САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПРЕДСТАРТОВОЙ ЛИХОРАДКИ У СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ КАРАТЭ
Оценка 4.8

САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПРЕДСТАРТОВОЙ ЛИХОРАДКИ У СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ КАРАТЭ

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
DOCX
физическая культура
СCУЗ, ВУЗ
06.08.2022
САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПРЕДСТАРТОВОЙ ЛИХОРАДКИ У СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ КАРАТЭ
психическое состояние спортсменов-каратистов в процессе соревновательной деятельности
саморегуляция спортсменов.DOCX

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)

 

САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПРЕДСТАРТОВОЙ ЛИХОРАДКИ У СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ КАРАТЭ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………      3

1 Обзор научно-методической литературы по теме исследования………

5

1.1  Эмоциональные состояния спортсменов………………………………

11

1.2  Психологическая классификация видов спорта ………………………     20

1.3  Регуляция психических состояний у спортсменов

в Каратэ Кекусинкай………………………………………………….………    25

2 Организация и методы исследования ……………………..........................   36

2.1. Организация исследования …………………………………………….     36

2.2. Методы исследования ………………………………………………….     36

2.3.Результаты исследования ………………………………………...………   37

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………… …………………  41

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ     ………………………….  42


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. Из всех видов каратэ, каратэ кекусинкай является самым зрелищным, поэтому данный вид спорта характеризуется высоким эмоциональным накалом спортивной борьбы.

 

Участие в различных соревнованиях, особенно в соревнованиях международного уровня, оказывает влияние на психику спортсмена. Предвкушая победу, спортсмен испытывает радость и прилив сил и это в свою очередь благотворным образом сказывается на результатах турнира. Если же спортсмен в силу неуверенности в себе представляет собственное поражение в соревнованиях, то отрицательные эмоции могут вызвать негативные последствия.

 

Психологическое состояние, спровоцированное мыслями о приближающимся турнире, называется предстартовой или предсоревновательной  лихорадкой.

 

Перед соревнованиями каждый спортсмен испытывает переживания. Чем значительнее соревнование, тем сильнее и сложнее переживания. Предстартовое эмоциональное состояние является реакцией нервной системы на предстоящую работу, требующую полной мобилизации сил (как эмоциональных, так и физических). От воздействия предстартовых раздражителей (соревновательная обстановка, созерцание противника, представления о результатах соревнований и др.) в головном мозге происходит многосложное взаимодействие нервных процессов, которые проявляются либо в тормозных реакциях, либо в реакциях возбуждения. Различные предстартовые психические состояния положительным или отрицательным образом влияют на течение физиологических процессов (дыхание, пульс, температура, артериальное давление, обмен веществ). Также они непосредственно влияют на работоспособность, аппетит, сон и другие физиологические процессы.

 

 

 


Данные реакции особенно остро проявляются у спортсменов-каратистов в процессе ожидания боя и непосредственно во время поединка.

 

Умение    спортсмена    управлять   своим    психическим      состоянием

формируется в процессе тренировок и во время соревновательной деятельности. Эта способность тесно связана с воспитанием личности спортсмена, с воспитанием ответственного отношения к коллективу, тренеру и спортивной деятельности [1, 4].

Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что вопрос

о         сознательном управлении своими эмоциональными переживаниями является очень важным в спорте. От умения спортсмена сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, невзирая на психологическое состояние, зависит результат соревновательной деятельности. Неспособность преодолевать отрицательные эмоциональные состояния в ходе спортивной

 

борьбы становится причиной непредсказуемых результатов в соревновательной деятельности (часто происходят ситуации, когда сильные,

 

опытные спортсмены после первых неудач в турнире падают духом, «опускают руки», отказываются от дальнейшей борьбы и, в результате, проигрывают более слабым и менее квалифицированным спортсменам). Поэтому одной из важнейших задач спортсменов это формирование умения управлять собственными эмоциональными переживаниями.

 

Объект исследования процесс психологической подготовки квалифицированных спортсменов в Каратэ-Кекусинкай.

Предмет исследования психическое состояние спортсменов-каратистов в процессе соревновательной деятельности.

Цель исследования изучение динамики психического состояния спортсменов-каратистов в процессе соревновательной деятельности.

 

Гипотеза исследования  состояла в предложении о том, что динамика

психического состояния спортсменов каратистов в процессе соревновательной деятельности, меняется по когнитивному, физическому и эмоциональному компоненту.


Для достижения поставленной в работе цели, необходимо решить следующие задачи:

1.   Изучение проблемы психического состояния спортсменов на основе литературных источников отечественных авторов.

 

2.          Выявление   динамики   психического   состояния   спортсменов-

 

каратистов в процессе соревновательной деятельности.

3.      Разработать практические рекомендации для тренеров и самих спортсменов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что тренеры по карате Кекусинкай, учитывая особенности влияния эмоциональных состояний на спортивный результат, а также проявления эмоций, смогут более рационально строить процесс подготовки спортсменов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Обзор научно-методической литературы по теме исследования

 

 

Анализ научно-методической литературы и статей в интернет-источниках показал, что изучению эмоциональных состояний спортсменов посвящено много работ. Вопросы психологии спорта исследовались многими учеными: Бабушкин Г.Д. доктор педагогических наук, профессор посвятил свои исследования, в том числе, вопросам психологии физической культуры и спорта, является автором учебника для высших учебных заведений; Байкова И.А в соавторстве с коллегами психотерапевтами разработала методическое пособие для спортсменов, которое содержит рекомендации по психолого – психотерапевтическому контролю и коррекции состояний; Волков И.П. в книге «Практикум по спортивной психологии» собрал разнообразные отечественные и зарубежные методики психологической помощи спортсменам и тренерам в период соревновательной деятельности и тренировочного процесса; в 2016 году вышла новая книга профессора Е.П. Ильина «Психология спорта», которая,  в отличие от ранее изданных  трудов, раскрывает новые исследования, в числе которых: психология общения в спорте, психология спортивной карьеры, аспекты «спортивной формы», психология зрителей и спортивного судейства; ранее под руководством Е.П. Ильина была издана книга «Психология индивидуальных различий», в которой приведены основные сведения по психологии индивидуальных различий.

Особого внимания заслуживают работы авторов Богданович Н.Г., Крестьянинова В.А., Бобровского В.А, Богданович Н.Г. в области изучения индивидуальных особенностей психической надежности спортсменов-каратистов различной квалификации, а также исследование вопросов проявления предстартовых состояний спортсменов в зависимости от тактической подготовки. Учебное пособие Степанова С.В. по технике и философии Кёкусин каратэ-до может стать отправной точкой для изучения данного стиля каратэ для начинающих спортсменов. Вопросы психологической подготовки как метода оптимизации тренировочного процесса юных каратистов в своем научном труде раскрыл наш земляк Щепотин Д.В.

Авторы сходятся во мнении, что вопрос о сознательном управлении своими эмоциональными переживаниями является очень важным в спорте. От умения спортсмена сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, невзирая на психологическое состояние, зависит результат соревновательной деятельности [1, 2, 14, 28, 35].

Эмоции — субъективные психологические состояния, отражающиеся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Данные эмоции включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями [48].

Данный факт не только убедительно доказывает врожденный характер основных эмоций и их экспрессии на лице, но и наличие генотипически обусловленной способности к их пониманию у живых существ. Это, как мы уже видели, относится к общению живых существ не только одного вида друг с другом, но и разных видов между собой. Доказано, что высшие животные и человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности [32].

          В критической ситуации, при неспособности найти разумный выход из опасной ситуации, у человека возникает особый вид эмоциональных процессов, называемый состоянием аффекта. Аффект — это ярко выраженное эмоциональное состояние, которое сопровождается видимым изменением в поведении человека. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность [40].

Стресс является одним из видов аффекта. Стресс возникает у человека от чрезмерно сильного и продолжительного психологического напряжения, которое возникает у человека, в состоянии эмоциональной перегрузки. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Он дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения.

Наиболее древняя по происхождению, простейшая форма психологических переживаний (реакций) — это удовольствие. Она возникает от удовлетворения органических потребностей. Практически все элементарные органические ощущения имеют свой эмоциональный тон. Любые эмоциональные потрясения обычно сопровождаются некоторыми физиологическими изменениями в организме, что в свою очередь доказывает тесную связь между эмоциональным состоянием и физиологической деятельностью организма человека.

