Министерство образования, науки и молодежной политики
Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса
Методические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине
«Информатика и ИКТ»
Преподаватель информатики и ИКТ Матвеева И.М.
Введение Внеаудиторная самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская работа студентов, выполняемая вне занятий по заданию и при управлении преподавателем, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная работа проводится с целью:
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
углубления и расширения теоретических знаний;
формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;
формирования общих и профессиональных компетенций развитию исследовательских умений.
Пояснительная записка
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» раскрывают у учащихся формирование системы знаний, практических умений и объяснения уровня образованности и уровня подготовки студентов СПО: 15.01.05 Сварщик, 11.01.05 Монтажник связи, 18.01.06 Мастер сухого строительства, 18.01.10 Мастер жилищно-коммунального хозяйства, 08.01.07 Мастер общестроительных работ. Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов необходимых для профессиональной деятельности знаний и навыков.
Критерии оценки результатов самостоятельной работы
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются:
уровень освоения учебного материала;
уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач; уровень сформированности общеучебных умений;
уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
обоснованность и четкость изложения материала; оформление материала в соответствии с требованиями стандарта предприятия; уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное; уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.
2
Перечень самостоятельных работ по предмету «Информатика и ИКТ»
Наименование разделов и тем |
Количес тво часов |
Метод выполнения |
Форма контроля |
Раздел 1. Информационная деятельность человека |
5 |
|
|
Тема 1.1. Этапы развития информационного общества
Самостоятельная работа №1 Самостоятельная работа №2
Самостоятельная работа №3 |
1 1
1 |
Теория Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред.проф. образования/М.С.Цветкова, Л.С.Великович. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. 1. Ответить на вопросы: Глава 1 п.1.2 стр.7. 2. Выполнить проектное задание Глава 1п.1.1 стр. 21 Практика Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социальноэкономического профилей: учеб. пособие для нач. и сред. проф. образования/ Н.Е.Астафьева, С.А.Гаврилова, М.С. Цветкова; под ред. М.С.Цветковой. – 2-е изд. Стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. 3.Выполнить практическую работу стр 77. п/р 10 |
1. Опрос по вопросам 2. Проверка доклада 3. Проверка практического задания |
Тема1.2. Виды профессиональной деятельности человека с использованием средств и информационных ресурсов Самостоятельная работа №4
|
2 |
Теория 1. Написать сообщение на одну из предложенных тем: «Технические средства обработки информации на разных этапах развития информационного общества», «Новая экономика-экономика, основанная на информации и знаниях», «Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения», «Поколения ЭВМ» |
Проверка сообщения, заслушивание на уроке. |
Раздел 2. Информация и информационные процессы |
14 |
|
|
Тема 2.1. Подходы к понятию информации и измерению информации.
Самостоятельная работа №5
Самостоятельная работа №6 Самостоятельная работа №7 |
3
2 2 |
Теория Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред.проф. образования/М.С.Цветкова, Л.С.Великович. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. 1. Выполнить задания глава 2, п.2.7-2.8, стр.54-56 Практика Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социальноэкономического профилей: учеб. пособие для нач. и сред. проф. образования/ Н.Е.Астафьева, С.А.Гаврилова, М.С. Цветкова; под ред. М.С.Цветковой. – 2-е изд. Стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. 2. Выполнить практическую работу стр 28. п/р 4 3. Выполнить практическую работу стр 38. п/р 5 |
1. Опрос по вопросам, проверка заданий 2. Проверка практического задания |
Тема2.2. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров
Самостоятельная работа №8 Самостоятельная работа №9
Самостоятельная работа №10 Самостоятельная работа №11 |
1 3
2 1 |
Теория Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред.проф. образования/М.С.Цветкова, Л.С.Великович. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. 1. Ответить на вопросы глава 2 п.2.15-2.16, стр.110,119 2. Разработать презентацию по одной из предложенных тем: «Программное обеспечение компьютера», «Архитектура ПК», «Алгоритмы и способы их описания» Практика Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социальноэкономического профилей: учеб. пособие для нач. и сред. проф. образования/ Н.Е.Астафьева, С.А.Гаврилова, М.С. Цветкова; под ред. М.С.Цветковой. – 2-е изд. Стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. 3. Выполнить практическую работу стр 45. п/р 6 4. Выполнить практическую работу стр 117. п/р 14 |
1. Опрос по вопросам 2. Демонстрация презентации. 3. Проверка практического задания |
Раздел 3. Средства ИКТ |
8 |
|
|
Тема 3.1. Основные характеристики компьютеров
Самостоятельная работа №12
Самостоятельная работа №13 |
1
1 |
Теория Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред.проф. образования/М.С.Цветкова, Л.С.Великович. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. 1. Ответить на вопросы Глава 3 п.3.5, стр. 162-169 Практика Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социальноэкономического профилей: учеб. пособие для нач. и сред. проф. образования/ Н.Е.Астафьева, С.А.Гаврилова, М.С. Цветкова; под ред. М.С.Цветковой. – 2-е изд. Стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. 2. Выполнить практическую работу стр 83. п/р 11 |
1. Опрос по вопросам 2. Проверка практического задания |
Тема 3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть.
