Сборник методических материалов для подготовки к этапам Всероссийской олимпиады школьников по географии 8 класс

Сборник методических материалов для подготовки к этапам Всероссийской олимпиады школьников по географии 8 класс

Занимательные материалы
pdf
География
7 кл—11 кл
16.01.2020
В сборнике представлены методические материалы, включающие задания по географии, являющиеся основой электронного образовательного ресурса – тренажера по подготовке обучающихся к этапам всероссийской олимпиады школьников «Олимп Югры». Созданный ресурс предназначен для учителей и обучающихся школ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Он позволит самостоятельно и (или) при помощи педагога-наставника подготовиться обучающимся 8 класса к школьному, муниципальному и региональному этапам Всероссийской олимпиады школьников по географии, понять степень сложности олимпиадных заданий, определить уровень подготовки и оценить собственные возможности и результаты.
скачать по прямой ссылке
МО подготовки к ВсОШ_География _8 класс_Электронный тренажер_2019.pdf

 

Автономное учреждение дополнительного профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Институт развития образования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение электронного ресурса 

подготовки обучающихся к этапам всероссийской олимпиады школьников

«Олимп Югры» по ГЕОГРАФИИ

(8 класс)

 

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ханты-Мансийск 2019

УДК 372.891

ББК 74.262.6

М 54

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендовано к изданию 

решением Научно-методической комиссии  Ученого совета АУ «Институт развития образования» Протокол № 9 от 04.12.2019 г.

Автор-составитель

Александр Петрович Гудков

 

 

под общей редакцией

Ирины Юрьевны Акентьевой

 

 

 

Методическое обеспечение электронного ресурса подготовки обучающихся к этапам всероссийской олимпиады школьников «Олимп Югры» по географии (8 класс): сборник методических материалов / сост. А. П. Гудков ; под общ. ред. И. Ю. Акентьевой ; автономное учреждение дополнительного профессионального образования ХантыМансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования». – ХантыМансийск : Институт развития образования, 2019. –  29 с. 

 

В сборнике представлены методические материалы, включающие задания по географии, являющиеся основой электронного образовательного ресурса – тренажера по подготовке обучающихся к этапам всероссийской олимпиады школьников «Олимп Югры».  

Создаваемый ресурс предназначен для учителей и обучающихся школ ХантыМансийского автономного округа – Югры. Он позволит самостоятельно и (или) при помощи педагога-наставника подготовиться обучающимся 8 класса к школьному, муниципальному и региональному этапам всероссийской олимпиады школьников по географии, понять степень сложности олимпиадных заданий, определить уровень подготовки и оценить собственные возможности и результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

© АУ «Институт развития образования», 2019 © Гудков А.П., составление, 2019 Содержание

 

Введение............................................................................................................................................. 4

1. Характеристика методического обеспечения электронного ресурса для подготовки обучающихся 8 классов к этапам всероссийской олимпиады школьников «Олимп Югры» по географии.......................................................................................................................................... 6

1.1. Краткая характеристика материалов, разработанных для электронного ресурса по подготовке обучающихся 8 классов к этапам всероссийской олимпиады школьников по географии......... 6

1.2. Структура материалов электронного ресурса подготовки обучающихся 8 классов к этапам всероссийской олимпиады школьников по географии.................................................................. 8

1.3. Распределение заданий электронного ресурса по содержанию, видам умений и способам действий............................................................................................................................................ 12

1.4. Рекомендации для педагогов-наставников по использованию электронного ресурса для подготовки обучающихся 8 классов к этапам всероссийской олимпиады школьников по географии........................................................................................................................................................... 13

2. Олимпиадные задания для электронного ресурса по подготовке обучающихся                   8 классов к этапам всероссийской олимпиады школьников по географии......................... 14

Список литературы.......................................................................................................................... 26

 


 

 

Введение

Всероссийская олимпиада школьников по масштабности на втором месте после ежегодной государственной аттестации учеников. В 2018-2019 учебном году на всех этапах всероссийской олимпиады школьников приняли участие 176900 обучающихся 5-11 классов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по 21 общеобразовательному предмету.

Итоги этапов всероссийской олимпиады школьников в Югре показывают невысокую результативность участия муниципальных команд автономного округа в региональном этапе олимпиады, снижение показателей и призовых мест на заключительном этапе олимпиады по сравнению с успешными субъектами Российской Федерации – лидерами всероссийского олимпиадного движения. Ежегодный анализ результатов этапов всероссийской олимпиады школьников в автономном округе констатирует отсутствие положительной динамики качества выполнения олимпиадных заданий участниками на региональном и заключительном этапах олимпиады, недобор проходного балла на заключительный этап по большинству предметов олимпиады.

Практика работы образовательных организаций по созданию условий для одаренных детей и молодежи свидетельствует о том, что эффективная подготовка к этапам всероссийской олимпиады школьников является одной из самых трудных задач, стоящих перед педагогами-наставниками. Для решения данной задачи важно оптимизировать современные образовательные ресурсы так, чтобы они реально помогли обучающимся пройти все этапы олимпиады по предмету от школьного до заключительного.  Необходимым условием качественной подготовки обучающихся к олимпиадам является гармоничное сочетание традиционных форм работы (специальные занятия, тренинги, конкурсы) с использованием передовых технологий, в том числе возможностей электронных образовательных ресурсов. Электронные олимпиадные тренажеры зарекомендовали себя в качестве развивающего средства, оптимизирующего процесс подготовки к этапам олимпиады, позволяющего педагогу-наставнику разнообразить формы подготовки, сделать данный процесс интересным и запоминающимся для обучающихся. 

В 2017-2018 учебном году а автономном учреждении дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования» началась работа по созданию методического обеспечения электронного ресурса «Олимп Югры» для подготовки обучающихся 9-11 классов к этапам всероссийской олимпиады школьников по 21 общеобразовательному предмету, а в 20182019 учебном году продолжилась работа по созданию методического обеспечения электронного ресурса «Олимп Югры» для подготовки обучающихся 8 классов к этапам всероссийской олимпиады школьников. 

Электронный тренажер «Олимп Югры» создается в системе дистанционного обучения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры АУ «Института развития образования» на базе обучающей платформы Moodle, доступен по электронному адресу в сети интернет http://do.hmao.pro/course/index.php?categoryid=54.

