Павлодарская область, Павлодарский район,
ГУ «Чернорецкая средняя общеобразовательная школа №1»
Сборник текстов для проверки техники чтения в начальной школе
Павлодар,2015год
Рецензент:
Авторы- составители:
Творческая группа учителей начальных классов ГУ «Чернорецкой СОШ №1»:
Рамазанова Г.С.
Нургажинова А.Т.
Пособие адресовано учителям начальных классов. Оно содержит специально подобранные художественные тексты, позволяющие в течение учебного года объективно оценить знания, умения и навыки младших школьников.
Пояснительная записка
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:
· навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя);
· умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и разбором текстов учебной книги. При выставлении отметки по чтению необходимо одновременно учитывать следующее:
· понимание учащимся прочитанного текста;
· способ (целыми словами, по слогам), правильность, беглость, выразительность чтения;
· владение речевыми навыками и умениями работать с текстом.
Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеют свои специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанного), то во втором – четвертом классах чтение постепенно становится обязательным умением, крайне необходимым при овладении знаниями по другим предметам. Младший школьник по окончании начальной школы должен овладеть синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники чтения и понимания. Поэтому в начальной школе периодически проверяется скорость чтения вслух. Нужно помнить, что темп чтения от 40 слов в минуту при чтении вслух с переходом на чтение целыми словами дает возможность воспринимать только фактическую сторону текста. Смысловое понимание возникает при темпе чтения не менее 60 слов в минуту при способе чтения целыми словами. Владение синтетическим чтением вслух на уровне 90 слов в минуту обеспечивает углубленное понимание прочитанного. Вот почему под особым контролем учителя должна быть и техническая сторона чтения, то есть знания, умения и навыки по технике чтения на определенном отрезке времени.
Нормы оценивания техники чтения в начальной школе
Класс |
Первое полугодие |
Второе полугодие |
1 |
Правильное, осознанное и плавное слоговое чтение с четким проговариванием слогов и слов. Темп чтения – не менее 20-25 слов в минуту. |
Осознанное, правильное чтение целыми словами. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам. Темп чтения – не менее 30-40 слов в минуту. |
2 |
Осознанное, правильное чтение словами с соблюдением логических ударений. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам. Темп чтения - не менее 40-50 слов в минуту. |
Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений, пауз и интонаций. Темп чтения – не менее 55-60 слов в минуту. |
3 |
Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста. Темп чтения – не менее 60-70 слов в минуту. |
Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста. Темп чтения – не менее 65-75 слов в минуту. |
4 |
Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию. Темп чтения – не менее 75-80 слов в минуту. |
Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию. Темп чтения – не менее 85-95 слов в минуту. |
Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
· искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
· неправильная постановка ударений (более двух);
· чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
· непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
· неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
· неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
· нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
· нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
· монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочёты:
· не более двух неправильных ударений;
· отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
· осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
· неточности при формулировке основной мысли произведения;
· нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
В государственном общеобязательном стандарте начального образования указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:
· способ чтения – чтение целыми словами;
· правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
· скорость чтения – установка на нормальный для читающихся темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
· установка на постепенное увеличение скорости чтения.
О чтении вслух говорится в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся 1-4 классов» Учебной Программы по предметам образовательной области «Язык и литература» уровня начального образования:
формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания;
выпускник начальной школы должен уметь читать осознанно текст (про себя) без учета скорости.
1- й класс
Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.
2-й класс
Переход к осознанному, правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя. Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.
3-й класс
Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.
4-й класс
Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста.
Оценка понимания прочитанного:
Высокий уровень – самостоятельно придумывает название, выражающее главную мысль прочитанного текста.
Средний уровень – выбирает наиболее точное название текста из нескольких предложенных.
Низкий уровень – правильно отвечает на вопросы.
0 уровень – прочитанный текст не понимает или улавливает отдельные детали.
Таблица показателей уровня чтения учащихся ______ класса
Дата проверки:____________
Цель проверки: выявить уровень чтения – технику чтения и понимание прочитанного текста.
Учитель: ________________
Ассистент:_______________
№ |
Фамилия уч-ся |
Способ чтения |
Кол-во ошибок |
Темп чтения |
Уровень понимания прочитанного |
Отметка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тексты для проверки техники чтения
1 класс
ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ
КОШКА
Спала кошка на крыше. Она сжала лапки. Села около кошки птичка. Не сиди близко, птичка. Кошки очень хитры.
Куда села птичка?
18 слов. (Л.Н. Толстой)
ДЕДУШКА
Мальчики Миша и Серёжа жили у деда. Они помогали деду сушить сеть. Дедушка учил мальчиков ловить рыбу. Ребята любили работать с дедом.
1. Где жили мальчики?
2. Чему учил дедушка мальчиков?
(23 слова). (Л.Н. Толстой).
ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ
ЛЕВ, МЕДВЕДЬ И ЛИСИЦА
Лев и медведь добыли мясо и стали за него драться. Медведь не хотел уступать, и лев не уступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли. Лисица увидала их мясо, подхватила его и убежала.
1. Что добыли звери?
2. Кому досталось мясо?
(35 слов). (Л.Н. Толстой)
В роще
Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мёд с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Зайчик бежал к ручью. Ручей журчал по камням. Он работал. Ручей поил чистой водой людей и животных.
1. Куда пришли дети?
2. Что увидели дети в роще?
3. Что делал ручей?
(38 слов). (К.Ушинский).
Сторож
У утки были пушистые утята. Однажды лисица утащила утку. Мы научили собаку водить к реке утят. Вот собака важно идёт к реке. Утята спешат за ней. Утята ныряют в воде. Потом они гуляют на лугу. Собака сидит и зорко охраняет утят.
1. Что сделала лисица?
2. Чему мы научили собаку?
3. Что делали утята?
(41 слово). ( А. Седугин).
Звездная дорога.
В давние времена жила девушка. Взяла она однажды горсть золы и бросила её на небо. Зола рассыпалась там, и по небу пролегла звёздная дорога.
С тех пор эта звёздная дорога освещает ночью Землю мягким светом, чтобы люди возвращались домой не в полной темноте и находили свой дом.
1. Что бросила девушка на небо?
2. Для чего нужна звездная дорога?
(47 слов). (Притча)
2 класс
ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ.
Курочка.
Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошел дождь. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила и заквохтала. Это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, у кого глаз выглядывает. Не страшен дождь цыплятам!
1. Где ходила курочка с цыплятами?
2. Как спрятала курочка цыплят от дождя?
(52 слова). ( Е. Чарушин).
Хлеб – всему голова
На столе лежит тёплый хлеб. Он так вкусно пахнет! У него такая золотистая корочка! Это от огня позолота на нём.
Да и не только от огня.
Большой путь проделал хлеб. Сначала золотые руки зерно посеяли. Урожай растили.
В золотом стебельке выросло зерно. Каждое утро серебряной росой умывался каждый колосок. Жаркое солнышко вбирало в себя каждое зёрнышко. Силой наливалось зерно.
1. Объясни название текста. Почему хлеб –всему голова?
2. Как ты понимаешь выражения «золотые руки», « серебряная роса»?
(59слов). (Т. Коломиец).
ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ
Петух и павлин
Давным-давно, в
незапамятные времена, самым красивым и стройным из всех зверей и птиц был
петух. И был он очень горд этим. Вел себя петух важно, надменно и заносчиво. И
ни с кем из зверей и птиц не разговаривал. Только павлин был его единственным
другом.
На бедном павлине не было даже мало-мальски
приличной одежды.
1. Кто был самым красивым и стройным из всех зверей и птиц?
2. Как вел себя петух?
3. Кто был его единственным другом?
(53 слова) (Казахская народная сказка)
Золотой подснежник
После холодной, суровой зимы все ждут весну. Кто открывает весну?
Весну цветов открывает ранний первенец – мать – и – мачеха. Этот золотой подснежник растёт на солнечных глинистых склонах. Мать – и – мачеха распускается раньше всех трав – до выставки ульев, до вылета первых пчёл, до ледохода.
Цветёт этот чудесный цветок около двух месяцев.
1. Кто открывает весну?
2. Где растет золотой подснежник?
3. Когда он распускается?
(51 слово). ( К. Пронин).
Старый друг
Был у Светланы зайчик. Не живой, не настоящий,
но очень красивый.
Серый, ушки в середине розовые, а хвостик белый, пушистый, похожий на снежинку.
Своего зайчика Светлана любила. Играла, спать с собой клала и другим детям давала поиграть.
Но вот износился зайчик. Сначала хвостик у него оторвался, потом ушко.
А шерстка сбилась и вытерлась.
Увидел зайчика Юра и говорит:
- Какой некрасивый заяц!
Подошла Галя и спрашивает:
- Зачем тебе такой старый, такой бесхвостый заяц?
1. Каким был зайчик?
2. Каким он стал?
3. Что сказали дети?
(74 слова). ( В. Карасёва)
3 класс
ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ
Сивка- бурка
Жил- был старик, и было у него три сына. Младшего все Иванушкой – дурачком звали. Посеял раз старик пшеницу, да только повадился кто-то ту пшеницу мять да топтать.
Вот старик и говорит сыновьям:
- Милые мои дети! Стерегите пшеницу каждую ночь по очереди, поймайте вора!
Настала первая ночь.
Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать.
Забрался он на сеновал и проспал до утра.
Приходит утром и говорит:
- Всю ночь я не спал, пшеницу стерёг, а вора не видел.
1. Как звали младшего сына?