Попытки связать деятельность организма с эмоциональным состоянием человека проводились с целью доказать, что комплексы органических изменений, которые сопутствуют различным эмоциональным состояниям, различны. Однако установить, какие из субъективно данных нам как неодинаковые эмоциональные переживания, какими органическими изменениями сопровождаются, не удалось.

Данный факт является важным для понимания жизненной роли эмоций. Он говорит о том, что наши субъективные переживания не являются непосредственным, прямым отражением собственных органических процессов. С особенностями переживаемых нами эмоциональных состояний связаны, вероятно, не столько сопровождающие их органические изменения, сколько возникающие при этом ощущения.

Однако, определенная зависимость между спецификой эмоциональных ощущений и органическими реакциями все же существует. В ходе проведенного научного эксперимента подтвердилась следующая гипотеза - чем ближе к центральной нервной системе расположен источник органических изменений, связанных с эмоциями, и чем меньше в нем чувствительных нервных окончаний, тем слабее возникающее при этом субъективное эмоциональное переживание. Кроме того, искусственное понижение органической чувствительности приводит к ослаблению силы эмоциональных переживаний [7].

Основные эмоциональные состояния, которые может испытывать человек в процессе своей жизнедеятельности, делятся на: эмоции, чувства и аффекты. Чувства и эмоции предваряют процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его.

Эмоции могут вызываться как реальными, так и придуманными ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются.

Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда, со стороны, они вообще невидимы для постороннего человека (в случае, когда человек умеет хорошо скрывать свои чувства). Эмоции, в той или иной ситуации не всегда осознаются, хотя любое поведение, связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.

Эмоции и чувства — личностные характеристики (человек в социально-психологическом аспекте). Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия.

Эмоции могут возникать в период, когда ситуация еще не произошла, то есть предвосхищают события, которые реально еще не наступили. Кроме того, эмоции возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.

Чувства же носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам. Страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой конгламерат чувств, эмоций, мотивов, которые сконцентрированы вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек.

Эмоцию как психологическое явление трудно отделить от процессов, происходящих в организме, и нередко психологические и физиологические характеристики эмоциональных состояний не просто сопровождают друг друга, но служат друг для друга объяснением [6].

Эмоции человека, в большинстве случаев, связаны с его потребностями. Они отражают процесс, состояние и результат удовлетворения потребности. Данная мысль неоднократно высказывалась учеными-исследователями эмоций. По проявлению эмоций, считали они, можно наверняка узнать о том, что в данный момент времени человек испытывает, о том, какие потребности и интересы являются для него актуальными [36].

Люди как индивиды в психологическом аспекте отличаются друг от друга по многим показателям: эмоциональная возбудимость, длительность и устойчивость эмоциональных переживаний, преобладание положительных (стенических) или отрицательных (астенических) эмоций. Но значительнее всего эмоциональная сфера развитых личностей различается по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности. Данный факт, используется специалистами при составлении тестов и опросников, предназначенных для изучения личности человека. По характеру эмоций, которые человек испытывает в ходе проведения теста, судят об их личностных качествах. Эмоции являются частью большинства комплексных психологических состояний человека. К таким комплексными состояниям, включающим мышление, отношение и эмоции, являются юмор, ирония, сатира и сарказм, которые также можно трактовать как виды творчества, если они приобретают художественную форму [48].

 

1.1. Эмоциональные состояния спортсменов

 

 

Влияние эмоций на результат соревновательной деятельности является неоспоримым фактом. Умение управлять своими эмоциональными состояниями является важным компонентом воспитания спортсмена как человека способного достичь необходимых результатов в спортивной деятельности. От умения спортсмена сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, невзирая на психологическое состояние, зависит результат соревновательной деятельности.

Никто не будет оспаривать тот факт, что на процесс соревновательной деятельности самое неблагоприятное воздействие оказывают отрицательные эмоции. Это проявляется в следующих реакциях:

-       неуверенность в своих силах (я не смогу: не хватит сил, не попаду в кольцо, упаду с бревна, и т.д.);

-       снижение остроты тактического мышления спортсменов (так все хорошо начиналось – я была уже у сетки готовилась к броску и вдруг потеряла мяч … Дальше играла как не своя – мысль стала какой-то ленивой);

 

-       возникновение чрезмерного возбуждения или, наоборот,

торможение,  апатия    (после     неудачного  действия,  например  в  футболе, спортсмен бесцельно делает подачи, отправляет мяч за боковую линию, волнуется); или, наоборот, у спортсмена наступает чувство безразличия, вялость и нежелание действовать [8. 9].

В       случае возникновения вышеназванных состояний у спортсменов проявление волевых качеств затрудняется: подавляется смелость, выдержка,

самообладание, инициативность, что в свою очередь влияет на итоги турнира.

Современные научные исследования по вопросам развития физиологических механизмов эмоций, дают базу для познания ресурсов саморегулирования человеком своих эмоциональных состояний. В сложном нейродинамическом взаимодействии коры головного мозга и подкорки в процессе возникновения и протекания эмоционального переживания ведущую роль играет кора мозга ее высшая инстанция, регулирующая человеческое поведение, - вторая сигнальная система действительности. Посредством слова облегчается перестройка динамических стереотипов  корковых нервных связей, тормозится деятельность подкорки, задерживаются выразительные движения, что приводит к частичному притуплению остроты эмоциональных переживаний [41].

Механизмы состояний, возникающих перед деятельностью, включают,

помимо условно-рефлекторной, и психическую составляющую (эмоциональные и волевые процессы). Поэтому состояния, возникающие перед деятельностью, характеризуются не только изменениями вегетативных функций (повышением пульса, изменениями пищеварения и кровообращения и других функций), но и отражаются на проявлении двигательных качеств (быстрота, ловкость, выносливость и т.д.)., технике движений, поведении спортсмена, его речи и т.д.

Существуют факторы, влияющие на выраженность предстартового эмоционального возбуждения, в их числе:

1.   Уровень притязаний спортсмена. Именно уровень ожидаемого самим спортсменом успеха, а не ранг предстоящих соревнований определяет качество и степень возникающего эмоционального возбуждения. Если уровень притязаний высок (спортсмен рассчитывает попасть в сборную команду области, страны, участвовать в соревнованиях более высокого ранга), то предстартовое волнение будет выражено сильнее.

Важно, чтобы планы, которые спортсмен ставит перед собой (уровень притязаний) соответствовали его возможностям, то есть уровень притязаний не превышал возможности спортсмена, но был бы и не ниже (данная оценка

своих возможностей присуща спортсменам с эмоциональной неустойчивостью). Эмоционально стабильные спортсмены оценивают свои возможности выше среднего уровня.

2.           Внешняя   обстановка   соревнования.   Помпезность   мероприятия,

присутствие на трибунах большого количества зрителей, болельщиков-фанатов усиливают предстартовое волнение спортсмена, вызывают воодушевление.

3.             Наличие сильных соперников-конкурентов. Участие в соревнованиях более сильных соперников, имеющих более высокий класс мастерства,  уменьшают уверенность спортсмена в успехе, и это вызывает дополнительные волнения. В тоже время предстартовое эмоциональное возбуждение у спортсмена будет меньшее, в случае, если разница в уровне мастерства между ним и другими участниками соревнований велик.

4.   Личные или командные соревнования. Как показали исследования,

предсоревновательное психологическое волнение выражено сильнее у спортсменов командных видов спорта (это связано со страхом подвести команду, не справиться с поставленной общей задачей и т.д.).

5.   Вид спорта. Предстартовые психологические сдвиги у спортсменов разных видов спорта проявляются по разному, в тоже время имеются и общие для всех моменты. В таких видах спорта как, к примеру, стендовая стрельба, прыжки с шестом от спортсмена требуется хорошая концентрация

и    быстрая реакция. В данном случае, показатели концентрации внимания у таких спортсменов значительно выше, чем у спортсменов видов спорта,

которые не требуют моментальных действий и напряженной концентрации (керлинг, кросс, биатлон).

6.   Опыт и мастерство спортсмена. Доказано, что у спортсменов со стабильной нервной системой сильнее выражены изменения со стороны сердечнососудистой системы и в меньшей степени – со стороны двигательной системы. У спортсменов со слабой нервной системой изменения, в большей части, касаются опорно-двигательной системы и в меньшей степени – вегетативной. Можно сделать вывод, что эти различия связаны с тем, что ограничение мышечных проявлений эмоций (за счет волевой регуляции) делает более выраженным их вегетативный компонент.

