СБОРНИК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
для ознакомления
с деревьями и кустарниками
Найди листок, какой покажу
Дидактическая задача. Найти предметы по сходству. Игровое действие.
Бег
детей с определенными листочками.
Правило. Бежать («лететь») по команде можно только тем, у кого в руках такой же листок, какой показал воспитатель.
Ход игры. Во время экскурсии Педагог показывает детям какой-либо лист и
предлагает найти такой же. Отобранные листья сравнивают по форме, отмечают,
чем они похожи и чем отличаются. Воспитатель оставляет каждому по листу с
разных деревьев (клен, дуб, ясень и др.). Затем педагог поднимает, например,
кленовый листок и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите,
как они полетели». Дети, в руках у которых листья клена, кружатся, а по команде
воспитателя останавливаются.
Игра повторяется с разными листьями.
Найди в букете такой же листок
Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.
Игровое действие. Поиск похожего предмета.
Правило. Листок поднимать после того, как назовет и покажет его воспитатель.
Оборудование. Подобрать одинаковые букеты из 3—4 разных листьев. Игра проводится на прогулке.
Ход игры. Педагог раздает детям букеты, такой же оставляет себе. Затем
показывает им какой-нибудь лист, например кленовый, и предлагает: «Раз, два,
три — такой лист покажи!» Дети поднимают руку с кленовым листом.
Игру повторяют несколько раз с остальными
листиками букета.
Такой листок, лети ко мне!
Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.
Игровое действие. Подбежать к воспитателю по его сигналу.
Правило. Бежать к воспитателю можно только по сигналу и только с таким же, как у
педагога, листком в руке.
Оборудование. Подобрать резко отличающиеся по форме листья клена, дуба,
рябины (или других, распространенных в данной местности деревьев).
Ход игры. Педагог поднимает, например, лист рябины и говорит: «У кого такой же
листок — ко мне!»
Дети рассматривают полученные от воспитателя листики, у кого в руках такие же, бегут к воспитателю. Если ребенок ошибся, воспитатель дает ему свой лист для сравнения.
Найди листок
Дидактическая задача. Найти часть по целому.
Игровые действия. Поиски предмета. Правило. Искать лист на земле можно
после слов воспитателя.
Ход игры. Педагог просит детей внимательно рассмотреть листья на невысоком дереве. «А теперь попробуйте найти такие же на земле,— говорит педагог.— Раз, два, три—ищи! Кто нашел, быстрее ко мне». Дети с листьями бегут к воспитателю.
Найди, о чем расскажу
Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.
Игровое действие. Поиск предмета по описанию.
Правило. Бежать к узнанному дереву можно только по сигналу воспитателя.
Ход игры. Игра проводится на воздухе. Воспитатель описывает дерево (величину и
окраску ствола, форму листьев), называет и описывает семена и плоды. Затем он
просит детей угадать, что это за дерево. Тот, кто узнал, должен подбежать после
слов воспитателя: «Раз, два, три — беги!»
Найди свой дом
Дидактическая задача. Найти целый предмет по части.
Игровое действие. Поиск «домика» по определенному признаку.
Правило. Бежать к своему «домику» можно только по сигналу. Лист в руке и листья
на дереве должны быть одинаковыми.
Ход игры. В парке или в лесу детям раздают листья разных деревьев. Все дети — «зайчики». Чтобы зайчата не потерялись, «мама-зайчиха» дает им листья от веток, из которых сделан их дом. Все прыгают, бегают по поляне, а по сигналу: «Все домой, волк близко!» — бегут к себе в домик — под определенное дерево. Игру можно продолжить, если дети будут меняться листьями — «переезжать в новый дом».
С детьми среднего возраста подобным образом можно провести игру с плодами и семенами деревьев.
Кто быстрее найдет березу, ель, дуб
Дидактическая задача. Найти дерево по названию.
Игровое действие. Бег к названному дереву (соревнование «Кто быстрее
найдет дерево»).
Правило. Бежать к названному дереву можно только по команде «Беги!».
Ход игры. Педагог называет хорошо знакомое детям дерево, имеющее яркие
отличительные признаки, и просит найти его, например: «Кто быстрее найдет
березу? Раз, два, три — к березе беги!» Дети должны найти дерево и подбежать к
любой березе, растущей на участке, где проводится игра.
Примечание. Далее игры рекомендуются
для детей средней группы.
Найди пару!
Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.
Игровые действия. Поиски похожего предмета.
