Сборник практических работ по истории России XX века

  • docx
  • 09.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Samostoyatelnaya_rabota_po_kursu_Istoria.docx

Те ма 1. Возникновение и развитие древнерусского раннефеодального государства. Русь в IX – XIII веках

 

Основные исторические понятия и термины:

Племенной союз; дружина; князь; родовая и соседская община; вече; норманская теория; натуральное хозяйство; бояре; дума; вотчина; «людины»; холопы и челядь; смерды; рядовичи; закупы; формация; феодализм; христианство; православие; «отчина»; княжество; республика; посадник; тысяцкий; владыка; Сунгирь; «Русская правда»; Золотая Орда; иго; ярлык; ордынский выход; баскаки.

Персоналии:

Г.Миллер; Г.Байер; А.Шлецер; М.В.Ломоносов; Рюрик; Олег; Игорь; Ольга; Святослав; Владимир Красное Солнышко; Ярослав Мудрый; Юрий Долгорукий; Андрей Боголюбский; Всеволод Большое Гнездо; Александр Невский; Чингисхан; Бату (Батый).

Контрольные вопросы и задания:

1.Какие племена жили на территории будущего древнерусского государства? Проблема этногенеза восточных славян.

2.Каково было государственное устройство Киевской Руси?

3.Как крещение Руси повлияло на ее историю?

4.Какова была внешняя политика Киевской Руси?

5.В чем заключалось своеобразие древнерусской культуры?

6.Каковы причины упадка и распада Древней Руси?

7.В чём сходство и различие перехода к политической раздробленности на Руси и в Западной Европе?

8.Какова роль князей Владимиро-Суздальской Руси?

9.Назовите и охарактеризуйте памятники Владимиро-Суздальской Руси?

10.В чем значение Сунгирской находки?

11.Какое точки зрения существуют по вопросу о последствиях монголо-татарского нашествия для Руси?

12.В чем конкретно заключалось монголо-татарское иго?

 

Тема 2. Российское государство в XIV-XVII веках

 

 

Основные исторические понятия и термины:

   Удел; феодальная иерархия; ересь; конфискация; иконопись; феодальная война; централизация; монархия; поместье; Юрьев день; уезд; наместник; царь; Земский собор; Избранная рада; судебник; местничество; приказы; стрелецкое войско; опричнина; земщина; Речь Посполитая; «Домострой»; «заповедные годы»; патриаршество; Смута; самозванец; Семибоярщина; ополчение; интервенция; мануфактура;рынок; товарно-денежные отношения; ярмарка; дворянство; Соборное уложение; купец; самодержавие; крепостничество; воевода; «бунташный век»; крестьянская война; церковный раскол; старообрядцы; капитализм.

Персоналии:

Иван Калита; Дмитрий Донской; Феофан Грек; Дионисий; Сергий Радонежский; Иван Ш; Иван Грозный; А.Адашев; Сильвестр; А.Курбский; Иван Федоров; Борис Годунов; Василий Шуйский; Иван Болотников; Кузьма Минин; Дмитрий Пожарский; Михаил Романов; Филарет; Алексей Романов; Богдан Хмельницкий; Степан Разин; патриарх Никон; протопоп Аввакум; Симон Ушаков; Ермак; Семен Дежнев; Ерофей Хабаров.

Контрольные вопросы и задания:

1.Почему Москва возглавила процесс объединения русских земель?

2.Почему только спустя 100 лет после Куликовской битвы пало монголо-татарское иго? Что позволило его свергнуть?

3.При каком князе Москва становится столицей княжества?

4.Перечислите предпосылки объединения Русского государства.

5.Какие последствия для развития Русского государства имело монголо-татарское иго?

6.В чем заключаются особенности объединения русских земель  в единое государство?

7.Как вы думаете, какое государство сложилось в России в результате реформ Ивана IV?

8.Когда в России учреждено патриаршество? Какое значение это имело для России? Кто был первым русским патриархом?

9.Каковы основные направления, цели и задачи внешней политики Ивана IV?

10.Какие отрасли культуры получили наибольшее развитие в XIV-XVI вв? Назовите наиболее значительные памятники этой эпохи.

11.Каковы предпосылки Смутного времени начала XVII века?

12.Какие обстоятельства послужили решающей причиной развала Первого и успеха Второго ополчения?

13.Какое политическое, экономическое, социальное и юридическое значение имело Соборное уложение 1649 г.?

