Саморазвитие как ведущее направление формирования собственной личностно-профессиональной позиции классного руководителя
Учитель начальных классов высшей
квалификационной категории
Дубко Валентина Аркадьевна
Саморазвитие представляет из себя систематическое развитие навыков, знаний, убеждений, компетенций и качеств личности. Главная цель этого процесса- достижение желаемых результатов.
Саморазвитие включает в себя преображение новых знаний, умений и навыков, самоанализ, постоянное обучение и самосовершенствование. Оно помогает развивать личность, расширять кругозор, становиться более гибким и адаптивным, повышать уверенность в себе, мотивацию и укреплять личные ресурсы.
Что даёт саморазвитие?
-Личное развитие. Саморазвитие помогает улучшить навыки и знания, что может повысить самооценку и уверенность в себе. Это, в свою очередь поможет лучше достигать поставленных целей.
-Жизненные навыки. Практические навыки- например, управление временем, коммуникация, решение проблем, критическое мышление- также являются важным следствием саморазвития. Именно они помогают человеку эффективно преодолевать различные трудности и строить успешные отношения с другими людьми.
-Активный ум. Получение новой информации в рамках саморазвития способствует стимуляции ума, а также помогает сохранить его активное состояние. Умственные занятия помогают улучшить память, концентрацию и когнитивные функции.
-Адаптация к изменениям. В современном мире изменения происходят очень быстро, и способность к саморазвитию помогает адоптироваться к новым условиям и требованиям, что облегчает жизнь. Гибкость, обучаемость и способность к постоянному обновлению знаний являются ключевыми факторами в успешной адаптации к новым реалиям.
-Жизненное удовлетворение. Саморазвитие способствует личному росту и расширению круга интересов, что может привести к большей позитивности и удовлетворённостью жизнью. Погружение в новые области и достижение новых высот приносит удовлетворение и чувство осмысленности жизни.
-Широкий кругозор. В процессе саморазвития человек получает знания об актуальных тенденциях и достижениях в разных областях. Это помогает развивать культурную компетентность, широкий кругозор и лучше понимать мир вокруг.
-Профессиональный рост. Развитие собственных качеств, постоянное образование и приобретение новых навыков помогает адаптироваться к меняющимся условиям работы.
Актуальные проблемы саморазвития классного руководителя связаны с новыми задачами воспитания в современных условиях:
· воспитание гражданственности и патриотизма;
· приобщение воспитанников к ценностям гуманитарной культуры, духовности и нравственности;
· создание условий для развития ребёнка как субъекта культуры и собственного жизнетворчества;
· оказание помощи ребёнку в развитии творческого потенциала, склонностей, способностей и жизненном самоопределении;
· социальная защита и охрана детства, жизни и здоровья детей.
Но классный руководитель не может быть «мастером на все руки». Успешный классный руководитель всегда ограничивает свою деятельность проблемами и особенностями данного класса, своими собственными предпочтениями, умениями, индивидуальными особенностями.
Классный руководитель-организатор. Это классный руководитель – умелый организатор коллективной деятельности обучающихся, развивающий увлечённость ребят общими делами, интересами коллектива. Его «конёк»- организация конкурсов, праздников, классных часов, походов, соревнований.
Классный руководитель-психолог. Это классный руководитель, стремящийся развивать в классе доброжелательный микроклимат, понимающий взаимоотношения учащихся и умеющий регулировать и развивать их общение и отношения, в том числе средствами психологических игр и тренингов.
Поддерживающий классный руководитель. Это классный руководитель, стремящийся поддерживать самых разных школьников: от одарённых и активистов до «трудных» и имеющих проблемы в интеллектуальном развитии. Он умеет строить с ними доверительные отношения, регулировать их отношения с одноклассниками и учителями, помогать в решении их учебных и жизненных проблем.
Классный руководитель- социальный организатор. Это классный руководитель, стремящийся увлечь обучающихся социально-направленной общественной деятельностью. Он умеет работать с родителями и законными представителями учащихся.
Учитывая всё это, можно сказать, что успешность работы классного руководителя зависит от определённых условий:
-знания педагогических технологий;
-владения педагогическими техниками;
-профессионального использования методов и форм воспитания;
-владения различными способами организации и проведения воспитательной деятельности;
-владения технологиями планирования и анализа деятельности.
В нашей школе созданы условия для саморазвития классного руководителя:
ü имеется специальная методическая литература по всем направлениям воспитательной работы;
ü регулярно проводятся заседания методического объединения классных руководителей;
ü ежегодно проводятся тематические занятия, семинары, педсоветы по вопросам воспитания;
ü организуется обучение на курсах повышения квалификации;
ü возможность посещения открытых классных часов и мероприятий, проводимых опытными педагогами.
Непрерывное педагогическое образование — особая система, влияющая на формирование профессиональной зрелости классного руководителя, которая определяется не только потребностями самого специалиста, но и содержанием и условиями воспитательного процесса в образовательном учреждении, где он работает. Профессиональный рост классных руководителей приносит свои плоды. Приобретается положительный опыт, которым делимся не только с коллегами нашей школы, но и в районе и области, внедряются новые воспитательные методики.
Перед каждым классным руководителем стоят практически одни и те же вопросы: Как воспитывать сегодня? Какую цель преследовать? Какие методы воздействия могут стать полезными, а какие, наоборот, пойдут во вред? В нашем современном обществе как никогда важно формирование жизнестойкой, жизнеспособной личности. Поэтому считаю, что смысл воспитательной работы - помочь детям в конструировании их собственного мира, т. е. помочь человеку найти себя в жизни.
С 1988 года я работаю в школе, в том числе и классным руководителем. Свою воспитательную систему базирую на саморазвитии и педагогической поддержке. Воспитание при таком подходе предполагает создание благоприятных условий для творческой самореализации. Считаю, что в таком случае образовательный и воспитательный процессы строятся как сотворчество взрослого и ребенка, где преобладает взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом.
Классное руководство не столько работа, сколько совместная жизнь, прожитая взрослым человеком и ребенком в школе. Классных руководителей ценят не только за строгость и требовательность, но и за тепло и ласку, заботу и внимание к ученикам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.