Тест по физике Строение и эволюция Вселенной для 9 класса
Тест по физике Строение и эволюция Вселенной для 9 класса с ответами. Тест включает 2 варианта, в каждом по 11 заданий.
Вариант 1
1. В состав Солнечной системы входят
1) черные дыры
2) астероиды, кометы
3) туманности, звёздные скопления
4) галактики
2. К планетам-гигантам относится
1) Венера
2) Меркурий
3) Нептун
4) Марс
3. Укажите, какие из приведенных ниже утверждений являются верными.
Наличие атмосферы у планеты определяется:
А) массой планеты и ее радиусом
Б) температурой ее поверхности
1) только А
2) только Б
3) оба утверждения верны
4) оба утверждения неверны
4. Расположите планеты в порядке удаления от Солнца. Ответом служит набор цифр.
1) Земля
2) Юпитер
3) Уран
4) Меркурий
5. Планетой Солнечной системы, вращающейся «лежа на боку», называют
1) Уран
2) Землю
3) Юпитер
4) Меркурий
6. Из предложенного перечня утверждений выберите два правильных.
1) источником энергии звезд служат термоядерные реакции
2) звезды в основном состоят из кислорода и тяжёлых металлов
3) температура внутри звезд повышается в результате энергии, выделяющейся при
термоядерных реакциях
4) источником энергии звезд служит радиоактивный распад
5) температура внутри звезд повышается в результате гравитационного сжатия
7. Энергия из зоны ядерных реакций к поверхности Солнца передается в основном
1) только излучением
2) только теплопроводностью
3) только конвекцией
4) излучением и конвекцией
8. На завершающей стадии развития Солнце станет
1) белым карликом
2) черной дырой
3) нейтронной звездой
4) шаровым скоплением
9. Факт расширения Вселенной научно обосновал
1) А. Эйнштейн
2) А.А. Фридман
3) Э. Хаббл
4) К. Доплер
10. Расстояние от Земли до Проксимы Центавра, ближайшей к Земле звезды после Солнца, составляет 4,2 св. года. Выразите это расстояние в метрах.
11. Возможно ли на Луне наблюдать метеоры? Ответ поясните.
Вариант 2
1. В состав Солнечной системы входят
1) Солнце, планеты
2) туманности, звездные скопления
3) нейтронные звезды
4) галактики
2. К планетам земной группы относится
1) Сатурн
2) Нептун
3) Плутон
4) Меркурий
3. Укажите, какие из приведенных ниже утверждений являются верными.
Полярные сияния можно наблюдать на тех планетах, у которых существует:
А) атмосфера
В) собственное магнитное поле
1) только А
2) только Б
3) оба утверждения верны
4) оба утверждения неверны
4. Расположите планеты в порядке удаления от Солнца. Ответом служит набор цифр.
1) Нептун
2) Марс
3) Венера
4) Сатурн
5. Планетой Солнечной системы, имеющей среднюю плотность меньшую, чем плотность воды, является
1) Юпитер
2) Сатурн
3) Уран
4) Нептун
6. Из предложенного перечня утверждений выберите два правильных.
1) мощность излучения звезды увеличивается с увеличением ее массы
2) звезды в основном состоят из водорода и гелия
3) источником энергии звезд служит радиоактивный распад
4) температура внутри звезд повышается в результате энергии, выделяющейся при
термоядерных реакциях
5) звезды в основном состоят из кислорода и тяжелых металлов
7. Пятна на поверхности Солнца — это области
1) повышенной температуры
2) пониженной температуры
3) слабого магнитного поля
4) большой плотности и давления
8. Астероиды движутся по своим орбитам в ту же сторону, что и планеты между орбитами
1) Урана и Нептуна
2) Юпитера и Сатурна
3) Сатурна и Урана
4) Марса и Юпитера
9. Впервые научно обоснованная модель эволюции Вселенной была выдвинута
1) А. Эйнштейном
2) А.А. Фридманом
3) Э. Хабблом
4) К. Доплером
10. Расстояние до рассеянного скопления Плеяды равно 3996,8 ⋅ 1015 м. Выразите это расстояние в световых годах.
11. Почему хвосты комет направлены в сторону от Солнца? Ответ поясните.
Ответы на тест по физике Строение и эволюция Вселенной для 9
класса
Вариант 1
1-2
2-3
3-3
4-4123
5-1
6-15
7-4
8-1
9-3
10. 40 ⋅ 1015 м
11. Метеор — это явление, которое можно наблюдать, когда в земной атмосфере
сгорают осколки астероидов или комет. На Луне нет атмосферы, значит и нет
метеоров, следовательно метеоры на Луне наблюдать нельзя из-за отсутствия
атмосферы.
Вариант 2
1-1
2-4
3-3
4-3241
5-2
6-12
7-2
8-4
9-2
10. 410 св. лет
11. Хвост кометы всегда будет направлен в сторону от Солнца. Это объясняется
тем, что испаряющийся газ уносится солнечным ветром и воздействием Солнца.
Хвост кометы может быть даже впереди ее самой, только при условии, что она
движется от Солнца.
