Сборник диктантов и творческих работ для 1 класса.
Подготовительный период (буквы а, о, и, ы, у)
Картинные диктанты.
1.Картинки: утка, осы, аист, иголка. Записать первую букву, с которой начинается слово.
2. Картинки: кукла, шары, голуби. Записать первую букву, с которой начинается слово.
3. Картинки: лиса, кот, жук. Записать первую букву, с которой начинается слово.
Упражнения в запоминании написания пройденных букв.
1. Заменить печатные буквы прописными: у, а, о, ы, и.
2. Записать буквы в таком же порядке, как в ленте букв: ы, о,у,а.
3. Дописать недостающие буквы (смотреть в ленту букв): о, ы,и….
4. Записать буквы под диктовку: ы, и, о, у, а.
Основной букварный период
(Первые 10 букв: а,о,и,ы,у,н,с,к,т,л)
Работа со слогами.
1. С данными буквами образовать слоги-слияния, записать эти слоги:
Н-а, н-о, н-у, н-ы, н-и; (аналогично с буквами Л, С, Т)
2. Обучающие диктанты.
На, су, ло, ки, та ко,лы, си, ку, ти лу,ка,ни,сы,ту ты,ла,со,ку,ны
3. Картинные диктанты.
-Картинки: утка, сани,лиса, ослик (записать первый слог каждого слова)
-Картинки: осы, ноты, утки (записать последние слоги)
4. Выборочные диктанты.
А)Записать только те слоги, где есть буква А: ты, ла, су, ны, ка.
Б) Записать слоги, начинающиеся с буквы С: ну, та, со, ку, си.
В) Записать только слоги-слияния: ты, кот, ку, стук,.
Работа со словами.
1. Прочитать все слова, одно записать.( ки с ти к ра с ки рук и )
2. Составить из слогов слова, одно записать. Начертить схему слова.
Кук, сос, ны, ут, ла, ки
3. Сделать подписи под картинками:
Кот рак оса кукла санки утка
4. Записать слова с буквой К: стол, стул, кот, сосны, кит.
5. Прочитать, выписать имена: Вот куст. У куста Нина и Ната.
Работа с предложением и текстом.
1. Графический диктант (Читает учитель, записать графически 3 первых предложения).
Муравей спустился к ручью. Он хотел попить. Волна захлестнула его. Голубка несла ветку. Она увидела муравья и бросила ему ветку. Муравей сел на ветку и спасся.
Несла девочка ведро воды. Ведро было худое. Вода текла на землю.А девочка была рада. Ей нести стало легче. Пришла она домой, а воды нет.
Спала кошка на крыше. Она сжала лапки. Села около кошки птичка. Не сиди близко, птичка. Кошки очень хитры.
2. Определить количество предложений в тексте. (Учитель читает с паузой между предложениями).
Жучка бежала через мост. Она несла кость. В воде Жучка увидела своё отражение.
Жучка подумала, что это другая собака. Жучка захотела отнять кость. Она выпустила свою, чтобы взять ту. Ту кость Жучка не взяла. А вот свою-то она потеряла.
Один человек крепко уснул. Во сне он увидел вкусный кисель. Но ему нечем было есть. На другую ночь он лёг спать и положил с собой ложку. Но кисель ему уже не приснился.
3. Составить предложения по схемам.
1______ _______.
1______ ________ ________ .
1_______ ________ _________ _______ .
Основной букварный период.
Буква Я.
1. Записать слоги-слияния только с буквой Я.
Ва тя ку мя са рус я дя
Ря ра ко ся ли ля на ня
Да дя на н яра ря ла ля
2. Дописать имена: …ня,…ля, …тя, О….
3. Из предложений выписать слова с буквой Я.
Оля и Рая несут Мурке молоко. Дядя Петя работает на заводе. Катя и Надя были в Москве. Вкусная первая ягода.
4. Составить из слов предложения. Выбрать и записать слова с буквой Я.
В, Яша, саду, был
Ямки, и, я, моя, мама, копали
Яблони, посадили, мы
Буква ь.
1. Выписать слова с Ь.
День стал короче. Зимнее солнце светит мало. Лес стоит голый. Только ель зеленеет.
Ваня сел на пень. Пень был у Вани как конь. Он взял кнут и стал гнать его.
Стоят тёплые дни. Рыбаки тянут сеть. Попался в сети карась.
2. Записать последнее слово.
Это не кошка, смотри берегись. Идёт на охоту коварная …(рысь)
Сонный мишка лёг в кровать, только слон не хочет …(спать)
Апрель, апрель, на дворе звенит ….(капель)
Солнце греет целый день, от жары я прячусь в …(тень)
3. Записать слова, чтобы они обозначали один предмет: лоси, окуни, кони, гуси.
4. Во всех словах дописать слог КИ.
День…, пень…, конь…, зверь…, окунь…
5. Добавить в конце слов Ь, чтобы получилось новое слово.
Мел-мель, ел-ель, угол-уголь, жар-жарь, брат-брать
Сочетания ЖИ-ШИ
1. Добавить к слогам ЖИ, чтобы получились новые слова:
Лу…, но…., чи….., лы….,ле…, ли…..
2. Добавить к слогам ШИ, чтобы получились новые слова:
Ды…, мы….., ….ло, су…, ту…., ре….
3. Запиши последние слова.
Кот живёт у нас на крыше, а в чулане живут …(мыши).
Не поедет без бензина ни автобус, ни …(машина).