Разработка методического обеспечения электронного тренажера рассчитана на три учебных года: предполагается создание большой серии комплектов: 21 предмет по 8, 9, 10, 11 классу в отдельности, в том числе отдельно для юношей и девушек по технологии. Одновременно с электронным ресурсом проект предусматривает выпуск методических сборников. В 2019 году подготовлен 21 сборник:

 

 

 

сборника

Предмет, класс

 

1.

Английский язык, 8 кл.

2.

Биология, 9 кл.

3.

География, 8 кл.

4.

Искусство, 9 кл.

5.

История, 9 кл.

6.

Литература, 9 кл.

7.

Математика, 8 кл.

8.

Немецкий язык, 9 кл.

9.

Основы безопасности жизнедеятельности, 9 кл.

10.

Обществознание, 8 кл.

11.

Обществознание, 9 кл.

12.

Право, 9 кл.

13.

Русский язык, 8 кл.

14.

Технология (девушки), 8 кл.

15.

Технология (юноши), 8 кл.

16.

Физика, 8 кл.

17.

Физическая культура, 8 кл.

18.

Французский язык, 9 кл.

19.

Химия, 9 кл.

20.

Экология, 9 кл.

21.

Экономика, 8 кл.

 

В тренажере не установлен временной регламент, можно выбирать задания по уровню сложности или по темам. В электронном ресурсе не предусмотрен разбор заданий, только их автоматическая проверка с указанием допущенных ошибок, поэтому важна роль педагоганаставника в объяснении выполнения того или иного задания, решения задач. 

Создаваемый ресурс предназначен, в первую очередь, для учителей и обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Он предполагает обеспечение самостоятельной и (или) при помощи педагога-наставника подготовки обучающихся 8, 9, 10, 11 классов к школьному, муниципальному и региональному этапам всероссийской олимпиады школьников по 21 предмету. Электронный тренажер позволит обучающимся познакомиться с типами заданий, включаемых в олимпиадные материалы, понять степень их сложности, определить уровень подготовки и оценить собственные результаты. 

Организация работы по разработке методического обеспечения (электронного ресурса) для подготовки обучающихся 8 класса к этапам всероссийской олимпиады школьников по географии осуществлялась на основании следующих документов:

-          приказа Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27.12.2018 г. № 1763 «Об утверждении государственного задания на оказание услуг (выполнение работ) автономному учреждению дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Институт развития образования» на 2019 год и плановый период 2019 и 2020 годов» (в редакции приказа ДОиМП от 16.10.2019 г. № 1763);

-          приказа автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования» от 06.09.2019 г. № 313-о «Об организации работ по разработке методического обеспечения

(электронных ресурсов) подготовки обучающихся к этапам всероссийской олимпиады школьников по 21-му общеобразовательному предмету»;

-          методических рекомендаций по разработке заданий и требований к проведению школьного и муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по географии в 2019-2020 учебного года, разработанных центральной предметно-методической комиссией всероссийской олимпиады школьников по географии.

Целью подготовки обучающихся к олимпиаде по предмету с помощью электронного олимпиадного тренажёра является контроль и систематизация знаний обучающихся по географии в период подготовки к этапам всероссийской олимпиады школьников, повышение интереса к предмету. 

Электронный тренажер по предмету «Географии» представляет собой форму объективной оценки качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры к школьному и муниципальному этапам всероссийской олимпиады школьников по географии с использованием заданий стандартизированной формы.

Данный ресурс будет полезным как для проверки и контроля знаний обучающихся, так и для углубленного изучения материала по географии. Применение технологии дистанционной подготовки к олимпиаде позволит улучшить качество знаний обучающихся за счет эффективного сочетания новых информационных, коммуникационных технологий, а также создаст условия для непрерывного образования участников всероссийской олимпиады школьников во внеурочное время.

 

1. Характеристика методического обеспечения электронного ресурса для подготовки обучающихся 8 классов к этапам всероссийской олимпиады школьников «Олимп Югры» по географии

 

1.1. Краткая характеристика материалов, разработанных для электронного ресурса по подготовке обучающихся 8 классов к этапам всероссийской олимпиады школьников по географии

Методическое обеспечение электронного ресурса – олимпиадного тренажера по подготовке обучающихся к этапам всероссийской олимпиады школьников по географии (8 класс) - включает в себя пакет из 60 олимпиадных заданий. Вопросы разработаны на основе требований центральной предметно-методической комиссии к проведению и составлению олимпиадных заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по географии 2018/2019 учебного года. Олимпиадные задания составлены на основе Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 18 ноября 2013 г. №1252 (в ред. приказов Минобрнауки России от 17.03.2015 г. № 249, от 17.12.2015 г.  № 1488 и от 17.11.2016 г. № 1435) с учетом особенностей перевода их в тестовый формат с автоматической проверкой. Он создан на основе открытого банка заданий школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников, проводимого на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. 

Задания олимпиадного тренажера позволяют установить степень освоения обучающимися материала повышенного уровня сложности по предмету и их готовность к участию в школьном и муниципальном этапах всероссийской олимпиады школьников. Содержание олимпиадного тренажера определяется на основе федеральных государственных образовательных стандартов и примерной программы основного общего образования по географии, а также методических рекомендаций центральной предметно-методической комиссии по разработке заданий и требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по географии в 2019/2020 учебном году. 

При составлении комплекта заданий принимались во внимание особенности структуры школьной программы. Вопросы тренажёра сформированы по принципу «накопленного итога» и охватывают содержание курсов «География. Начальный курс», «География материков и океанов», «География России. Природа». Тренажёр нацелен на определение уровня готовности обучающихся 8 классов к этапам всероссийской олимпиады школьников. Выполнение заданий электронного тренажёра требует знания общих географических закономерностей; характеристик природы (геологическое строение, рельеф, климат, почвы, растительность, животный мир, природные зоны и ландшафтные области; водные объекты суши; мировой океан) материков и отдельных стран мира; географических особенностей природы основных районов России.