Правила. Искать пару только по сигналу. Пару составляют дети, у которых одинаковые листья.
Оборудование. Листья 3—4 деревьев в соответствии с количеством детей.
Ход игры. Педагог раздает детям по одному листику и говорит: «Подул ветер, все
листочки полетели». Услышав эти слова, дети начинают бегать по площадке с
листьями в руках. Затем педагог дает команду: «Раз, два, три — пару найди!»
Каждый должен стать рядом с тем, у кого такой же лист в руках.
Найди листок, как на дереве.
Дидактическая задача. Найти часть по целому.
Правило. Искать на земле нужно только такие же листья, как на дереве, указанном
педагогом.
Ход игры. Игру проводят осенью на участке. Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Дети начинают поиски. Затем члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали. Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой.
Все по домам!
Дидактическая игра. Найти целое по его части.
Игровые действия. Поиски своего «дома» по определенному признаку.
Правило. Бежать к своему «домику» можно только по сигналу воспитателя.
Оборудование. Листья 3—4 деревьев (по количеству детей).
Ход игры. Педагог раздает детям листья и говорит: «Представим, что мы пошли в
поход. Каждый отряд поставил палатку под каким-либо деревом. У вас в руках
листья от дерева, под которым ваши палатки. Мы гуляем. Но вдруг пошел дождь.
«Все по домам!» Дети по этому сигналу бегут к своим палаткам, становятся рядом
с тем деревом, от которого лист.
Чтобы проверить, правильно ли выполнено задание,
ребенку предлагают сравнить свой лист с листьями на дереве, к которому он
подбежал.
Примечание. Игру можно
провести с листьями, плодами и семенами или только с плодами и семенами.
Найди дерево по описанию
Дидактическая задача. Найти предмет по описанию.
Игровое действие Угадывание растений по описанию.
Правило. Искать дерево можно только после рассказа воспитателя.
Ход игры. Педагог описывает знакомые детям деревья, выбирая из них те, которые
имеют малозаметные отличительные признаки (например, ель и сосна, рябина и
акация).
Дети должны найти то, о чем рассказывает педагог.
Чтобы ребятам было интересно искать по описанию,
можно около дерева (или на дереве), о котором говорят, что-либо спрятать.
Загадайте, я отгадаю
Дидактическая задача. Описать предмет по вопросам взрослого.
Игровое действие. Загадывание загадки воспитателю.
Правило. Называть задуманное дерево нельзя.
Ход игры. Педагог становится спиной к деревьям. Дети должны загадать ему
загадку — описать дерево, отвечая на вопросы педагога. Он спрашивает: «Какой у
дерева ствол? (Высокий, толстый.) Какого он цвета?» Затем интересуется формой,
плотностью, окраской листьев и, наконец, тем, есть ли у дерева плоды и семена,
как они называются, какой они формы, величины. По ответам ребят воспитатель
угадывает, что за дерево они загадали.
Примечание. Вопросами
воспитатель привлекает внимание дошкольников к конкретным признакам растения,
помогает их увидеть. Желательно поэтому задавать вопросы в одной и той же
последовательности, не торопиться с отгадыванием загадки, чтобы у детей было
время выделить как можно больше отличительных признаков дерева.
Загадайте, мы отгадаем
Дидактическая задача. Описать дерево и узнать его по описанию.
Игровые действия. Загадывание и отгадывание загадок.
Правило. Описывать дерево нужно, не называя его.
Ход игры. Педагог делит всех детей на две подгруппы. Ребята из первой команды
выбирают какое-нибудь дерево и договариваются, что будут о нем рассказывать.
Затем они описывают дерево другой подгруппе, которая должна узнать и назвать
его. Когда задание выполнено, подгруппы меняются ролями: теперь отгадавшие
загадывают загадку.
Беги в дом, какой назову
Дидактическая задача. Найти предмет по названию.
Игровое действие. Бег (с увертыванием) к определенному предмету.
Правило. Около одного и того же дерева долго стоять нельзя.
Ход игры. Игру проводят по типу «Ловишек». Кого-либо из детей назначают
ловишкой, все остальные убегают от него и спасаются около названного воспитателем
дерева, например около березы. Детям можно перебегать от одной березы к другой.
Тот, кого поймает ловишка, становится водящим.
При повторении игры название дерева («домика»)
каждый раз меняют.
Что изменилось?
Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.
Игровое действие. Поиск похожего предмета.
Правило. Показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.