Однако и вегетативные показатели (частота биения сердца, дыхание и т.д.) варьируются у разных людей по-разному, в связи с чем, в научной литературе введено понятие «индивидуальный реактивный стереотип». Данный термин трактуется, как предрасположенность определенного человека реагировать определенным образом (однообразно) на стрессовые ситуации. Примером может служить тот факт, что на стрессовую ситуацию один спортсмен будет постоянно реагировать повышением артериального давления, реакция другого будет связана с учащением пульса и снижением артериального давления, у третьего изменятся лишь показатели кожно-гальванической реакции.

7.   Возрастные особенности. У спортсменов возрастного периода 14 -18

лет предстартовое повышение пульса, артериального давления и мышечной силы выражено больше, чем у взрослых [30].

8. Индивидуальные особенности спортсменов (проявление темперамента). Эмоционально нестабильные (возбудимые) спортсмены, в отличие от эмоционально невозбудимых, проявляют большее предстартовое эмоциональное возбуждение. Известный факт, что женщины более эмоционально возбудимы. Принимая во внимание данный факт и основываясь на научных исследованиях доказано, что возбудимость у женщин выше, чем у мужчин, и поэтому предстартовое эмоциональное возбуждение у них будет выше, чем у спортсменов-мужчин.

Период появления предстартового возбуждения тоже зависит от некоторых факторов: специфики спортивной деятельности, мотивации занятия данным видом деятельности, стажа, половой принадлежности и, в ряде случаев от уровня интеллекта. Выраженное предстартовое возбуждение

у    квалифицированных спортсменов точнее приурочено к началу работы, чем

у   новичков [17; 18].

По мнению многих исследователей в области спортивной психологии успех соревновательной деятельности зависит в числе других факторов и от времени возникновения предстартового возбуждения.

Доказано, что если предстартовое возбуждение возникает в слишком ранний срок, то наступает быстрая истощаемость нервного потенциала спортсмена, что в свою очередь снижает психическую готовность к предстоящей деятельности.

Выявлено, что боксеры, испытавшие предстартовое волнение за 1-2-дня до начала соревнований, проигрывали бои. Победителями же становились те боксеры, у которых предстартовое возбуждение развивалось

    более своевременно (перед боем). Конечно, раннее появление предстартового напряжения может возникать и вследствие того, что спортсмены плохо физически подготовлены и чувствуют себя неуверенно. Неуверенность приводит к раннему напряжению, а раннее напряжение – к «перегоранию» и проигрышу. Как показывает практика, самым оптимальным является возникновение эмоционального возбуждения за один-два часа до соревнований [8, 11].

Состояние тревоги. Самым распространенным видом предстартового психологического состояния является тревога (тревожное ожидание). Она появляется тогда, когда человек ожидает событие, в котором он заинтересован (значимое для него), но исход которого (положительный или отрицательный для него) ему неизвестен.

Состояние тревоги усугубляется в случае неуверенности спортсмена в степени готовности к предстоящей спортивной деятельности или в том, как оценят его деятельность другие люди (в особенности, когда вынесение этой оценки откладывается на некоторое время). Причиной неуверенности могут быть:

1)    недостаток информации, которая нужна для принятия решения или прогноза успеха или неуспеха;

2)   борьба мотивов, например хотения и долженствования;

3)   недостаточное владение навыками деятельности;

4)   боязнь соперничества с сильным соперником;

5)      частые неудачи в соревновательной деятельности (поражения в турнирах);

6)   вынужденная смена спортивного амплуа.

Кроме того, причинами неуверенности спортсмена к предстоящей спортивной деятельности могут быть новизна обстановки и задания, неясность и неопределенность цели и задачи предстоящей деятельности.

Выявить тревожного спортсмена не легкая задача, так как спортсмен, не желая выдавать свою слабость, редко признается тренеру, что он боится. Однако есть некоторые признаки, по которым можно определить тревожность спортсмена:

-         встревоженный человек охотнее обсуждает свои слабости и недостатки, чем не тревожный.

-     чрезмерная  чувствительность  к  раздражению  (пример:  спортсмен,

входит в незнакомый зал или на чужое поле и начинает при этом жаловаться на что-то (плохое состояние татами, не то освещение и т.д.);

-   другие признаки.

При невысокой степени уверенности в положительном исходе спортивной деятельности (турнира) предстартовые сдвиги, выражены гораздо больше, чем в случае уверенности спортсмена в своем успехе. С другой стороны, более высокая тревога неуверенных в себе спортсменов имеет, и положительное следствие (в данном случае у неуверенных спортсменов больше, чем у уверенных, выражена мобилизация на достижение успеха в предстоящей деятельности). Учитывая вышеизложенное, можно говорить о том, что неуверенность не всегда мешает достижению поставленной цели, все зависит от степени тревожности данного спортсмена.

Некоторые зарубежные психологи связывают тревогу с переживанием страха. Считается, например, что тревога – это форма невротической реакции, которая заключает в себе условный страх. Различают тревогу «связанную», вызываемую определенными внешними объектами, и «разлитую», вызываемую внутренними стимулами и сохраняющуюся длительное  время.  Некоторые  спортсмены  умело  скрывают  свою  тревогу перед стартом. В этом случае выявить ее может помочь объективное психологическое обследование спортсмена [9].

Для достижения запланированного результата в соревновательной деятельности данное состояние необходимо корректировать. В научной литературе описаны специальные методики для снятия данного симптома и регулировании психофизического состояния спортсмена.

Еще одно психологическое состояние - состояние самоуспокоенности. Данное чувство возникает при завышенной самооценке спортсмена, то есть, когда спортсмен переоценивает собственные способности, либо спортсмен недооценивает сложность и трудность предстоящего соревнования. Еще состояние самоуспокоенности может возникнуть, когда спортсмен заранее знает, что ему предстоит соревнование со слабым соперником. В данном случае, в предвкушении успешного выступления волевая мобилизованность спортсмена понижена, процессы восприятия и мышления замедлены. Данные процессы приводят к понижению качества соревновательной деятельности, а в ряде случаев, к поражению в турнире.

Итак,  выделяют  три  вида  эмоциональных  состояний    спортсменов:

боевая готовность, предстартовая лихорадка и предстартовая апатия.[17]

1.    Боевая готовность - наилучшее боевое состояние (воодушевления),

которое характеризуется оптимальной степенью нервного и эмоционального возбуждения. Данное состояние является самым благоприятным для выполнения соревновательной деятельности. Спортсмен ощущает подъем сил, он активен, полон энергии, ощущает вдохновение. Он нацелен на победу, уверен в успехе, готов с полной отдачей и до конца бороться за поставленную цель.

Восприятие спортсмена обострено, особенно связанное с его спортивной направленностью (специализированное) («чувство воды», «чувство шайбы», «чувство штанги»), внимание сконцентрировано на предстоящей работе (деятельности), мышление четкое, осуществляется быстро.   В   данном   состоянии   у   спортсмена   наблюдается   высокая устойчивость к негативным факторам, которые могут помешать ему в достижении цели (критика тренера, ошибки судьи, агрессивная реакция зрителей, провокации соперников и т.д.). К старту он готовится тщательно и организованно, мысли ясные, помнит все, что ему необходимо учесть и использовать в своем выступлении. Данное состояние самое благоприятное для успешного выступления спортсмена.

В тоже время, состояние боевой готовности имеет и свои «минусы». Известно, что в данном состоянии вместе с усилением процесса возбуждения может наблюдаться торможение произвольного контроля над действиями и увеличение инертности возбудительного процесса, что можно связать с возникновением у спортсмена сильной рабочей доминанты.

2.     Предстартовая  лихорадка  появляется  у спортсмена  при  огромном

желании одержать победу, которое сопровождается подъемом эмоционального возбуждения. Кроме того, в этот момент у спортсмена можно отметить изменчивость переживаний (тревога сменяется необъяснимым восторгом и т.д.), что в поведении приводит к проявлениям необоснованного упрямства и грубости в отношениях с товарищами по команде и с тренерами, к снижению самокритичности.

Ухудшается память, внимание рассеяно (спортсмен не может сосредоточиться, отвлекается на внешние раздражители), восприятие и представления отрывочны, снижается пластичность и ясность мышления, наблюдается нарушение сна (бессонница или сон с кошмарами).