В электронном тренажёре использованы тестовые задания закрытого и открытого типов. При этом большая часть тестовых заданий закрытого типа. Тестовые задания закрытого типа предусматривают несколько (чаще 4) варианта ответов на поставленный вопрос, среди которых лишь один является правильным. Один из видов закрытых тестовых заданий – задания множественного выбора, которые предполагают наличие вариативности в выборе. Из ряда предлагаемых вариантов ответов участнику олимпиады необходимо выбрать один или несколько ответов, являющихся правильными (или неправильными) элементами списка и др. Это задания с предписанными ответами, что предполагает наличие ряда предварительно разработанных вариантов ответов на заданный вопрос. Другим видом закрытых тестовых заданий являются задания на восстановление соответствия, в которых необходимо найти или приравнять части, элементы, понятия – конструкциям, утверждениям; восстановить соответствие между элементами двух (и более) списков. Еще одним видом закрытых тестовых заданий являются задания на восстановление последовательности, когда одним из рядов является время, расстояние или иной континуальный конструкт, который подразумевается в виде ряда. 

К тестовым заданиям открытого типа относятся задания двух видов. Первый вид открытых тестовых заданий – задания-дополнения (другое название: задания с ограничением на ответ). Выполняя их, участники должны самостоятельно давать ответы на вопросы, но их возможности ограничены. Ответ выглядит в виде слова (значка, символа и т. д.) на месте пробела или многоточия. Второй вид открытых тестовых заданий – задания свободного изложения или свободного конструирования. Они предполагают свободные ответы участников по сути задания. На ответы не накладываются ограничения. Чаще всего это задания вида: закончите предложение (фразу), впишите вместо многоточия правильный ответ, дополните определение, то есть вместо многоточия можно вписать словосочетание, фразу, предложение.  Для ответа на открытые тестовые задания необходимо не просто знать правильный ответ, но прийти к нему на основе логических заключений, основанных на знаниях основных закономерностей физической географии. В отдельных вопросах использованы иллюстрации: схемы, картосхемы, рисунки, фотографии.

 Ориентация на активную деятельность обучающихся в процессе работы с олимпиадным тренажером, привлечение широкого круга географических источников, создают предпосылки по выявлению обучающихся ориентированных на результативное участие в олимпиаде на школьном и муниципальном уровне с возможностью дальнейшего успешного участия на региональном и заключительном этапах олимпиады. Всё указанное выше позволяет учителю-наставнику качественно дифференцировать обучающихся, работающих с олимпиадным тренажером по уровню их подготовки по предмету.

Особенностью олимпиадного тренажера является то, что здесь нет разборов задач и вопросов, только их автоматическая проверка, поэтому очень важна роль педагоганаставника в объяснении того или иного вопроса.

На основе данного методического пособия будет разработан тренажер по подготовке обучающихся к этапам всероссийской олимпиады школьников по географии в системе дистанционного обучения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры АУ «Института развития образования» на базе обучающей платформы Moodle. Тренажёр доступен по электронному адресу в сети интернет http://do.hmao.pro/course/index.php?categoryid=54 в разделе «Олимп Югры». Для удобства пользователя на «Стартовой» странице системы дистанционного обучения АУ «Институт развития образования», расположенного по электронному адресу http://do.hmao.pro/, отображена вся необходимая информация, позволяющая осуществлять быстрый переход и навигацию по разделам электронного ресурса (размещена ссылка перехода на тренажер «Олимп Югры» и в верхнем левом углу указан перечень предметов, заложенных в олимпиадный тренажер). Переход на электронный ресурс осуществляется с помощью удобной ссылки-перехода в виде баннера посредством нажатия на него. Взаимодействие пользователей с системой осуществляться посредством визуального графического интерфейса.

 

1.2. Структура материалов электронного ресурса подготовки обучающихся 8 классов к этапам всероссийской олимпиады школьников по географии

В электронном тренажёре представлены тестовые задания различной степени сложности, которые направлены не столько на контроль знаний, сколько на проверку умения логически мыслить и делать собственные заключения. Содержание заданий, в частности формулировка постановочных вопросов, в подавляющем большинстве своём носит обучающий характер.

Особое внимание в содержательной части тестовых заданий уделяется формированию умений учащихся решать тестовые задания аналитическим путём посредством нахождения причинно-следственных связей между отдельными явлениями и элементами.

При разработке данного тренажёра использованы четыре основные формы тестовых заданий – закрытая, открытая, задания на установление соответствия и установление правильной последовательности.

Подавляющая часть заданий имеет закрытую форму, когда учащийся только фиксирует правильный ответ.  Открытый тип заданий, когда предлагается самостоятельно определить верный ответ, встречается значительно реже. Такой подход к конструированию тестовых заданий в полной мере согласуется со сложившимся в последние годы опытом централизованного тестирования учащихся.

При составлении заданий автор-составитель опирался не только на знания, получаемые школьником в рамках уроков и учебного материала, но также и на широкие информационные возможности современного образовательного пространства.

Олимпиадный тренажер включает 60 заданий, которые разделены по 6 темам (таблица

1). 

Таблица 1

Распределение заданий электронного ресурса - олимпиадного тренажера для подготовки обучающихся 8 классов к этапам всероссийской олимпиады школьников по географии по темам

Олимпиадный материал состоит из следующих типов заданий:

Множественный выбор (ученик выбирает ответ на вопрос из нескольких предложенных ему вариантов, причем вопросы могут предполагать один или сразу несколько правильных ответов, также могут быть представлены картинки, карты, и др.).

       Пример № 1. Перед Вами часть листа топографической карты. Определите азимут по прямой линии от ветряной мельницы на паромную переправу

 а) 70˚; 

б) 110˚;   

в) 250˚; 

г) 290˚*

*- правильный ответ

Пример № 2. Перед Вами четыре точки, каждая из которых имеет нижеприведённые координаты. Между какими двумя точками расстояние наименьшее:

1)   20ºс.ш. 10ºз.д.; 2) 40ºс.ш. 10ºз.д.; 3) 20ºс.ш. 10ºв.д.; 4) 40ºс.ш. 10ºв.д. Ответ: 2) и 4)

Верно/Неверно (ответ на вопрос, ученик выбирает между двумя вариантами "Верно" и "Неверно").

       Пример № 3. Про эту маленькую страну говорят, что Бог создал море, а её жители – берега: более половины её территории ограждено от моря плотинами, а 2000 ветряных мельниц выполняют роль специальных насосов, откачивающих воду. Через описание, легко угадываются Нидерланды. Выберите правильный ответ. 1)           верно* 

        2)        неверно

*- правильный ответ

   Вопросы на соответствие (каждому элементу ответов первой группы нужно сопоставить элемент ответов второй группы).

