Цель: развивать умение слышать, понимать и соблюдать правила игры.
Оснащение: маска лисы.
Содержание. С помощью считалки выбирается водящий – «лиса».
«Лиса» садится за куст. Остальные дети «зайчики» собираются около одной из стен комнаты. Педагог произносит:
Раз, два, три, четыре, пять! Вышли зайчики гулять.
«Зайчики» выбегают на середину комнаты и прыгают. Педагог выдержав паузу говорит:
Вдруг лисица выбегает, Зайку серого хватает.
На последнем слове «лиса» выбегает и пытается поймать «зайца» который не успел вернуться к стене. Пойманный ребенок становиться водящим, а игра возобновляется.
Цель: развитие умения слушать, соблюдать правила игры.
Содержание. Детям показывают сову (картинка, фотография), рассказывают о ней. Один ребёнок сова; остальные – лесные птички. Сова сидит на дереве (стул, ящик и т. д.), птички бегают округ неё, осторожно к ней приближаются.
Воспитатель:
Совушка – сова, большая голова, На дереве сидит, головой вертит, Во все стороны глядит. Вдруг она как полетит….
При последнем слове (не ранее) сова «слетает» с дерева и начинает ловить птичек. Пойманная птичка становится новой совой, и игра возобновляется.
Цель: развитие умения контролировать движения и работать по инструкции.
Содержание. Воспитатель прячет условный предмет (игрушку), а затем с помощью команд типа «Шаг вправо, два шага вперед, три влево» ведет игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Когда дети научатся ориентироваться в пространстве по словесным указателям взрослого. Можно использовать план- схему.
Цель: развитие умения слушать, действовать организованно.
Содержание. Игра заключается в простой команде воспитателя
«Замри», которая может раздаться в момент деятельности детей, в самых разных ситуациях.
Цель: развитие умения сотрудничать.
Содержание. Играют все дети группы. Они – «звери», которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги). Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам.
У одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки. Чтобы он не утонул, ему надо помочь – это может сделать партнер (его «пара»).
В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребенок. Оцениваются, как готовность прийти на помощь, таки предложенные варианты спасения.
Цель: развитие умение сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию,
Оснащение: детские стульчики.
Содержание. Играющие садятся на расставленные по кругу стульчики. С помощью считалки выбирается водящий, который встает и выносит свой стульчик за круг. (Таким образом, получается, что стульев на один меньше, чем играющих.) Затем водящий говорит:
– Меняются местами те, у кого…( светлые футболки, красные носочки, синие бантики и т.д.).
Участники, обладающие названным признаком, должны быстро встать и поменяться местами. Водящий в это время старается занять свободное место. Оставшийся без стула ребенок становится водящим, игра возобновляется.
Цель: развитие умения сотрудничать.
Оснащение: обручи (по количеству участников), магнитофон, аудиозапись веселой музыки.
Содержание. Каждый ребенок берет себе обруч и с его помощью прицепляется к другому участнику – и так до тех пор, пока вся группа не окажется сцепленной обручами. Соединившись, таким образом, дети стоят тихо в ожидании звучания музыки. Когда педагог включит аудиозапись, дети начинают двигаться по комнате, стараясь сохранять цепочку.
Педагог может подсказать участникам разные способы сцепления: за плечи, за руки, за талию.
Цель: развитие выдержки и самоконтроля.
Содержание. Дети становятся в одну линию и по сигналу начинают медленно продвигаться к заранее оговоренному месту, причем нельзя останавливаться и разворачиваться. Побеждает пришедший к финишу последний
Комментарий: чтобы выполнить правила этой игры, детям-дошкольникам требуется приложить немало усилий, так как они активны и подвижны.
Особенно полезно эту игру включать в работу групп, в которых участвуют конфликтные, агрессивные дети. Также ее можно использовать в работе с гиперактивными детьми, но лишь на последних этапах коррекции.
Цель: развивать умение отвечать на вопросы, правильно формулировать свою речь.
Оснащение: рассказ Н.Носова «На горке».
Содержание. Участники садятся на пол или стульчики, образуя круг. Вначале педагог читает детям рассказ Н.Носова «На горке», а затем произносит незаконченные предложения. Дети поочередно их заканчивают, используя образные слова и выражения.
Например:
Был ясный день, снег на солнце …(сверкал, искрился, переливался, блестел). Миша сел на санки и помчался с горы …(пулей, вихрем, так, что дух захватило)
Санки перевернулись, и мальчик …(шлепнулся, бухнулся в снег, полетел кубарем)
Коле очень хотелось, чтобы горка получилась. Он трудился…(не покладая рук, без устали, в поте лица).
Цель: развивать умение ориентироваться в ролевых позициях.
Оснащение: картинки с изображением сказочных персонажей.
