Материал является рекомендациями к выполнению самостоятельных внеаудиторных работ для студентов СПО по истории, посвященной периоду с конца 80-х гг. 20 века по начало 21 века. В материале выдержана структура подобного материала, в том числе, содержание заданий самостоятельных работ, предложенных студентам.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Балахнинский технический техникум»
Методические указания по выполнению
внеаудиторных самостоятельных работ
по истории для групп 2 курса СПО
(15 БХТ,15 ТМТ,15 ОПТ)2016г.
Введение.
Согласно требованиям сегодняшнего времени выпускник любого
образовательного учреждения должен быть , прежде всего, деятельностным,
активным, способным самостоятельно принимать решения, применять
полученные им умения и знания в любой ситуации, которая потребует от него
доказательства его личностной состоятельности. И в этих условиях, особо
значимую роль в подготовке обучающихся, безусловно, играет
самостоятельная работа, способствующая, при всем при том, модернизации
учебного процесса.
В соответствии с ФГОС СПО для всех специальностей в учебный процесс
введена дисциплина «История». Данная дисциплина призвана формировать
представлений об особенностях развития современной России на основе
осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории
второй половины XX начала XXI вв.
Внеаудиторная самостоятельная работа
студентов является
обязательной для каждого студента, определяется учебным планом.
Основными целями внеаудиторной самостоятельной работы студентов
являются:
овладение знаниями, профессиональными умениями и навыками
деятельности по профилю специальности;
формирование готовности к самообразованию, самостоятельности и
ответственности;
развитие творческого подхода к решению проблем учебного и
профессионального уровня.
Самостоятельные работы выполняются индивидуально на домашнем
компьютере.
Студент обязан:
перед выполнением самостоятельной работы,
повторить
теоретический материал, пройденный на аудиторных занятиях;
выполнить работу согласно заданию;
по каждой самостоятельной работе представить преподавателю
отчет;
ответить на поставленные вопросы.Если по ходу выполнения самостоятельной работы у студентов возникают
вопросы и затруднения, он может консультироваться у преподавателя.
Каждая работа оценивается по пятибалльной системе.
Выполнение студентами ВСР способствует формированию
профессиональных компетенций, соответствующих виду профессиональной
деятельности по дисциплине:
ПК 1.1.
Ориентироваться в современной экономической, политической,
культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых
социальноэкономических, политических и культурных проблем.
Выполнение студентами ВСР способствует формированию общих
компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы
и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность
и качество.
ОК 3. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 4. Использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 5. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 6. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 7. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
Распределению времени на ВСР
ВСР
Колво
часов
Содержание работыВСР №1
ВСР № 2
Итого часов
ВСР
4 ч.
8 ч.
12 ч.
«Перестройка в СССР и ее итоги»
Анализ экономической составляющей этапов перестройки;
составление кластера «Гласность», заполнение таблицы.
«Проблемы современной России».
Составление презентации по любому вопросу на выбор в
соответствии с общей темой.
Алгоритмы выполнения внеаудиторной
самостоятельной работы.
Памяткаалгоритм по формированию (развитию) умения
доказывать.
1 Доказательство состоит из аргументов (доводов), рассуждения и вывода.
2 Проанализируй задание, уясни, что требуется доказать.
3 Определи вывод, который должен вытекать из доказательство.
4 Определи источник, каким будешь пользоваться для аргументации своих
выводов.
5 Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод, и
систематизируй их.
6 Логично выстрой свои доказательства, свяжи их с выводом.
7 Выясни, все ли аргументы исчерпаны.
Памятка составления схемы (кластера)
Схема (кластер) – это графическое изображение в систематической
последовательности какоголибо понятия или процесса, которое
показывает различные типы связей между объектами или явлениями
1. Написать ключевое слово или предложение;
2. Записать слова или предложения, которые приходят на ум по этой теме;
3. Установить связь между идеями, которые покажутся подходящими;
4. Выписать подходящие идеи.
Памятка к оформлению презентацииПрезентация – это зрительное сопровождение доклада или
визуальноориентированная исследовательская работа по заданной
тематике.
Объем презентации составляет 810 слайдов.
Правила оформления:
1й слайд – тематический (тема, ФИО студента, название учебного
заведения, год выполнения);
2й слайд – План исследования (пункты, подпункты);
3й – 9й слайд – содержание исследования с заголовками и
подзаголовками из плана;
10й слайд (заключительный) – заключение.
В презентации должен быть текстовый, графический материал (таблицы,
диаграммы, рисунки).
В тесте необходимо выравнивание по ширине. Минимальный кегль
(размер шрифта) – 14 пт.
Количество текста на одном слайде должно быть оптимальным.
Памяткаалгоритм составления таблицы.
1 Прочти текст.
2 Определи признаки, по которым можно систематизировать материал.
3 Начерти таблицу с определенным количеством граф.
4 Запишите название признаков в графы.
5 Запиши в соответствующие графы таблицы материалы из текста в
сокращенном виде.
6 Сделай вывод.