По внешним признакам безошибочно можно определить, что спортсмен находимся в состоянии сильного волнения: холодный пот, дрожь в ногах, руки холодные, черты лица изменяются (заостряются), появляется лихорадочный пятнистый румянец или наоборот спортсмен становится бледным. Кроме того наблюдается неадекватная реакция на самые обычные раздражители, проявляет суетливость, торопливость, в этот момент у него ухудшается способность к расслаблению, нарушается координация движений.


В состоянии предстартовой лихорадки спортсмены часто переоценивают свои возможности, а возможности соперника наоборот недооценивают, то есть появляется неоправданная самоуверенность. Бывают также случаи проявления страха.

Вышеуказанные признаки стартовой лихорадки сопровождаются физиологическими изменениями: отсутствие аппетита; учащенный пульс и дыхание, нестабильное артериальное давление, тремор рук и ног, жажда и другие физиологические расстройства.

Необходимо отметить, что порог перехода в состояние предстартовой лихорадки у спортсменов возбудимого типа и тормозного типа существенно различается. Доказано, что для спортсменов первого типа уровень перехода в состояние предстартовой лихорадки значительно выше, чем для спортсменов второго типа.

Тот порог возбуждения, который для лиц тормозного типа близок к состоянию «лихорадки», для лиц возбудимого типа может являться обычным предстартовым состоянием. Поэтому, при оценке уровня эмоционального возбуждения перед стартом должны учитываться индивидуальные особенности спортсмена [1, 3].

Справиться с предстартовой лихорадкой можно с помощью еще более интенсивной, чем обычно, разминки (физической нагрузки), а также, особенно для начинающих спортсменов, с помощью воздействия авторитета тренера.

3.         Предстартовая апатия. Часто долговременное эмоциональное напряжение спортсмена может перейти в состояние торможения (говорят: «спортсмен перегорел»). Также апатия может возникнуть при перетренированности спортсмена, и в случае, когда деятельность не представляет для него интереса. По сути, состояние апатии представляет собой разновидность защитного механизма психики. Данное состояние характеризуется снижением волевой активности, сопровождается общей

  усталостью,  снижением  быстроты  движений  и  ухудшением  координации,


снижением памяти, ухудшением координации привычных действий, неспособностью «собраться» к моменту старта. Ритм жизни замедляется, как бы давая человеку передышку. Такой ход событий не дает спортсмену «перегореть» от избыточного напряжения.

Таким образом, состояния, возникающие перед деятельностью спортсмена, не всегда способствуют эффективности его деятельности.

Очевидно, связь эффективности соревновательной деятельности с предстартовым состоянием зависит и от вида спортивной деятельности, и от индивидуально-психологических особенностей спортсменов.

При проведении многодневных (многоуровневых) турниров предстартовое состояние может зависеть от успешности (неуспешности) предыдущего поединка. После неудачного выступления наблюдается, либо перевозбуждение, либо апатия. После успешного выступления отмечается оптимальное состояние боевой готовности.

При разных предстартовых состояниях изменяется соотношение между гормонами адреналином и норадреналином.

При состоянии боевой готовности содержание норадреналина превалирует над содержанием адреналина, а при апатии отношение содержания норадреналина к содержанию адреналина снижается [17].

 

1.2. Психологическая классификация видов спорта

 

На сегодняшний день не существует общепринятой психологической

классификации видов спорта, не говоря уже о специфике соревновательных упражнений или спортивных амплуа. Зарубежные и отечественные классификации, не охватывают и половины существующих видов спорта, а до соревновательных упражнений и амплуа вообще дело не доходит.

В     спортивной психологии еще не сложилось однозначного подхода к решению проблемы психологической характеристики (классификации) видов спорта. Среди используемых в настоящее время подходов можно выделить два основных: эмпирический и теоретический.

Эмпирический подход широко принят в американской и западноевропейской психологии спорта; не отказываются от него и отечественные специалисты [29, 32].

Данный подход основан на фиксации самых типичных, неизменных характеристик спортсмена, занимающегося тем или иным вводом спортивной деятельности. Указанные характеристики включают в себя: мотивацию, активацию, агрессию, тревожность, общительность, эмоциональную выразительность и устойчивость, интеллект, антиципацию, уровень притязаний.

Специалистам также хорошо известны факты психических различий между представителями различных видов спорта или разных амплуа в одном

и     том же виде спорта, встречающиеся гораздо чаще, чем различия между спортсменами конкретного вида спорта и лицами, не занимающимися спортом.

Представляется, что развитие любого из перечисленных выше качеств личности и их сочетания может быть достигнуто и в сфере деятельности, не связанной со спортом.

 

Еще один аргумент против эмпирического подхода в развитии науки выразил знаменитый физик А. Эйнштейн: «На опыте можно проверять теорию, но нет пути от опыта к теории».

Теоретический подход к построению психологической характеристики

(классификации) видов спорта обычно сопряжен с установлением некоторого небольшого (от 2 до 6) числа факторов, позволяющих сопоставлять,

ранжировать виды спорта по степени необходимости преодоления этих психических преград в ходе занятий данным видом спорта. Эти факторы имеют характер объективных требований к психике спортсмена. В качестве таких факторов обычно выступают: быстрота действий в мало прогнозируемых ситуациях, вероятность травмы, косвенный или непосредственный контакт с соперником.

Такого рода классификация предложена нашим соотечественником Т.Т. Джамгаровым - доктором психологических наук, профессором, автором научных работ в области психологии профессиональной деятельности [15]. В данной классификации учитывается:

-   характер противоборства (непосредственный или опосредованный);

-   характер контакта с противником (жесткий физический, физический,

условный физический, отсутствие физического контакта);

-    характер взаимодействия с партнерами и соперниками (совместные

взаимодействия, индивидуальные действия, совместно-синергичные действия).

В           основе   вышеперечисленных   классификаций   лежат   факторы,

вызывающие стресс в том или ином виде спорта.

По мнению специалистов, такие классификации охватывают далеко не все виды спорта и не затрагивают область спортивных амплуа. Кроме того, вне данных теоретических моделей остаются весьма значимые для результата, но не стрессирующие факторы: эмоциональная выразительность, интеллект, сложность координации движений, эргономические особенности, цикличность. [19]

Если к этому добавить недостаточную разработанность социально-психологических сторон становления спортивного мастерства в различных видах спорта, обеспечивающих статус личности и ее перспективу, то необходимость более современного облика психологической характеристики (классификации) видов спорта, соревновательных упражнений и спортивных амплуа становится очевидной с позиций гуманизации спорта и психологического мониторинга.

Работа по определению психологически значимых требований видов спорта, соревновательных упражнений и спортивных амплуа была проведена А.Л. Поповым[36].

В     основу работы были положены основные понятия психологической теории деятельности. В соответствии со структурой деятельности в предлагаемой психологической характеристике видов спорта выделены три

 

фактора:

-       фактор мотивов, положенных в основу всей деятельности спортсмена, не исключая и оттенки мотивов, свойственные тому или иному виду спорта;

-       фактор целей, определяющих специфику действий в конкретном соревновательном упражнении, где главной целью служит достижение спортивного результата;

-       фактор условий, составляющих многочисленную группу требований

к   психике, обязательных для учета в операциях.

Тренировочный процесс в каратэ – это сложный физический и психологический комплекс, требующий полного понимания каждого элемента и философии данного вида спорта. Без этого тренировка каратэ невозможна. Огромную роль в подготовке бойца стиля каратэ кекусинкая играет психологическая подготовка. Методика подготовки спортсмена включает в себя воспитание как физически сильного, выносливого бойца, так и человека обладающего знаниями философии данного стиля, его истории. Цель преподавания данного стиля – воспитание личности, а не физическая подготовка для победы на соревнованиях.

Психологическая подготовка включает в себя как формирование морально-волевых качеств, так и совершенствование психических процессов. Четыре основных психических процесса человека определяются как:

-   внимание,

-   восприятие,

-   мышление,

-   память.

Для успешного исхода боя важно постоянно контролировать ситуацию на татами и действовать наиболее адекватным образом в соответствии с молниеносно изменяющейся ситуацией. Поэтому, как предполагает методика ведения боя – нужно полностью отключить мышление и процесс соотнесения

с   опытом (память). В данном случае важное значение приобретают процессы внимания и восприятия [44, 50].