Самостоятельная работа №14 Самостоятельная работа №15
Самостоятельная работа №16 |
2 1
1 |
Теория Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред.проф. образования/М.С.Цветкова, Л.С.Великович. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. 1. Выполнить проектное задание глава 6 п.6.2, стр. 292 2. Составить кроссворд на тему «Топология сетей» не менее 9 слов Практика Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социальноэкономического профилей: учеб. пособие для нач. и сред. проф. образования/ Н.Е.Астафьева, С.А.Гаврилова, М.С. Цветкова; под ред. М.С.Цветковой. – 2-е изд. Стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. 3. Выполнить практическую работу стр. 219 п/р 26 |
1. Проверка проектного задания 2. Проверка кроссворда 3. Проверка практического задания |
Тема3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Самостоятельная работа №17
|
2 |
Теория 1. Разработка презентации по одной из предложенных тем: «История компьютера», «Многообразие операционных систем», «Антивирусные программы», «Топология ЛВС» |
1. Демонстрация презентации. |
|
|
|
|
4.Технологии создания и преобразования информационных объектов. |
26 |
|
|
Тема 4.1. Технология обработки текстовой информации
Самостоятельная работа №18 |
2 |
Практика Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социальноэкономического профилей: учеб. пособие для нач. и сред. проф. образования/ Н.Е.Астафьева, С.А.Гаврилова, М.С. Цветкова; под ред. М.С.Цветковой. – 2-е изд. Стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. 1. Выполнить практическую работу стр 130-139. п/р 15-16 |
1. Проверка практической работы |
Тема 4.2. Технология обработки текстовой информации
Самостоятельная работа №19
Самостоятельная работа №20 |
2
2 |
Теория Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред.проф. образования/М.С.Цветкова, Л.С.Великович. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. 1. Выполнить проектное задание М.С.Цветкова Учебник Информатика и ИКТ Глава 4 п.4.1-4.3 Стр.184 Практика Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социальноэкономического профилей: учеб. пособие для нач. и сред. проф. образования/ Н.Е.Астафьева, С.А.Гаврилова, М.С. Цветкова; под ред. М.С.Цветковой. – 2-е изд. Стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. 2. Выполнить практическую работу стр 148. п/р 17 |
1. Проверка проектного задания 2. Проверка практической работы |
Тема 4.3. Технология обработки числовой информации
|
|
Практика Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социальноэкономического профилей: учеб. пособие для нач. и сред. проф. образования/ Н.Е.Астафьева, С.А.Гаврилова, М.С. |
1. Проверка |
Самостоятельная работа №21 Самостоятельная работа №22 |
2 2 |
Цветкова; под ред. М.С.Цветковой. – 2-е изд. Стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. 1. Выполнить практическую работу стр 176. п/р 21 2. Выполнить практическую работу стр 185. п/р 22 |
практической работы |
Тема 4.4. Технология хранения, поиска и обработки информации
Самостоятельная работа №23
Самостоятельная работа №24
Самостоятельная работа №25 |
2 2
2 |
Теория Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред.проф. образования/М.С.Цветкова, Л.С.Великович. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. 1. Ответить на вопросы Глава 5 п.5.4 стр. 261-267 2. Ответить на вопросы Глава 5 п.5.5 стр.280 Практика Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социальноэкономического профилей: учеб. пособие для нач. и сред. проф. образования/ Н.Е.Астафьева, С.А.Гаврилова, М.С. Цветкова; под ред. М.С.Цветковой. – 2-е изд. Стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. 3. Выполнить практическую работу стр 195. п/р 23 |
1. Опрос по вопросам 2. Проверка практической работы |
Тема 4.5. Технология обработки графической информации
Самостоятельная работа №26
Самостоятельная работа №27 |
2
2 |
Теория Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред.проф. образования/М.С.Цветкова, Л.С.Великович. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. 1. Выполнить проектное задание Глава 4 п.4.4-4.6 стр. 199-203 Практика Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социальноэкономического профилей: учеб. пособие для нач. и сред. проф. образования/ Н.Е.Астафьева, С.А.Гаврилова, М.С. Цветкова; под ред. М.С.Цветковой. – 2-е изд. Стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. 2. Выполнить практическую работу стр 165. п/р 19 |
1. Проверка проектного задания 2. Проверка практической работы 3.Демонстрация ролика 4. Демонстрация презентации |
Самостоятельная работа №28 Самостоятельная работа №29 |
3 2 |
3. Создать ролик на свободную тему, озвучить голосом 4. Создать презентацию на свободную тему |
|
Тема4.6. Мультимедийные технологии
Самостоятельная работа №30 |
1 |
Теория Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред.проф. образования/М.С.Цветкова, Л.С.Великович. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
1. Выполнить проектное задание Глава 4 п.4.8 стр. 213 |
1. Проверка проектного задания |
5.Телекоммуникационные технологии |
18 |
|
|
Тема 5.1. Представление о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий.
Самостоятельная работа №31 Самостоятельная работа №32
Самостоятельная работа №33 Самостоятельная работа №34 |
2 2
1 1 |
Теория Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред.проф. образования/М.С.Цветкова, Л.С.Великович. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. 1. Ответить на вопросы Глава 6, п.6.1—6.2, стр. 292 2. Выполнить проектное задание Глава 6, п.6.4-6.5, стр.323 Практика Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социальноэкономического профилей: учеб. пособие для нач. и сред. проф. образования/ Н.Е.Астафьева, С.А.Гаврилова, М.С. Цветкова; под ред. М.С.Цветковой. – 2-е изд. Стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. 3. Выполнить практическую работу стр 216. п/р 25 4. Выполнить практическую работу стр 19. п/р 3 |
|
Тема 5.2. Технология создания и сопровождения сайта
Самостоятельная работа №35
|
1
|
Теория Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред.проф. образования/М.С.Цветкова, Л.С.Великович. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. 1. Ответить на вопросы Глава 6, п.6.3, 306 Практика |
1. Опрос по вопросам 2. Проверка практической работы 3. Демонстрация сайта |
Самостоятельная работа №36 Самостоятельная работа №37 Самостоятельная работа №38 |
2 2 3 |
Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социальноэкономического профилей: учеб. пособие для нач. и сред. проф. образования/ Н.Е.Астафьева, С.А.Гаврилова, М.С. Цветкова; под ред. М.С.Цветковой. – 2-е изд. Стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. 1. Выполнить практическую работу стр 226. п/р 27 2. Создать сайт на свободную тему 5 страниц 3. Выполнить практическую работу стр 241. п/р 28 |
|
Тема 5.3. Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в сетях
Самостоятельная работа №39 Самостоятельная работа №40 |
1 2 |
Практика Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социальноэкономического профилей: учеб. пособие для нач. и сред. проф. образования/ Н.Е.Астафьева, С.А.Гаврилова, М.С. Цветкова; под ред. М.С.Цветковой. – 2-е изд. Стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. 1. Выполнить практическую работу стр 264. п/р 30 2. Разработать презентацию на заданную тему |
1. Проверка практической работы 2. Демонстрация презентации |
Тема5.4. Управление процессами
Самостоятельная работа №41 |
1 |
Практика Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социальноэкономического профилей: учеб. пособие для нач. и сред. проф. образования/ Н.Е.Астафьева, С.А.Гаврилова, М.С. Цветкова; под ред. М.С.Цветковой. – 2-е изд. Стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. 1. Выполнить практическую работу стр 7. п/р 2 |
1. Проверка практической работы |
Всего: |
71 час. |
|
|
Характеристика заданий:
1. Презентация
Презентация (от английского слова - представление) – это набор цветных картинокслайдов на определенную тему, который хранится в файле специального формата с расширением РР. Термин «презентация» (иногда говорят «слайд-фильм») связывают, прежде всего, с информационными и рекламными функциями картинок, которые рассчитаны на определенную категорию зрителей (пользователей).