Содержание. С помощью считалки выбирается водящий, который рассматривает картинку, не показывая её детям. После этого водящий должен описать изображение, начиная со слов «Я хочу вас познакомить с моим лучшим другом…»
Ребенок, который первым догадался, какой сказочный персонаж изображен на картинке, становится водящим, игра возобновляется.
Цель: развитие умения конструктивного взаимодействия, умение договариваться, планировать действия.
Оснащение: конструктор.
Содержание. С помощью считалки выбирается двое детей – «архитектор» и «начальник стройки». Задача «архитектора» - рассказать «начальнику стройки», какой город нужно построить. Например:
- В этом городе планируется семь строек. В центре города должна быть двухэтажная больница. Справа от больницы - улица, в начале которой три пятиэтажных дома. Слева – одноэтажный магазин. За больницей – трехэтажная школа. Перед больницей – библиотека.
«Начальник стройки», учитывая личностные особенности детей, распределяет роли и объясняет каждому участнику , что и почему он будет строить. Например: Коля и Алеша будут строить дом, потому что у них это хорошо получается. Таня с Леной и Людой построят библиотеку, потому что они любят книжки читать….
Когда строительство будет закончено, «начальник стройки» благодарит всех за работу, а «архитектор» оценивает правильность выполнения заданной постройки.
Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само - и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.
Содержание. Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия. Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.
1. Подняться и сойти со стула.
2. Проползти под столом.
3. Обогнуть “широкое озеро”.
4. Пробраться через “дремучий лес”.
5. Спрятаться от диких животных.
Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.
Цель: раскрытие групповых отношений.
Содержание. Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек
свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен узнать, кто из детей дотронулся до его руки, и водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.
Через три занятия в группе можно по наблюдениям выделить
5 стихийных ролей;
1. лидер;
2. товарищ лидера («прихвостень»);
3. неприсоединившийся оппозиционер; 4. покорный конформист («баран»);
5. «козел отпущения».
Цель: Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.
Оборудование: Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка.
Содержание. Воспитатель ( показывает на лежащий на полу кусок ткани). Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку? (Грустное, печальное, скучное)
Воспитатель. Как вы думаете, чего на ней не хватает? (Цветов)
Воспитатель. Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Комплименты».
Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.
Воспитатель. Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?
Дети. Веселое, счастливое.
Воспитатель таким образом, подводит к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие слова.
Цель: развивать навыки общения, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Содержание. Дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия:
Я дрозд. (Показывают на себя.)
И ты дрозд. (Показывают на своего партнёра.)У меня нос. (Дотрагиваются до своего носа.)
У тебя нос. (Дотрагиваются до носа своего партнёра.) У меня губки сладкие.
(Дотрагиваются до своих губ.)
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Содержание. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойно)
Цель: развивать доброжелательность, умение налаживать контакт со сверстниками.
Содержание. Воспитатель:
- У меня в магазине на полке лежат вежливые слова6 приветствия (здравствуйте, доброе утро, добрый день и т.д.); ласковые обращения (дорогая мамочка, милая мамочка и т.д). Я буду предлагать вам различные ситуации, а вы покупать у меня нужные слова.
Ситуация: Мама принесла из магазина яблоки. Тебе очень хочется, но мамам сказала, что нужно дождаться обеда. Как ты ее попросишь, чтобы она дала тебе яблоко?
Цель: учить детей взаимодействию и вежливому обращению друг с другом.
Оборудование: парные игрушки (шарик – желобок, паровозик – вагончик, машинка – кубики).
Содержание. Взрослый раздает детям игрушки, расставляет детей парами, предлагает поиграть вместе. Затем он помогает каждому из детей выполнять предметно-игровые действия в соответствии с назначением каждой игрушки. В конце игры взрослый фиксирует, кто с кем играл, называя каждого ребенка по имени: «Аня играла с Дашей – катали шарик, Дима играл с Васей – возили паровозик, Петя играл с Леной – нагружали и возили кубики в машине».
Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.
Содержание. Дети разбиваются на пары: “слепец” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.
По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?
Участникам (7-10 человек) предлагается большой кусок ткани, на поверхности которой находятся отверстия и предметы. Придерживая ткань со всех сторон, под музыку различного характера и темпа, дети пытаются изобразить движение волн, в которых плавают рыбки и прячутся в домики. Возможно придумывать различные образы и сюжеты, когда нужно соотнести предмет соотнести в с отверстием.
Цель: научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. Само наличие «коврика мира» в группе побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.
Содержание. Для игры необходим кусок тонкого пледа или ткани размером 90х150 см или мягкий коврик такого же размера, фломастеры, клей, блестки, бисер, цветные пуговицы, все, что может понадобиться для оформления декорации.