Оборудование. Одинаковые растения (по 3—4) расставлены на двух столах.
Ход игры. Педагог показывает какое-нибудь растение на одном из столов, описывает
его характерные признаки, а затем предлагает ребенку найти такое же на другом
столе. (Можно попросить детей найти такие же растения в групповой комнате.)
Игру повторяют с каждым
из растений, находящихся на столах.
Найди такой же
Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.
Игровое действие. Дети находят изменения в расположении предметов.
Правило. Смотреть на то, как воспитатель меняет растения местами, нельзя.
Оборудование. На двух столах ставят 3—4 одинаковых растения в
определенной последовательности, например фикус, цветущая герань, аспарагус,
душистая герань.
Ход игры. Педагог просит детей хорошо рассмотреть, как стоят растения, и закрыть
глаза. В это время он меняет местами растения на одном столе. А затем просит
детей переставить горшочки так, как они стоя ли прежде, сравнивая их
расположение с порядком растений на другом столе.
После некоторых повторений можно провести игру с
одним набором растений (без зрительного контроля).
Угадай растение по описанию
Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.
Игровое действие. Поиск предмета по
загадке-описанию.
Правило. Показывать растение можно только после рассказа воспитателя по его
просьбе.
Оборудование. Для первых игр отбирают несколько комнатных растений (2—3)
с заметными отличительными признаками. Их расставляют на столе так, чтобы всем
детям было хорошо видно каждое растение.
Ход игры. Педагог начинает подробно рассказывать об одном из растений. Сначала
он, например, отмечает, на что оно похоже («на дерево», на «травку»), затем
просит сказать, есть ли у растения стебель. Педагог обращает внимание детей на
форму листьев (круглые, овальной формы — как огурчик, узкие, длинные), окраску
цветов (основные цвета), их количество на цветоножке. Первое описание дается в
медленном темпе, так, чтобы дети смогли увидеть и рассмотреть все то, о чем
говорит воспитатель. Закончив описание, педагог спрашивает: «О каком растении
я вам рассказала?» Дети показывают растение и, если могут, называют его.
Можно предложить ребятам найти в групповой комнате все растения, похожие на описанное.
Где спряталась матрешка!
Первый вариант.
Дидактическая задача. Найти предмет по перечисленным признакам.
Игровое действие. Поиск спрятанной игрушки.
Правило. Смотреть, куда воспитатель прячет матрешку, нельзя.
Оборудование. На столе расставляют 4—5 растений.
Ход игры. Детям показывают маленькую матрешку, которая «захотела поиграть с ними
в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку
за одно из растений. Затем дети открывают глаза. «Как же найти матрешку? —
спрашивает воспитатель.— Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И
педагог говорит, на что похоже растение, за которым «спряталась» матрешка (на
дерево, травку), описывает его стебель, листья (форму, величину, поверхность),
цветы, их количество, окраску. Дети слушают, а затем указывают растение и
называют его.
Второй вариант.
Матрешка «прячется» за
любое растение, находящееся в групповой комнате.
Найди растение по названию
Первый вариант.
Дидактическая задача. Найти растение по слову-названию.
Игровые действия. Поиски названного растения.
Правило. Смотреть, куда прячут растение, нельзя.
Ход игры. Педагог называет комнатное растение, стоящее в групповой комнате, а
дети должны найти его. Сначала педагог дает задание всем детям: «Кто быстрее
найдет у нас в групповой комнате растение, которое я назову?» Затем просит
некоторых детей выполнить задание. Если детям трудно будет найти названное
растение на большой площади комнаты среди многих других, игру можно провести по
аналогии с предыдущими, то есть отобранные растения поставить на стол. Тогда
поиск растения в комнате станет усложненным вариантом игры.
Второй вариант.
Можно провести игру с использованием игрушки, которую воспитатель или кто-нибудь из детей спрячет (см. игру «Где спряталась матрешка?»), но вместо описания комнатного растения, возле которого спрятана игрушка, можно дать только его название.
Чего не стало!
Дидактическая задача. Назвать растение по памяти (без зрительного
контроля).
Игровое действие. Отгадать, какого растения не стало.
Правило. Смотреть, какое растение убирают, нельзя.
Оборудование. На стол ставят 2—3 хорошо знакомых детям по прежним
играм растения.