Мультимедийная компьютерная презентация – это:
динамический синтез текста, изображения, звука; яркие и доходчивые образы;
самые современные программные технологии интерфейса; интерактивный контакт докладчика с демонстрационным материалом; мобильность и компактность информационных носителей и оборудования; способность к обновлению, дополнению и адаптации информации; невысокая стоимость.
Многие дизайнеры утверждают, что законов и правил в дизайне нет. Есть советы, рекомендации, приемы. Дизайн, как всякий вид творчества, искусства, как всякий способ одних людей общаться с другими, как язык, как мысль — обойдет любые правила и законы.
Однако, можно привести определенные рекомендации, которые следует соблюдать, во всяком случае, начинающим дизайнерам, до тех пор, пока они не почувствуют в себе силу и уверенность сочинять собственные правила и рекомендации.
Правила шрифтового оформления:
Шрифты с засечками читаются легче, чем гротески (шрифты без засечек); Для основного текста не рекомендуется использовать прописные буквы.
Шрифтовой контраст можно создать посредством: размера шрифта, толщины
шрифта, начертания, формы, направления и цвета.
Правила выбора цветовой гаммы.
Цветовая гамма должна состоять не более чем из двух-трех цветов.
Существуют не сочетаемые комбинации цветов.
Черный цвет имеет негативный (мрачный) подтекст.
Белый текст на черном фоне читается плохо (инверсия плохо читается).
Правила общей композиции:
На полосе не должно быть больше семи значимых объектов, так как человек не в
состоянии запомнить за один раз более семи пунктов чего-либо.
Логотип на полосе должен располагаться справа внизу (слева наверху и т. д.).
Логотип должен быть простой и лаконичной формы.
Дизайн должен быть простым, а текст — коротким.
Изображения домашних животных, детей, женщин и т.д. являются положительными
образами.
Крупные объекты в составе любой композиции смотрятся довольно неважно. Аршинные буквы в заголовках, кнопки навигации высотой в 40 пикселей, верстка в одну колонку шириной в 600 точек, разделитель одного цвета, растянутый на весь экран — все это придает дизайну непрофессиональный вид.
Не стоит забывать, что на каждое подобное утверждение есть сотни примеров, доказывающих обратное. Поэтому приведенные утверждения нельзя назвать общими и универсальными правилами дизайна, они верны лишь в определенных случаях.
Чтобы презентация хорошо воспринималась слушателями и не вызывала отрицательных эмоций (подсознательных или вполне осознанных), необходимо соблюдать правила ее оформления.
Презентация предполагает сочетание информации различных типов: текста, графических изображений, музыкальных и звуковых эффектов, анимации и видеофрагментов. Поэтому необходимо учитывать специфику комбинирования фрагментов информации различных типов. Кроме того, оформление и демонстрация каждого из перечисленных типов информации также подчиняется определенным правилам. Так, например, для текстовой информации важен выбор шрифта, для графической — яркость и насыщенность цвета, для наилучшего их совместного восприятия необходимо оптимальное взаиморасположение на слайде.
Рассмотрим рекомендации по оформлению и представлению на экране материалов различного вида.
Оформление текстовой информации: размер шрифта: 24–54 пункта (заголовок), 18–36 пунктов (обычный текст); цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться),
но не резать глаза; тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без засечек (Arial, Tahoma,
Verdana), для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем; курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста.
Оформление графической информации: рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде; желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления; цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда; иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом;
если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем.
Анимация
Анимационные эффекты используются для привлечения внимания слушателей или для демонстрации динамики развития какого-либо процесса. В этих случаях использование анимации оправдано, но не стоит чрезмерно насыщать презентацию такими эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию аудитории.
Звук:
звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы
слайда, презентации; необходимо выбрать оптимальную громкость, чтобы звук был слышен всем
слушателям, но не был оглушительным; если это фоновая музыка, то она должна не отвлекать внимание слушателей и не
заглушать слова докладчика. Чтобы все материалы слайда воспринимались целостно, и не возникало диссонанса между отдельными его фрагментами, необходимо учитывать общие правила оформления презентации.
Единое стилевое оформление:
стиль может включать: определенный шрифт (гарнитура и цвет), цвет фона или фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др.; не рекомендуется использовать в стилевом оформлении презентации более 3 цветов и более 3 типов шрифта;
оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части; все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле. Содержание и расположение информационных блоков на слайде: информационных блоков не должно быть слишком много (3-6);
рекомендуемый размер одного информационного блока — не более 1/2 размера слайда; желательно присутствие на странице блоков с разнотипной информацией (текст, графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга; ключевые слова в информационном блоке необходимо выделить;
информационные блоки лучше располагать горизонтально, связанные по смыслу блоки — слева направо; наиболее важную информацию следует поместить в центр слайда;
логика предъявления информации на слайдах и в презентации должна соответствовать логике ее изложения.
Помимо правильного расположения текстовых блоков, нужно не забывать и об их содержании — тексте. В нем ни в коем случае не должно содержаться орфографических ошибок. Также следует учитывать общие правила оформления текста.
После создания презентации и ее оформления, необходимо отрепетировать ее показ и свое выступление, проверить, как будет выглядеть презентация в целом (на экране компьютера или проекционном экране), насколько скоро и адекватно она воспринимается из разных мест аудитории, при разном освещении, шумовом сопровождении, в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям выступления.
Правила компьютерного набора текста
При компьютерном наборе текста необходимо соблюдать определенные правила. Это позволит получить тексты, близкие по оформлению к оригинал-макетам, используемым при издании книг. Кроме того, правильно оформленные и структурированные тексты легче перенести с одной платформы на другую (т.е. прочитать в другой операционной системе) или опубликовать в глобальной сети Internet.
Общие правила оформления текста:
Точка в конце заголовка и подзаголовках, выключенных отдельной строкой, не
ставится. Если заголовок состоит из нескольких предложений, то точка не ставится после последнего из них. Порядковый номер всех видов заголовков, набираемый в одной строке с текстом, должен быть отделен пробелом независимо от того, есть ли после номера точка.
Точка не ставится в конце подрисуночной подписи, в заголовке таблицы и внутри нее. При отделении десятичных долей от целых чисел лучше ставить запятую (0,158), а не точку (0.158).
Перед знаком препинания пробел не ставится (исключение составляют
открывающиеся парные знаки, например, скобки, кавычки). После знака препинания пробел обязателен (если этот знак не стоит в конце абзаца). Тире выделяется пробелами с двух сторон. Дефис пробелами не выделяется.
