Практическая работа "Представление информации в различных системах счисления""
Оценка 4.9

Практическая работа "Представление информации в различных системах счисления""

Оценка 4.9
Документация +2
pdf
информатика
8 кл—10 кл
03.09.2024
Практическая работа "Представление информации в различных системах счисления""
Практическая работа по переводу чисел в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления
Практическая работа Представление информации в системах счисления.pdf

 

Практическая работа 

Тема: Позиционные и непозиционные системы счисления

Цель: уметь переводить числа из p-ичной системы счисления в q-ичную систему счисления, используя правила перевода чисел и электронный калькулятор; выполнять арифметические операции с числами в различных системах счисления

Оборудование: ОС Windows, программа Калькулятор

 

Ход работы

 

Теоретические сведения

 

1. Представление чисел в римской системе счисления.

Алфавит римской системы счисления: I(1), V(5), X(10), L(50), C(100), D(500), M(1000). Величина в римской системе счисления определяется как сумма или разность цифр в числе.

Если меньшая цифра стоит слева от большей, то она вычитается, если справа – прибавляется

Например, запись десятичного числа 2987 в римской системе счисления будет выглядеть следующим образом: MMCMXXCVII= 2000+(1000-100)+(100-10-10)+(5+1+1). 2. Позиционные системы счисления

 

Система счисления

Основание

Алфавит цифр

Десятичная

10

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Двоичная

2

0,1

Восьмеричная

8

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

Шестнадцатеричная

16

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A(10), B(11), C(12), D(13),

E(14), F(15)

Правила перевода чисел 3. Перевод чисел из 2-ой, 8-ой, 16-ой в десятичную систему счисления.

Для перевода числа из 2-ой, 8-ой, 16-ой в десятичную систему счисления необходимо его представить в развернутой форме и вычислить. Развернутая форма числа в двоичной системе счисления: , где ai - цифры двоичного числа (0 или 1).

 

A2          an   1

21           an   2

22                 ... a0  

20            a 1

2 1 ... a m

2 m

            Например, 11,012      1 21 1 20        0 2 1          1 2 2        2 1 12     212     3 34    3,75

4. Алгоритм перевода целых чисел из 10-ой в 2-ую, 8-ую, 16-ую системы счисления.

1). Последовательно выполнять деление исходного целого десятичного числа и получаемых целых частных на основание системы (на 2, либо на 8, либо на 16) до тех пор пока не получится частное, меньшее делителя.

2). Записать полученные остатки в обратной последовательности.

               Например, 19      A2

1 9:2 = 9 (остаток 1)

                 

                                9:2 = 4 (остаток 1)

                 

                               4:2=2 (остаток 0)

                 

                               2:2=1 (остаток 0)

 

Ответ:1910        100112

 

5. Алгоритм перевода дробных чисел 10-ой в 2-ую, 8-ую, 16-ую системы счисления.

1). Последовательно выполнять умножение исходной десятичной дроби и получаемых дробных часть произведений на основание системы (на 2, или на 8, или на 16) до тех пор, пока не получится нулевая дробная часть или не будет достигнута требуемая точность вычислений.

2). Записать полученные целые части произведения в прямой последовательности.

 

В случае, если целая часть десятичной дроби отлична от нуля, то она переводится по выше указанному правилу (делением на основание той системы счисления, в которую переводим число – п.4). Дробная часть отдельно по данному правилу (смотри п. 5)

Например, 0,7510 A2

0,75 2 1,5

0,5 2 1,00 дробная часть получилась равной нулю, следовательно, процесс деления прекращаем. В итоге получили 0,7510 0,112

6. Перевод чисел из двоичной системы счисления в 8-ую, 16-ую и обратно.