2. Что велел старик сыновьям?
(80 слов). ( Русская народная сказка).
Осень в лесу
Прошёл сентябрь. После знойного лета, после августовских теплых дней наступила золотая осень. По опушкам лесов еще растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опенки.
В моховых болотах ожерельем рассыпано по кочкам румяная клюква. На освещенных солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.
Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчетливо разносятся голоса.
На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка.
По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака.
1. Почему раннюю осень называют золотой?
2. Какие грибы появляются в лесу осенью?
3. С чем автор сравнивает румяную клюкву?
( 87 слов). (И.С. Соколов - Микитов).
ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ
О дельфинах
Когда рассказывали о дельфинах, которые помогали тонущим морякам, люди не верили, что дельфины такие «умные», и считали это баснями.
Но вот стали изучать дельфинов и убедились, что это правда.
Дельфины «разговаривают» между собой.
Дельфины очень дружны.
Они помогают не только друг другу.
Дельфины выносили на берег тонущих моряков.
В Австралии дельфин – лоцман плыл впереди корабля и указывал путь между опасными рифами.
А один дельфин каждый день ждал у берега мальчика и перевозил его на спине в школу.
Люди решили никогда не охотиться в море на дельфинов.
1. Что узнали люди, когда стали наблюдать за дельфинами?
2. Как изменилось их отношение к ним?
(86 слов). ( Г. Снегирев).
Пушок
В доме у нас жил ежик. Он был ручной.
Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким.
За это мы его прозвали Пушок.
Если Пушок был голоден, он гонялся за мной, как собака. При этом еж пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды.
Летом я брал Пушка с собой гулять в сад. Он бегал по дорожкам, ловил лягушат, жуков, улиток и с аппетитом их съедал.
Когда наступила зима, я перестал брать Пушка на прогулки, держал его дома. Кормили мы теперь Пушка молоком, супом, моченым хлебом. Наестся, бывало, ежик, заберется за печку, свернется клубочком и спит. А вечером вылезет и начнет по комнатам бегать. Всю ночь бегает, лапками топает.
1. Кто жил у нас в доме?
2. За что его прозвали Пушком?
3. Что делал Пушок зимой?
(114 слов). ( Г. Скребицкий).
Встреча со змеёй
Я вышел на полянку. Над пестрыми цветами кружились пчёлы, мухи, жучки.
Устав, я лёг на душистую траву.
Моё внимание привлёк зелёный кузнечик. Он сидел на травинке и звонко стрекотал.
Но вот кузнечик высоко подпрыгнул и исчез. Что – то его спугнуло.
Заинтересовавшись, я стал всматриваться в траву. У большого пня, где фонариками горели красные ягоды, свернувшись, лежала змея.
Она грелась на солнышке.
«Так вот кого испугался кузнечик!»
От этой неожиданной встречи я растерялся. Кувшин выпал из рук…..
Почуяв опасность, змея зло зашипела и стала разворачивать длинное чешуйчатое тело. Сплюснутая головка медленно закачалась в воздухе. В раскрытой пасти были видны острые, как иглы, зубы. Маленькие агатовые крупинки глаз ярко сверкали.
Я попятился…..
Змея, переливаясь на солнце чешуйками, заскользила по траве.
1.Какие чувства испытывает человек при встрече со змеёй?
2.Как надо себя вести в этой ситуации?
(118 слов). (А. Дорохов)
4 класс
ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ
Косточка
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. Очень хотелось съесть. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто - нибудь одну сливу?»
Все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак и сказал тоже: «Нет, я не ел».
Тогда отец сказал: «Что съел кто – нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь».
Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал.
1. Как все узнали, что Ваня съел сливу?
2. Почему Ваня не признался сразу?
( 138 слов). (Л.Н. Толстой).
Лев и собачка
В Лондоне показывали диких зверей и за смотрение брали деньгами или собаками или кошками на корм диким зверям.
Одному человеку захотелось поглядеть диких зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.
Собачонка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал её.
Собака легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.
Лев тронул ее лапой и перевернул.
Собачонка вскочила и стала перед львом на задние лапки.
Лев смотрел на собаку, поворачивал голову со стороны на сторону и трогал ее.
Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.
Вечером, когда лев лег спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.
С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.
1. В каком городе показывали диких зверей?
2. Кто принес собачонку в зверинец?
3. Что произошло с собачонкой?
4. Как вел себя лев?
5. Чем закончилась эта история?
(153 слова). ( Л.Н. Толстой)
ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ
Сирота
Хмурый вечер середины лета. У подножья гор Улытау сумрачная прохлада. Еле шевелит травы легкий ветерок. Солнце садится. В долине сгущаются тени. На горизонт грузно легли тяжелые тучи, и лучи заката, пробиваясь сквозь них, красят притихшие холмы в темно- багровый цвет, отчего они кажутся грустными, сиротливыми. Иногда луч вспыхнет ярко, предгорье оживет на мгновенье, и снова все вокруг мрачно и холодно.