14.В чем сущность церковной реформы, проводившейся в 1653 г.?

15.Каковы основные направления внешней политики России в XVII в.? Проанализируйте действия на каждом направлении. Где, по-вашему, были достигнуты наибольшие успехи?

16.Назовите старые и новые тенденции, проявившиеся в русской культуре XVII в.


 

Тема 3. Российская империя в XVIII – XIX веках

 

Основные исторические понятия и термины:

Феодально-абсолютистское государство; империя; протекционизм; меркантилизм; податное сословие; контрибуция; имперская политика; десятина; «догоняющая» модель развития страны; социально-классовая структура общества; земство; класс; сословие; мещане.

 

Персоналии:

Петр I; Елизавета П.; Екатерина II; Павел I; Александр I; Николай I; Александр II; Александр Ш; Н.А.Милютин; К.Д.Кавелин; А.Н.Радищев; Е.И.Пугачев; А.Д.Меньшиков; А.В.Суворов; А.А.Румянцев; Ф.Ф.Ушаков; Карл XII; Б.П.Шереметьев; И.С.Кочубей; Мазепа; Г.А.Потемкин; Ж.-Ж.Руссо; Д.Дидро.

 

Контрольные вопросы и задания:

1.Чем были вызваны петровские реформы?

2.В чем сущность социально-экономических и политических реформ Петра I?

3.Каковы основные результаты реформ Петра I? За счет чего они были достигнуты?

4.В чем проявилась преемственность в деятельности Петра I и Екатерины II?

5.Выясните основные черты и сущность политики «просвещенного абсолютизма».

6.Что такое политика «меркантелизма» и ее значение для России?

7.Какую задачу ставил в свое царствование Павел I и как он пытался ее решить?

8.Каковы причины реформ 60-х – 70-х гг. XIX в?

9.Могла ли крестьянская реформа 1861г. быть более радикальной?

10.Каковы последствия и значение Великих реформ для России?

11.Какое воздействие на развитие страны оказали контрреформы Александра Ш?

 

Тема 4. Россия в начале XX века.

 

Основные исторические понятия и термины:

Революционная ситуация; революция; стратегия; тактика; программа и устав политических партий; парламентаризм; национализм; шовинизм; двоевластие; Думский прогрессивный блок; альтернативы развития страны; путч; доктрина мировой революции; декрет.

 

Персоналии:

Г.В.Плеханов; В.И.Ленин; Л.Д.Троцкий; Ю.О.Мартов; В.М.Чернов; П.Б.Струве; В.И.Вернадский; П.Н.Милюков; П.Д.Долгоруков; А.И.Гучков; И.Г.Церетели; Н.С.Чхеидзе; А.И.Дубровин; П.А.Столыпин; Г.Е.Зиновьев; Л.Б.Каменев; И.В.Сталин; А.Ф.Керенский; Б.В.Савинков; Л.К.Корнилов; М.И.Лакин; Ф.А.Благонравов; А.Н.Асаткин; Н.П.Растопчин; Ф.Н.Самойлов; И.С.Токарев; Л.М.Белоконская; И.А.Завадский; Н.С.Абельман; А.Н.Барсуков; С.А.Чистов.

 

Контрольные вопросы и задания:

1.Какие задачи стремились решить классы и их партии в революции 1905-1907 гг.?

2.Как развивалось стачечное движение во Владимирской губернии (1905-1907 гг.)?

3.Каковы причины поражения революции?

4.Каковы итоги первой буржуазно-демократической революции в России 1905-1907 гг.?

5.Назовите основные причины Февральской революции 1917 г.

6.Почему возникло двоевластие в России в 1917 г.?

7.В чем проявились кризисы Временного правительства?

8.Почему так быстро было свергнуто Временное правительство?

9.Чем можно объяснить рост популярности партии большевиков к осени 1917 г.?

10.В чем состоит историческое значение Великой Октябрьской социалистической революции и какое влияние она оказала на историческое развитие мира?

11.Почему переход власти к Советам во Владимирской губернии произошел мирным путем?

 

 

Тема 5. Экономическое и социально-политическое развитие Советской страны в 20-е – 30-е годы ХХ в.

 

Основные исторические понятия и термины:

Новая экономическая политика; коллективизация; огосударствление; раскрестьянивание; расказачивание; деклассирование; культ личности; тоталитаризм; фашизм; ударничество; стахановское движение.