Контрольная работа по физике Строение и эволюция Вселенной 9 класс
Контрольная работа по физике Строение и эволюция Вселенной 9 класс с ответами. Контрольная работа представлена в 4 вариантах, в каждом варианте по 9 заданий.
Вариант 1
1. Назовите ближайшую к Солнцу планету
1) Марс
2) Юпитер
3) Меркурий
4) Венера
2. Какая из перечисленных планет относится к планетам-гигантам?
1) Меркурий
2) Уран
3) Венера
4) Земля
3. Какое небесное тело не является планетой?
1) Нептун
2) Луна
3) Венера
4) Юпитер
4. Чем звёзды отличаются от планет?
1) только массой
2) только размером
3) только температурой
4) массой, размером и температурой
5. Выберите верное утверждение.
А. Солнечные пятна возникают под действием концентрированных
магнитных полей.
Б. Солнечную корону можно наблюдать во время частичного солнечного затмения.
1) только А
2) только Б
3) и А, и Б
4) ни А, ни Б
6. Выберите верное утверждение
А. Галактика Млечный Путь относится к эллиптическим галактикам.
Б. Известная часть скопления галактик называется Метагалактикой.
1) только А
2) только Б
3) и А, и Б
4) ни А, ни Б
7. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛАНЕТ
А) Планета-гигант
Б) Планета земной группы
В) Планета-карлик
НАЗВАНИЯ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ
1) Меркурий
2) Плутон
3) Луна
4) Солнце
5) Уран
8. На каком расстоянии находится галактика, если скорость ее удаления составляет 19600 км/с? Постоянная Хаббла Н=70 км/(с·Мпк).
9. Во сколько раз сила притяжения Земли к Солнцу больше силы притяжения Меркурия к Солнцу? Масса Меркурия составляет 1/18 массы Земли, а расположен он в 2,5 раза ближе к Солнцу, чем Земля.
Вариант 2
1. На какой планете наблюдается парниковый эффект?
1) На Марсе
2) На Юпитере
3) На Венере
4) На Меркурии
2. Какая из перечисленных планет относится к планетам земной группы?
1) Уран
2) Марс
3) Сатурн
4) Плутон
3. Какая планета состоит из газов?
1) Меркурий
2) Земля
3) Нептун
4) Марс
4. Что является источником энергии звезд?
А. Цепные ядерные реакции
Б. Термоядерные реакции
1) только А
2) только Б
3) и А, и Б
4) ни А, ни Б
5. Каков цикл солнечной активности?
1) 1 год
2) 5 лет
3) 11 лет
4)100 лет
6. Выберите верное утверждение.
А. Галактика Млечный Путь относится к неправильным галактикам.
Б. Известная часть скопления галактик называется Вселенной.
1) только А
2) только Б
3) и А, и Б
4) ни А, ни Б
7. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
АСТРОНОМИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ
А) Опубликована книга Н. Коперника о гелиоцентрической теории
строения мира
Б) Открыта планета Нептун
В) Запущен первый ИСЗ
ГОД ОТКРЫТИЯ
1) 1543 год
2) 1600 год
3) 1846 год
4) 1957 год
5) 1961 год
8. Какова скорость удаления галактики, находящейся от нас на расстоянии 230 Мпк? Постоянная Хаббла Н=70 км/(с·Мпк).
9. На каком расстоянии от центра Земли, выраженном в земных радиусах, силы притяжения космического корабля к Земле и Луне уравновешивают друг друга? Масса Луны в 81 раз меньше массы Земли, а расстояние между их центрами в 60 раз больше радиуса Земли. (RЗ — радиус Земли).
Вариант 3
1. У какой планеты нет спутника?
1) у Урана
2) у Юпитера
3) у Венеры
4) у Земли
2. Какое небесное тело нельзя считать планетой?
1) Солнце
2) Нептун
3) Меркурий
4) Уран
3. Какая планета была открыта «На кончике пера» ученого?
1) Уран
2) Нептун
3) Сатурн
4) Юпитер
4. Как называется центральная часть Солнца?
1) зона лучистого переноса энергии
2) зона конвекции
3) зона ядерных реакций
4) фотосфера
5. Выберите верное утверждение.
А. Солнечные пятна возникают под действием концентрированных
электрических полей.
Б. Солнечную корону можно наблюдать во время полного солнечного затмения.
1) только А
2) только Б
3) и А, и Б
4) ни А, ни Б
6. Выберите верное утверждение.
А. Галактика Млечный Путь относится к спиральным галактикам.
Б. Известная часть скопления галактик называется Метагалактика.
1) только А
2) только Б
3) и А, и Б
4) ни А, ни Б
7. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛАНЕТ
А) Планета-гигант
Б) Планета земной группы
В) Планета-карлик
НАЗВАНИЯ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ
1) Нептун
2) Солнце
3) Церера
4) Марс
5) Луна
8. На каком расстоянии находится галактика, если скорость ее удаления составляет 12 600 км/с? Постоянная Хаббла Н=70 км/(с·Мпк).
9. Во сколько раз сила притяжения Земли к Солнцу меньше силы притяжения Юпитера к Солнцу? Масса Юпитера в 318 раз больше массы Земли, а расстояние от Солнца до Юпитера в 5,2 раза больше, чем расстояние от Солнца до Земли.