Три всадника едут по холмам. Они не спешат, но все же иногда с опаской поглядывают на черную тучу, надвинувшуюся на горы. Там идет дождь.
Тоскливую тишину засыпающей долины нарушила песня одного из путников. Ее подтянули другие. Заунывно- протяжная песня казалась долгим возгласом великого смирения и терпения. Словно откликаясь на окружающее, песня то взмывала задорно и звонко, то снова текла уныло – однообразной дремотной мелодией. Песня как бы повторяла игру лучей уходящего солнца, которое бросало на вершины холмов крупные золотисто – алые мазки, а через мгновенье вдруг тускнело и скрывалось за тучами.
Очевидно, стремясь сократить путь, всадники не свернули на широкую проселочную дорогу, ведущую мимо аулов, а поехали по петляющей среди холмов узенькой тропинке.
1. Какую картину наблюдали всадники у подножья гор?
2. Как вела себя природа от песен путников?
3. Почему это произведение так называется?
(171 слово). (М. Ауэзов).
Весна
Мы в школе слушали музыку. Учительница поставила пластинку, а мы сели слушать. Музыка была очень красивая, нежная такая. Потом, когда пластинка кончилась, учительница спросила, понравилась ли нам музыка и что она кому напомнила, на что она похожа.
Одна девочка сказала, что это похоже на бал во дворце. Как - будто танцуют принцы и принцессы, волшебники разные. Саша Крылов сказал, что музыка ему напомнила про море. Волны шумят, катятся… А я сказал, что от музыки как- будто ветерком прохладным обдувает. И учительница сказала: «Молодец, Андрей, правильно понял. Это музыка называется «Весна». А весной начинают бежать ручейки, дует ветерок….»
Но тут встала Кругликова и сказала: «Он потому про ветерок сказал, что у него сзади форточка открытая». И все стали смеяться.
А я ведь правда ветерок от музыки чувствовал, а совсем не от форточки.
Честное слово!
1. Что напомнила музыка детям?
2. Как ты думаешь, как надо слушать музыку, чтоб тебе что – нибудь представилось, напомнило?
( 135 слов). (А.Аксенова).
Три охотника
Жили- были три веселых охотника: дядя Ваня, дядя Федя да дядя Кузьма. Вот пошли они в лес. Ходили, ходили, много разных зверушек видели, но никого не убили. И решили устроить привал: отдохнуть, значит. Уселись на зеленой лужайке и стали рассказывать друг другу разные интересные случаи.
Первым рассказал охотник дядя Ваня.
- Вот послушайте, - сказал он. – Давно это было. Пошел я как- то зимою в лес. А ружья у меня в ту пору не было: я тогда маленький был. Вдруг смотрю – волк.
Огромный такой. Я от него бежать. А волк- то, видать, заметил, что я без ружья. Как побежит за мной!
«Ну, - думаю, - не удрать от него мне».
Смотрю – дерево. Я на дерево. Волк хотел цапнуть меня. Да не успел. Только штаны сзади зубами порвал. Залез я на дерево, сижу на ветке и трясусь от страха. А волк сидит внизу на снегу, поглядывает на меня и облизывается.
Я думаю: «Ладно, посижу здесь до вечера. Ночью волчишко заснет. Я от него удеру».
К вечеру, однако, еще один волк пришел. И стали они меня вдвоем караулить. Один волк спит, а другой стережет, чтоб я не сбежал. Немного погодя пришел третий волк. Потом еще и еще. Сидят все да зубами щелкают на меня. Ждут, когда я свалюсь к ним сверху.
1. Что делали в лесу охотники?
2. Какую историю рассказал дядя Ваня?
(209 слов). (Н. Носов).
Список использованной литературы:
1. ГОСО РК 2013/Приказ МОН РК от 03.04.2013г. № 115.
2. Учебная программа по предметам образовательной области «Язык и литература» уровня начального образования (1-4 классы).- Астана, 2013.
3. Павленко В.К., Абенова Т.К. Литературное чтение. 2 класс. – Атамұра, 2002.
4. Павленко В.К., Клыпа Г.В. Родное слово. 1 класс.- Алматыкітап, 2012.
5. Жаданова К.Х., Бражникова Е.Д. Книга для чтения. 2 класс. - Алматыкітап, 2013.
6. Кузнецова С.В., Тимошкина Е.В. Книга для чтения. 2 класс. - Алматыкітап,2009.
7. Горецкий
В.Г., Тикунова Л.И. Контрольные работы в начальной школе по чтению. 1-4 классы.
Издательский дом «Дрофа». Москва, 1996.
8. Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф. Книга для чтения. 3 класс. 1 часть- Москва «Просвещение», 1992.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.