Методическая разработка
Предмет: «Музыка».
Автор: Николаева Светлана Михайловна.
(учитель музыки МАОУ гимназии 176)
Урок: 7 класс.
Тема: «Классика и современность».
Тип работы: Самостоятельная работа.
Цель: проверить знания по пройденной теме «Классика и современность», знания о композиторах и их произведениях, разница между оригиналом, обработкой и кавером. Знание терминов «кавер», «обработка», «вариация».
Требования ФГОС учтены: задания различной сложности, последовательность от простого к сложному, развитие навыков анализа и самооценки.
Инструкция для учащихся
· Время на выполнение: 40 минут.
· Работаете индивидуально. Можно пользоваться учебниками по «Музыке» 7 класс.
· В ответах прямо указывайте выбранный вариант (для заданий с выбором одного правильного ответа). Для заданий с кратким ответом пишите 1–3 предложения. В последнем задании потребуется короткое рассуждение (3–6 предложений).
· Оценка будет проводиться по таблице критериев в конце задания.
Задание 1 (очень простое, выбор одного ответа, 2 балла)
· Какой из перечисленных композиторов написал симфонию «Пастораль» (Симфония №6)?
A) Людвиг ван Бетховен
B) Иоганн Себастьян Бах
C) Вольфганг Амадей Моцарт
D) Антонин Дворжак
Задание 2 (простой, выбор одного ответа, 3 балла)
· Кто из композиторов написал «Времена года» (цикл скрипичных пьес, часто исполняемый в классическом репертуаре)?
A) Пётр Ильич Чайковский
B) Антонио Вивальди
C) Фредерик Шопен
D) Сергей Рахманинов
Задание 3 (средний, выбор одного ответа, 4 балла)
· Как правильнее назвать современную интерпретацию старой мелодии, когда меняется аранжировка, ритм и инструменты, но мелодическая основа узнаваема, а произведение исполняет другой артист?
A) Оригинал
B) Кавер
C) Первое исполнение
D) Фальшивка
Задание 4 (средний, выбор одного ответа, 4 балла )
· Что из перечисленного точнее всего описывает термин «обработка»?
A) Совершенно новая мелодия без использования прежних тем
B) Точная нотная копия оригинала без изменений
C) Переработка музыкальной темы композитором или аранжировщиком с изменением инструментовки, гармоний или формы
D) Неполное знание произведения
Задание 5 (сложнее, выбор одного ответа, 5 баллов )
· Что отличает «вариацию» от простого «каверa»?
A) Вариация сохраняет основную тему, но систематически изменяет ее в разных проявлениях; кавер чаще воспроизводит или делает новую интерпретацию целиком
B) Кавер всегда инструментальный, а вариация — только вокальная
C) Вариация — это неправильное исполнение, кавер — правильное
D) Нет различий, это синонимы
Задание 6 (самое сложное, краткое рассуждение, критическое отношение и личное мнение, 6 баллов)
· Вспомните оригинальное классическое произведение и одну современную версию (кавер/обработку/вариацию). В 3–6 предложениях ответьте:
А) Что для вас важнее в современной переработке классики — сохранение первоначальной музыкальной идеи или творческая свобода исполнителя?
В) Приведите один довод в защиту сохранения оригинала и один довод в защиту новых интерпретаций.
Критерии оценки:
· 21-24 балла — Отлично: все ответы верны, аргументы ясны и критичны.
· 15–20 баллов — Хорошо: небольшие неточности допустимы, но можно добавить более точные аргументы.
· 10-14 баллов — Удовлетворительно: есть ошибки в фактах или неполные ответы в заданиях, слабая аргументация.
· 0–9 баллов — Неудовлетворительно: много ошибок, задания не выполнены или не содержат аргументов.
Правильные ответы и решения (для учителя / самопроверки)
Задание 1: правильный ответ-
A) Людвиг ван Бетховен. Пояснение: Симфония №6 фа мажор, Op. 68, известна как «Пастораль», её автор — Людвиг ван Бетховен.
Задание 2: правильный ответ-
B) Антонио Вивальди. Пояснение: «Времена года» — цикл из четырёх скрипичных концертов, сочинённых Антонио Вивальди (1723).
Задание 3: правильный ответ-
B) Кавер. Пояснение: Кавер — исполнение чужой песни другим артистом; мелодия может быть узнаваема, но форма и аранжировка часто меняются.
Задание 4: правильный ответ-
C) Переработка музыкальной темы... Пояснение: Обработка подразумевает переработку темы (аранжировка для других инструментов, изменение гармоний, развитие материала), но сохраняет связь с оригиналом.
Задание 5: правильный ответ-
A) Вариация сохраняет основную тему, но изменяет её систематически; кавер — интерпретация целого произведения. Пояснение: Вариация — жанровая процедура, когда тема преднамеренно трансформируется в серии изменений (гармонических, ритмических, мелодических). Кавер чаще ориентирован на исполнение целой композиции другим артистом.
Задание 5: пример правильного рассуждения (образец) — 6 баллов
Пример ответа ученика: «Для меня важнее сохранение художественной идеи произведения: мелодия и эмоциональное содержание должны оставаться узнаваемыми, чтобы сохранять связь с авторской мыслью. Довод в защиту сохранения оригинала: оригинал передаёт замысел композитора и исторический контекст. Довод в защиту новых интерпретаций: современные версии делают музыку доступной для новой аудитории и развивают жанр, привнося свежие идеи.» Учитель оценивает: содержательность, наличие двух аргументов (за сохранение и за интерпретации), логичность и личная позиция.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.