Числительные порядковые и количественные выражаются в простом тексте словами (обычно, однозначные при наличии сокращенных наименований), цифрами (многозначные и при наличии сокращенных обозначений) и смешанным способом (после десятков тысяч часто применяются выражения типа 25 тыс.), числительные в косвенных падежах набирают с так называемыми наращениями (6-го). В наборе встречаются арабские и римские цифры.
Индексы и показатели между собой и от предшествующих и последующих
элементов набора не должны быть разделены пробелом (Н2О, м3/с)
Нельзя набирать в разных строках фамилии и инициалы, к ним относящиеся, а также
отделять один инициал от другого.
Не следует оставлять в конце строки предлоги и союзы (из одной-трех букв),
начинающие предложение, а также однобуквенные союзы и предлоги в середине предложений.
Последняя строка в абзаце не должна быть слишком короткой. Надо стараться
избегать оставления в строке или переноса двух букв. Текст концевой строки должен быть в 1,5-2 раза больше размера абзацного отступа, т.е. содержать не менее 5-7 букв. Если этого не получается, необходимо вогнать остаток текста в предыдущие строки или выгнать из них часть текста. Это правило не относится к концевым строкам в математических рассуждениях, когда текст может быть совсем коротким, например "и", "или" и т.п.
Знаки процента (%) применяют только с относящимися к ним числами, от которых они не отделяются.
Знаки градуса (°), минуты ('), секунды ('') от предыдущих чисел не должны быть
отделены пробелом, а от последующих чисел должны быть отделены пробелом (10° 15').
Формулы в текстовых строках набора научно-технических текстов должны быть
отделены от текста на пробел или на двойной пробел. Формулы, следующие в текстовой строке одна за другой, должны быть отделены друг от друга удвоенными пробелами.
Знаки номера (№) и параграфа (§) применяют только с относящимися к ним числами и отделяются пробелом от них и от остального текста с двух сторон. Сдвоенные знаки набираются вплотную друг к другу. Если к знаку относится несколько чисел, то между собой они отделяются пробелами. Нельзя в разных строках набирать знаки и относящиеся к ним цифры.
В русском языке различают следующие виды сокращений: буквенная аббревиатура — сокращенное слово, составленное из первых букв слов, входящих в полное название (СССР, НДР, РФ, вуз); сложносокращенные слова, составленные из частей сокращенных слов (колхоз) или усеченных и полных слов (Моссовет), и графические сокращения по начальным буквам (г. — год), по частям слов (см. — смотри), по характерным буквам (млрд — миллиард), а также по начальным и конечным буквам (ф-ка — фабрика). Кроме того, в текстах применяют буквенные обозначения единиц физических величин. Все буквенные аббревиатуры набирают прямым шрифтом без точек и без разбивки между буквами, сложносокращенные слова и графические сокращения набирают как обычный текст. В выделенных шрифтами текстах все эти сокращения набирают тем же, выделительным шрифтом.
Специфические требования при компьютерном наборе текста:
1. При наборе текста одного абзаца клавиша «Перевод строки» («Enter») нажимается только в конце этого абзаца.
2. Между словами нужно ставить ровно один пробел. Равномерное распределение слов в строке текстовым процессором выполняется автоматически. Абзацный отступ (красную строку) устанавливать с помощью пробелов запрещено; для этого используются возможности текстового процессора (например, можно использовать бегунки на горизонтальной полосе прокрутки или табулятор).
Знак неразрывный пробел (Вставка → Символ, вкладка Специальные знаки или комбинация клавиш CTRL+SHIFT+пробел) препятствует символам, между которыми он поставлен, располагаться на разных строчках, и сохраняется фиксированным при любом выравнивании абзаца (не может увеличиваться, в отличие от обычного пробела). Выделением называют особое оформление отдельных слов или частей текста, которое подчеркивает их значение. Все виды выделений делят на три группы:
a) Шрифтовые выделения, выполняемые путем замены характера или начертания шрифта, — набор курсивом, полужирным, жирным, полужирным курсивом, прописными или капительными буквами, шрифтами другого кегля или даже другой гарнитуры;
b) Комбинированные выделения, выполняемые одновременно двумя способами, например, набор полужирным вразрядку, набор полужирным шрифтом увеличенного кегля с выключкой в «красную строку» и дополнительными отбивками, набор курсивом с заключением текста в рамку и т. п.
c) Шрифтовые выделения (курсивом, полужирным, жирным) должны быть выполнены шрифтами той же гарнитуры и кегля, что и основной текст. Знаки препинания, следующие за выделенной частью текста, должны быть набраны шрифтом основного текста.
3. В текстовом наборе абзацные отступы должны быть строго одинаковыми во всем документе, независимо от кегля набора отдельных частей текста.
4. Знак тире, или длинное тире, может быть набрано с помощью одновременного нажатия комбинации клавиш CTRL+SHIFT+серый минус (серый минус располагается на цифровой клавиатуре, справа) или Вставка → Символ, вкладка Специальные знаки.
Правила оформления презентации:
Правило № 1: Обратите внимание на качество картинок. Картинки должны быть крупными, четкими. Не пытайтесь растягивать мелкие картинки через весь слайд: это приведет к ее пикселизации и значительному ухудшению качества. На одном слайде — не более трех картинок, чтобы не рассеивать внимание и не перегружать зрение. Картинка должна нести смысловую нагрузку, а не просто занимать место на слайде.
Правило № 2. Не перегружайте презентацию текстом. Максимально сжатые тезисы, не более трех на одном слайде. Текст не должен повторять то, что говорят, возможно, лишь краткое изложение сути сказанного.
Правило № 3. Оформление текста. Текст должен быть четким, достаточно крупным, не сливаться с фоном.
Правило № 4. Настройка анимации. Порой составитель презентации, как будто играя в интересную игру, перегружает презентацию анимационными эффектами. Это отвлекает и бывает очень тяжело для глаз. Используйте минимум эффектов, берите только самыепростые. Особенно утомляют такие эффекты как вылет, вращение, собирание из элементов, увеличение, изменение шрифта или цвета.
Правило № 5. Смена слайдов. Здесь тоже обращаем внимание, как сменяются слайды. Лучше не использовать здесь эффекты анимации совсем. Когда слайды сменяются, наезжая друг на друга или собираясь из отдельных полос, начинает просто рябить в глазах. Берегите свое зрение и зрения ваших слушателей.
Образец оформления презентации Первый слайд:
Тема информационного сообщения (или иного вида задания):
_____________________________________________________
Подготовил: Ф.И.О. студента, курс, группа, специальность
Руководитель: Ф.И.О. преподавателя
Второй слайд
План:
1. ______________________________.
