Материал является рекомендациями к выполнению самостоятельных внеаудиторных работ для студентов СПО по истории, посвященной периоду с конца 80-х гг. 20 века по начало 21 века. В материале выдержана структура подобного материала, в том числе, содержание заданий самостоятельных работ, предложенных студентам.
ВСР 2 курс.docx
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Балахнинский технический техникум»
Методические указания по выполнению
внеаудиторных самостоятельных работ
по истории для групп 2 курса СПО
(15 БХТ,15 ТМТ,15 ОПТ) 2016г.
Введение.
Согласно требованиям сегодняшнего времени выпускник любого
образовательного учреждения должен быть , прежде всего, деятельностным,
активным, способным самостоятельно принимать решения, применять
полученные им умения и знания в любой ситуации, которая потребует от него
доказательства его личностной состоятельности. И в этих условиях, особо
значимую роль в подготовке обучающихся, безусловно, играет
самостоятельная работа, способствующая, при всем при том, модернизации
учебного процесса.
В соответствии с ФГОС СПО для всех специальностей в учебный процесс
введена дисциплина «История». Данная дисциплина призвана формировать
представлений об особенностях развития современной России на основе
осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории
второй половины XX начала XXI вв.
Внеаудиторная самостоятельная работа
студентов является
обязательной для каждого студента, определяется учебным планом.
Основными целями внеаудиторной самостоятельной работы студентов
являются:
овладение знаниями, профессиональными умениями и навыками
деятельности по профилю специальности;
формирование готовности к самообразованию, самостоятельности и
ответственности;
развитие творческого подхода к решению проблем учебного и
профессионального уровня.
Самостоятельные работы выполняются индивидуально на домашнем
компьютере.
Студент обязан:
перед выполнением самостоятельной работы,
повторить
теоретический материал, пройденный на аудиторных занятиях;
выполнить работу согласно заданию;
по каждой самостоятельной работе представить преподавателю
отчет;
ответить на поставленные вопросы. Если по ходу выполнения самостоятельной работы у студентов возникают
вопросы и затруднения, он может консультироваться у преподавателя.
Каждая работа оценивается по пятибалльной системе.
Выполнение студентами ВСР способствует формированию
профессиональных компетенций, соответствующих виду профессиональной
деятельности по дисциплине:
ПК 1.1.
Ориентироваться в современной экономической, политической,
культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых
социальноэкономических, политических и культурных проблем.
Выполнение студентами ВСР способствует формированию общих
компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы
и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность
и качество.
ОК 3. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 4. Использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 5. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 6. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 7. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
Распределению времени на ВСР
ВСР
Колво
часов
Содержание работы ВСР №1
ВСР № 2
Итого часов
ВСР
4 ч.
8 ч.
12 ч.
«Перестройка в СССР и ее итоги»
Анализ экономической составляющей этапов перестройки;
составление кластера «Гласность», заполнение таблицы.
«Проблемы современной России».
Составление презентации по любому вопросу на выбор в
соответствии с общей темой.
Алгоритмы выполнения внеаудиторной
самостоятельной работы.
Памяткаалгоритм по формированию (развитию) умения
доказывать.
1 Доказательство состоит из аргументов (доводов), рассуждения и вывода.
2 Проанализируй задание, уясни, что требуется доказать.
3 Определи вывод, который должен вытекать из доказательство.
4 Определи источник, каким будешь пользоваться для аргументации своих
выводов.
5 Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод, и
систематизируй их.
6 Логично выстрой свои доказательства, свяжи их с выводом.
7 Выясни, все ли аргументы исчерпаны.
Памятка составления схемы (кластера)
Схема (кластер) – это графическое изображение в систематической
последовательности какоголибо понятия или процесса, которое
показывает различные типы связей между объектами или явлениями
1. Написать ключевое слово или предложение;
2. Записать слова или предложения, которые приходят на ум по этой теме;
3. Установить связь между идеями, которые покажутся подходящими;
4. Выписать подходящие идеи.
Памятка к оформлению презентации Презентация – это зрительное сопровождение доклада или
визуальноориентированная исследовательская работа по заданной
тематике.
Объем презентации составляет 810 слайдов.
Правила оформления:
1й слайд – тематический (тема, ФИО студента, название учебного
заведения, год выполнения);
2й слайд – План исследования (пункты, подпункты);
3й – 9й слайд – содержание исследования с заголовками и
подзаголовками из плана;
10й слайд (заключительный) – заключение.
В презентации должен быть текстовый, графический материал (таблицы,
диаграммы, рисунки).
В тесте необходимо выравнивание по ширине. Минимальный кегль
(размер шрифта) – 14 пт.
Количество текста на одном слайде должно быть оптимальным.
Памяткаалгоритм составления таблицы.
1 Прочти текст.
2 Определи признаки, по которым можно систематизировать материал.
3 Начерти таблицу с определенным количеством граф.
4 Запишите название признаков в графы.
5 Запиши в соответствующие графы таблицы материалы из текста в
сокращенном виде.
6 Сделай вывод.
7 Дополни текст собственными соображениями, систематизируй их в
таблицу. Внеаудиторная самостоятельная работа №1
Тема. «Перестройка в СССР и ее результаты»
Цель. Закрепить знания о содержании основных событий в СССР в период
19851987гг. , совершенствовать умения анализировать экономическую или
политическую ситуацию, составлять кластер на заданную тему, заполнять
таблицу, писать эссе.