Эти процессы взаимосвязаны в том смысле, что увеличение скорости восприятия требует повышения уровня внимания, в свою очередь, повышенное внимание увеличивает скорость восприятия. Достигнув определенного уровня, совокупность данных процессов обеспечивает формирование измененного состояния сознания, которое обеспечивает прекращение процесса мышления, отодвигает на второй план и ставит под контроль эмоции, позволяет реагировать спонтанным действием непосредственно на ситуацию и ее изменения. Таким образом, волевой контроль эмоций и морально-волевой настрой, требующий значительных затрат энергии, становится ненужным.

Вышеизложенное представляет суть упражнений «мокусо» для достижения состояния «му-син», практика которых предусматривается методикой занятий в боевых искусствах. Сохранение же такого состояния в паузах боя и в конце боя определяется как «заншин», на которое обращается особое внимание в практике боевых искусств. Этот метод представляется нам наиболее соответствующим сути самого понятия «боевое искусство» и наиболее оптимальным для подготовки по рукопашному бою.[44]

Участие в тренировке требует правильного настроя. Для этого необходимо сосредоточится и направить свои мысли в нужное русло.

  Существует методика, применив которую можно правильно настроиться на тренировочный процесс. Методика заключается в следующем. Необходимо занять правильную позу - сесть на колени что они были сведены вместе, ступни скрещены, прямая осанка, руки на бедрах сжаты в кулак, голова немного приподнята и подбородок направлен вперед, глаза закрыты. Необходимо достичь полного расслабления, освободиться от посторонних мыслей, отрешиться от внешних раздражителей. Необходимо настроиться на предстоящую тренировку, задать себе цель - максимально

получить знания, научиться тому, что еще не умеете, чтобы превозмочь себя... Иначе тренировка пройдет впустую.

В         каратэ, как и в любом виде спорта важна психологическая стабильность спортсмена, как в предстартовой так и соревновательной деятельности.

Важно не переоценивать и не недооценивать противника, стоит также подавлять чувство страха. Нельзя переоценивать своих возможностей, необходимо четко определить их для себя и действовать согласно им. Старайтесь как можно меньше отступать от противника, придавая ему уверенности. Помните: «чем дальше Вы отходите от противника, тем ближе он к Вам подходит»[44].

В каратэ нельзя утешаться временным успехом, нельзя расхолаживаться и останавливаться на достигнутом. Необходимо помнить, что возможности человека неограниченны, и совершенствование всегда реально.

 

 

1.3. Регуляция психических состояний у спортсменов в Каратэ-Кекусинкай

 

 

При всей многогранности динамики психических состояний в спортивной деятельности специфика предмета психогигиены спорта позволяет определить три основных типа ситуаций, в которых используется психорегуляция: коррекция динамики усталости, снятие избыточного психического напряжения, преодоление состояния фрустрации[12, 43].

 

Психологи спорта разработали широкий спектр методик, средства успешного решения вопросов психогигиены в перечисленных выше

 

типичных ситуациях, включающих как вмешательство извне (гетерорегуляцию), так и саморегуляцию.[13] Решение задач психорегуляции осложняется, как правило, наличием особых фаз в динамике этих состояний.

Например, нарастание усталости проходит фазы апатии, повышенной

возбудимости и функциональных расстройств .

 Коррекция динамики усталости

Необходимым условием преодоления усталости является установление более щадящего режима нагрузок (профессиональной и спортивной деятельности), так как, накопление утомления провоцирует всплеск чувствительности, следствием чего является психологический сдвиг - спортсмен более болезненно воспринимает воздействие, ранее воспринимавшееся как нормальное или незначимое.

В      качестве дополнительных средств психогигиены усталости могут быть использованы следующие приемы:

- смена  деятельности  (переход   на  другой  (отличный от основного)

вида деятельности);

-   соблюдение режима нагрузок труда и отдыха;

-     проведение психологических тренингов (в том числе аутотренинг),

коммуникативные упражнения;

-       обучение спортсменов эффективным приемам отдыха в период проведения соревнований (при кратковременных паузах), а также электроанальгезия, электронаркоз, специальные аудио- и видеозаписи картин природы.

2.   Снятие избыточного психического напряжения

Излишнее психическое напряжение спортсмена в соревновательный период может отрицательным образом сказаться на результатах соревнований, поэтому с причинами возникновения данных состояний необходимо квалифицированно справляться.

Одним из примеров проявления избыточного психического напряжения является «предстартовая лихорадка». Данное состояние может быть связано с возникновением следующих факторов: неуверенность спортсменов или команды в своих силах (непосильность поставленной задачи), возникновение чувства тревоги (в некоторых случаях - чувства страха). Также, примером может служить ситуация когда один спортсмен  наблюдая нервозность своего «коллеги по команде» сам начинает проявлять избыточное психическое напряжение и т.п.

Для получения максимально хороших результатов в соревновательной деятельности необходимо уметь справляться с избыточным психическим напряжением. Существует две принципиально различные ситуации: ситуация перед стартом и возникновение избыточного волнения в ходе соревнования.

В       ситуации возникновения избыточного волнения в период перед турниром - спортсмен может рассчитывать на помощь извне (тренера,

психолога, команды), а в случае возникновения психического напряжения в период соревнования спортсмен может рассчитывать только на себя.

В научной литературе по психологии спорта описано немало методов, которые способствуют снижению предстартового психического напряжения. Они носят, в основном, успокаивающий характер. Наиболее эффективным считается сочетание гипносуггестивных (лечение словесным внушением) воздействий и электроанальгезии (электронаркоз), которая выступает в роли отвлекающего фактора. Крайнее безразличие, «предстартовая апатия» после избыточного возбуждения встречается редко, хотя и не исключена полностью. В случае возникновения чрезмерного психического напряжения в предсоревновательный период или в процессе соревнования, специалисты в области психологии спорта рекомендуют применение методов саморегуляции.

3.   Преодоление состояния фрустрации (регуляция психических состояний)

Фрустрация - это эмоциональное состояние, когда на пути к достижению какой-либо цели, человек сталкивается с препятствиями, и достижение цели становится затруднительно.

В      данном случае, особенно у человека эмоционально возбудимого в сочетании с избыточной усталостью и стрессом, может быть спровоцировано нарушение психологического здоровья.

Для преодоления данной ситуации специалисты в области психологии рекомендуют не «стоять на месте», а сконцентрироваться на решении задачи по достижению ранее поставленной цели.

Успешному преодолению состояния фрустации будет способствовать психокорекция личности в целях приобретения навыков спокойного отношения к ситуациям поражения, неудач и другим негативным факторам встречающимся в спортивной и любой другой деятельности. Для этих целей используется такие средства как самовнушение и самоубеждение.

Самоубеждение – воздействие на самого себя с помощью логически обоснованных доводов, на основе познания законов природы и общества.

Самовнушение – воздействие на самого себя, который основан на доверии к источнику, когда истина принимается как аксиома, без доказательств.

Возможности саморегуляции до конца еще не исследованы. С помощью средств саморегуляции можно управлять процессами, которые в обычных условиях регуляции не поддаются. В качестве примера приведем общеизвестные достижения йогов в регуляции обмена веществ, работы сердца, температуры тела. С помощью данной методики при условии овладения ее ресурсами можно справляться с болевыми ощущениями, повышать тонус организма, можно предупреждать гипертонические проявления и предотвращать приближающиеся приступы (астма, эпилепсия

 

и    др.). В культуре и науке народов мира накоплены обширные сведения о саморегуляции.

 

В    спорте чаще всего используются четыре разновидности психической саморегуляции: аутогенная тренировка, психорегулирующая тренировка,

 

психомышечная тренировка и идеомоторная тренировка.

 

4.   Релаксация

Суть это метода сводится к освоению приемов расслабления. Цель метода – облегчение напряжения, снятие психологического возбуждения.

                 В научной литературе под словом «релаксация» обычно понимается состояние покоя, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Релаксация может быть различной по времени (долговременной    или   кратковременной),            различной                 по происхождению импульсов (непроизвольной или произвольной). Непроизвольная долговременная релаксация возникает во время сна, при опьянении, под воздействием транквилизаторов или снотворных и т.д.

Произвольную кратковременную релаксацию специалисты используют для обучения расслаблению.