Пример № 4. Найдите соответствие между городом и его образным названием, встречающимся, например, в поговорках, литературе, разговорной речи. 1)             Архангельск;                                    а) Северная Пальмира;

2)                 Калуга;                                              б) нефтяная столица России;

3)                 Нижневартовск;                                в) «ворота в Арктику»; 4)         Санкт-Петербург;                             г) колыбель Космонавтики Ответ  1в; 2г; 3б; 4а.

Короткие ответы (ответом на вопрос является слово, допускается несколько правильных ответов с различными оценками). Представляет собой открытый тип заданий, когда предлагается самостоятельно определить верный ответ.

Пример № 5. На данной карте представлены регионы России лидеры по запасам одного из видов минерального сырья. Определите, что можно найти в кимберлитовой трубке?  

 а) табак; 

б) золото;   

в) алмазы;* 

 г) нефть 

*- правильный ответ

              Числовой (то же, что и короткий ответ, только на выполнение вычислительных операций, числовой ответ может иметь заданный интервал предельно допустимой погрешности отклонения от правильного значения).

Пример № 6. Какова действительная протяжённость маршрута, если на карте масштаба        1:2 200 000 она составляет 5 см?  Ответ: 110 км.

              Задания на восстановление последовательности

     Пример № 7. Проранжируйте горные страны России в зависимости от их абсолютной высоты: 

1) Сихотэ-Алинь;    2) Алтай;    3) Восточный Саян;    4) Урал

Ответ 2,3,1,4 

              Множественный выбор в сочетании с коротким ответом

Пример № 8. Поработайте с фотографией. В последние годы Россия начинает активно вести добычу углеводородного сырья на морском шельфе. Выберите верную строку, в которой указаны все моря России, где уже действуют подобные сооружения. Как называется данная конструкция? 

 

а) Балтийское, Карское, Берингово моря; 

б) Каспийское, Баренцево, Охотское моря*;   

в) Чёрное, Белое, Чукотское моря; 

г) Азовское, Каспийское, Японское

Ответ:  Нефтяная платформа  (допускается вариант – буровая морская платформа). 

              Решение географических задач

     Пример № 9. На представленных фотографиях Вы видите природные объекты всемирного наследия (список ЮНЕСКО) расположенные на территории нашей страны. Зная особенности данных объектов, Вам не составит труда определить строку, в которой в правильной последовательности перечислены географические регионы России, где были сделаны фотографии?

 

       а)                                 б)                                               в)                                             г)        

1.  а) Северный Кавказ,    б) Западная Сибирь,   в) Русская равнина,   г) Крым;

2.  а) Западная Сибирь,    б) Урал,   в) Дальний Восток,    г) Северный Кавказ;

3.  а) Восточная Сибирь,  б) Западная Сибирь,      в) Крым,       г) Урал;

4.  а) Западная Сибирь,    б) Северный Кавказ,    в) Восточная Сибирь,  г) Дальний  Восток* *- правильный ответ

Пример № 10. В нашей стране в акватории Северного Ледовитого океана круглогодично действует лишь один порт. Назовите порт и физико-географическую особенность, предопределившую круглогодичную навигацию в этих водах.

Ответ:  порт – Мурманск; круглогодичная навигация возможна, так как прибрежные воды не замерзают по причине отепляющего влияния проходящего в этих водах тёплого течения.

 

1.3. Распределение заданий электронного ресурса по содержанию, видам умений и способам действий

Электронный тренажер построен на основе требований к предмету «География», где в основной школе содержание географического образования построено на комплексной, интегральной основе, синтезируя два основных блока – физическую географию, а также социально – экономическую.

В таблице 2  представлено распределение заданий олимпиадного тренажера по видам проверяемых умений и способам действий. 

Таблица 2

Распределение заданий олимпиадного тренажера по географии по видам проверяемых умений и способам действий

Основные умения и способы действий

Обозначение заданий в олимпиадном тренажера

Умение работать с географическими картами и моделями Земли

1-3, 6, 7, 9, 25,  28–30,

32

Умение ориентироваться в терминах и понятиях физической географии

5, 11–13, 18, 24, 26

Умение выявлять географические особенности размещения объектов, явлений

10, 21, 22, 31, 35, 36,

43, 45, 46, 54, 58

Умение анализировать географические характеристики территории и отдельных географических объектов (процессов)

23,33, 34, 39, 41, 42,47,

49, 51, 53, 56, 57, 60

Умение оценивать природные ресурсы для хозяйственного использования

 48, 50

Умение анализировать статистические данные

37, 38, 40

Умение           использовать   принципы       причинно-следственного        и пространственного анализа для изучения географических процессов и явлений

8, 16,17, 19, 44, 52, 55,

59  

Знание основных закономерностей физической географии

4. 14, 15, 20, 27

Итого:

60

 

Распределение заданий олимпиадного тренажера по уровню сложности

В олимпиадный тренажер включены задания двух уровней сложности. К первому уровню сложности отнесено 24 задания, второй уровень сложности имеют 36 заданий.

Продолжительность работы в электронном тренажере по географии

На выполнение всех заданий олимпиадного тренажера обучающимся потребуется не менее 3 часов. Примерное время выполнения отдельных заданий составляет: для каждого задания первого уровня сложности – 2-3 минуты;

для каждого задания второго уровня сложности – 5-10 минут.

 

1.4. Рекомендации для педагогов-наставников по использованию электронного ресурса для подготовки обучающихся 8 классов к этапам всероссийской олимпиады школьников по географии

Тренажер предназначен для качественной подготовки к этапам всероссийской олимпиады школьников по географии. После изучения основных вопросов, решения заданий вместе с преподавателем рекомендуется самостоятельно, без использования дополнительных материалов, попытаться ответить на предложенные вопросы. Задания, которые вызовут трудности, покажут вам, на какие вопросы нужно обратить еще внимание.

Пользовательский интерфейс ресурса «Олимп Югры» обеспечит наглядное, интуитивно понятное представление структуры размещенной на нем информации (краткая характеристика ресурса, его предназначение, особенности работы с тренажером), в графической форме представлен алгоритм работы с ресурсом, размещена инструкция по регистрации на ресурсе, в верхнем левом углу и внизу расположены ссылки перехода на образовательные предметы. 

Электронный тренажер позволит пользователю познакомиться с типами заданий, включаемых в олимпиадные материалы по географии, понять их степень сложности, определить и оценить уровень собственной подготовки. 