Вариант 4
1. Самой крупной планетой Солнечной системы является
1) Земля
2) Юпитер
3) Марс
4) Нептун
2. Какая из перечисленных планет не имеет спутника?
1) Марс
2) Земля
3) Меркурий
4) Юпитер
3. Какая планета относится к планетам-карликам?
1) Сатурн
2) Уран
3) Марс
4) Плутон
4. Что не является частью солнечной атмосферы?
1) корона
2) хромосфера
3) фотосфера
4) зона переноса лучистой энергии
5. На какой стадии эволюции размер звезды сравним с размером планеты?
1) Протозвезда
2) Красный гигант
3) Белый карлик
4) Черная дыра
6. Выберите верное утверждение.
А. Галактика Млечный Путь относится к эллиптическим галактикам.
Б. Известная часть скопления галактик называется Вселенной.
1) только А
2) только Б
3) и А, и Б
4) ни А, ни Б
7. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ
А) Открыт закон всемирного тяготения
Б) Обнаружена атмосфера у Венеры
В) Открыта планета Нептун
ФАМИЛИИ УЧЕНЫХ
1) И. Галле
2) И. Кеплер
3) М.В. Ломоносов
4) И. Ньютон
5) Н. Коперник
8. Какова скорость удаления галактики, находящейся от нас на расстоянии 250 Мпк? Постоянная Хаббла Н=70 км/(с·Мпк).
9. У поверхности Земли на космонавта действует гравитационная сила 630 Н. Какая гравитационная сила действует со стороны Земли на того же космонавта в космическом корабле, который с помощью реактивных двигателей удерживается неподвижно относительно Земли на расстоянии двух её радиусов от земной поверхности?
Ответы на контрольную работу по физике Строение и эволюция
Вселенной 9 класс
Вариант 1
1-3
2-2
3-2
4-4
5-1
6-2
7. А5 Б1 В2
8. 280 Мпк
9. В 2,9 раза
Вариант 2
1-3
2-2
3-3
4-2
5-3
6-4
7. А1 Б3 В4
8. 16100 км/с
9. 54 RЗ
Вариант 3
1-3
2-1
3-2
4-3
5-2
6-3
7. А1 Б4 В3
8. 180 Мпк
9. В 11,8 раза
Вариант 4
1-2
2-3
3-4
4-4
5-3
6-4
7. А4 Б3 В1
8. 17500 км/с
9. 70 Н
Самостоятельная работа по физике Состав, строение и происхождение Солнечной системы 9 класс
Самостоятельная работа по физике Состав, строение и происхождение Солнечной системы 9 класс с ответами. Самостоятельная работа представлена в двух вариантах, в каждом по 3 задания.
Вариант 1
1. Перечислите группы объектов, входящие в Солнечную систему.
2. Опишите процесс гравитационного сжатия, с которого, согласно общепринятой в настоящий момент гипотезе, началось формирование Солнечной системы около 5 млрд лет назад.
3. Каковы отличия планет земной группы от планет-гигантов?
Вариант 2
1. Благодаря чему силы гравитационного притяжения между Солнцем и небесными телами оказываются достаточными для удержания этих тел в Солнечной системе?
2. Почему в составе планет земной группы преобладают тяжелые элементы, а планеты-гиганты состоят в основном из газов?
3. Из чего образовались кольца планет-гигантов?
Ответы на самостоятельную работу по физике Состав, строение и
происхождение Солнечной системы 9 класс
Вариант 1
1. Планеты земной группы, планеты-карлики, планеты-гиганты, астероиды, кометы,
метеорные тела.
2. Во вращающемся газопылевом облаке происходило сжатие, его плотность
увеличивалась, движение частиц вещества становилось более интенсивным,
следовательно, увеличивалась внутренняя энергия и повышалась температура
вещества, в результате чего произошла термоядерная реакция прекращения водорода
в гелий с выделением энергии. Так появилось Солнце.
3. Планеты-гиганты находятся дальше от Солнца, чем планеты земной группы.
Планеты-гиганты состоят в основном из газов, а в составе планет земной группы
преобладают тяжелые элементы. Планеты земной группы обладают меньшими размерами
и массами, но большей плотностью. Получают от Солнца больше тепла и света,
быстрее движутся по орбитам, медленнее вращаются вокруг своей оси.
Планеты-гиганты имеют значительно большие размеры атмосферы и магнитосферы, у
них нет твердой или жидкой поверхности. Число естественных спутников очень
велико. Вокруг них есть образования из мелких частиц — кольца.
Вариант 2
1. Силы гравитационного притяжения между Солнцем и небесными телами оказываются
достаточными для удержания этих тел в Солнечной системе благодаря тому, что
масса Солнца составляет почти 99,9% от всей массы Солнечной системы.
2. В составе планет земной группы преобладают тяжелые элементы, а
планеты-гиганты состоят в основном из газов, так как в протопланетном пылевом
облаке температура прилегающей к Солнцу области была более высокой, чем в
окраинных его частях.
3. Кольца планет-гигантов образовались из остатков околопланетного облака,
представляющих собой частицы разных размеров.