Время выполнения работы 4 часа.
Задание1. Перечислить основные этапы Перестройки в области экономики.
Подробно рассказать об одном из них (задачи, содержание итоги)
Задание2.Составить кластер по теме «Гласность» (включить основные
направления политики, темы дискуссий, политику реабилитации)
Задания3.Составить таблицу «Новое политическое мышление»
Диалог с Западом Урегулирование
Восточно
СССР и союзники региональных
конфликтов
Азиатское
направление
Задание4.Выписать в тетрадь несколько оценок личности М.С. Горбачева и
его эпохи. Присоединиться к одной из них, аргументировано объяснить свой
выбор.
Литература. Артемов А.А. История.Часть2.М.,2012.
Шестаков В.А. История России XXн.XXI века
Шубин А.В. Парадоксы перестройки: упущенный шанс СССР.
Интернетресурсы.
Внеаудиторная самостоятельная работа № 2
Тема. «Современная Россия»
Цель. Подготовить презентацию по любой из проблем, связанных с историей
современной России, выделив и проанализировав главные аспекты выбранной
темы.
Правила по выполнению работы по подготовке презентации смотри выше.
Время выполнения работы 8 часов.
Примерные темы презентаций.
Экономические реформы Гайдара (цель, основные направления, итоги).
Приватизация и ее особенности в России.
Конституция РФ (особенности принятия, структура, основные положения). Кризис власти. Октябрьский переворот 1993 года.
Общественнополитическая жизнь в 19941999 гг.
Внешняя политика России в 90егг. (основные направления и события).
Чеченские войны в истории современной России.
Россия в начале 21 века: основные проблемы и пути их решения.
Внешняя политика России на современном этапе.
Литература и источники.
Артемов А.А. История.Часть2.М.,2012.
Шестаков В.А. История России XXн.XXI века
Дроздов Ю. Россия и мир. Куда держим курс. /Ю.Дроздов. М.:
Артстильполиграфия, 2009.
Изосимов Ю.Ю. Справочное пособие по отечественной истории
современного периода. 19851997 гг. /Ю.Ю. Изосимов. М.: Аквариум,
1998.
Кузык Б.Н.Россия и мир в XXI веке / Б.Н. Кузык. Издание второе. М.:
Институт экономических стратегий, 2006.
Интернетресурсы. ЛИТЕРАТУРА
Основные источники:
1. Артемов В.В. История для профессий и специальностей. М. «Академия», 2011г.
2. Тугусова Г.В., Скороспелова В.А. История Отечества от его истоков до
современности: учебное пособие для студентов колледжей. Ростов
н/Д: «Феникс», 2010. – 480с.
3. Россия и мир в XX нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Под ред.
Алексашкиной Л.Н. М.: Просвещение, 2010. 432 с.
4. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А.История России ХХ – начало ХХI
века: Учеб. для 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.:
Просвещение, 2012.
5. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России ХХ – начало ХХI века:
Учеб. для 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.:
Просвещение, 2012.
Дополнительные источники: 1Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М.: Международные
отношения, 1998.
2.Большая энциклопедия России: Современная Россия. М.: ИДДК, 2007.
MDF. eBook (компьютерное издание). 99 Мб
3. Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца ХХ начала XXI века.
/Д.А. Ванюков. М.: Мир книги, 2007.
4. Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России
: теоретикоправовые и конституционные основы / Г.В. Дегтев;
МГИМО (унт) МИД РФ, Междунар. инт упр. М. : Юристь, 2005.
5. Дроздов Ю. Россия и мир. Куда держим курс. /Ю.Дроздов. М.:
Артстильполиграфия, 2009.
6. Изосимов Ю.Ю. Справочное пособие по отечественной истории
современного периода. 19851997 гг. /Ю.Ю. Изосимов. М.: Аквариум,
1998.
7. Кузык Б.Н.Россия и мир в XXI веке / Б.Н. Кузык. Издание второе. М.:
Институт экономических стратегий, 2006.
8. Леонов Н. Закат или рассвет? Россия: 20002008. /Н.Леонов. М., 2008.
9. Нарочницкая Н.А. Россия и русские в современном мире. М.:
Алгоритм, 2009.
10 .Печенев В.А. «Смутное время» в новейшей истории России (1985
2003): ист. свидетельства и размышления участника событий /
В.Печенев. М.: Норма, 2004.
11.Россия и страны мира. 2008. Статистический сборник. М. :
Росстат,2008.
12.Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития
современной России. /В.Ю. Сурков. М.: Современный гуманит.
университет, 2007.
1З.Шубин А. Мировой порядок. Россия и мир в 2020 году. /А.Шубин.
М.:Европа, 2005.
Интернет источники:
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/
«Википедия»
Свободная электронная энциклопедия
2. http://tadviser.ru российский интернетпортал
3.
http
:// school
collection
. edu
. ru
Самостоятельные работы по истории
Самостоятельные работы по истории
Самостоятельные работы по истории
Самостоятельные работы по истории
Самостоятельные работы по истории
Самостоятельные работы по истории
Самостоятельные работы по истории
Самостоятельные работы по истории
Самостоятельные работы по истории
Самостоятельные работы по истории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.