Для начала работы с ресурсом, пользователю необходимо создание учетной записи – регистрация на электронном ресурсе «Олимп Югры» (для удобства размещена подробная пошаговая инструкция по регистрации). После регистрации, пользователю необходимо выбрать предмет из предложенного перечня (гости не имеют доступа к электронному ресурсу, необходимо войти в систему). Регистрация необходима для возможности сохранения результатов тестирования и их просмотра в любое время. Педагоги-наставники могут отслеживать и контролировать прохождение каждого раздела и уровня сложности (виден процент правильных ответов).

Во время работы над заданиями электронного олимпиадного тренажера не рекомендуется открывать дополнительные вкладки на компьютере. Это поможет вам максимально приблизить себя к реальному выполнению олимпиадных заданий, где нельзя пользоваться никакими дополнительными материалами.

Самый действенный способ подготовки к олимпиаде – интервальные повторения. Старайтесь создать условия для регулярного решения заданий по географии с помощью электронного олимпиадного тренажера, например, раз в неделю. Задания необходимо решать вразнобой, из разных типов заданий. 

Тестирующая система состоит из одного окна, в котором отображаются вопрос, альтернативы ответа на него, элементы пользовательского интерфейса и информационные панели. Часть вопросов снабжена рисунками, которые позволяют более наглядно передать смысл вопроса. При завершении тестирования участнику и педагогу-наставнику видно, где ученик допустил ошибку. Также выдается подсказка, в случае если ответ неверный, с указанием верного ответа, и где допущена ошибка, если ответ частично верный.

 

2. Олимпиадные задания для электронного ресурса по подготовке обучающихся 8 классов к этапам всероссийской олимпиады школьников по географии

 Олимпиадные задания представлены в форме тестовых вопросов, распределенных по темам и уровням сложности (таблица 3). В заданиях на выбор из представленного списка правильный ответ отмечен символом «*».

Таблица 3 Олимпиадные задания электронного ресурса по подготовке обучающих 8 классов к этапам всероссийской олимпиады школьников по географии

 

  № п/п

Тестовые вопросы

Уровень сложности

Тема 1. Географическая карта

1.

 Перед Вами часть листа топографической карты. Определите азимут по прямой линии от ветряной мельницы на паромную переправу

а) 70˚; 

б) 110˚;   

в) 250˚; 

г) 290˚*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2.

Расставьте острова и архипелаги по увеличению длины тени от предметов в полдень 21 сентября: 

1) Ирландия;  2) Огненная Земля;  3) Галапагос;  4) Мадагаскар Ответ 3, 4, 1, 2

2

 

Перед Вами четыре точки, каждая из которых имеет нижеприведённые координаты. Между какими двумя точками расстояние наименьшее:

2

 

 

1)20ºс.ш. 10ºз.д.; 2) 40ºс.ш. 10ºз.д.; 3) 20ºс.ш. 10ºв.д.; 4) 40ºс.ш. 10ºв.д. Ответ 2) и 4)

 

3.

 

 

Самолёт, вылетел из города N  в город М в юго-западном направлении, обратно он будет возвращаться по азимуту 225˚. 

верно неверно*

1

4.

По плану местности, изображенному на рисунке,  определите относительную высоту холма, на котором расположена ветряная мельница 

Ответ:   11 метров   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

5. 

Изолиниями называются линии на карте, соединяющие точки с равными значениями определённой величины. Для отображения значений, каких характеристик используются изогиеты? а) передают плановые очертания форм рельефа суши;

б) характеризуют количество атмосферных осадков, выпавших за определённый период*;

в) отображают точки на дне океана или любого другого водоема одинаковой глубины, т.е. формируют подводный контур;

г) с их помощью ученые оценивают и сравнивают климатические особенности тех или иных регионов планеты.

1

6.

Определите море, если с мыса Байрон к нему надо двигаться по азимуту 0º, а с мыса Йорк 90º. а) Тиморское; 

б) Коралловое*;   

в) Тасманово; 

г) Фиджи

2

7.

Координаты города Ханты-Мансийска – 61°00′15″ с. ш. и 69°00′06″ в. д. Если провести ось через этот город и геометрический центр

2

 

 

Земли, то каковы будут координаты точки выхода другого конца оси? 

а) 61°00′15″ ю. ш. и 69°00′06″ з. д.  

б) 38°59′35″ ю. ш. и 110°59′54″ з. д.

в) 55°57′00″ ю. ш. 57°56′32″ з. д.

г) 61° 00ʹ 15ʺ ю. ш., 110° 59ʹ 54ʺ з. д. *

 

8.

Какова действительная протяжённость маршрута, если на карте масштаба        1:120 000 она составляет 5 см? 

Ответ: 6 км.

1

9.

)

)

Можно ли с пристани увидеть школу в селе Михалино?  да  нет*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Тема 2. Оболочки Земли

10.

Как называются горные породы, изменённые в условиях большого давления и высокой температуры в глубине земной коры? а) осадочные; 

б) метаморфические*;   

в) вулканические; 

г) магматические

1

11.

Прибор, записывающий малейшее сотрясение земной коры, называется …  . а) осадкомер; 

б) гигрометр;   

в) сейсмограф*

г) барометр

1

12.

Выберите правильный ответ:

Основная масса атмосферы сосредоточена в … а) тропосфере*

1

 

 

б) стратосфере;   

в) верхних слоях атмосферы; 

г) равномерно распределена по всей атмосфере

 

13.

Определите точку по описанию:

Это единственная точка в Северном полушарии не участвующая в суточном вращении Земли  вокруг  своей  оси.   Здесь  нет  суточной  смены  дня  и  ночи  и любая точка на поверхности Земли всегда расположена по отношению к ней в одном направлении. Что это за точка?

*правильный ответ:   Северный географический полюс    

2

14.

При    подъеме         над      уровнем        моря   атмосферное             давление уменьшается на 1 мм ртутного столба на каждые: а) 100,5 м; 

б) 10,5 м*;   

в) 150 м; 

г) 1,5 м  

1

15.

Реши задачу:

Альпинисты поднялись      на высочайшую        вершину         Кавказа гору Эльбрус. 

Какое атмосферное давление они там будут испытывать?

 

Ответ: 223 мм.рт.ст.

2

16.