Самостоятельная работа по физике Большие планеты Солнечной системы 9 класс
Самостоятельная работа по физике Большие планеты Солнечной системы 9 класс с ответами. Самостоятельная работа представлена в двух вариантах, в каждом по 3 задания.
Вариант 1
1. Какое значение имеет атмосфера Земли?
2. На рисунке 129 схематично показано внутреннее строение Земли. Запишите, чему соответствует каждая цифра.
3. Какими факторами определяется наличие атмосферы у планеты; ее плотность?
Вариант 2
1. Из каких слоев состоит атмосфера Земли? Перечислите их по порядку удаления от поверхности Земли.
2. Каковы особенности магнитного поля Земли?
3. Перечислите планеты, которые имеют атмосферу; магнитное поле.
Ответы на самостоятельную работу по физике Большие планеты
Солнечной системы 9 класс
Вариант 1
1. Атмосфера Земли защищает живые организмы Земли от губительного влияния
космических излучений и ударов метеоритов, регулирует сезонные температурные
колебания, уравновешивает и выстраивает суточные.
2.
1) Кора
2) Мантия
3) Внешнее ядро
4) Внутреннее ядро
3. Наличие атмосферы у планеты и ее плотность определяются гравитационным полем
планеты, расстоянием планеты от Солнца и температурой на ее поверхности.
Вариант 2
1. Тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера, ионосфера.
2. Особенности магнитного поля Земли в том, что оно самое сильное по сравнению
с другими планетами земной группы, время от времени оно меняет свою ориентацию,
а 2-3 раза за миллион лет поле меняет местами магнитные поле.
3. Земля, Марс, Венера Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун имеют атмосферу. Меркурий,
Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун имеют магнитное поле.
Самостоятельная работа по физике Малые тела Солнечной системы 9 класс
Самостоятельная работа по физике Малые тела Солнечной системы 9 класс с ответами. Самостоятельная работа представлена в двух вариантах, в каждом по 3 задания.
Вариант 1
1. Как образуется голова кометы?
2. Что представляют собой метеорные тела?
3. Как образуется болид?
Вариант 2
1. Что представляют собой кометы?
2. Каков механизм образования хвоста у кометы?
3. Что такое радиант?
Ответы на самостоятельную работу по физике Малые тела Солнечной
системы 9 класс
Вариант 1
1. При приближении к Солнцу на такое расстояние, при котором температура кометы
повышается, льды начинают испаряться и образуют прозрачную атмосферу — голову
кометы.
2. Метеорное тело — это небесное тело, промежуточное по размеру между
космической пылью и астероидом.
3. Если крупное метеорное тело на большой скорости проникает в нижние слои атмосферы,
от трения о воздух оно сильно нагревается, и у него появляется оболочка из
раскаленных газов и частиц. Такое явление называется болид.
Вариант 2
1. Комета — это небольшое небесное тело, обращающееся вокруг Солнца по весьма
вытянутой орбите в виде конического сечения. При приближении к Солнцу комета
образует кому и иногда хвост из газа и пыли.
2. Поскольку световое давление сравнительно невелико, пыль покидает голову
кометы довольно медленно и, следуя за ней по криволинейной траектории,
принимает изогнутую форму, образуя хвост.
3. Радиант — это область небесной сферы, кажущаяся источником метеоров.
Самостоятельная работа по физике Строение, излучения и эволюция Солнца и звезд 9 класс
Самостоятельная работа по физике Строение, излучения и эволюция Солнца и звезд 9 класс с ответами. Самостоятельная работа представлена в двух вариантах, в каждом по 3 задания.
Вариант 1
1. Что представляют собой звезды?
2. От чего зависит мощность (светимость) звезды?
3. На рисунке 130 схематично показано строение Солнца. Запишите, чему соответствует каждая цифра.
Вариант 2
1. Каков состав большинства звезд?
2. В результате каких процессов, происходящих в недрах Солнца, выделяется огромная энергия, поддерживающая его свечение?
3. Каковы основные стадии эволюции Солнца? Поясните их особенности.
Ответы на самостоятельную работу по физике Строение, излучения и
эволюция Солнца и звезд 9 класс
Вариант 1
1. Звезды представляют собой шары из горячего, по большей части ионизированного
газа.
2. Светимость звезды пропорциональна четвертой степени ее массы.
3.
1) Фотосфера
2) Хромосфера
3) Протуберанец
4) Зона конвекции
5) Зона переноса лучистой энергии
6) Зона ядерных реакций
Вариант 2
1. Большинство звезд состоит из водорода и гелия.
2. В результате термоядерных реакций, происходящих в недрах Солнца, выделяется
огромная энергия, поддерживающая его свечение.
3. Протозвезда — основная фаза звезды — красный гигант — белый карлик.
Самостоятельная работа по физике Строение и эволюция Вселенной 9 класс
Самостоятельная работа по физике Строение и эволюция Вселенной 9 класс с ответами. Самостоятельная работа представлена в двух вариантах, в каждом по 3 задания.
Вариант 1
1. Что называется Галактикой (Млечным Путем)?
2. Какова масса Галактики?
3. Какие существуют виды галактик, согласно классификации Эдвина Хаббла?
Вариант 2
1. Каков диаметр нашей Галактики?