Воспитатель. « Ребята, расскажите мне, о чем вы спорите иногда друг с другом? С кем из ребят вы спорите чаще других? Как вы чувствуете себя после такого спора? Как вы думаете, что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения? Сегодня я принесла для нас всех кусок ткани, который станет нашим «ковриком мира». Как только возникнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится». (Воспитатель кладет в центре комнаты ткань, а на нее — красивую книжку с картинками или занятную игрушку.) «Представьте себе, что Катя и Света хотят взять эту игрушку поиграть, но она — одна, а их — двое. Они обе сядут на «коврик мира», а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять игрушку просто так». (Дети занимают место на ковре.) «Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы разрешить эту ситуацию?»
После нескольких минут дискуссии воспитатель предлагает детям украсить кусок ткани: «Сейчас мы можем превратить этот кусок в «коврик мира» нашей группы. Я напишу на нем имена всех детей, а вы должны помочь мне его украсить».
Этот процесс имеет очень большое значение, так как, благодаря ему дети символическим образом делают «коврик мира» частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они смогут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудить ее. «Коврик мира» необходимо использовать исключительно с этой целью. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять «коврик мира» без помощи воспитателя, и это очень важно, т. к. самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. «Коврик мира» придаст детям внутреннюю уверенность и покой, в также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии.
Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.
Содержание. Один ребенок садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят о нем добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.
Цель: учить передавать различие эмоциональные состояния невербальным способом.
Содержание. Ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Затем дети обсуждают, что они чувствовали при этом.
Цель: Развивать внимательность.
Возраст: 5-7 лет.
Описание игры: Дети встают спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду, лицо своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен.
Цель: создать условия для снятия телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.
Возраст: 4-7 лет.
Описание игры. Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.
Цель: создать условия для развития у детей умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.
Возраст:4-7 лет.
Описание игры. Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.
Воспитатель даёт задания:
- Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки; - снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;
- ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.
Цель: создать условия для развития у детей коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.
Возраст: 4-7 лет.
Описание игры.
Количество играющих: 2 или более человек.
Взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.
«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».
«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним ». «Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».
Описание игры: Вариант 1. Участники игры садятся (или встают) по кругу, при этом на полу (или столе) размещается бумага для рисования большого формата. Каждый участник берёт в руки верёвочку, окончанием которой является фломастер, прикреплённый к бруску. Задача каждого участника заключается в том, чтобы смочь на листе нарисовать совместный осмысленный рисунок.
Вариант 2. Две группы ребят садятся напротив друг друга и помогают рисовать рисунок-фантазию. Представитель одной команды на прозрачном листе рисует или чертит любую закорючку. Члены другой команды должны продолжить эту закорючку, линию своей деталью, чтобы впоследствии получился осмысленный рисунок. Вот так по очереди ребята друг у друга на листе фантазируют, усложняя рисунок, «уводя» его от складывающегося образа. Команды должны в любом случае закончить свой необычный рисунок и дать ему название. «Ладонь в ладонь»
Цель: создать условия для развития у детей коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
Описание игры. 3-7 лет
Количество играющих: 2 или больше человек.
Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.
Дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.
Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста
Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя. Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.
Цель: развитие коммуникативных навыков. Возраст: 4-7лет.
Количество играющих: группа детей.
Необходимые приспособления: клубок ниток.
Описание игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает лубок ведущему.
Комментарий: эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а взрослому помогает определить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников. Ведущим может быть выбран и ребенок.
Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.
Цель: развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов.
Возраст: 5-7 лет.
Количество играющих: две команды.
Описание игры: интереснее играть командами. Одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда — зрители — они гуляют по «зверинцу», «фотографируют» животных, хвалят их и угадывают название. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ролями.
Комментарий: нужно стимулировать детей к тому, чтобы они передавали повадки того или иного животного, а также по своему желанию наделяли его какими-либо чертами характера.
Описание игры: «Воздушный футбол» Участники (в игре могут участвовать 2-4 детей) рассаживаются за стол и начинают по очереди дуть на мяч. Получается такая разновидность футбола с легким шариком вместо мяча. Цель игры — забить как можно больше голов противнику и не дать упасть мячу за край «футбольного поля» (коробки). Касаться руками мяча запрещается.
«Пальчиковый футбол»
Пальчиковый футбол, когда нужно вести мяч пальчиками или ловить мяч, чтобы не пропустить гол.
При создании сборника были использованы материалы:
1. «Азбука общения» Л.М. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова,
Т.А. Нилова
2. «Игра как средство социальной адаптации» Н.М. Сертакова
3. «Возвращение таланта» Е. Шулешко, В. Букатов, А. Ершова
4. «Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста" Коноваленко С.В., Кременецкая М.Ш.
5. «Развитие коммуникативных способностей дошкольника» А.Г. Арушанова
6. «Социально-коммуникативное развитие дошкольников 5-7 лет»
Л.В.Абрамова, И.В. Слепцова
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.