Во время полёта стюардесса сообщила, что температура воздуха за бортом минус 34°С, а у поверхности Земли + 17° С. На какой высоте летит самолёт? а) 10 500 м; 

б) 8 500 м*;   

в) 6 500 м; 

г) 4 500 м

2

17.

На рисунке изображено четыре озера и реки, впадающие в них. Какое озеро является пресным? (Стрелки указывают направление течения).

1

 

 

 

 

 

Ответ: Г

18.

Как называется прибор:

а) определяющий направление ветра - …; 

б) определяющий количество осадков - …;   

в) определяющий влажность воздуха - …; 

      г) измеряющий атмосферное давление - …?

Ответ: 

а) флюгер; 

б) осадкомер;   

в) гигрометр; 

      г) барометр

1

19.

Восстанови правильно цепочку причинно - следственных связей:

     А) образование ветра;

     Б) разница в нагревании моря и суши;

     В) разница в давлении

        ( Запиши ответ в виде буквенной последовательности) Ответ: Б – В - А

2

Тема 3. Главные особенности природы Земли          

20.

21 марта лучи солнца падают под прямым углом на параллель:  

а) 23,5° с.ш.,       б) 0° ш.,*       в) 23,5° ю.ш.,       г) 66,5° с.ш.

1

21.

На какой параллели наблюдаются полярный день и полярная

ночь?  а) 30° ю.ш.,        б) 50° с.ш.,       в) 60° ю.ш.,          г) 70° с.ш.*

1

22.

Установите соответствие. Какому из ветров подходит следующая характеристика:

1)              местное название северо-восточного зимнего муссона, дующего с ноября по март из Сахары в сторону Гвинейского залива;

2)              на арабском языке означает «шквалистый» ветер пустыни, сметающий всё на своём пути; 

3)              сухой, изнуряюще жаркий ветер, дующий в странах Ближнего

Востока;

4)              сухой ветер в Северной Африке                                                                а) сирокко;    б) харматан;         в) самум;         г) хамсин Ответ: 1б; 2в; 3г; 4а.

 

2

 

23.

У какого побережья Африки расположен остров Мадагаскар? а) Северо-восточного;

б) Северо-западного;

в) Юго-восточного;*

г) Юго-западного

1

24.

Самая «быстрая» из нижеперечисленных литосферных плит: а) Наска;

б) Кокос;*

в) Южно-Американская;

г) Индо-Австралийская

1

25.

Расставьте геологические периоды истории развития Земли в хронологической последовательности: 

1) Силурийский;  2) Пермский;  3) Триасовый;  4) Ордовикский Ответ: 4, 1, 2, 3

2

26.

Триасовый период развития жизни на Земле характеризуется: а) появлением первых млекопитающих;*

б) расцветом земноводных;

в) появлением примитивных птиц;

г) расцветом рептилий

2

27.

В эпоху герцинской складчатости возникли горы: а) Урал и Пиренеи;

б) Кордильеры и Аппалачи;

в) Атлас и Гималаи;

г) Тянь-Шань и Большой Водораздельный хребет*

2

28.

К вулканам Тихоокеанского «огненного кольца» не относится: а) Котопахи;

б) Камерун;*

в) Ключевская Сопка;

г) Катмай

1

29.

Летний максимум осадков, характерен для полуостровов: а) Флорида и Юкатан;   

б) Корейский и Индостан;*

в) Апеннинский и Малая Азия;

      г) Скандинавский и Ютландия

2

Тема 4. Океаны и материки. Страны и народы.

30.

Назовите глубоководный жёлоб, расположенный в северо-западной части Тихого океана, названный по цепи островов и полуострова, который находится к западу от него.

Ответ: Курило-Камчатский жёлоб 

2

31.

Выберите холодное течение Атлантического океана: а) Гианское; 

б) Бенгельское*;   

в) Сомалийское; 

      г) Калифорнийское

1

32.

Наибольшей высоты приливная волна отмечается: а) в Пенжинской губе; 

1

 

 

 

б) в Калифорнийском заливе;   

в) в заливе Фанди;* 

      г) в Бискайском заливе

 

33.

 

Расставьте регионы Южной Америки в порядке увеличения количества выпадающих здесь осадков:

а) Патагония;  б) Ла-Плата;  в) Атакама;  г) Амазония Ответ: в, а, б, г

2

34.

 

Для какого региона мира характерно это явление? а) Северная Америка; 

б) Северная Африка*;   

в) Северная Европа; 

г) Юго-Восточная Азия

1

35.

 

В какой  из ниже перечисленных стран Центральной Америки, столица государства называется так же, как и сама страна? а) Эквадор; 

б) Гватемала*;   

в) Гондурас; 

      г) Никарагуа

1

36.

 

Дерево, лист которого красуется на государственном флаге этого государства, растёт только в его юго-восточной части, занимающей всего 5% территории страны, правда проживают там 2/3 всех её жителей. Что это за страна?

 Ответ: Канада

2

37.

 

Про эту маленькую страну говорят, что бог создал море, а её жители – берега: более половины её территории ограждено от моря плотинами. 2000 ветряных мельниц выполняют роль специальных

 

 

)

)

насосов, откачивающих воду. Через описание, легко угадываются Нидерланды.

 верно*  неверно

2

38.

 

На языке аборигенов эта страна именуется «Аотеароа» «Страна большого белого облака». Географически эта страна расположена в

2

 

 

юго-западном углу треугольника, который образует Полинезию. Национальным символом этой страны является птица киви, изображение которой находится на ее гербе.

О какой стране идёт речь? 

1.  Самоа;

2.  Филиппины;

3.  Новая Зеландия*;

4.  Мальдивы

 

39.

По уровню жизни эта страна относится к наиболее развитым странам мира, а по структуре производства и экспорта её можно отнести к развивающимся странам. Первоначально её называли

 

)

)

Новой Голландией, а осваивать первыми страну стали англичане, сослав сюда в 1868 г. около 155 000 осуждённых соотечественников.  Конечно, Вы узнали, что эта страна Австралия.

 верно*  неверно

1

Тема 5. Особенности природы и природные ресурсы России.

40.

Определите, какой ветер изображён на фотографии?  а) баргузин;*   

б) бора;

в) самум;

      г) чинук

1

41.

Проранжируйте горные страны России в зависимости от их абсолютной высоты: 

1) Сихотэ - Алинь;    2) Алтай;    3) Восточный Саян;    4) Урал Ответ: 2,3,1,4 

2

 

 

На данной карте представлены регионы России лидеры по запасам одного из видов минерального сырья. Определите, что можно найти в кимберлитовой трубке? 