2. Что расположено в центре Галактики?
3. Какой закон следовал из моделей А.А. Фридмана, описывающих расширяющуюся Вселенную?
Ответы на самостоятельную работу по физике Строение и эволюция
Вселенной 9 класс
Вариант 1
1. Галактика — это звездная система, в которую объединены некоторые звезды во
Вселенной. Млечный путь — это звездная система, в составе которой находится
наше Солнце.
2. Масса Галактики приблизительно равна 2 · 1011 масс Солнца.
3. Согласно классификации Эдвина Хаббла существуют эллиптические, спиральные и
неправильные галактики.
Вариант 2
1. Диаметр нашей галактики приблизительно равен 30 000 пк или почти 100 000
световых лет.
2. В центре Галактики расположено ядро диаметром 1000-2000 пк — гигантское
уплотненное скопление звезд.
3. Закон Хаббла: скорости удаления галактик пропорциональны расстоянию до них.
На какой период должно хватить запаса водорода на Солнце по подсчетам ученых
Вопрос
На какой период должно хватить запаса водорода на Солнце по подсчетам ученых?
Ответ
Чтобы представить, какое колоссальное количество энергии теряет Солнце в результате превращения водорода в гелий, достаточно знать, что масса Солнца ежесекундно уменьшается на несколько миллионов тонн.
Но, несмотря на потери, запасов водорода на Солнце должно хватить еще на 5-6 миллиардов лет.
Что является источником энергии Солнца по современным представлениям
Вопрос
Что является источником энергии Солнца по современным представлениям?
Ответ
В разные времена существовали разные гипотезы об источниках энергии Солнца. По одной из них энергия выделялась в результате процессов горения, по другой за счет гравитационного сжатия.
По современным представлениям энергия на Солнце выделяется в результате протекания термоядерных реакций (водородный цикл).
Какова роль термоядерных реакций в существовании жизни на Земле
Вопрос
Какова роль термоядерных реакций в существовании жизни на Земле?
Ответ
Термоядерные реакции играют важную роль в эволюции Вселенной, в частности в преобразованиях химических веществ в ней.
Благодаря термоядерным реакциям, протекающим в недрах Солнца, выделяется энергия, дающая жизнь обитателям Земли.
В чем заключается одна из основных трудностей при осуществлении термоядерных реакций
Вопрос
В чем заключается одна из основных трудностей при осуществлении термоядерных реакций?
Ответ
Одной из основных трудностей при управляемом термоядерном синтезе — удержать высокотемпературную плазму внутри установки так, чтобы она не касалась стенок.
Какая реакция энергетически более выгодна (в расчете на один нуклон)
Вопрос
Какая реакция энергетически более выгодна (в расчете на один нуклон): синтез легких ядер или деление тяжелых?
Ответ
Реакция синтеза легких ядер в энергетическом отношении более выгодна, чем реакция деления тяжелых ядер.
Реакции синтеза атомных ядер обладают той особенностью, что в них энергия, выделяемая на один нуклон, значительно больше, чем в реакциях деления тяжелых ядер.
Подготовьте доклад на тему «Планеты-карлики в Солнечной системе»
Вопрос
Подготовьте доклад на тему «Планеты-карлики в Солнечной системе»?
Ответ
Доклад на тему «Планеты-карлики в Солнечной системе»?
В Солнечной системе есть необычные тела, которые называются карликовые планеты. Карликовые планеты Солнечной системы — сравнительно новое понятие в классификации планет. Введено в 2006 году, после открытия Эриды. Эти объекты во многом схожи с полноценными планетами, но по некоторым параметрам все же уступают своим «старшим братьям».
По определению Международного астрономического союза, карликовые планеты – это небесные тела сферической формы, вращающиеся вокруг Солнца. Их «карликовость» объясняется малой массой и отсутствием гравитационной доминанты.
На данный момент ученые еще не до конца исследовали окраины нашей звездной системы, и, по их расчетам, там могут скрываться десятки и даже сотни подобных объектов. Но на данный момент официально признаны только 6: Плутон, Церера, Эрида, Хаумеа, Макемаке и Седна. При этом Плутон перешел в эту группу из полноценных планет, а все остальные – из астероидов различных классов.
Наибольшая концентрация планетарных карликов и претендентов на это звание наблюдается в поясе Койпера. Лишь Седна расположилась в облаке Оорта, а Церера – в астероидном скоплении между Марсом и Юпитером. За счет большой удаленности от Солнца и большому количеству небесных тел по соседству, эти объекты трудно изучать. Это объясняет тот факт, что большинство из них были открыты в XXI веке уже после изобретения мощных оптических систем.
По химическому составу все карликовые планеты разняться между собой. Но для всех представителей этой группы характерно наличие льда в поверхностном слое. Он может покрывать объект сплошной коркой или присутствовать в виде большого числа вкраплений в породах. Изучить внутреннее строение удалось только у Цереры, так как остальные карлики расположены слишком далеко от Земли.
Плутон
Крупнейший объект пояса Койпера был открыт в 1930 году. Свое официальное название он получил в честь древнеримского бога царства мертвых. До начала 2000-х годов Плутон имел статус девятой и самой маленькой планеты Солнечной системы. Но из-за своей слабой гравитации, не позволяющей расчистить орбиту от астероидов, он был переведен в группу планетарных карликов.
