Сборник для учителя физической культуры
Подвижные игры
«Горячая комета»
Слова:
Ты лети, горячая комета,
Быстро, быстро по рукам.
У кого горячая комета,
Тот подпрыгивает сам!
Играющие становятся в круг на расстоянии шага друг от друга. Воспитатель дает одному из ребят мяч.
По команде учителя: «Начинай!» дети передают мяч по кругу, при этом четко произнося слова.
Тот, у кого на слово «сам» оказывается мяч, начинает подпрыгивать, а дети сопровождают его прыжки словами: «Раз, два, три!». Игра повторяется, мяч передается по кругу дальше.
«Что пропало»
Инвентарь: несколько предметов (игрушки, кегли, обручи, скакалка и др.).
Инструкция. На игровой площадке ведущий раскладывает 4—5 предметов. Дети в течение одной минуты рассматривают предметы, стараясь их запомнить. Затем по команде дети становятся спиной к игровой площадке, а ведущий в это время убирает один из предметов. Дети поворачиваются и называют пропавший предмет. Выигрывает тот, кто ошибется меньшее количество раз.
«Узнай друга»
Цель: развитие тактильных ощущений, слухового внимания, памяти, умения ориентироваться в пространстве.
Количество игроков 8—12.
Инвентарь: повязки на глаза.
Инструкция. Одной половине детей завязывают глаза и дают им возможность походить по игровой площадке. Далее им предлагается, не снимая повязки, найти и узнать друг друга. Узнавать можно с помощью рук — ощупывая волосы, одежду. Затем, когда друг узнан, игроки меняются ролями.
Вариант: если игрок не может узнать другого ребенка при помощи ощупывания, можно предложить попытаться узнать его по голосу.
«Дотронься до...»
Цель: формирование у ребенка представлений о цвете, форме, размерах и других свойствах предметов, развитие быстроты реакции.
Количество игроков может быть любым.
Инструкция. Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до... синего!» Игроки должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников игры в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета каждый раз меняются, кто не успел вовремя среагировать, становится ведущим.
Варианты
1. Можно называть не только цвета, но и формы или размеры предметов. Например, «Дотронься до... круглого», «Дотронься до... маленького!»
2. Возможно и усложнять команду за счет сочетания цвета и формы и т.д., например , «Дотронься до... красного квадратного!»
3. Дети могут «искать ответы» не только в одежде, но и среди игрушек, инвентаря.
«Кот и воробушки»
Цель: развитие быстроты реакции, равновесия, способности детей к звукоподражанию. Количество игроков 6-14.
Инвентарь: подвижная опора (бревно), обруч.
Количество игроков 10—15.
Инструкция. На одной стороне площадки на бревне стоят дети. Это «воробушки» на «жердочках». В стороне сидит игрок — «кот». Он спит. Ведущий говорит: «Воробушки, полетели!» Воробушки спрыгивают с жердочек и, расправляя крылья и чирикая (чив-чив-чив), разлетаются во все стороны. По сигналу «Кот идет!» «кот», мяукая, ловит «воробушков». Спастись от «кота» можно, только запрыгнув на свою жердочку. Выигрывает тот «воробушек», который ни разу не попался в лапы «кота».
Варианты
1. Вместо бревна можно использовать обруч, встав в пего на одну ногу.
2. «Воробушки» могут не просто летать по площадке, а «купаться» или «клевать крошки» в заранее отмеченных местах, расположенных очень близко к спящему «коту».
Методические указания
· Игру следует повторять несколько раз. «Котом» (водящим) становится самый ловкий и быстрый «воробушек».
· Эту игру особенно любят дошкольники и дети младших классов.
«Рыбаки и рыбки»
Цель: улучшение координации движений, формирование способности вести совместные действия с партнером, развитие точности движений
Инструкция. Двое игроков — «рыбаки» — берут друг друга за руки, образуя «невод». Все остальные — «рыбки». «Рыбаки» ловят «неводом» «рыбок». Пойманные дети берутся с «рыбаками» за руки, увеличивая «невод». Игра продолжается до тех пор, пока не останутся две непойманные «рыбки». Они — победители.
Вариант: та же игра, по с речитативом, который произносят «рыбаки», до того, как начнут ловить «рыбок»:
Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. Рыбка-рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать.
Во время речитатива «рыбки» плавают, выполняя различные плавные движения руками. После слов «Мы хотим тебя поймать» «рыбки» разбегаются по поляне, а «рыбаки» ловят их.
Методические указания
· Нельзя ловить «разорванным неводом», то есть расцеплять руки.
· «Рыбаки» не должны хватать «рыбок» за руки или за одежду.
«Горячий мяч»
Цель: формирование вертикальной позы в положении сидя, развитие равновесия, координации движений, внимания.
Инвентарь: фитбол.
Инструкция. Дети сидят в кругу и по команде начинают передавать фитбол из рук в руки по часовой стрелке. По команде «Стоп!» мяч останавливается на каком-либо играющим, который выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один ребенок — победитель.
Варианты
1. По команде ведущего меняется направление передачи фитбола.
2. При большом количестве играющих в игре используются два фитбола.
Методические указания. Ведущему следует напоминать детям об осанке.
«Два барана»
Цель: развитие равновесия, координации движений, формирование мышечного корсета.
Инвентарь: фитбол.
Инструкция. Играют по два человека. Педагог обозначает чертой «мост», на котором происходит битва «двух баранов». Два ребенка сидят на фитболах и пытаются столкнуть партнера с мяча или с «моста». Выигрывает сильнейший, а на «мост» приглашаются следующие участники.
«Веселый мяч»
Цель: формирование вертикальной позы в положении сидя, навыка правильной осанки, пространственного ориентирования, речи.