Ход игры. Воспитатель предлагает малышам посмотреть, какие растения стоят на столе, а потом закрыть глаза. В это время педагог одно растение убирает. Когда дети откроют глаза, педагог спрашивает: «Какого растения не стало?» Если получен правильный ответ, растение ставят на место, и игра повторяется с другим предметом.
Примечание. Приведенные выше игры рекомендуются для детей 3—4 лет.
Опишите, я отгадаю
Дидактическая задача. Найти растение по описанию взрослого.
Игровое действие. Угадывание растений по загадке-описанию.
Правило. Сначала надо найти растение, о котором расскажут, а потом назвать его.
Ход игры. Педагог описывает одно из растений, находящихся в групповой комнате.
Дети должны найти его по описанию, а если оно им знакомо, то назвать. Те
растения, названия которых дети еще не знают, воспитатель называет сам.
При описании следует использовать общепринятые
термины: «форма листа», «окраска цветов» и т. д. Это поможет детям выделить
отличительные и общие признаки растения.
Найди, о чем расскажу
Дидактическая задача. Описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы взрослого.
Игровое действие. Составление «загадки» для взрослого.
Правила. Называть загадываемое растение нельзя. Отвечать на вопросы правильно.
Ход игры. Педагог сидит лицом к детям, спиной к комнатным растениям, стоящим на
столе. Одного ребенка воспитатель просит выбрать и показать детям растение,
которое он затем должен будет узнать по описанию ребят. Педагог задает им
вопросы о наличии стебля, форме и окраске листьев (называет оттенки зеленого
цвета), о поверхности листа (гладкий, негладкий), о том, есть ли цветы, сколько
их на ветке, какой они окраски. Например: «На что похоже — на дерево или
травку? Ствол толстый, прямой? Листья большие, как огурец? Темно-зеленые,
блестящие?» Узнав растение, воспитатель называет и показывает его.
Игру можно повторить.
Загадай, мы отгадаем
Первый вариант.
Дидактическая задача. Описать предметы и найти по описанию.
Оборудование. На стол ставят 3—4 растения.
Игровое действие. Загадывание и отгадывание загадок о растениях.
Правило. Описывать растение нужно, не называя его.
Ход игры. Один ребенок выходит за дверь. Он — водящий. Дети договариваются, о
каком растении и что будут говорить. Водящий возвращается, и дети описывают
ему задуманное. Внимательно прослушав рассказ, водящий должен назвать и
показать растение.
Второй вариант. Педагог предлагает
одному из детей описать какое-нибудь растение, стоящее на столе. Остальные
должны узнать растение по рассказу и назвать его.
Продайте то, что назову
Дидактическая задача. Найти предмет по названию.
Игровые действия. Выполнение ролей покупателя и продавца.
Правила. Покупатель должен назвать растение, но не показывать его. Продавец
находит растение по названию.
Оборудование. Подобрать комнатные растения, полевые и садовые цветы. Разложить и расставить их на столе
Ход игры. Один ребенок — продавец, остальные — покупатели. Покупатели называют
растения, которые хотят купить, продавец находит их и выдает покупку. В случае
затруднения покупатель может назвать признаки растения.
Примечание. Последние три
игры рекомендуются для детей средней группы
Узнай и назови цветок
Цель: Закрепление представлений о цветущих растениях. Развитие памяти, связной речи.
Ход игры:
На столе – «клумба»: разложены картинки с изображением красивых цветущих растений ( розы, тюльпаны, маки, гвоздики, фиалки и т.п.). Водящий подходит к «клумбе» и отбирает картинки с известными ему растениями, называет их.
Угадай весенний цветок
Цель: Слушать загадки до конца, воспитывать внимательность. Действовать по сигналу воспитателя. Развивать речь и логическое мышление.
Дидактический материал: Стихи загадки о весенних цветах. Предметные картинки с изображением цветов.
Методика проведения: Педагог читает загадки, а дети по ответам находят соответствующий цветок и называют его.
В весенний солнечный денек
Золотой расцвел цветок.
На высокой тонкой ножке
Все дремал он у дорожки.
(Одуванчик)
Весна приходит с лаской и со своею сказкою,
Волшебной палочкой взмахнет-
И первый из-под снега цветочек расцветет
(Подснежник)
Май, тепло и скоро лето.
В зелень всё и вся одето.
Словно огненный фонтан - Раскрывается…
(Тюльпан)
Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы, вряд
Цветы душистые висят.
(Ландыш)
Угадай, что где растет
Цель: Уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.
Дидактический материал: Мяч.
Методика проведения: Дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.