Среди остальных объектов данной группы он обладает наибольшим размером, а по массе уступает лишь Эриде. Поверхность Плутона состоит из камня и льдов метанового и азотного происхождения. Кроме того, в этой оболочке содержится множество углеводородных примесей, придающих телу коричневатый оттенок. Атмосфера Плутона разряжена и представляет собой испарения льдов.
У Плутона насчитывается 5 естественных спутников: Харон, Нюкта, Гидра, Цербер и Стикс.
Эрида
Небесное тело, названное в честь древнегреческой богини раздора, было открыто в 2005 году. Для его обнаружения американским астрономам пришлось изучать многочисленные снимки пояса Койпера, сделанные за последние 50 лет.
Расположена Эрида в области Рассеянного диска – удаленной части Солнечной системы, заполненной ледяными телами. Сама она также состоит из углеводородных льдов, которые, испаряясь, создают тонкую временную газовую оболочку. Эрида – самая массивная планета-карлик. А по размерам она лишь немного уступает Плутону.
Хаумеа
Карликовая планета Хаумеа была открыта в 2005. Расположена Хаумеа в поясе Койпера. От остальных ее отличает яйцевидная форма и невероятная скорость вращения вокруг собственной оси. Еще одна уникальная особенность Хаумеа — наличие колец и целого семейства малых тел, возникших в результате столкновения небесного тела с крупным астероидом.
Макемаке
Еще одна карликовая планета пояса Койпера. Была открыта почти одновременно с Эридой. Названа в честь богини изобилия, которой поклоняются аборигены острова Пасхи.
Ее поверхность покрыта метановым льдом и полимерными углеводородами. Постоянной атмосферы у этого объекта пояса Койпера нет. У Макемаке есть крошечный, очень тусклый спутник.
Седна
Единственная известная карликовая планета облака Оорта была открыта в ноябре 2003 года. Названа в честь богини морских зверей в эскимосской мифологии. Считается одним из наиболее удаленных тел Солнечной системы, что очень затрудняет ее исследование.
Известно, что по размерам и массе среди всех планет-карликов ей уступает только Церера. Поверхность Седны – слой метанового и водяного льдов. Постоянной атмосферы небесное тело не имеет. Точную температуру установить пока не удалось.
Церера
Является крупнейшим объектом и единственной карликовой планетой в поясе астероидов. При этом по массе и размерам занимает последнее место среди своих соседей по группе. Была открыта раньше других карликов – в 1801 году. Свое название Церера получила в честь древнеримской богини плодородия.
Ее поверхность состоит из различных глинистых пород с примесями льда. Под ними залегает толстая ледяная мантия и мелкое каменное ядро. Атмосфера Цереры представляет собой разряженный водяной пар. Спутников у самой маленького карлика не обнаружено.
Астрономы всего мира продолжают поиск новых планетарных карликов в Солнечной системе. На ее задворках совсем недавно были найдены два транснептуновых объекта, по всем параметрам подходящие под определение карликовых планет. Их именуют Гоблин и Фараут.
Определите центростремительное ускорение Луны при ее обращении вокруг Земли
Задача
Определите центростремительное ускорение Луны при ее обращении вокруг Земли. Необходимые для решения задачи данные найдите самостоятельно.
Решение
Дано
R = 384 ⋅ 103 км = 384 ⋅ 106 м
T = 28 суток = 2
419 200 с
Найти
a — ?
Решение
Периодом T называется время одного полного оборота. За это время Луна проходит путь равный длине окружности радиусом R.
Скоростью v называется отношения пройдённого пути S к времени его прохождения t:
v = S/t
Длина окружности определяется
формулой:
S = 2πR
t = T
v = 2πR/T
v = 2 ⋅ 3,14 ⋅ 384 ⋅ 106 м / 2419200 с = 996,82 м/с
a = v2/R
a = (996,82 м/с)2 / 2419200 с = 0,00258 м/с2 = 2,58 ⋅ 10-3 м/с2
Ответ:
a = 2,58 ⋅ 10-3 м/с2
Кто, когда и каким образом экспериментально подтвердил факт расширения Вселенной
Вопрос
Кто, когда и каким образом экспериментально подтвердил факт расширения Вселенной?
Ответ
Во времена Фридмана о движении галактик ничего не было известно. Но в 1929 г. Хаббл, наблюдая спектры далеких галактик с помощью телескопа с большим разрешением, обнаружил, что спектральные линии смещены в длинноволновую область, то есть в сторону красных линий. В соответствии с эффектом Доплера это означало, что расстояния между наблюдателем с Земли и галактиками увеличивалось, а частота исследуемого излучения уменьшалась. Более того, сопоставив расстояния до галактик и величину смещения в их спектрах, Хаббл открыл следующий закон (названный впоследствии его именем): скорости удаления галактик пропорциональны расстоянию до них.
По смещению спектральных линий можно определять не только скорости галактик, но и расстояния до них.
Данный закон следовал из моделей Фридмана, описывающих расширяющуюся Вселенную. Поэтому можно сказать, что возможность расширения Вселенной была теоретически предсказана до открытия закона Хабблом.