Персоналии:

Н.И.Бухарин; Г.К.Орджоникидзе; С.М.Киров; М.И.Калинин; Л.П.Берия; Н.И.Ежов; М.Н.Рютин; А.Я.Чаянов; Н.Д.Кондратьев; Н.И.Вавилов; К.Э.Циолковский; А.Ф.Иоффе; С.И.Вавилов; П.Л.Капица; С.Н.Бернштейн; С.Л.Соболев; И.В.Мичурин; Д.Н.Прянишников; Б.Д.Греков; М.Н.Тарле; М.Н.Тихомиров; А.М.Горький; М.А.Шолохов; С.Я.Маршак; К.И.Чуковский; Д.Шостакович; Д.Кабалевский; С.Прокофьев; И.Дунаевский; А.Стаханов; А.Бусыгин; Е.Виноградова; М.Виноградова; П.Кривонос.

 

Контрольные вопросы и задания:

1.В чем проявился кризис в Советской стране после окончания гражданской войны и иностранной военной интервенции?

2.Назовите положительные результаты новой экономической политики.

3.В чем проявился так называемый «демонтаж» НЭПа?

4.Назовите источники индустриализации.

5.С чем связан переход к форсированной коллективизации сельского хозяйства в конце 20-х – начале 30-х годов ХХ в.?

6.Какие последствия для страны имела реализация курса на форсированную индустриализацию и коллективизацию?

7.Какие задачи культурного строительства решались в 20-е – 30-е годы ХХ века?

8.Как проводилась борьба с неграмотностью на территории нашего края?

9.Что Вы знаете о деятелях науки и культуры – уроженцах Владимирского края?

10.Почему не удалось предотвратить Вторую мировую войну?

11.Какие обстоятельства заставили Советское правительство заключить пакт о ненападении с Германией в августе 1939 г.?

 

 

Тема 6. Великая Отечественная война советского народа

 

Основные исторические понятия и термины:

«Превентивная война»; экспансия; коренной перелом в ходе войны; антигитлеровская коалиция; второй фронт; ленд-лиз; движение Сопротивления; «двухсотники»; «трехсотники»; партизанское движение.

 

Персоналии:

И.В.Сталин; Г.К.Жуков; К.К.Рокоссовский; И.С.Конев; А.М.Василевский; К.А.Мерецков; П.К.Пономаренко; С.К.Тимошенко; В.И.Чуйков; З.А.Космодемьянская; А.М.Матросов; Е.Чайкина; Н.Ф.Гастелло; А.В.Лопатин; О.Кошевой; У.Громова; Л.Шевцова; С.Тюленин; И.Земнухов; С.Д.Василисин; Н.Г.Молев; Е.И.Пичугин; В.А.Дегтярев; Ф.Рузвельт; У.Черчилль; А.Гитлер; Паулюс.

Контрольные вопросы:

1.Какие мероприятия осуществляло Советское государство в первые месяцы войны?

2.Какие факты говорят о руководящей роли Коммунистической партии в мобилизации всех сил  страны на отпор фашистам Германии и их союзникам?

3.Как проходил процесс перевода народного хозяйства СССР на военные рельсы?

4.Какой год стал годом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и почему?

5.Какова роль партизанского и подпольного движения в годы Великой Отечественной войны?

6.Назовите основные стратегические операции, проведенные Красной Армией в период Великой Отечественной войны.

7.Когда сформировалась антигитлеровская коалиция? Как развивались отношения СССР с союзниками в годы войны?

8.Почему высадка союзников во Франции произошла только в 1944 г.?

9.Какую роль сыграла Красная Армия в победе над Германией и Японией? Как ее оценивают современники?

10.Какие подвиги совершили наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны?

11.Какая помощь фронту была оказана населением Владимирского края в годы Великой Отечественной войны?

 

 

Тема 7. СССР в послевоенном мире (1945-1985 гг.)

 

Основные исторические понятия и термины:

Мирное сосуществование государств с различными общественно-политическими системами; Организация Объединенных Наций (ООН); Организация Варшавского Договора (ОВД); Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ); НАТО; режим народной демократии; «холодная война»; Карибский кризис; «Пражская весна»; «оттепель»; совнархоз; космополитизм; реабилитация; номенклатура; диссидентство; стагнация; генетика; кибернетика.

Персоналии:

Н.С.Хрущев; Г.М.Маленков; Л.И.Брежнев; А.Н.Косыгин; А.А.Громыко; Д.Ф.Устинов; М.А.Суслов; Ю.В.Андропов; К.У.Черненко; Ф.Кастро; Д.Кеннеди; А.Д.Сахаров; А.И.Солженицын.

