Наша мечта, как и, наверное, любого классного руководителя создать сплочённый, дружный коллектив детей. И одним из методов объединения детей в коллектив является организация детского самоуправления в классе.
1 этап развития самоуправления в классном коллективе-диагностирование классного пространства.
1) 1 класс – адаптационный период. Дети знакомятся друг с другом, привыкают к новому виду деятельности – учатся учиться, жить в коллективе. На протяжении первого класса идёт работа по созданию дружного коллектива, разрабатываются совместно с детьми законы жизни класса и учимся жить по этим законам.
Первое важное поручение первоклассника – дежурство в классе. (2 четверть)
1. Знакомство с обязанностями дежурного.(доска, раздевалка, стулья, тетради…).
2. Составление графика дежурства.
3. Торжественное начало этого мероприятия – завязывание галстука дежурного.
4. Подведение итогов дежурства. (Яркое солнышко в дневник.)
Из опыта я хочу сказать, что для первого класса этой работы достаточно.
Второй этап развития самоуправления в классном коллективе - проектирование классного самоуправления.
За годы работы классным руководителем приходит понимание, что набором воспитательных мероприятий этого не добьёшься, нужна воспитательная система класса, обеспечивающая создание максимально благоприятных условий для развития личности ребёнка, учитывающая интересы способности, потребности учащихся, их возможности и творческий потенциал.
Мы ставим перед собой цели:
1. Организовать жизнь детского коллектива так, чтобы она являлась средой личностного становления каждого ребёнка.
2. Создать условия, где могут проявляться новые качества в личности ребёнка.
Организация города в стране «Нескучайка»:
1) Выбор мэра (защита проектов, голосование)
Те ребята, которые решили участвовать в выборах, совместно с родителями готовят программу жизни в городе: законы, правила, название, девиз, оформляют в виде презентаций, плакатов, … Проходит защита. Назначается день голосования. Готовятся бюллетени.
2) Деление на группы, выбор командиров групп.
Те, кто был кандидатом в мэры и проиграл выборы, назначается командиром группы.
3) Распределение обязанностей по группам (сменность).
4) «Чистюлькины», «Затейники», «Пилюлькины», «Журналисты» уголки класса
5) Разрабатываются совместно законы жизни города, валюта
6) Оформление классного уголка (списки, фото, законы, права, график дежурства)
7) Еженедельное подведение итогов (отражение в уголке)
8) Посвящение в жители города. Выезд на природу.
III этап. Становление самоуправления как основного принципа жизни класса.
IVэтап. Функционирование в оптимальном режиме. Обновление и перестройка.
Моя работа – куратор.
К.Д. Ушинский утверждал, что основной закон детской природы состоит в том, что дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью.
В ходе познавательной и практической деятельности дети постигают смысл формулы самостоятельности: «Чтобы стать самостоятельнее, я должен видеть свою цель, планировать её достижение, выполнять задуманное, делать выводы и давать оценку сделанному. Сразу я не стану самостоятельным: сначала буду за кем-то повторять, следовать примеру, потом сделаю по-своему, дополню чем-то своим, а затем и сам научу кого-нибудь тому, что умею сам».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.