Какой вывод следовал из моделей Вселенной, полученных А.А. Фридманом
Вопрос
Какой вывод следовал из моделей Вселенной, полученных А.А. Фридманом?
Ответ
Из моделей Вселенной следует вывод о том, что Вселенная не может оставаться постоянной, она должна расширяться или сжиматься под действием гравитационных сил.
В 1922 г. Фридман проанализировал систему из десяти сложнейших уравнений теории относительности и пришел к фундаментальному выводу о том, что ни при каких условиях их решение не может быть единственным. Это означает, что общая теория относительности не даёт одного определённого ответа на поставленные вопросы.
Что называется световым годом?
Вопрос
Что называется световым годом?
Ответ
Световой год — это мера расстояния в астрономии, такая же как метр или километр.
Световой год — это внесистемная единица длины, равная расстоянию, проходимому светом за один год.
Более точно, по определению Международного астрономического союза (МАС) световой год равен расстоянию, которое свет проходит в вакууме, не испытывая влияния гравитационных полей, за один юлианский год (равный по определению 365,25 стандартных суток по 86 400 секунд СИ, или 31 557 600 секунд).
Самостоятельная работа Состав, строение и происхождение Солнечной системы 9 класс
Самостоятельная работа Состав, строение и происхождение Солнечной системы 9 класс с ответами. Самостоятельная работа представлена в двух вариантах, в каждом варианте по 5 заданий.
Вариант 1
1. Чем отличается протозвезда от обычной звезды?
2. Назовите самую крупную планету Солнечной системы.
3. Сравните размеры, массы и плотности планет земной группы и планет-гигантов.
4. У каких планет Солнечной системы нет спутников?
5. Между орбитами каких планет располагается орбита Цереры?
Вариант 2
1. Назовите примерный возраст Солнечной системы.
2. В какой последовательности от Солнца располагаются планеты земной группы?
3. Сравните химический состав планет земной группы и планет-гигантов.
4. У каких планет много спутников и есть кольца?
5. От чего зависит температура поверхности различных планет?
Ответы на самостоятельную работу Состав, строение и происхождение
Солнечной системы 9 класс
Вариант 1
1. Располагается между орбитами Марса и Юпитера.
2. Ядро кометы состоит изо льда с добавлением космической пыли и замороженных
летучих соединений монооксида и диоксида углерода, метана, аммиака.
3. От Солнца исходит поток частиц — солнечный ветер, который «сдувает» газовый
хвост кометы.
4. Радиант.
5. Плутон, Хаумеа, Макемаке и Эрила.
Вариант 2
1. По наличию хвоста.
2. Церера.
3. При приближении кометы к Солнцу льды начинают испаряться, образуя прозрачную
атмосферы — голову кометы. Кванты солнечного света, налетая на голову кометы,
ионизируют молекулы газов. Солнечный ветер, действуя своим магнитным полем на
ионы, уносит их от Солнца, в результате чего у кометы образуется длинный и
прямой плазменный хвост.
4. Метеорит — это твердое тело, которое упало на поверхность Земли, метеорные
тела — вращаются вокруг Солнца по вытянутым эллиптическим орбитам.
5. Когда метеорное тело на большой скорости проникает в нижние слои атмосферы.
От трения о воздух оно сильно нагревается, и у него появляется оболочка из
раскаленных газов и частиц.
Самостоятельная работа Большие планеты Солнечной системы 9 класс
Самостоятельная работа Большие планеты Солнечной системы 9 класс с ответами. Самостоятельная работа представлена в двух вариантах, в каждом варианте по 5 заданий.
Вариант 1
1. Какую роль в жизни Земли играет ее атмосфера?
2. На какой планете наблюдается парниковый эффект?
3. Какую продолжительность имеет год на Юпитере?
4. Из чего состоят кольца Сатурна?
5. Какая большая планета была открыта в 1846 году Иоганном Галле?
Вариант 2
1. Какой слой атмосферы отражает коротковолновые радиоволны?
2. По какой причине в атмосфере Меркурия присутствует гелий?
3. В атмосфере какой планеты наблюдается Большое Красное Пятно?
4. Какая планета обращается вокруг Солнца «лежа на боку»?
5. Какую продолжительность имеет год на Нептуне?
Ответы на самостоятельную работу Большие планеты Солнечной системы
9 класс
Вариант 1
1. Атмосфера имеет большое экологическое значение. Защищает живые организмы от
губительного влияния космических излучений и ударов метеоритов, регулирует
сезонные температурные колебания, уравновешивает и выравнивает суточные.
2. Венера.
3. 12 лет.
4. Кольца состоят из частичек льда, «горных пород» и пыли.
5. Нептун.
Вариант 2
1. Ионосфера отражает коротковолновые радиоволны.
2. Солнечные ветер постоянно поставляет планете гелий.
3. Юпитер.
4. Уран.
5. 165 лет.
Тест Состав, строение и происхождение Солнечной системы 9 класс
Тест Состав, строение и происхождение Солнечной системы 9 класс с ответами. Тест включает 10 заданий.