а) табак; 

б) золото;    

в) алмазы;* 

      г) нефть

2

42.

Какая крайняя точка России имеет наибольшую абсолютную высоту?

а) северная; 

б) южная*;   

в) западная; 

      г) восточная

1

43.

Эти моря соединяет пролив. Одно из них окраинное, а второе внутреннее. Средняя глубина первого в 2-3 раза больше, чем второго, а площадь в 15,5 раза больше. Первое море расположено севернее, но его юго-западные берега не замерзают. А второе – южнее, но большую часть года (около 7 месяцев) оно покрыто льдами. Назовите эти моря и пролив их соединяющий?

Ответ: Баренцево и Белое моря, пролив Горло.

2

44.

В городах Томск, Нижневартовск, Сургут и Салехард решили построить телебашню.В каком из городов шпиль башни будет выше всего над уровнем моря, при одинаковой высоте металлической конструкции?

Ответ:  Томск

2

45.

Выберите вариант, в котором указаны реки внутреннего стока:

а) Москва, Вятка, Миасс;

б) Самара, Тура, Урал;

2

 

 

в) Ока, Сура, Терек;*

г) Уфа, Волга, Кубань

 

46.

Какая из перечисленных территорий расположена в пределах сейсмического пояса? а) остров Сахалин;* 

б) архипелаг Северная Земля;   

в) полуостров Таймыр; 

г) полуостров Ямал  

1

47.

 Определите территорию России по приведённому ниже описанию природной зоны:                                                                                    Весь

год      держатся        низкие            температуры,            осадки             выпадают       редко, преимущественно    в          виде    снега,             растительность         карликовая, встречаются лемминги и песцы, бывают полярные ночи и дни.  а) архипелаг Северная Земля; 

б) Остров Ольхон;   

в) Остров Колгуев;*  

г) Командорские острова

2

48.

 

Поработайте с фотографией. В последние годы Россия начинает активно вести добычу углеводородного сырья на морском шельфе. Выберите верную строку, в которой указаны все моря России, где уже действуют подобные сооружения. Как называется данная конструкция?   

а) Балтийское, Карское, Берингово моря; 

б) Каспийское, Баренцево, Охотское моря*;   

в) Чёрное, Белое, Чукотское моря; 

г) Азовское, Каспийское, Японское

 Дополнение:  Нефтяная платформа  (допускается вариант – буровая морская платформа).

2

Тема 6. Крупные природные комплексы России  

49.

На западе берега Русской равнины омывает море, которое древние греки называли Янтарным.  Ко II веку н.э. оно называлось

2

 

 

Венедским, по имени племени венедов. В IX веке его называли Варяжским и Славянским. Как называется море сейчас?  

Ответ: Балтийское море

 

50.

 

 

 

 

Найдите соответствие между городом и его образным названием, встречающимся, например, в поговорках, литературе, разговорной речи.

Архангельск;                                    а) Северная Пальмира;

Калуга;                                              б) нефтяная столица России;

Нижневартовск;                               в) «ворота в Арктику»; Санкт-Петербург;                            г) колыбель Космонавтики Ответ: 1в; 2г; 3б; 4а.

2

51.

На представленных фотографиях Вы видите природные объекты  всемирного наследия (Список ЮНЕСКО) расположенные на территории нашей страны. Зная особенности данных объектов, Вам не составит труда определить строку, в которой в правильной  последовательности перечислены географические регионы России, где были сделаны данные фотографии?

 

                          а)                                                                б) 

 

                      в)                                                            г)         

1.а) Северный Кавказ, б) Западная Сибирь, в) Русская равнина, г) Крым;

2.а) Западная Сибирь, б) Урал, в) Дальний Восток, г) Северный Кавказ;

3.а) Восточная Сибирь, б) Западная Сибирь, в) Крым, г) Урал;

4.а) Западная Сибирь, б) Северный Кавказ,  в) Восточная Сибирь,  г) Дальний Восток*

2

52.

Эта узкая и протяжённая возвышенность с максимальной абсолютной высотой 471м располагается в европейской части России. Она служит водоразделом для рек бассейна одного океана.

Здесь    добывают     бокситы     и     другие    полезные    ископаемые

2

 

 

осадочного происхождения. Определите, что это за возвышенность? 

а) Валдайская возвышенность;

б) Тиманский кряж*;

в) Жигулёвские горы;

 г) Сибирские Увалы

 

53.

 

Вы, конечно, узнали объект, расположенный на заднем плане фотографии. А как иначе называются «неудавшиеся вулканы», которые видны на переднем плане фотографии?  а) лакколиты;*

б) меннониты;   

в) белемниты; 

г) терриконы

2

54.

Интереснейший район мира, с вулканами, ледниками, долиной гейзеров,       водопадами и          грязевыми    котлами,             живописен    и загадочен, словно ожившая сказка.

а) полуостров Чукотка;

б) остров Сахалин;

в) полуостров Камчатка;*

  г) полуостров Крым

1

55.

 

Перед Вами один из типичных пейзажей Норвегии. В каком

2

 

географическом регионе России можно увидеть подобные формы рельефа, пусть и меньшие по размерам? а) Северный Кавказ; 

б) Европейский Север;*  

в) Западная Сибирь; 

г) Дальний Восток

 

56.

В нашей стране в акватории Северного Ледовитого океана круглогодично действует лишь один порт. Назовите порт и физикогеографическую особенность, предопределившую круглогодичную навигацию в этих водах.

Ответ:  порт –  Мурманск; проходящее в этих водах тёплое течение.

2

57.

 Какие из озёр лежат ниже уровня моря?

а) Эльтон и Баскунчак;*

б) Чаны и Телецкое;

в) Ханка и Пясино;

  г) Ладожское и Чудское

 

 

1

58.

 

Перед вами космический снимок одного из самых узнаваемых природных объектов мира полностью расположенный на территории России. Назовите город, основанный в 1661 году вблизи данного объекта, ставший центром освоения русскими Восточной Сибири.

Ответ: Иркутск

2

 

 

Список литературы

1.        Агафонов, В. К. Настоящее и прошлое Земли: Общедоступная геология и минералогия / В. К. Агафонов. – М. : Книжный клуб Книговек : Терра – Terra, 2014. – 336 с.