Релаксация помогает справиться со стрессом. Стресс – это напряжение (как физиологическое, так и психологическое). Расслабление, или релаксация, - состояние, противоположное напряжению. Поэтому навыки быстрого расслабления позволяют эффективно снижать уровень стресса.

В        сравнении с медицинскими препаратами данный метод имеет неоспоримые преимущества:

-           скорость действия (релаксация действует гораздо быстрее медицинских препаратов);

-   отсутствие осложнений (релаксация не вызывает побочных эффектов,

свойственных транквилизаторам).

-      отсутствие зависимости и привыкания (релаксация не вызывает зависимости и не действует губительно на организм вызывая болезни).

Одним из самых надежных способов обучения релаксации является метод нервно-мышечной релаксации по Джекобсону. Метод заключается во взаимосвязи между отрицательными эмоциями и напряжением мышц.

Доказано, что отрицательные эмоции вызывают мышечное напряжение. Если овладеть технологией снижения избыточного мышечного напряжения, то можно эффективно управлять своими эмоциями.

Обучение релаксации проводится в три этапа.

Цель первого этапа - научиться целенаправленно расслаблять все мышцы тела в условиях максимального комфорта, при отсутствии внешних раздражителей.

Цель второго этапа – обучение дифференцированной релаксации во время занятия какой-либо деятельностью (разговор, письмо, чтение, и т.п.) Учатся устранять избыточное, ненужное напряжение в мышцах в обычных, повседневных условиях.

Третий этап самый важный (итоговый). Цель – научиться управлять своим эмоциональным состоянием. Для этого необходимо анализировать собственное состояние при возникновении страха, тревоги, смущения, волнения. Необходимо понять какие мышцы напрягаются при возникновении данных состояний и затем мысленной командой, научиться расслаблять напрягающиеся мышцы. Когда спортсмен научится это делать, он сможет сознательно и произвольно управлять своим эмоциональным состоянием.

5.   Аутогенная тренировка (далее - АТ)

Основой аутогенной тренировки является самогипноз - один из методов психотерапии, предложенный немецким психиатром и психотерапевтом, автором книги «Аутогенная тренировка» И. Г. Шульцем в 1932 году [49]. Данный метод психологической коррекции привлекает простотой лечебных приемов, которые сочетаются с выраженной эффективностью психологического воздействия, способствующего нормализации высшей нервной деятельности, коррекции отклонений в эмоциональной и вегето-сосудистой сфере, повышению эффективности лечения.

Широко распространено мнение, что АТ – разновидность самогипноза, успокаивающее средство с общим седативным эффектом. В настоящее время существует несколько разновидностей методов АТ, направленные на психофизиологическую активацию, стимулирующих нервно-эмоциональное напряжение для определенного состояния. Метод активно включается в

психотерапию   при   полном   сохранении   самоконтроля   и   инициативы личности. АТ способствует снижению нервно-эмоционального напряжения, чувства тревоги, эмоционального дискомфорта, оказывает нормализующее воздействие на основные физиологические функции.

Под влиянием АТ у человека повышается внутренний тонус, улучшается настроение, повышается работоспособность, нормализуется сон, происходит активизация личности.

Нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы саморегуляции.

Базисным элементом АТ является тренированная мышечная релаксация на фоне которой реализуется специфические приемы аутодидактики и аутосуггестии. Выделяют два основных типа реагирования на эмоционально значимые стимулы: психосоматическое, при котором отреагирование осуществляется во внутренней сфере, и социальное, когда разрядка направлена во внешнюю сферу. Первый тип обеспечивает надежное функционирование регуляторных механизмов организма и личности. Тренировка произвольного управления и коррекции возникающих отклонений составляют основную цель психотерапевтических приемов и механизмов АТ[49].

Существенным коррелятом отрицательных эмоций является мышечное напряжение. Переходное состояние связано с релаксацией. Релаксация вызывается самовнушением и служит базой, на которой основывается дальнейшее самовнушение. Используемые механизмы АТ способствуют снижению роли соматического компонента отрицательных эмоциональных переживаний. Путем специфического воздействия на корковые интегративные процессы, она приводит к восстановлению внутреннего равновесия, а при длительном применении метода – регуляции функций на качественно новый уровень, обеспечивающий оптимальное реагирование.

Состояние мышечной релаксации и покоя, возникающие во время АТ сопровождается ослаблением тонуса мускулатуры и угнетением эмоциональной напряженности.

Основные нейропсихологические эффекты комплекса упражнений АТ связаны с развитием способности к образным представлениям, улучшением памяти, усилением рефлексивной способности сознания, возможностей саморегулирования произвольных функций и формирование навыков к сознательному управлению непроизвольными функциями.

Особенно демонстративно влияние АТ на память. В процессе АТ повышается способность к запоминанию иностранных слов, появляется гипермнезия.

Люди обладающие приемами аутогенной тренировки могут вводить себя в гипнотическое состояние с эффектами автоматической речи и письма. Возможно также погружение в состояние общей каталепсии.

Результатом аутогенной тренировки становится эмоциональная устойчивость человека, улучшается его сон, стабилизируется настроение и поведенческие реакций, развивается уверенность в себе, улучшается социальная адаптация, снижается тревожность и внутренняя напряженность.

АТ увеличивает способности к психофизиологической мобилизации резервных возможностей личности и организма человека, в том числе спортивной деятельности.

Краткосрочный отдых с помощью аутогенного расслабления приводит

к      быстрому восстановлению физических и психических сил, уменьшает утомление, восстанавливает тонус и повышает работоспособность.

Действенность самовнушения при АТ вероятно объясняется тем, что оно проводится в состоянии релаксации и сопровождается развитием легкого гипнотического фазового состояния. В этом состоянии следовой раздражитель может приобрести большую силу воздействия, имеет значение и то, что самовнушения многократно повторяются для регулирования непроизвольных вегетативных функций, необходимо много раз вызывать представления, направленные на эту функцию.

Аутогенная тренировка (АТ) состоит из двух фаз: низшей и высшей.

Цель  первой    -     снятие   напряжения    (психологического    и   физического), расслабление. Цель второй ступени – погружение человека в особое состояние, которое вызывает чувство доверия, веры в собственные силы и безграничные возможности организма по преодолению различных состояний. При этом человек не представляет, каким путем может быть достигнуто желаемое, полностью полагаясь на возможности своего организма. Овладеть методом психорегуляции, возможно только в случае разработки эффективной лестницы словесных формул, продвигаясь по ступеням которой человек переходит от нестабильного сверхэмоционального (либо состояния апатии) исходного психического состояния к желаемому психическому состоянию способствующему поддержанию здоровья, повышению спортивных результатов [49].

Применение метода аутогенной тренировки спортсменами способствует:

1.     Снижению эмоциональной напряженности, подавлению тревоги и волнения.

Эмоции сопровождают человека всю его жизнь и отражают его отношение к окружаемому, в том числе с помощью эмоций человек может давать оценки с точки зрения значимости происходящему для организма.

С помощью релаксации, можно избавиться от страха, чувства тревоги. Данный метод специалисты в области психологии спорта рекомендуют для уменьшения эмоциональной напряженности, чувства страха, психогенного беспокойства, и других психологических состояний сопутствующих спортсменов в период предстартовой и соревновательной деятельности.

В     целях снижения мышечного напряжения также можно использовать метод релаксации, для этого необходимо овладеть несколькими стандартными упражнениями. В основном суть данных упражнений связана

с     проведением упражнений на напряжение-расслабление различных мышц тела.

Кроме  того  с  помощью  релаксации  можно  избавиться  от  страха 

выступления на публике. Для этого специалисты рекомендуют представлять образы, связанные с ситуацией покоя (море, огонь и т.д.). Перед появлением перед болельщиками (зрителями) следует сказать: «Я спокоен», выйти, сделать глубокий вдох и выдох, перенести центр тяжести на ведущую ногу, мышцы остальных конечностей и лица расслабить, принять спокойную удобную позу.

 

2.   Регуляции сна.

АТ позволяет засыпать и пробуждаться в заданное время.

Для вызывания сна проводится упражнение на вызывание ощущения тяжести без выведения из состояния покоя.

В      комплекс упражнений входит стандартный набор упражнений на напряжение и расслабление различных мышц тела. Данные упражнения сопровождаются представлением картин безмятежности (закат, дождь, море

 

и   т.д.)