Для перевода двоичного числа в 8-ую систему счисления его нужно разбить на группы по три цифры от запятой в разные стороны (для целой части группа формируется начиная справа налево и дополняется нулями в случае, если в последней (левой) группе окажется цифр меньше, чем три, то группа дополняется слева нулями; для дробной части группа формируется, начиная слева направо по три цифры в группе. Нули, в случае необходимости, добавляются справа от дробной части).

 

Задание «Перевести число из одной системы счисления в другую» будет обозначено следующим образом: Ap           Aq , где p и q могут быть равны 2, 10, 8, 16.

Задания

 

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

Вариант 5

Задания (на оце

нку «удовлетворительно»)

Задание 1. Пере

ведите число в римскую систему счисления

3973

2876

2742

2328

2989

Задание 2. Пере

ведите числа в десятичную систему счисления

а) 1101,012  А10

а) 101,11012  А10

а) 11101,012  А10

а) 1011,0112  А10

а) 1111,012  А10

б) 74,28         А10

б) 65,28        А10

б) 57,38          А10

б) 61,248         А10

б) 75,28         А10

в) 7,D16  А10

в) 5,F16  А10

в) 31,A16  А10

в) 2,E16  А10

в) 5D,C16  А10

Задание 3. Пере

ведите числа из десятичной системы счисления в двоичную,

восьмеричную,

шестнадцатеричную систему счисления

12910  A2, A8, A16

25710  A2, A8, A16

19310  A2, A8, A16

23110  A2, A8, A16

16710  A2, A8, A16

Дополнительно

е задание на оценку

«хорошо»

 

Задание 4. Переведите д

робные числа из дес

ятичной систем

ы счисления в двоичную, восьмеричную,

шестнадцатерич

ную систему счисле

ния с точностью

до трех знаков после запятой:

2,610        A2, A8, A16

5,410        A2, A8, A16

4,610         A2, A8,

A16

2,310         A2, A8, A16

8,210        A2, A8, A16

Дополнительное задание на оценку «отлично» Задание 5.

1. 1012+11112

1. 1112+10112

1. 10112+112

1. 1112+10112

1. 1112+10112

2. 568+778

2. 668+578

2. 378+648

2. 668+578

2. 668+578

3. 4А16+2В16

3. 3А16+4D16

3. 2А16+5C16

3. 3А16+4D16

3. 3А16+4D16

4. 11012-112

4. 100012-112

4. 101012-1012

4. 100012-112

4. 100012-112

5. 4658-178

5. 4358-478

5. 1358-378

5. 4358-478

5. 4358-478

6. 32А16-2F16

6. 12А16-2C16

6. 71F16-2C16

6. 21F16-1C16

6. 14А16-2C16

7. В каких системах счисления выполнены следующие сложения? Найдите основания

каждой системы:

 

 

 

Результаты переводов проверьте на электронном калькуляторе стандартных приложений Windows XP, который запускается по маршруту:

Пуск – Стандартные программы – Калькулятор (С:\Windows\System32\calc.exe)

 

Или с помощью программы Perev, размещенной по адресу: D:\Документы

Контрольные вопросы:

 

1.        Система счисления – это…

2.        Чем отличаются позиционные системы счисления от непозиционных систем счисления?

3.        Может ли в качестве цифры использоваться символ буквы? Если да, то в какой системе счисления?

4.        Какое количество цифр используется в q-ичной системе счисления?

5.        Какое минимальное основание может иметь система счисления, если в ней записаны числа 76 и 12?

Практическая работа Тема:

Практическая работа Тема:

Алгоритм перевода целых чисел из 10-ой в 2-ую, 8-ую, 16-ую системы счисления

Алгоритм перевода целых чисел из 10-ой в 2-ую, 8-ую, 16-ую системы счисления

Задание «Перевести число из одной системы счисления в другую» будет обозначено следующим образом:

Задание «Перевести число из одной системы счисления в другую» будет обозначено следующим образом:

В каких системах счисления выполнены следующие сложения?

В каких системах счисления выполнены следующие сложения?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.09.2024