2.        Амбурцев, Р. А., Богачев, Д. В., Жеренков, А. Г., Даньшин, А. И., Исаченко, Г. А.,

Кириллов, П. Л., Лев, И. А., Лобжанидзе, А. А., Лысенко, А. В.,   Мазеин, Н. В., Наумов,          

А. С., Панин, А. В., Соколова, К. А., Усков, В. А. Всероссийская олимпиада школьников по географии. Задания третьего (тестового) тура // География в школе. – 2013 – № 8. – С. 42-44. 

3.        Амбурцев, Р. А., Богачев, Д. В., Лобжанидзе, А. А., Варенцов, М. И., Кириллов, П. Л.,

Лев, И. А., Исаченко, Г. А., Наумов, А. С., Лысенко, А. В., Жеренков, А. Г., Кингсеп, К. А.,

Соколова, Д.В. Задания тестового тура XXIII Всероссийской олимпиады школьников по географии // География и экология в школе XXI века. – 2014  – № 7. – С. 64-67 

4.        Баринова, И. И., Наумов, А. С. XII Всероссийская олимпиада школьников по географии: заключительный этап // География и экология в школе XXI века. –  2013 – № 6. – С. 35-41.  5. Белан, Л. Г., Гречкина, Ю. А., Торопова, Л. Г. Предметные олимпиады 6-11 класс. География. – М. : Учитель, 2016. – 111 с. 

6.                Белаш, Н. Ю., Даньшин, А. И., Денисов, Н. Б., Климанов, В. В., Климанова, О. А., Наумов, А. С. Задачи олимпиад по географии – 95 : экспериментальное учебное пособие / под ред. А. С. Наумова. — М. : МИРОС, 1996. – 96 с. 

7.                Богачев, Д. В. Лысенко, А. В., Наумов, А. С., Усков, А. А., Кириллов, П. Л., Мазеин,

Н. В., Варенцов, М. И. Задания III тестового тура XX Всероссийской олимпиады школьников по географии // География и экология в школе XXI века – 2011 – № 6. – С. 75-77. 

8.                Богачев, Д. В., Данилов, В. А., Даньшин, А. И., Кириллов, П. Л., Лев, И. А., Мозгунов,

Н. А., Наумов, А. С., Соколова, Д. В. Задания практического тура и анализ ответов школьников // География и экология в школе XXI века. –2013. – № 6. – С. 59-68. 

9.                Богачев, Д. В., Даньшин, А. И., Кириллов, П. Л., Лев, И. А., Мозгунов, Н. А., Наумов, А. С., Соколова, Д. В. Олимпиадные задания по географии. Полевые маршруты и практические задания на местности: 9-11 классы. – М. : Русское слово, 2015. – 167 с.

10.            Болысов, С. И., Даньшин, А. И., Денисов, Н. Б., Климанов, В. В., Наумов, А. С. Московская городская олимпиада по географии // География. – 1995. – № 28.  – С. 43.  11. Всероссийская олимпиада школьников по географии: методическое пособие / сост.

А.С. Наумов. – М. : АПК и ППРО, 2005. – 127 с.

12.            География: от урока к экзамену: сборник задач. Книга для учителя / под ред. А.С. Наумова. – М. : Просвещение, 1999. – 87 с.

13.            Даньшин, А. И., Денисов, Н. Б., Климанов, В. В., Наумов, А. С., Xолина, В. Н., Щеголев, А. В. Задачи по географии: учебно–методическое пособие / под ред. А. С. Наумова. – М. : МИРОС, 1993. – 105 с.

14.            Иванова, М. Б. Пермская краевая олимпиада школьников по географии // География для школьников. – 2009. – № 2. – С. 48-52.

15.            Иванова,        М.       Б.,        Циберкин,      Н.        Г.,        Постников,    Д.        А.,       Орлова,          А.        Г.,                  

Лучников, А.С. Задания отборочного этапа олимпиады «Юные таланты. География» // География для школьников. – 2013. – № 3. – С. 36-41.

16.            Иванова,        М.       Б.,        Циберкин,      Н.        Г.,        Постников,    Д.        А.,       Орлова,          А.        Г.,                  

Лучников, А.С. Многопредметная олимпиада Пермского государственного университета

«Юные таланты» по предмету «География» // География для школьников. – 2012. – № 4. – С. 28-31. 17. Кунха, С. Ф., Наумов, А. С. Как готовиться к олимпиаде по географии. По материалам олимпиад National Geographic и Всероссийской олимпиады. —М. : Аст: Астрель, 2008. – 223 с.

18.            Московская олимпиада школьников по географии [Электронный ресурс]: сайт. –  URL: http://mosgeo.olimpiada.ru/ (дата обращения: 02.12.2019).

19.            Наумов, А. С. География. Олимпиады. – М. : Дрофа, 2011. – 82 с.

20.            Олимпиада Пермского государственного национального исследовательского университета «Юные таланты» [Электронный ресурс]: сайт – URL: http://olymp.psu.ru/disciplines/geography/home.html (дата обращения: 02.12.2019).

21.            Олимпиада школьников по географии. Портал Русского географического общества [Электронный ресурс]: сайт – URL: http://olympiad.rgo.ru/ob-olimpiade/vserossijskayaolimpiada/ (дата обращения: 02.12.2019).

22.            Олимпиада школьников СПбГУ по географии. Факультет географии и геоэкологии. Санкт-Петербургский государственный университет [Электронный ресурс]: сайт – URL: http://www.geo.spbu.ru/howto/olymp/geo/ (дата обращения: 02.12.2019). 23. Олимпиады по географии. 6-11 классы: методическое пособие / под ред. О.А. Климановой, А.С. Наумова. – М. : Дрофа, 2002. – 80 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель

Александр Петрович Гудков

 

 

Под общей редакцией

Ирины Юрьевны Акентьевой

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение электронного ресурса подготовки обучающихся к этапам всероссийской олимпиады школьников

«Олимп Югры» по географии

(8 класс)

 

Сборник методических материалов

 

 

 

 

 

 

 

 

Оригинал-макет изготовлен методическим отделом

АУ «Институт развития образования»

 

 

 

 

 

 

Формат 60*84/16. Гарнитура Times New Roman. Заказ № 716. Усл.п.л. 1,8. Электронный ресурс.

 

 

 

Институт развития образования

 

 

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

628011, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 13

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)