Инвентарь: фитбол.
Инструкция. Играют 5—6 человек в исходном положении сидя по-турецки в кругу. Дети, проговаривая стихи про мяч, перекатывают фитбол от одного к другому в произвольном направлении:
Ты катись, веселый мяч, быстро-быстро по рукам, У кого веселый мяч, Тот исполнит песню нам.
Методические указания. Ведущий должен следить за правильной осанкой детей.
«Длинные ноги, короткие ноги»
Цель: укрепление мышц брюшного пресса, ног, развитие внимания.
Инвентарь: фитбол.
Инструкция. Сидя на полу, в упоре руками сзади (или на фитболе). По команде педагога «Длинные ноги!» дети выпрямляют ноги и поднимают их вверх. По команде «Короткие ноги!» дети поднимают вверх согнутые в коленях ноги.
Варианты
1. Если ребенок недостаточно устойчиво сидит, можно выполнять задание, лежа на спине на полу.
2. Можно выполнять задание на фитболе.
Методические указания. Ведущий стоит рядом с играющими, страхуя их от падения с фитбола.
«Запрещенное движение»
Цель: развитие внимания, координации движений и пространственного ориентирования.
Инвентарь: фитбол.
Инструкция. Игра выполняется в исходном положении лежа. Педагог обозначает «Запрещенное движение», так, например, фитбол в руках, опущенных вниз. Дети повторяют все движения преподавателя, кроме «запрещенного». Выбывают из игры тот, кто ошибся, остается один выигравший ребенок.
Вариант: игра может выполняться в исходном положении сидя или стоя, в зависимости от двигательных возможностей ребенка.
Методические указания. Выбывшие из игры дети сидят на гимнастической скамейке с правильной осанкой.
«Охотник и утки»
Цель: укрепление мышц туловища, плечевого и тазового пояса, развитие координации движений рук и ног.
Инвентарь: фитбол.
Инструкция. Двумя полосками на полу обозначаются с одной стороны зала «озеро», с другой — «камыши». В «камышах» сидит охотник. Дети — «утки» в положении на четвереньках толкают фитбол головой от «озера» до «камышей». Педагог при этом говорит следующие слова:
Ну-ка утки, кто быстрей доплывет до камышей, Самой ловкой за победу Сладкое дадут к обеду.
Побеждает та «утка», которая быстрее доберется от «озера» до «камышей».
Методические указания. Ведущий награждает победителя.
«Дракон кусает хвост»
Цель: формирование вертикальной позы в положении стоя и при ходьбе, развитие пространственного ориентирования и внимания.
Количество игроков 5—6.
Инвентарь: фитбол.
Инструкция. Дети становятся друг за другом и крепко держатся за впереди стоящего. В руках первого ребенка фитбол — «голова дракона», последний ребенок — «хвост». «Голова» должна поймать «хвост», дотронувшись до него мячом.
Методические указания. «Голова» должна поймать «хвост», дотронувшись до него мячом так, чтобы не разорвалось «тело дракона».
«Путешествие»
Цель: развитие воображения, фантазии, закрепление двигательных умений.
Инструкция. Заранее подготавливается зал, каждый предмет в нем получает определенное название, которое применяется в путешествии.
· Гимнастическая стенка — «Корабль». Ребенок имеет право перемещаться по ней любым способом, но вставать на пол нельзя.
· Обручи — «Острова». Если острова близко друг от друга — ребенок делает прыжок, если расстояние большое — прыжок на остров с ноги на ногу.
· Баскетбольное кольцо — «Ключ к открыванию дверей». Чтобы продолжить путешествие, нужно попасть мячом в кольцо.
· Канат — «Лианы». Нужно встать из положения сидя, взявшись за канат и перебирая руками.
· Мишени для метания на стенках — «Хищные звери». Нужно теннисным мячом попасть в мишень, при промашке попытка повторяется.
· Наклонная скамейка, поставленная на гимнастическую стенку (третья рейка снизу), — «Мостики на корабль». Нужно, подтянувшись, забраться на корабль.
· Три скамейки вместе — «Переправа через реку». Ребенок должен проползти на четвереньках спиной вперед.
· Ворота между двумя гимнастическими скамейками — «Провести разведку». Нужно проползти, стараясь не задеть ворота.
Играющие начинают путешествие с любой «станции». Побеждает не тот, кто первым закончит дистанцию, а тот, кто успешнее справится с препятствиями.
Методические указания
· По окончании игры дети обязательно должны обменяться впечатлениями, а ведущий определяет самого лучшего путешественника и назначает его на следующее занятие капитаном. Такой подход формирует у ребенка стремление к качественному выполнению каждого указания, что и приводит к незаметному, безболезненному освоению двигательных умений.
· Можно использовать не только станции двигательных действий, но и станции загадок, поговорок, рисунков, кроссвордов, отгадываемых вместе с родителями.
«Рыбы, птицы, звери»
Цель: развитие быстроты реакции, внимания, обогащение словарного запаса.
Количество игроков может быть любым.
Инвентарь: волейбольный или теннисный мяч.
Инструкция. Все играющие становятся полукругом на расстоянии 4—5 метров от водящего, который держит в руках волейбольный или теннисный мяч. Водящий, бросая кому-либо из играющих мяч, произносит одно из трех слов: «рыбы», «птицы», «звери». Если названо, например, слово «рыбы», играющий должен поймать мяч, сделать шаг вперед и тут же вернуть его водящему, быстро назвав любую рыбу, например, сказать: «Щука». Тот, кто не успевает дать нужный ответ или повторяет его, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто не сделал ни одной ошибки. Победитель становится водящим.
Методические указания. Игра повторяется 2—3 раза.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.