2. ______________________________.
3. ______________________________.
Третий слайд
Литература:
Четвертый слайд
Лаконично раскрывает содержание информации, можно включать рисунки, автофигуры, графики, диаграммы и другие способы наглядного отображения информации
Критерии оценки презентации:
Критерии оценки |
Содержание оценки |
1. Содержательный критерий |
правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной терминологии, импровизация, речевой этикет |
2. Логический критерий |
стройное логико-композиционное построение речи, доказательность, аргументированность |
3. Речевой критерий |
использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения и пр. |
4. Психологический критерий |
взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания |
5. Критерий соблюдения дизайнэргономических требований к компьютерной презентации |
соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах, необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов, учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации, корректное сочетание фона и графики, дизайн презентации не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения, общее впечатление от мультимедийной презентации |
|
Плохо (2) |
Удовлетворительно (3) |
Хорошо (4) |
Отлично (5) |
|
- Цвет фона не соответствует цвету текста - Использовано более 5 цветов шрифта - Каждая страница имеет свой стиль оформления - Гиперссылки не выделены - Анимация отсутствует (или же презентация перегружена анимацией) - Звуковой фон не соответствует единой концепции, носит отвлекающий характер - Слишком мелкий шрифт (соответственно, объём информации слишком велик — кадр перегружен) - Не работают отдельные ссылки |
- Цвет фона плохо соответствует цвету текста - Использовано более 4 цветов шрифта - Некоторые страницы имеют свой стиль оформления - Гиперссылки выделены - Анимация дозирована - Звуковой фон не соответствует единой концепции, но не носит отвлекающий характер - Размер шрифта средний (соответственно, объём информации слишком большой — кадр несколько перегружен) информацией - Ссылки работают |
- Цвет фона хорошо соответствует цвету текста, всё можно прочесть - Использовано 3 цвета шрифта - 1-2 страницы имеют свой стиль оформления, отличный от общего - Гиперссылки выделены и имеют разное оформление до и после посещения кадра - Анимация присутствует только в тех местах, где она уместна - Звуковой фон соответствует единой концепции и привлекает внимание зрителей в нужных местах именно к информации - Размер шрифта оптимальный - Все ссылки работают |
- Цвет фона гармонирует с цветом текста, всё отлично читается - Использовано 3 цвета шрифта - Все страницы выдержаны в едином стиле - Гиперссылки выделены и имеют разное оформление до и после посещения кадра - Анимация присутствует только в тех местах, где она уместна и усиливает эффект восприятия текстовой части информации - Звуковой фон соответствует единой концепции и усиливает эффект восприятия текстовой части информации - Размер шрифта оптимальный - Все ссылки работают |
|
- Содержание не является научным - Иллюстрации (графические, музыкальные, видео) не соответствуют тексту - Много орфографических, пунктуационных, стилистических ошибок - Наборы числовых данных не проиллюстрированы графиками и диаграммами - Информация не представляется актуальной и современной - Ключевые слова в тексте не выделены |
- Содержание включает в себя элементы научности - Иллюстрации (графические, музыкальные, видео) в определенных случаях соответствуют тексту - Есть орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки - Наборы числовых данных чаще всего проиллюстрированы графиками и диаграммами - Информация является актуальной и современной - Ключевые слова в тексте чаще всего выделены |
- Содержание в целом является научным - Иллюстрации (графические, музыкальные, видео) соответствуют тексту - Орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки практически отсутствуют - Наборы числовых данных проиллюстрированы графиками и диаграммами - Информация является актуальной и современной - Ключевые слова в тексте выделены |
- Содержание является строго научным - Иллюстрации (графические, музыкальные, видео) усиливают эффект восприятия текстовой части информации - Орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки отсутствуют - Наборы числовых данных проиллюстрированы графиками и диаграммами, причем в наиболее адекватной форме - Информация является актуальной и современной - Ключевые слова в тексте выделены |
Примечание. По каждому пункту I и II разделов презентация оценивается отдельно.
Таким образом, минимальный балл — 28, максимальный — 70.
2. Методические рекомендации по подготовке доклада:
Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение определённой темы. Этапы подготовки доклада:
1. Определение цели доклада.
2. Подбор необходимого материала, определяющего содержание доклада.
3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.
4. Общее знакомство с литературой и выделение среди источников главного.
5. Уточнение плана, отбор материала к каждому пункту плана.
6. Композиционное оформление доклада.
7. Заучивание, запоминание текста доклада, подготовки тезисов выступления.
8. Выступление с докладом.
9. Обсуждение доклада.
10. Оценивание доклада
Композиционное оформление доклада – это его реальная речевая внешняя структура, в ней отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объёму, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов, как правило, элементами композиции доклада являются: вступление, определение предмета выступления, изложение(опровержение), заключение.
Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике.
Вступление должно содержать: название доклада; сообщение основной идеи;
современную оценку предмета изложения; краткое перечисление рассматриваемых вопросов; интересную для слушателей форму изложения; акцентирование оригинальности подхода.
Выступление состоит из следующих частей:
Основная часть, в которой выступающий должен раскрыть суть темы, обычно строится по принципу отчёта. Задача основной части: представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.
Заключение - это чёткое обобщение и краткие выводы по излагаемой теме. Методические рекомендации по подготовке сообщения:
Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут.
Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.
Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.
Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа:
докоммуникативный этап (подготовка выступления) и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией).
Работа по подготовке устного выступления начинается с формулировки темы. Лучше всего тему сформулировать таким образом, чтобы ее первое слово обозначало наименование полученного в ходе выполнения проекта научного результата (например, «Технология изготовления…», «Модель развития…», «Система управления…», «Методика выявления…» и пр.). Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя "объять необъятное", охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа. Неудачные формулировки - слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д.
Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10-15% общего времени), основной части (60-70%) и заключения (20-25%).
Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество, при необходимости место учебы/работы, статус), название доклада, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. Стержневая идея проекта понимается как основной тезис, ключевое положение. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).
Требования к основному тезису выступления: фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления; суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти; мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.
В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.
Самая частая ошибка в начале речи – либо извиняться, либо заявлять о своей неопытности. Результатом вступления должны быть заинтересованность слушателей, внимание и расположенность к презентатору и будущей теме.
К аргументации в пользу стержневой идеи проекта можно привлекать фото-, видеофрагменты, аудиозаписи, фактологический материал. Цифровые данные для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как обилие цифр скорее утомляет слушателей, нежели вызывает интерес.