Примером может служить цепочка фраз: «Мои руки напряжены» затем «Мои руки расслаблены, стали тяжелыми, и т.д.». Потом аналогичные упражнения проделываются со всеми частями тела. И, в результате происходит полное расслабление. Затем наступает спокойный сон.

Релаксация переходит в сон.

Для пробуждения применяют самовнушение.

3.   Краткосрочный отдых.

Для быстрого восстановления сил рекомендовано погружение в релаксацию на 5-15 минут с самовнушением бодрствования.

4.   Активизации сил организма.

Аутогенная тренировка незаменима, особенно когда спортсмену необходимо победить вялость, сонливость, ощутить чувство бодрости, прилив физических и эмоциональных сил, подготовить себя к активной деятельности, в том числе спортивной. Для этого можно использовать приемы сценических эффектов. К примеру, представить себя героем какого-либо фильма, спектакля и попробовать прочувствовать те эмоции, которые испытывал герой данной постановки: всплеск гнева, ярости и другие яркие

эмоции. Также чувство бодрости можно вызвать с помощью представления образов, связанных у данного человека с активной деятельностью. К примеру представить, родственника, который является ярким примером активности и жизнелюбия, у которого все в жизни «идет как по маслу», у которого все получается, от которого идет поток положительных эмоций [49].

5.        Укреплению воли, коррекции поведения, характерологических особенностей и мобилизация личностных ресурсов.

               В целях воспитания волевой активности специалисты в области психокоррекции состояний, применяют метод самовнушения в состоянии релаксации. Необходимо подобрать систему формул, которые подойдут только для данного человека и для решения конкретной ситуации (задачи). Это могут быть разноплановые фразы, но очень краткие, локальные в утвердительной форме. Например: «Я справлюсь», «Мне не страшно».

Для борьбы с вредными привычками, корректировки других нежелательных состояний можно использовать формулы: «Я все выдержу», «Уверен в себе», «Мне нечего бояться», «Я достоин этого», «Я контролирую ситуацию, говорю уверено» (повторять нужно не менее 7-12 раз в состоянии покоя).

Результат аутогенной тренировки – улучшение способности к обучению, повышение эффективности работы и жизнедеятельности. Кроме того стабилизируется стрессоустойчивость, снижается эмоциональное напряжение, происходят изменения в коре головного мозга (повышается скорость ответных реакций, улучшается способность распознавать сигналы).

С    помощью аутогенной тренировки спортсмен может подготовить свой организм к условиям экстремальной обстановки, также с помощью АТ можно снизить эмоциональную напряженность, повысить скорость адаптации. С помощью АТ можно также влиять на концентрацию внимания,

объем памяти и влиять на биоритмы[49].


2. Организация и методы исследования

 

2.1  Организация исследования

 

 

Изучение эмоционального состояния спортсменов-каратистов квалификации КМС и МС в соревновательном этапе годичного цикла подготовки проводилось на базе Краснодарской  региональной организация Кёкусин-кан.

Предстартовое состояние спортсменов изучалось в период подготовки спортсменов к Всеросийским соревнованиям по киокусинкай.

Контрольный тест-опросник И.П. Волкова заполнялся юношами за неделю перед соревнованиями, непосредственно во время его проведения, за 2 часа до боевой схватки и после закрытия турнира.

 

В исследовании приняли участие 12 человек, юноши возраста 18-24 лет, со стажем спортивных занятий – 8-10 лет.

 

 

2.2. Методы исследования

 

 

Измерение предсоревновательного состояния спортсменов проводилось при помощи теста-опросника И.П. Волкова.

Вводные замечания.

Цель исследовательской работы – на основе самооценки спортсмена (ощущения, чувства, цели и т.д.) охарактеризовать его предсоревновательное психическое состояние.

Это необходимо для того чтобы, в случае необходимости, специалисты работающие со спортсменом (спортивный психолог, тренер) смогли скорректировать его психическое состояние для получения наилучшего результата в спортивной деятельности.

Анализ и интерпретация данных тестирования.

Каждому ответу соответствует бальная шкала оценки: А – 3 балла, Б – балла, В – 1 балл.

Суммарный показатель по шкалам (F, E, K) показывает степень выраженности того или иного компонента в целостной структуре психического состояния спортсмена и тем самым дает возможность тренеру (психологу, спортивному врачу) и самому спортсмену выбора адекватного психологического приема или мысленного настроя для психокоррекции, саморегуляции или оптимизации своего состояния.

Завершение задания.

Психолог (тренер, спортивный врач) обязан после обработки данных

побеседовать со спортсменом и применить соответствующие профессиональные приемы (внушения, убеждения) для оптимизации состояния спортсмена.

 

 

2.3.Результаты исследования

 

Проведя измерение уровня предсоревновательного состояния спортсмена по И.П. Волкову среди спортсменов-каратистов за неделю до соревнований, мы получили следующие результаты, представленные на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Показатели уровня психического состояния спортсмена по И.П. Волкову среди спортсменов-каратистов, перед соревнованиями.

 

Среди спортсменов 18 - 20 лет возраста мы наблюдаем преобладание физического компонента состояния, над эмоциональным и когнитивным компонентами.

Среди спортсменов 21 - 22 лет наблюдается интересная картина – равное соотношение когнитивного, физического и эмоционального компонентов психического состояния.

Среди спортсменов 23 - 24 лет наблюдается преобладание когнитивного и физического компонентов.

В        период выступления на международном турнире, мы провели повторную диагностику психического состояния спортсменов-каратистов.

Нами выявлены следующие показатели (Рисунок 2):

 

Рисунок 2. Показатели уровня психического состояния спортсмена по И.П. Волкову среди спортсменов-каратистов, в период соревнований.

В     период соревнований, среди спортсменов 18 - 20 лет наблюдается преобладание физического и эмоционального компонентов психического состояния.

 

Среди спортсменов 21 - 22 лет наблюдается преобладание физического компонента, когнитивные и эмоциональные компоненты находятся практически на одинаковом уровне.

Среди спортсменов 23 - 24 лет наблюдается преобладание когнитивного и физического компонента, эмоциональный компонент психического состояния находится на более низком уровне.

После выступлений на открытом международном турнире, мы снова провели диагностику психического состояния спортсменов-каратистов. Результаты исследований отображены на рисунке 3:

Рисунок 3. Показатели уровня психического состояния спортсмена по И.П. Волкову среди спортсменов-каратистов, после соревнований.

Как видно из результатов исследования среди спортсменов-каратистов всех возрастных категорий, по окончании соревнований наблюдается преобладание когнитивных и эмоциональных компонентов психического состояния. Физический (телесный) компонент находится на более низком уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании проведенного нами исследования, можно сделать следующие выводы:

1.                 Из анализа научно-методической литературы выявлено, что изучение эмоциональных состояний каратистов высокой квалификации посвящено много работ. Отмечается, что тренеры располагают достаточно апробированными методами всех видов подготовки, однако изучению вопросов психологической подготовки тренерами и спортсменами высокой квалификации уделяется недостаточно внимания.

Практический опыт и проведенные исследования показывают необходимость дальнейшего изучения проявления эмоций, как в учебно-тренировочных занятиях, так и в соревновательной деятельности.

                 2. Измерение предсоревновательного состояния спортсменов показало,  что                 у каратистов 23-24 лет    более высокие      показатели когнитивного компонента и физического (телесного) перед соревнованиями. Эмоциональный компонент психического состояния среди спортсменов всех возрастных групп перед соревнованиями находится примерно на одинаковом уровне.

В            период соревнований, среди спортсменов-каратистов всех возрастных групп наблюдается преобладание физического и когнитивного компонента. Лишь в группе спортсменов 18-20 летнего возраста эмоциональный компонент находится на высоком уровне.