7 Дополни текст собственными соображениями, систематизируй их в
таблицу.Внеаудиторная самостоятельная работа №1
Тема. «Перестройка в СССР и ее результаты»
Цель. Закрепить знания о содержании основных событий в СССР в период
19851987гг. , совершенствовать умения анализировать экономическую или
политическую ситуацию, составлять кластер на заданную тему, заполнять
таблицу, писать эссе.
Время выполнения работы 4 часа.
Задание1. Перечислить основные этапы Перестройки в области экономики.
Подробно рассказать об одном из них (задачи, содержание итоги)
Задание2.Составить кластер по теме «Гласность» (включить основные
направления политики, темы дискуссий, политику реабилитации)
Задания3.Составить таблицу «Новое политическое мышление»
Диалог с Западом Урегулирование
Восточно
СССР и союзникирегиональных
конфликтов
Азиатское
направление
Задание4.Выписать в тетрадь несколько оценок личности М.С. Горбачева и
его эпохи. Присоединиться к одной из них, аргументировано объяснить свой
выбор.
Литература. Артемов А.А. История.Часть2.М.,2012.
Шестаков В.А. История России XXн.XXI века
Шубин А.В. Парадоксы перестройки: упущенный шанс СССР.
Интернетресурсы.
Внеаудиторная самостоятельная работа № 2
Тема. «Современная Россия»
Цель. Подготовить презентацию по любой из проблем, связанных с историей
современной России, выделив и проанализировав главные аспекты выбранной
темы.
Правила по выполнению работы по подготовке презентации смотри выше.
Время выполнения работы 8 часов.
Примерные темы презентаций.
Экономические реформы Гайдара (цель, основные направления, итоги).
Приватизация и ее особенности в России.
Конституция РФ (особенности принятия, структура, основные положения). Кризис власти. Октябрьский переворот 1993 года.
Общественнополитическая жизнь в 19941999 гг.
Внешняя политика России в 90егг. (основные направления и события).
Чеченские войны в истории современной России.
Россия в начале 21 века: основные проблемы и пути их решения.
Внешняя политика России на современном этапе.
Литература и источники.
Артемов А.А. История.Часть2.М.,2012.
Шестаков В.А. История России XXн.XXI века
Дроздов Ю. Россия и мир. Куда держим курс. /Ю.Дроздов. М.:
Артстильполиграфия, 2009.
Изосимов Ю.Ю. Справочное пособие по отечественной истории
современного периода. 19851997 гг. /Ю.Ю. Изосимов. М.: Аквариум,
1998.
Кузык Б.Н.Россия и мир в XXI веке / Б.Н. Кузык. Издание второе. М.:
Институт экономических стратегий, 2006.
Интернетресурсы.ЛИТЕРАТУРА
Основные источники:
1. Артемов В.В. История для профессий и специальностей. М. «Академия», 2011г.
2. Тугусова Г.В., Скороспелова В.А. История Отечества от его истоков до
современности: учебное пособие для студентов колледжей. Ростов
н/Д: «Феникс», 2010. – 480с.
3. Россия и мир в XX нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Под ред.
Алексашкиной Л.Н. М.: Просвещение, 2010. 432 с.
4. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А.История России ХХ – начало ХХI
века: Учеб. для 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.:
Просвещение, 2012.
5. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России ХХ – начало ХХI века:
Учеб. для 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.:
Просвещение, 2012.
Дополнительные источники:1Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М.: Международные
отношения, 1998.
2.Большая энциклопедия России: Современная Россия. М.: ИДДК, 2007.
MDF. eBook (компьютерное издание). 99 Мб
3. Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца ХХ начала XXI века.
/Д.А. Ванюков. М.: Мир книги, 2007.
4. Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России
: теоретикоправовые и конституционные основы / Г.В. Дегтев;
МГИМО (унт) МИД РФ, Междунар. инт упр. М. : Юристь, 2005.
5. Дроздов Ю. Россия и мир. Куда держим курс. /Ю.Дроздов. М.:
Артстильполиграфия, 2009.
6. Изосимов Ю.Ю. Справочное пособие по отечественной истории
современного периода. 19851997 гг. /Ю.Ю. Изосимов. М.: Аквариум,
1998.
7. Кузык Б.Н.Россия и мир в XXI веке / Б.Н. Кузык. Издание второе. М.:
Институт экономических стратегий, 2006.
8. Леонов Н. Закат или рассвет? Россия: 20002008. /Н.Леонов. М., 2008.
9. Нарочницкая Н.А. Россия и русские в современном мире. М.:
Алгоритм, 2009.
10 .Печенев В.А. «Смутное время» в новейшей истории России (1985
2003): ист. свидетельства и размышления участника событий /
В.Печенев. М.: Норма, 2004.
11.Россия и страны мира. 2008. Статистический сборник. М. :
Росстат,2008.
12.Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития
современной России. /В.Ю. Сурков. М.: Современный гуманит.
университет, 2007.
1З.Шубин А. Мировой порядок. Россия и мир в 2020 году. /А.Шубин.
М.:Европа, 2005.
Интернет источники:
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/
«Википедия»
Свободная электронная энциклопедия
2. http://tadviser.ru российский интернетпортал
3.
http
:// school
collection
. edu
. ru