План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.
В научном выступлении принято такое употребление форм слов: чаще используются глаголы настоящего времени во «вневременном» значении, возвратные и безличные глаголы, преобладание форм 3-го лица глагола, форм несовершенного вида, используются неопределенноличные предложения. Перед тем как использовать в своей презентации корпоративный и специализированный жаргон или термины, вы должны быть уверены, что аудитория поймет, о чем вы говорите.
Если использование специальных терминов и слов, которые часть аудитории может не понять, необходимо, то постарайтесь дать краткую характеристику каждому из них, когда употребляете их в процессе презентации впервые.
Самые частые ошибки в основной части доклада - выход за пределы рассматриваемых вопросов, перекрывание пунктов плана, усложнение отдельных положений речи, а также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, обилие затронутых вопросов (декларативность, бездоказательность), отсутствие связи между частями выступления, несоразмерность частей выступления (затянутое вступление, скомканность основных положений, заключения).
В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением. Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего создавать на ходу. Психологи доказали, что лучше всего запоминается сказанное в начале и в конце сообщения ("закон края"), поэтому вступление должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, подготовить к восприятию темы, ввести в нее (не вступление важно само по себе, а его соотнесение с остальными частями), а заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное, усилить и сгустить основную мысль, оно должно быть таким, "чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего" (А.Ф. Кони).
В ключевых высказываниях следует использовать фразы, программирующие заинтересованность. Вот некоторые обороты, способствующие повышению интереса:
- «Это Вам позволит…»
- «Благодаря этому вы получите…»
- «Это позволит избежать…»
- «Это повышает Ваши…»
- «Это дает Вам дополнительно…»
- «Это делает вас…»
- «За счет этого вы можете…»
После подготовки текста / плана выступления полезно проконтролировать себя вопросами:
Вызывает ли мое выступление интерес?
Достаточно ли я знаю по данному вопросу, и имеется ли у меня достаточно данных?
Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?
Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?
При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект (опорой могут также служить заранее подготовленные слайды) или чтение подготовленного текста. Отметим, однако, что чтение заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории.
Общеизвестно, что бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика у слушателей, какой бы интересной и важной темы она ни касалась. И наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление может затронуть аудиторию, если оратор говорит об актуальной проблеме, если аудитория чувствует компетентность выступающего. Яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.
Кроме того, установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую более тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям.
Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания в письменной. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд (!).
Особое место в презентации проекта занимает обращение к аудитории. Известно, что обращение к собеседнику по имени создает более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также можно использовать подобные приемы. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории – это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.
Во время выступления важно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.
После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы.
Критерии оценки доклада:
Оценка 5 ставится, если выполнены все требования к написанию и защите работы:
обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.
Оценка 4 – основные требования к работе и её защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.
Оценка 3 – имеются существенные отступления от требований к работе. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод. Оценка 2 – тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
3. Методические рекомендации по выполнению практических заданий:
Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения ситуативных задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.
1. Ознакомьтесь с темой практического занятия, его целями и задачами.
2. Изучите перечень знаний и умений, которыми должен овладеть студент в ходе практического занятия.
3. Ознакомьтесь со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы и источников и подготовьте их для работы.
4. Изучите рекомендации к практической работе и получите консультацию преподавателя.
5. Прочитайте лекционный материал по теме занятия в своем конспекте, стараясь акцентировать внимание на основных понятиях, важных определениях.
6. Почитайте материал, касающийся темы практического занятия в рекомендованных источниках.
7. Ответьте на контрольные вопросы в учебнике или на вопросы для самопроверки в методических указаниях к практической работе.
8. Если по ходу выполнения практической работы потребуется выполнять расчеты, выпишите формулы, найдите недостающие коэффициенты и постоянные в справочных таблицах или другой литературе.
9. Ознакомьтесь с формой отчета по практической работе и сделайте черновик-заготовку отчета.
10. Внимательно прочтите правила техники безопасности и охраны труда при выполнении практической работы.
11. Сформулируйте свои вопросы и проблемы, желательные для обсуждения на занятии.
Практические работы направлены на овладение учащимися умений решения стандартных задач и приобретение навыков практических действий.
Основные требования к содержанию практических работ:
соответствие содержания практических заданий изученному теоретическому материалу
учебной дисциплины;
максимальное приближение содержания практических заданий к реальной
действительности;
поэтапное формирование умения, т.е. движение от знания к умению, от простого
умения к сложному и т.д.; использование типовых документов, инструкций, бланков и т.п. использование последних версий программного обеспечения.
Методические рекомендации по решению вариативных задач:
При самостоятельном решении поставленных задач нужно обосновывать каждый этап действий, исходя из теоретических положений курса. Если студент видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до начала решения поставленных задач составить краткий план решения проблемы (задачи). Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками, инструкциями по выполнению.
1. Прочитай внимательно задачу и подумай, что означает каждое число в задаче. Постарайся представить то, о чем говорится в задаче.
2. Если задача сложная, запиши кратко ее условие, начерти к ней схему или сделай рисунок.
3. Прочитай вторично задачу и перескажи про себя.
4. Подумай, что надо знать, чтобы ответить на вопрос задачи.
5. Подумай, что можно узнать из данных и условия задачи и нужно ли это знать для ответа на вопрос задачи.
6. Обдумай план решения задачи.
7. Реши задачу.
8. Проверь ответ.
Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный результат следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи. Критерии оценки при решении задач:
При оценке письменных заданий в первую очередь учитываются показанные обучающимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных обучающимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что студент не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного студентом задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.
Решение задач считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.
- оценка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок.
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.
- оценка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
4. Сообщение
Подготовка информационного сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.
Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.
Затраты времени на подготовку сообщения зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения – 1ч.
Критерии оценки:
актуальность темы, 1 балл; соответствие содержания теме, 1 балла; глубина проработки материала, 1 балла;
грамотность и полнота использования источников, 1 балл; наличие элементов наглядности, 1 балла.
Максимальное количество баллов: 5
Оценка выставляется по количеству набранных баллов. 5. Этапы работы над проектами.
1. Выбор темы проекта и формулирование проблемы.
Обдумывание области знаний, из которой студент может реализовать свой проект (гуманитарный, лингвистический, естественно-научный, интегративный). На этом этапе выстраивается образ индивидуальной и коллективной организации будущих занятий: намечается разделение задач внутри группы, предварительное закрепление за каждым из них той или иной роли и амплуа, составление схемы их взаимодействия, планирование порядка работ.