По окончании соревнований нами выявлено преобладание когнитивного и эмоционального компонента психического состояния спортсменов каратистов всех возрастных групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3 1

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3 1

ВВЕДЕНИЕ Актуальность. Из всех видов каратэ, каратэ кекусинкай является самым зрелищным, поэтому данный вид спорта характеризуется высоким эмоциональным накалом спортивной борьбы

ВВЕДЕНИЕ Актуальность. Из всех видов каратэ, каратэ кекусинкай является самым зрелищным, поэтому данный вид спорта характеризуется высоким эмоциональным накалом спортивной борьбы

Данные реакции особенно остро проявляются у спортсменов-каратистов в процессе ожидания боя и непосредственно во время поединка

Данные реакции особенно остро проявляются у спортсменов-каратистов в процессе ожидания боя и непосредственно во время поединка

Для достижения поставленной в работе цели, необходимо решить следующие задачи : 1

Для достижения поставленной в работе цели, необходимо решить следующие задачи : 1

Обзор научно-методической литературы по теме исследования

Обзор научно-методической литературы по теме исследования

Щепотин Д.В. Авторы сходятся во мнении, что вопрос о сознательном управлении своими эмоциональными переживаниями является очень важным в спорте

Щепотин Д.В. Авторы сходятся во мнении, что вопрос о сознательном управлении своими эмоциональными переживаниями является очень важным в спорте

Стресс является одним из видов аффекта

Стресс является одним из видов аффекта

Однако, определенная зависимость между спецификой эмоциональных ощущений и органическими реакциями все же существует

Однако, определенная зависимость между спецификой эмоциональных ощущений и органическими реакциями все же существует

Эмоции могут возникать в период, когда ситуация еще не произошла, то есть предвосхищают события, которые реально еще не наступили

Эмоции могут возникать в период, когда ситуация еще не произошла, то есть предвосхищают события, которые реально еще не наступили

Эмоции являются частью большинства комплексных психологических состояний человека

Эмоции являются частью большинства комплексных психологических состояний человека

В случае возникновения вышеназванных состояний у спортсменов проявление волевых качеств затрудняется: подавляется смелость, выдержка, самообладание, инициативность, что в свою очередь влияет на итоги турнира

В случае возникновения вышеназванных состояний у спортсменов проявление волевых качеств затрудняется: подавляется смелость, выдержка, самообладание, инициативность, что в свою очередь влияет на итоги турнира

Важно, чтобы планы, которые спортсмен ставит перед собой (уровень притязаний) соответствовали его возможностям, то есть уровень притязаний не превышал возможности спортсмена, но был бы и…

Важно, чтобы планы, которые спортсмен ставит перед собой (уровень притязаний) соответствовали его возможностям, то есть уровень притязаний не превышал возможности спортсмена, но был бы и…

У спортсменов со слабой нервной системой изменения, в большей части, касаются опорно-двигательной системы и в меньшей степени – вегетативной

У спортсменов со слабой нервной системой изменения, в большей части, касаются опорно-двигательной системы и в меньшей степени – вегетативной

По мнению многих исследователей в области спортивной психологии успех соревновательной деятельности зависит в числе других факторов и от времени возникновения предстартового возбуждения

По мнению многих исследователей в области спортивной психологии успех соревновательной деятельности зависит в числе других факторов и от времени возникновения предстартового возбуждения

Кроме того, причинами неуверенности спортсмена к предстоящей спортивной деятельности могут быть новизна обстановки и задания, неясность и неопределенность цели и задачи предстоящей деятельности

Кроме того, причинами неуверенности спортсмена к предстоящей спортивной деятельности могут быть новизна обстановки и задания, неясность и неопределенность цели и задачи предстоящей деятельности

Некоторые спортсмены умело скрывают свою тревогу перед стартом

Некоторые спортсмены умело скрывают свою тревогу перед стартом

В данном состоянии у спортсмена наблюдается высокая устойчивость к негативным факторам, которые могут помешать ему в достижении цели (критика тренера, ошибки судьи, агрессивная реакция зрителей,…

В данном состоянии у спортсмена наблюдается высокая устойчивость к негативным факторам, которые могут помешать ему в достижении цели (критика тренера, ошибки судьи, агрессивная реакция зрителей,…

В состоянии предстартовой лихорадки спортсмены часто переоценивают свои возможности, а возможности соперника наоборот недооценивают, то есть появляется неоправданная самоуверенность

В состоянии предстартовой лихорадки спортсмены часто переоценивают свои возможности, а возможности соперника наоборот недооценивают, то есть появляется неоправданная самоуверенность

Ритм жизни замедляется, как бы давая человеку передышку

Ритм жизни замедляется, как бы давая человеку передышку

В спорта. Среди используемых в настоящее время подходов можно выделить два основных: эмпирический и теоретический

В спорта. Среди используемых в настоящее время подходов можно выделить два основных: эмпирический и теоретический

Такого рода классификация предложена нашим соотечественником

Такого рода классификация предложена нашим соотечественником

Тренировочный процесс в каратэ – это сложный физический и психологический комплекс, требующий полного понимания каждого элемента и философии данного вида спорта

Тренировочный процесс в каратэ – это сложный физический и психологический комплекс, требующий полного понимания каждого элемента и философии данного вида спорта

Эти процессы взаимосвязаны в том смысле, что увеличение скорости восприятия требует повышения уровня внимания, в свою очередь, повышенное внимание увеличивает скорость восприятия

Эти процессы взаимосвязаны в том смысле, что увеличение скорости восприятия требует повышения уровня внимания, в свою очередь, повышенное внимание увеличивает скорость восприятия

Важно не переоценивать и не недооценивать противника, стоит также подавлять чувство страха

Важно не переоценивать и не недооценивать противника, стоит также подавлять чувство страха

В качестве дополнительных средств психогигиены усталости могут быть использованы следующие приемы: - смена деятельности (переход на другой (отличный от основного) вида деятельности); - соблюдение режима…

В качестве дополнительных средств психогигиены усталости могут быть использованы следующие приемы: - смена деятельности (переход на другой (отличный от основного) вида деятельности); - соблюдение режима…

Существует две принципиально различные ситуации: ситуация перед стартом и возникновение избыточного волнения в ходе соревнования

Существует две принципиально различные ситуации: ситуация перед стартом и возникновение избыточного волнения в ходе соревнования

Для этих целей используется такие средства как самовнушение и самоубеждение

Для этих целей используется такие средства как самовнушение и самоубеждение

Произвольную кратковременную релаксацию специалисты используют для обучения расслаблению

Произвольную кратковременную релаксацию специалисты используют для обучения расслаблению

Необходимо понять какие мышцы напрягаются при возникновении данных состояний и затем мысленной командой, научиться расслаблять напрягающиеся мышцы

Необходимо понять какие мышцы напрягаются при возникновении данных состояний и затем мысленной командой, научиться расслаблять напрягающиеся мышцы

Первый тип обеспечивает надежное функционирование регуляторных механизмов организма и личности

Первый тип обеспечивает надежное функционирование регуляторных механизмов организма и личности

АТ увеличивает способности к психофизиологической мобилизации резервных возможностей личности и организма человека, в том числе спортивной деятельности

АТ увеличивает способности к психофизиологической мобилизации резервных возможностей личности и организма человека, в том числе спортивной деятельности

С помощью релаксации, можно избавиться от страха, чувства тревоги

С помощью релаксации, можно избавиться от страха, чувства тревоги

Для быстрого восстановления сил рекомендовано погружение в релаксацию на 5-15 минут с самовнушением бодрствования

Для быстрого восстановления сил рекомендовано погружение в релаксацию на 5-15 минут с самовнушением бодрствования

С помощью аутогенной тренировки спортсмен может подготовить свой организм к условиям экстремальной обстановки, также с помощью

С помощью аутогенной тренировки спортсмен может подготовить свой организм к условиям экстремальной обстановки, также с помощью

Организация и методы исследования 2

Организация и методы исследования 2

Анализ и интерпретация данных тестирования

Анализ и интерпретация данных тестирования

Рисунок 1. Показатели уровня психического состояния спортсмена по

Рисунок 1. Показатели уровня психического состояния спортсмена по

Рисунок 2. Показатели уровня психического состояния спортсмена по

Рисунок 2. Показатели уровня психического состояния спортсмена по

Как видно из результатов исследования среди спортсменов-каратистов всех возрастных категорий, по окончании соревнований наблюдается преобладание когнитивных и эмоциональных компонентов психического состояния

Как видно из результатов исследования среди спортсменов-каратистов всех возрастных категорий, по окончании соревнований наблюдается преобладание когнитивных и эмоциональных компонентов психического состояния

ЗАКЛЮЧЕНИЕ На основании проведенного нами исследования, можно сделать следующие выводы: 1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ На основании проведенного нами исследования, можно сделать следующие выводы: 1

САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПРЕДСТАРТОВОЙ ЛИХОРАДКИ У СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ КАРАТЭ

САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПРЕДСТАРТОВОЙ ЛИХОРАДКИ У СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ КАРАТЭ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.08.2022