Белые горошки на зеленой ножке (ландыши).
По полям бегут ручьи, на дорогах лужи,
Скоро выйдут муравьи после зимней ..(стужи).
4. Прочитай. Посчитай, сколько предложений в тексте. Запиши первое предложение.
А)У Миши были сани. Маша и Петя сели на сани. Вези, сани, Миша. А у Миши силы нету.
Б)Жили мыши у пруда. Пришла весна. Мыши пошли на гору. На горе жила лиса. Она была рада, что пришли мыши.
В) У Маши нет куклы. Она взяла сено. Маша связала из сена жгут. Вот и стала кукла. Она назвала её Саша.
Буква ё
1. Прочитай. Выпиши слова сбуквой ё.
Липы, клёны, ёлки, дубы, сосны. Галя, Сёма. Соня, Лёва, Елена. Нёс, дал, вёл, бежал, идёт. Алёша, Лара, Никита, Лёша.
2. Прочитай загадки. Запиши отгадки.
-Под соснами под ёлками лежит мешок с иголками (ёжик).
-В огне не горит и в воде не тонет (лёд).
-Зимой и летом одним цветом (ёлка).
3. Прочитай вопросы. Составь и запиши ответы.
1)Где жил ежик? (Под, ёжик, ёлкой, жил)
2)Что грызёт пёс Шарик? (грызёт, пёс, кость, Шарик)
3)Кто жуёт сено? (наша, сено, жуёт, Бурёнка)
Буква й
1. Записать слова с й.
Муравей невелик, а горы копает. Книга-лучший друг.
Лист качается узорный в сине луже на воде.
Сам погибай, а товарища выручай.
2. Запись под диктовку (по одному ученику у доски).
Май, дай, бо, рой, пой, сырой, умный, густой, твой, свой, стой, спой, зайка, майка, сарай, лужайка, зимой, домой.
3. Записать предложение, в котором есть слово с Й в виде графической схемы.
1) Мы вышли на улицу. Там много машин. Не играй на мостовой. Соблюдай правила дорожного движения.
2) Мама купила сыну коньки. Скорей на каток. Там звонкий лёд. Хорошо бегут коньки по льду.
4. Составь и запиши слова с буквой Й.
Тво.. , сво…, мо…, ро…, по…, сто…, ду…
Буква Ю
1. Из данных слогов выпиши слоги с буквой Ю.
На мо рю жи лю пу ка тю ши ню за сю ба рю бы лю ра су сю но
2. Вставь пропущеные буквы У или Ю.
Л..да, Л..ша, Л..ба, …ля, …ра
Л…ди, р…ки, кр..ги, кр..ки.
3. Допиши предложения:
Я рисую…(дом, машину, юлу, куклу).
Я читаю…(книгу, журнал, газету).
Птички зёрна …(клюют, ищут).
4. Из текста выписать предложение, в котором есть слово с буквой Ю.
1)Была зима. Стояли лютые морозы. Ребята сделали кормушки для птиц. Они насыпали туда зёрен.
2)Пришла осень. С берёзы и липы опали листочки. Жуки исчезли. Грачи улетели на юг.
Буква Э
1. Картинный диктант.
Дети записывают предложения, используя слово это, учитель показывает картинки.
Это …(роза,ваза, мак; вишня, дыня, слива; жук, осы, шмель
2. Из текста выписать одно из предложений со словами это, эти.
Яша всегда говорил:
Это моё яблоко.
Это моя машина.
Это мой конь.Вот сколько игрушек, и все мои!
У дома растут липы и тополя.
У дома – розы, пионы, маки.
Эти липы мы сажали сами.
Эти розы мы сами поливали.
Сочетания ча-ща, чу-щу
1. Выборочные диктанты.
Весной.
Светит весеннее солнышко. Журчат ручьи. На деревьях набухли почки. В рощах кричат грачи.
Лето.
Настало лето. Дети едут на дачу. Около дачи роща. Дети часто ходят в рощу.
Гроза.
Коля и Федя были на лугу. Тёмная туча накрыла небо. Застучали частые капли дождя. Мальчики помчались домой.
Рыбаки.
Я с папой был на рыбалке. Папа поймал щуку. Я поймал маленького леща. Мы будем варить уху. Я чищу рыбу.
2. Работа с предложениями.
А) Записать ответы на вопросы, используя слова 2-го столбика.
1)У кого острый клюв? (Острый, у, клюв, грача.
2)Куда идут дети? (Идут, дети, рощу,в.
3)Какая туча плыла по небу? (Плыла, по, тёмная, небу, туча.
3. Закончи предложение.
У зайчихи были …… (грачата, галчата, зайчата)
У грачихи были …..
У галки были…..
4. Прочитай текст. Сколько в нем предложений? Запиши третье предложение.
1)Настал вечер. Мама пришла с работы. Мы стали пить чай.
2)Пришли дети в лес. На ели они увидали белку. Белка скрылась в чаще леса.
3)Был тёплый день. Ярко светит солнце. На ели они увидели белку. Она скрылась в чаще леса.
5. Составь и запиши 2-3 слова, используя следующие слоги.
ЧА или ЩА
Све… встре… ту….. добы… зада… пи….. ро….. ча…..
6. Запись предложений под диктовку.
На крючке была зубастая щука.
Я ищу грибы в лесу.
Мой папа плавит чугун.
За школой чудный сад.
Кот спит чутко.
Грачи ищут пищу в земле.
Бабушка была у врача.
Под кустом спят зайчата.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.