2. Исследование проблемы
Следующий шаг – найти как можно больше информации по своей проблеме, ее анализ.
Поход в библиотеку. Просмотр журналов и газет. Фиксация всех интересных идей, приходящих в голову. Делаются эскизы, рисунки, пометки. Оцениваются собственные возможности, знания и умения для реализации идеи. Реально оценивается время для решения поставленной проблемы. Представляется внешний вид проекта.
Начинается самостоятельная работа с художественной литературой и периодической печатью, сбор информации по проекту и переосмысление ее, «пропуск через себя»
3. Генерирование идей
На этом этапе студенты используют различные методы поиска идей решения проблемы. Руководитель проекта обязательно проконсультирует и поддержит тебя в ходе поиска. Запомни: любая проблема может иметь много различных вариантов решения. (интернет–страница, медиашоу и т.д.) Выбери оптимальный вариант.
4. Отбор идей
На этом этапе надо выбрать идею, позволяющую наиболее успешно решить проблему
5. Разработка технического решения.
6. Планирование
На этом этапе намечается последовательность и сроки реализации проекта. Обязательно покажи макет проекта руководителю, который внесет коррективы. Спланировав свою деятельность, ты можешь приступать к воплощению проекта.
Итак, сейчас ты должен составить четкий план проекта. Запиши порядок своей работы.
7. Реализация проекта.
В ходе реализации проекта студент должен обговаривать содержание с консультантами и руководителем проекта.
8. Предзащита.
Хорошо, чтобы это событие было записано на пленку с помощью видеокамеры. Увидеть себя со стороны и учесть свои все недостатки.
9. Первичное подведение результатов, доработка проекта.
10. Защита проекта.
Требования, предъявляемые к проектам.
1. Работа должна быть рассчитана на взыскательное читательское восприятие (т.е. написана хорошим, ясным языком). Проект должен быть выполнен и защищен на изучаемом иностранном языке (для лингвоисторических проектов)
2. Должны быть соблюдены единые требования к оформлению работ:
- Работа представляется в напечатанном виде, с приложениями дискеты, на которой указаны: имя автора, название работы, имя файла, дата сдачи работы.
- Справочно-вспомогательный аппарат (примечания, сноски) должны быть выполнены в соответствии с принятым стандартом (ФИО автора, название источника, издательство, год).
Пример: Гаспаров М.Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре. - М.: Новое литературное обозрение, 2000.
- Проект выполняется с соблюдением правил элементарного дизайна (разбивка на абзацы, заголовки, подзаголовки, курсив, поля, унификация шрифтов, единый стиль.)
3. Каждый проект должен содержать следующие части:
1. титульный лист (название, дата, авторы и пр.)
2. краткую аннотацию, содержащую изложение основных позиций проекта; 3. оглавление;
4. эпиграф (желательно)
5. краткий экскурс в историю вопроса (по возможности с иллюстративным рядом);
6. основные проектные идеи, обоснование их выбора;
7. технологическую часть: эскизы, планы, схемы, расчеты,
8. визуальный ряд к проекту: макеты, фотографии, рисунки, компьютерный дизайн (например, макет с возможностью перемещением объектов) и др.
9. заключение
10. библиографические сведения (список использованной литературы)
11. сведения об авторах проекта;
Среда выполнения проекта
1. Для текстовых файлов: файлы сохраняются в формате DOC или RTF с проверкой на макровирусы, используемый в работе размер основного шрифта 12, 14; заголовков – 14, 16; шрифты разрешается применять стандартные Times, Arial, MS San Sherif; разрешается использовать выделение курсивом, жирным, подчеркивание; документ форматируется в соответствии с его логической структурой; текст выравнивается по двум границам, заголовки – центрированы; межстрочный интервал – 1,5; текст не должен содержать грамматических и синтаксических ошибок; готовый материал должен быть связан в макет (связанные блоки, обтекание текстом); для оформления табличной информации предпочтительно использование электронной таблицы; использование формул для размещения расчетов и диаграмм для показа информации; использование редактора формул для вставки текста формул;
2. При использовании среды MS POWER POINT ее выбор определяется типом подбираемого материала (много графических изображений и мало текста). Применяются стандартные шрифты, анимация и звуковые эффекты используются в пределах разумного, а не как самоцель. Количество слайдов также в пределах разумного определяется преподавателем. Отбор материала должен быть осмысленным, необходимо избегать дословного переписывания. Проект на иностранных языках должен выполняться на иностранном языке с текстовым переводом. Не желательно использование готового материала из Интернета или лазерного диска – это не является творческой работой.
Нельзя использовать чужой материал без соответствующих ссылок.
3. При использовании среды Интернет графические файлы должны быть оптимизированы по размеру и быстродействию раскрытия (не более 100Кб), для Интернет-продукта – не более 50 Кб в формате JPG или GIF. Проект должен быть размещаем в сети и удовлетворять требованиям презентаций. Web-дизайн проекта: темный шрифт на светлом фоне, единый стиль всего проекта, форматирование текста(выравнивание, тоже, что и для текстовых документов), страница не более 1,5 – 2 страниц текста, использование удобной навигации (с оглавления на любую страницу и возврат на главную), продуманное использование графики и других нетекстовых объектов (видео, аудио, мультимедиа потоки)
Критерии оценки:
Оформление проекта, 10 баллов
1. Соответствие стандартным требованиям.
2. Единый стиль оформления.
3. Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.
4. Общий дизайн, отвечающий требованиям эстетики.
5. Сочетание фона с графическими элементами.
6. Творчество и оригинальность
Содержание проекта, 30 баллов
1. Аргументированность выбора темы, наличие целей проектирования.
2. Обоснование потребности.
3. Практическая направленность проекта и значимость выполненной работы.
4. Выполнение принятых этапов проектирования.
5. Законченность проекта, выбор профессии.
6. Самостоятельность, подготовленность проекта к восприятию другими людьми.
Иллюстративный материал, 20 баллов
1. Соответствие изображений, диаграмм и таблиц основному содержанию проекта.
2. Изображения интересны, привлекательны, размещены корректно, не накладываются на текст.
3. Качество помещаемых изображений
Объем информации, 20 баллов
1. Информация должна быть точной, полезной, исчерпывающей,
выводы логически обоснованными, краткими, точными.
2. Полнота библиографии, цитаты
Оценка защиты проекта, 20 баллов
1. Композиция, полнота представления работы.
2. Объем и глубина знаний по теме.
3. Коммуникативная ориентация, культура речи.
