирайтесь, пожалуйста, из следующего:

1 и 2 ступень – высокая  самооценка, 3 и 4 ступенька – адекватная самооценка, а 5-я, 6-я,7- я это очень низкая самооценка.

Для детей  2 - 4 классов допускается использование теста. Учитель даёт возможность  посчитать количество качеств, которые есть в их характере из столбика А и из столбика Б.

            Чтобы дать определение самооценки -  ключ: из столбика А количество слов больше 6,  из столбика Б меньше 4, то у школьников самооценка завышенная. Если наоборот, то она заниженная. Если  из столбиков А и Б количество слов  одинаковое, то самооценка близка  к адекватной.

Опираясь на  особенности своего класса можно строить работу по формированию правильной самооценки.

Важно создание на уроке для каждого ребёнка ситуации успеха, для этого использовать задания разноуровневые. С 1 класса начинать вводить систему самооценки.

Для этой цели, возможно, нарисовать цветными карандашами на полях условные обозначения: если верно выполнено задание - плюс (+)  ; минус (-) – задание вообще  не выполнено или выполнено не верно;  не в полном объеме выполнено или вызывает сомнение у ребёнка- полуплюс (+ -)  .

После этого  проверяется на доске, по образцу или фронтально, все обучающиеся  сопоставляют свою оценку с настоящей. Проверяя тетради, учитель красным карандашом обводит ту оценку, которая совпала с реальной, то есть  самооценку адекватную. Конечно, важно, чтобы дети могли, дать подтверждение не только оценке как следует выполненной работы, но и научились фиксировать появляющиеся в ней трудности,  которые еще не очень хорошо усвоены, или точно представляли себе, по какой причине это или другое задание не  выполнили  или  плохо выполнено.

Чтобы самооценка детей была адекватной   предлагается проводить самооценку на разных этапах урока. Можно и на  минутке чистописания. Для этого слабо успевающему ребёнку, с очень низкой самооценкой, предлагать оказывать небольшую помощь своему однокласснику. Такое задание послужит ему стать более уверенным, заслужить уважение. Обязательно  применять похвалу. Когда заканчивается  четверть, в обязательном порядке похвалить всех детей за старательность, отметить  даже не очень большие удачи в истинной самооценке достигнутых результатов. В результате каждый ребёнок  почувствует себя хорошо и будет уверен в успехах, что содействует мотивации к дальнейшей учебе в школе.

На уроке нужно применять рефлексию. Рефлексия осуществляется не только в конце урока, но и на любом  этапе. А так же по итогам года и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти.

Для того чтобы школьники могли адекватно оценить свои результаты  можно ввести, с 1-го класса алгоритм самооценки:

- Что нужно было выполнить  в данном  задании (примере)? Какова была цель, что  ещё  надо для получения  результата?

- Удалось ли получить результат? Найден ответ, решение?

- Выполнил всё правильно или с небольшой ошибкой (какой, в чем)?

- С заданием смог справиться полностью самостоятельно или кто-то помогал?

Во  втором  классе, можно  добавить ещё  шаг.

- Какое умение прорабатывали  когда выполняли  эти  задания?

Начиная с третьего, четвёртого  классов прибавляются новые шаги для оценивания детей своих успехов.

Важно запомнить, что оценочное суждение обучающегося меняется во время обучения в начальной школе.

Дети, которые учатся в первом классе, накапливают пассивный опыт оценивания под воздействием учителя и родителей.

Во втором  классе школьники могут подвергать анализу результаты своей учебы  и итог деятельности своих одноклассников под наблюдением учителя. В третьем и четвёртых   классах обучающиеся должны уметь анализировать планировать,  и обобщать итоги своей учебной деятельности с большей самостоятельностью.

Формирование функциональной грамотности и самооценки  – процесс непрерывный, сложный, многосторонний, длительный. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические технологии.

 

Литература

           1. Функциональная грамотность младшего школьника. Дидактическое сопровождение. Книга для учителя / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова, О.О. Петрашко, В.Ю. Романова, О.А. Рыдзе, И.С. Хомякова. – М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2018г.

  2. Аспер К. Внутренний ребёнок и самооценка. – М.: Добросвет, 2008.

3. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей. – М.: Астрель, 2008.

4. Волков Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться. – М.: Академический проект, 2005.


Скачано с www.znanio.ru

Самооценка младших школьников как средство повышения уровня успеваемости и функциональной грамотности

Самооценка младших школьников как средство повышения уровня успеваемости и функциональной грамотности

Формирование самооценки всегда связано с активными действиями ребёнка, с самонаблюдением и самоконтролем

Формирование самооценки всегда связано с активными действиями ребёнка, с самонаблюдением и самоконтролем

На какой ступеньке ты определишь себе место, изобрази на ней кружочек»

На какой ступеньке ты определишь себе место, изобрази на ней кружочек»

На уроке нужно применять рефлексию

На уроке нужно применять рефлексию

Волков Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться

Волков Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2021