Самостоятельное изучение физических явлений по фотографиям
Большое внимание в курсе физики уделяется формированию научного метода познания явлений природы, что позволяет рассматривать круг изучаемых явлений во взаимосвязи с другими явлениями окружающего мира. При этом реализуется деятельностный подход к обучению. Одной из важных задач обучения физике является определение пути формирования научных знаний, способных приводить учащихся к изменению стиля мышления, к пониманию физики как развивающей науки. Учащиеся, усвоив определенные действия, часто повторяют их механически; с трудом устанавливают логические связи между отдельными физическими явлениями. Под руководством учителя происходит переход ученика от познания к знанию. Ученики не всегда умеют объяснять факты, обосновывать выдвигаемые положения, применять знания к объяснению физических теорий и явлений, т.к. при изложении учителем нового материала они следят только за содержанием. Учитель должен не просто вооружать знаниями, а учить мыслить. Ученик, умеющий мыслить, сам сможет добывать себе знания. Данный урок по теме: «Плавание тел» был проведен в 7 классе для учащихся с ОВЗ. В ходе урока необходимо организовать познавательную деятельность учащихся так, чтобы они смогли понять физические явления, выделить основные ключевые слова, установить логические связи, запомнить и составить рассказ. Составной частью урока является работа с фотографиями природных явлений. Для понимания и изучения физических явлений я использую конструктор задач. В ходе изучения используются отдельные кадры презентации «Плавание тел» и опыты.
Логические цепочки – способ представления причинно-следственных связей
П - причина
У - условие
С – следствие
1. Выявить причинно - следственные связи
2. Выразить их по предложенной форме
1. П у С
2. П у1 С1 У2 С2 3. П1 у1 С1 = П2 у2 С2
4. П1 у1 П2 у2 С
|
Конструктор задач:
Ознакомление |
Понимание |
Применение |
Анализ |
Синтез |
Оценка |
Внимательно Рассмотрите данное фото. |
Объясните причины данного явления |
Сделайте рисунок (схему) данного явления. |
Назовите природные явления, связанные с данным явлением. |
Разработайте план изучения данного явления. |
Оцените возможность наблюдения данного явления в природе. |
Предложите название для данного фото. |
Покажите связи между данным явлением и близкими к нему явлениями. |
Предложите свой способ изучения данного явления. |
Составьте прогноз изменения явления при изменении внешних условий. |
Напишите возможный вариант развития данного явления. |
Определите возможные критерии оценки данного явления. |
Вспомните и выпишите физические величины по данному явлению. |
Назовите физические приборы для изучения явления. |
Найдите близкие явления и сравните их. |
Постройте классификацию близких физических явлений. |
Предложите игру (кроссворд) по данной теме. |
Оцените значимость этого явления для развития техники. |
Запишите основные физические законы. |
Изложите условия наблюдения данного явления. |
Предложите физический эксперимент по изучению явления. |
Изучите принципы работы приборов для наблюдения явления. |
Изложите своё мнение по причинам данного явления. |
Выскажите критические замечания по данному тексту. |
Составьте краткий конспект по фото. |
Укажите способы оценки физических величин. |
Изобразите полученную информацию в виде графика, таблицы, графа. |
Раскройте особенности данного явления и условия его наблюдения |
Предложите необычный способ изучения данного явления. |
Поставьте свою оценку по своей выполненной работе. |
Основные этапы изучения физического явления по фото:
Этап занятия |
Время мин
|
Действия учителя |
Действия учеников |
Результат |
Анализ фото |
4 |
Анализирует физическое явление, отвечает на вопросы |
Выделяют слова; словосочетания, задают вопросы |
Знакомство с физическим явлением |
Конструктор задач |
10 |
Комментирует конструктор задач, помогает ответить на вопросы |
Находят ответы на вопросы из конструктора задач (используют учебник, таблицу плотностей) |
Понимают содержание фото, могут выделить основные физические понятия. |
Составление логических цепочек |
6 |
Выделяет ключевые слова и словосочетания, задаёт вопросы ученикам, помогает установить причинно-следственные связи |
Заполняют логическую цепочку, выделяя ключевые слова и словосочетания |
Могут составить краткий рассказ, ответить на вопросы учителя. |
Анализ домашнего задания |
4 |
Анализирует д/з: Составить и записать рассказ по конструктору задач (из каждой колонки взять 2 задания) |
задают вопросы учителю |
Закрепляют изученную тему |
Логическая цепочка (составляем на уроке):
Плотность тела меньше плотности воды тело всплывает
Тело в воде Плотность тела больше плотности воды тело тонет
Плотность тела равна плотности воды тело плавает в воде
Задача (домашнее задание): объём айсберга над водой 500м3. Найдите общий объём айсберга и его массу. Какая часть айсберга находится под водой?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.