4. Использование наглядных средств, чувство времени, удержание внимания аудитории.
Максимальное количество баллов: 100.
90-100 баллов соответствует оценке «5», 75-89 баллов – «4», 55-74 баллов – «3», менее 55 баллов – «2»
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ
Основные источники:
1. Михеева Е.В. Информатика [Текст]: учебник для среднего профессионального образования / Е.В. Михеева, О.Т. Титова. М.: Изд. центр «Академия», 2014.-352с.[Допущено Мин образованием России]
2. Михеева Е.В. Практикум по информатике [Текст]: учебное пособие для среднего профессионального образования / Е.В. Михеева. М.: Изд. центр
«Академия», 2014.-192с.[Допущено Мин образованием России]
3. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред.проф. образования/М.С.Цветкова,
Л.С.Великович. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015.
4. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учеб. пособие для нач. и сред. проф. образования/ Н.Е.Астафьева, С.А.Гаврилова, М.С. Цветкова; под ред. М.С.Цветковой. – 2-е изд. Стер. – М.: Издательский центр
«Академия», 2015.
Дополнительные источники:
1. Информатика. Базовый курс / Симонович С. В. И др. СПб: Издательство «Питер», 2013.
2. Информатика: Учеб. Пособие для студ. пед. Вузов / А.В.Могилев, Н.И.Пак,
Е.К.Хеннер; Под ред. Е.К.Хеннера. - М.: Изд. Центр «Академия», 2012. - 816 с.
3. Информатика. 10-11 класс / Под ред. Н.В.Макаровой. - Спб.: Питер, 2013. - 300с.: ил.
4. Информатика: Учеб. Для 10 -11 кл.общеобразоват. Учреждений / А.Г. Гейн, А.И. Сенокосов, Н.А. Юнерман. - 5-е изд.- М.: Просвещение, 2012.- 255 с.: ил.
5. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович.- 4-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.- 205 с.: ил.
6. Информатика: учебник для студ. учреждений сред. Проф. Образования / Е.В.Михеева, О.И. Титова. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 352 с.
7. Информатика: Учебник / А.А. Хлебников. - Ростов н/Д : Феникс, 2007.- 571,[1] с. : ил.-(Среднее проф. обр.).
8. Информатика: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.А. Колмыкова, И.А. Кумскова. - 8-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.- 416 с.
9. Информатика. Тематические и тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. 10 класс. / авт.-сост.: Н.В. Маслеников.- Ярославль: Академия развития, 2010. - 128 с. - ( Единый государственный экзамен ).
10. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. - 416 с.: ил.-( Проф. Образование).
11. Информационные технологии: Учебник для сред.проф. образования / Г.С.Гохберг, А.В.Зафиевский, А.А.Короткин. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.-208 с.
12. Информационные технологии: учебник - 2-е изд., перераб. и доп. Голицына
О.Л., Максимов Н.В., Партыка Т.Л., Попов И.И. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М,
2008. - 608 с.: ил.
13. Информатика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся/авт.-сост. Э.С. Ларина.-Волгоград: Учитель, 2009.
14. Кашинцева Л.Н.. Изучение методов создания кроссворда на уроке информатики / Информатика и образование/ 2008 - №10.
15. Компьютернаяграфика: Photoshop CS2, CorelDRAW X3, Lllustrator CS2.
Трюки и эффекты (+СD). Гурский Ю.А. Гурская И.В., Жвалевский А.В. - Спб.: Питер, 2006. - 992 с.: ил — (Серия « Трюки и эффекты»).
16. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000.
17. Организация самостоятельной работы студентов средних специальных учебных заведений. Аргунова Т.Г.- М.: НПЦ «Профессионал — Ф» -2003, 30 стр.
18. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/Н.Д. Угринович, Л.Л. Басова, Н.И. Михайлова.- 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.- 394 с.: ил.
19. Практикум по информатике : учеб.пособие для сред. проф. образования / Е.В. Михеева. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 192 с.
20. Создание презентации в PowerPoint: учеб. Пособие для нач. проф. образования / М.Ю. Свиридова. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.-224 с.
Дополнительные источники в электронном виде
1. http://psbatishev.narod.ru/ (28.08.15)
2. http://userdocs.ru/informatika/8793/index.html?page=11 – Лабораторные работы(28.08.15)
3. http://ikt.rtk-ros.ru/ - Лабораторные работы(28.08.15)
4. преступления в сфере информационных технологий -
http://ru.wikipedia.org/wiki/Преступления_в_сфере_информационных_технол огий (28.08.15)
5. правонарушения в области технической защищённости систем -
http://ru.wikipedia.org/wiki/Правонарушения_в_области_технической_защищ ённости_систем (28.08.15)
6. ответственность за нарушения и преступления в информационной сфере - http://www.iso27000.ru/zakonodatelstvo/otvetstvennost-za-narusheniya-iprestupleniya-v-informacionnoi-sfere(28.08.15)
7. административная и уголовная ответственность за нарушения в области информации, в том числе компьютерной - http://www.referent.ru/48/215998(28.08.15)
8. адвокат по компьютерным преступлениям (киберпреступлениям) - http://www.advodom.ru/services/cybercrime.php(28.08.15)
9. http://wordexpert.ru/page/retsenzirovanie-dokumentov-v-word (28.08.15)
10. http://www.cbssykt.ru/kollegam/shkola_informatsionnogo_komforta/malenkie_sekrety_po_rabot e_word/redaktirovanie_retsenzirovanie/(28.08.15)
11. http://old.computerra.ru/gid/rtfm/office/219898/(28.08.15)
12. http://www.oszone.net/11589/Word2010_Reviewing(28.08.15)
13. http://xreferat.ru/33/4188-1-addobe-page-maker.html (28.08.15)
14. http://www.litsoch.ru/referats/read/267629/(28.08.15)
15. http://www.myshared.ru/slide/259072/(28.08.15)
16. http://www.uchportal.ru/load/17-1-0-9857(28.08.15)
17. http://www.edu54.ru/node/104978 Требования к презентации (28.08.15)
18. http://www.myshared.ru/slide/311555/ Презентация «Требования к оформлению презентации» (28.08.15)
19. http://ru.wikipedia.org/wiki/ - Свободная электронная энциклопедия
«Википедия» (28.08.15)
20. http://inf.e-alekseev.ru/ - Алексеев Е.Г., Богатырев С.Д. Информатика:
Мультимедийный электронный учебник – Саранск: Морд.гос. ун-т, 2009. (28.08.15)
21. http://tadviser.ru - российский интернет-портал. (28.08.15)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.