Контрольные вопросы и задания:

1.В чем причины распада мира на противоположные системы после Первой и Второй мировых войн и образования НАТО и Варшавского договора?

2.Каковы факторы быстрого восстановления разрушенного войной народного хозяйства?

3.Дайте характеристику политического и социально-экономического положения страны в послевоенный период.

4.Какие политические изменения произошли в жизни народов СССР после смерти И.В.Сталина?

5.Выделите основные направления социально-экономических реформ первой половины 50-х – начала 60-х годов ХХ в.

6.Каковы причины Берлинского и Карибского кризисов?

7.Какие изменения произошли в методах руководства страной в 60-е – 70-е годы ХХ века?

8.Каковы причины неудачи экономической реформы 1965 г.?

9.В чем проявился глубокий кризис советского общества в начале 80-х годов ХХ века?

10.Покажите роль СССР в смягчении международной обстановки (50-е – 70-е годы ХХ в.).

11.Проанализируйте причины свертывания разрядки международной напряженности в конце 70-х годов ХХ века.

12.Чего хотел добиться Ю.В.Андропов и каким образом?

13.Каковы основные тенденции развития духовной сферы в СССР в 60-80 гг. ХХ в.?

 

 

Тема 8. Россия в конце ХХ – начале ХХI вв.

 

Основные исторические понятия и термины:

«Перестройка»; демократия; плюрализм; «новое политическое мышление»; рыночная экономика; менталитет; толерантность; рейтинг; народный фронт; гласность; консенсус; «перезагрузка»; человеческий фактор; теневая экономика; приватизация; рейдерство; путч; терроризм; конституция; маркетинг; инфляция; стабилизация; кризис.

Персоналии:

М.С.Горбачев; Е.К.Лигачев; Б.Н.Ельцин; А.А.Собчак; Е.Т.Гайдар; В.С.Черномырдин; Е.М.Примаков; А.Чубайс; В.В.Путин; Д.А.Медведев; Б.А.Грызлов; Г.А.Зюганов; Б.Немцов; Г.Явлинский; В.В.Жириновский; Г.Каспаров; В.Лукашенко; В.Ющенко; Д.Буш; Б.Обама; Н.Саркози; А.Меркель; М.Тетчер; С.Берлускони; А.П.Александров; И.В.Курчатов; Л.Д.Ландау; П.Л.Капица; Ж.Алферов; С.П.Королев; Д.С.Лихачев; С.Н.Лысенкова; В.Ф.Шаталин; Е.И.Ильин; Ш.А.Амонашвили; Б.Н.Полевой; Г.Я.Бакланов; В.В.Быков; В.П.Некрасов; В.П.Астафьев; В.Г.Распутин; В.М.Шукшин; А.П.Платонов; Б.Л.Пастернак; Е.А.Евтушенко; А.А.Вознесенский; Б.Ш.Окуджава; Д.А.Гранин; Б.Акунин; И.Глазунов; А.Шилов.

Контрольные вопросы и задания:

1.Какие факторы экономической и политической жизни СССР привели к «перестройке» в середине 80-х годов ХХ века?

2.Докажите, почему в обществе существуют противоположные точки зрения на «перестройку».

3.Как оценивается роль М.С.Горбачева в событиях, приведших к развалу СССР?

4.Чем были вызваны события августа 1991 г. и октября 1993 г.? Каковы их последствия?

5.Какие изменения произошли в экономике, политике и нравственном состоянии общества в 90-е гг. ХХ века?

6.Каковы причины развала СССР? Можно ли было сохранить Советский Союз?

7.Каковы причины войны в Чечне и как повлияли боевые действия в Чечне на моральное и социально-экономическое состояние населения Чечни и России?

8.Как взаимодействуют Россия  и страны ближнего зарубежья?

9.Каковы новые ориентиры внешней политики России в 90-е гг. ХХ – начале ХХI веков?

10.Как развиваются отношения между Россией и США и как они влияют на мировое сообщество. Что такое «перезагрузка»?

11.Каковы взаимоотношения России и Европы?

12.Какова расстановка политических сил в современной России?

13.Что такое молодежная субкультура?

14.Каково, по вашему мнению, состояние культуры в современной России?

15.Назовите права и обязанности граждан по Конституции Российской Федерации.