1. Примерный возраст Солнечной системы
1) 5 тыс. лет
2) 5 млн. лет
3) 5 млрд. лет
4) 5 трлн. лет
2. Назовите ближайшую к Солнцу планету
1) Марс
2) Меркурий
3) Земля
4) Венера
3. У каких планет Солнечной системы нет спутников?
1) У Марса и Венеры
2) У Земли и Марса
3) У Меркурия и Венеры
4) У Меркурия и Марса
4. Какое утверждение верно?
А: кольца окружают только планеты-гиганты
Б: Марс — самая крупная планета Солнечной системы
1) только А
2) только Б
3) и А,и Б
4) ни А, ни Б
5. «Планета ядовитых облаков, бурь и адской жары». Назовите ее
1) Земля
2) Юпитер
3) Марс
4) Венера
6. Какое утверждение верно?
А: Уран обращается вокруг Солнца «лежа на боку»
Б: красное пятно — гигантский вихрь на Юпитере
1) только А
2) только Б
3) и А, и Б
4) ни А, ни Б
7. Какой объект нельзя отнести к малым телам Солнечной системы?
1) Планета-карлик
2) Комета
3) Астероид
4) Метеорные тела
8. Между орбитами Марса и Юпитера располагается орбита планеты-карлика
1) Церера
2) Макемаке
3) Эрида
4) Плутон
9. Самый продолжительный год у планеты
1) Юпитер
2) Сатурн
3) Нептун
4) Уран
10. Какое утверждение верно?
А: на Марсе нет атмосферы
Б: на Луне обнаружили воду в состоянии льда
1) только А
2) только Б
3) и А, и Б
4) ни А, ни Б
Ответы на тест Состав, строение и происхождение Солнечной системы
9 класс
1-2
2-2
3-3
4-1
5-4
6-3
7-1
8-1
9-3
10-4
Самостоятельная работа Малые тела Солнечной системы 9 класс
Самостоятельная работа Малые тела Солнечной системы 9 класс с ответами. Самостоятельная работа представлена в двух вариантах, в каждом варианте по 5 заданий.
Вариант 1
1. Где располагается Главный пояс астероидов?
2. Из чего состоит ядро кометы?
3. Почему хвосты комет обычно направлены в сторону, противоположную Солнцу?
4. Как называется область небесной сферы, кажущаяся источником метеоров?
5. Назовите планеты-карлики, орбиты которых располагаются за орбитой Нептуна.
Вариант 2
1. Как можно отличить на звездном небе астероид от звезды?
2. Какая планета-карлик движется между орбитами Марса и Юпитера?
3. Почему возникают голова и хвост кометы?
4. Чем метеорное тело отличается от метеорита?
5. Что является причиной возникновения болида?
Ответы на самостоятельную работу Малые тела Солнечной системы 9
класс
Вариант 1
1. Располагается между орбитами Марса и Юпитера
2. Ядро кометы состоит изо льда с добавлением космической пыли и замороженных
летучих соединений монооксида и диоксида углерода, метана, аммиака
3. От Солнца исходит поток частиц — солнечный ветер, который «сдувает» газовый
хвост кометы.
4. Радиант
5. Плутон, Хаумеа, Макемаке и Эрила
Вариант 2
1. По наличию хвоста
2. Церера
3. При приближении кометы к Солнцу льды начинают испаряться, образуя прозрачную
атмосферы — голову кометы. Кванты солнечного света, налетая на голову кометы,
ионизируют молекулы газов. Солнечный ветер, действуя своим магнитным полем на
ионы, уносит их от Солнца, в результате чего у кометы образуется длинный и
прямой плазменный хвост.
4. Метеорит — это твердое тело, которое упало на поверхность Земли. Метеорное
тело — вращаются вокруг Солнца по вытянутым эллиптическим орбитам.
5. Когда метеорное тело на большой скорости проникает в нижние слои атмосферы.
От трения о воздух оно сильно нагревается, и у него появляется оболочка из
раскаленных газов и частиц.
Самостоятельная работа по физике Видимое движение светил 8 класс
Самостоятельная работа по физике Видимое движение светил 8 класс с ответами. Самостоятельная работа представлена в двух вариантах, в каждом по 3 задания.
Вариант 1
1. Что называют эклиптикой?
2. Перечислите созвездия, через которые проходит эклиптика. Чему равно их количество?
3. Назовите фазы Луны, используя рисунок 116.
Вариант 2
1. Что называют звездным годом? Чему он равен?
2. Назовите причины смены времен года.
3. Какие планеты можно увидеть на небе невооруженным глазом?
Ответы на самостоятельную работу по физике Видимое движение светил
8 класс
Вариант 1
1. Эклиптика — это путь, который проходит Солнце за год на фоне звезд.
2. Эклиптика проходит через 12 созвездий: Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион,
Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы, Овен, Телец.
3. Фазы Луны: новолуние, первая четверть, полнолуние, последняя четверть.
Вариант 2
1. Звездный год — это период одного оборота на эклиптике.
2. Причиной смены времен года является движение Земли вокруг Солнца и некоторый
наклон земной оси.
3. Невооруженным глазом можно увидеть Венеру, Марс, Меркурий, Юпитер, Сатурн.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.