Сборник тренингов для создания коллаборативной среды
Актуальность
Невозможно сделать всю работу одному время от времени все
равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе
взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только
маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на
нулевом уровне.
Почему важна сплоченность: возможность окунуться..., возможность увидеть...,
возможность услышать..., возможность ощутить..., возможность испытать...,
возможность стать..., стать одним коллективом, который чувствует, поддерживает
и вдохновляет на новые действия и поступки.
Цель тренингов: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.
«Сплочение – это возможность для команды (группы, класса) стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. У Вас есть общие цели – обучение в этой школе, классе, получение хорошего образования, отличного аттестата! И для того, чтобы более эффективно добиваться этих целей, все Вы нуждаетесь в поддержке, и Вы можете ее получить именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!»
Задачи тренинга:
Коммуникативные тренинги
Упражнение «Качества»
Цель: Самораскрытие, получение обратной связи. Повышение сплоченности группы.
По кругу, каждому участнику тренинга, на отдельном листочке пишутся 2 качества, которые Вы цените в этом человеке и 2 качества, которые Вы хотели бы видеть более развитыми. Листочки, пройдя полный круг, возвращаются к автору. Проводится обсуждение.
Упражнение «Колокол»
Цель: Сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.
Ученики становятся в круг, поднимают поочередно правую и левую руки вверх, соединяя руки в центре круга в виде «колокола». Произносят «Бом!» и синхронно, с силой бросают руки вниз.
На вдохе поднимают руки, на выдохе произносят «Бом!» и бросают руки. Ведущий задает ритм. Повторить несколько раз.
Упражнение «Передай сигнал»
Цель: Сплочение группы, развитие способности к сосредоточению и чувства ответственности.
Участники становятся в круг, держась за руки. Ведущий просит всех закрыть глаза и передает какой-нибудь сигнал (два раза пожать руку, поднять руку вверх и т.д.). Получивший справа или слева сигнал должен передать его следующему по цепочке. Игра окончена, когда ведущий получает переданный им сигнал. В игре используется принцип «испорченного телефона».
Повторяется несколько раз.
Упражнение «Подари улыбку»
Цель: Создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.
Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.
Рефлексия: Что чувствовали? Какое сейчас настроение?
Упражнение «Клеевой дождик»
Цель: Развитие сплоченности группы, снятие напряжения.
Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают препятствия:
На протяжении всего упражнения участники не должны отцепляться от партнера.
Упражнение «Игра без правил»
Цель: Создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу.
Ученики садятся рядом и разговаривают, постоянно проговаривая начало предложенной фразы «Мне нравится, что ты...» и добавляя к ней свое содержание. Тем самым возникает позитивный диалог..
Упражнение «Переключатели»
Цель: Создание позитивного настроя на работу, создание атмосферы единства.
На счет «три» нужно повернуться на 90 градусов не договариваясь в какую сторону.
Упражнение «Самооборона»
Цель: Развитие находчивости.
Все члены группы по очереди обвиняют друг друга в чем угодно. Задача «обвиняемого» – дать отпор с помощью приема «инверсии» («с ног на голову» или «белое – черное»). Затем проведите коллективный анализ и отметьте самые удачные выступления.
Игра «Капля, речка, океан»
Энергичная игра, для проведения которой требуется значительное «жизненное» пространство и большое количество игроков. Действие сопровождается динамичным музыкальным фоном.
Все участники встают со своих мест и распределяются по игровой площадке. Каждый игрок – это капелька. Легко представить себе окошко после дождя. На прозрачном стекле крупные капли. Ведущий дает команду: «Объединиться по двое». Все игроки мгновенно должны найти себе пару и схватиться за руки. Не давая игрокам опомниться, ведущий командует: «Объединиться по трое». И вот уже тройки игроков двигаются под музыку, держась за руки и не забывая пританцовывать. Команды ведущего следуют одна за другой: «По четыре человека, по пять, по шесть». «Все в общий круг», – командует ведущий, и все игроки образуют большой хоровод.
Упражнение «Прощание»
Цель: Вербальное подведение итогов тренинга, выражение эмоционального отношения участников группы друг к другу и к руководителю.
Процедура: Участники группы по кругу имеют возможность высказать мнение, насколько эффективным им показался урок, насколько он оправдал их ожидания, что нового открыл. Можно также обратиться с репликой непосредственно к кому-либо из группы или к руководителю.
Игра «Превращение кобры»
Серьезное испытание для отряда. Успех усиливает доверие и сплоченность отряда.
Игру лучше проводить в средних по размеру группах (двенадцать-четырнадцать человек).
Отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.
Вариант. Вместо круга постройте членов группы в ряд. Тогда выполнить задание будет немного легче.
Упражнение «Ладошки»
Цель: использование тактильных ощущений для характеристики того или иного человека.
Ход упражнения.
Участникам предлагается по очереди закрыть глаза и ладони развернуть так чтобы можно было положить на них руки другому участнику, а остальные участники тренинга тихонько подходят к нему и кладут свои ладони на ладони этого участника, его задача заключается в том, что бы запомнить у какого какие руки были на ощупь.
Обсуждение по кругу, что каждый почувствовал при этом.
Возможно два варианта:
1)НЕ называя имен (тогда в обсуждении - общий портрет группы по рукам, какая она)
2)НАЗЫВАЯ имена (тогда в обсуждении - какие руки у каждого из участников)
Еще можно так: один в центре в закрытыми глазами, другие подходят и кладут свои ладони на его ладони. Ведущий описывает свои ощущения от рук (тепло-холодно, мягко-грубо, сухо-влажно, женские-мужские и т.д...), а затем пытается угадать участника.
Упражнение «Ассоциации с игрушкой»
Цель: поиск позитивного смысла в неожиданных вещах.
Ход упражнения.
Учиникам предлагается черный не прозрачный пакет с мягкими игрушками. Ведущий по кругу предлагает достать на ощупь любую игрушку и подумать о том, чем эта игрушка похожа на него. Далее идёт обсуждение в кругу.
Упражнение «На доверии»
Цель: повышение доверия друг к другу в коллективе.
Ход упражнения.
Участникам тренинга предлагается разделиться на две, три команды по 5-6 человек. Затем даётся задание каждому из группы попробовать упасть на руки своих коллег. Задание остальных удержать этого человека в своих руках. Далее происходит обсуждение в кругу, что каждый почувствовал.
Вариант. Человек в кругу стоит ровно на прямых ногах, руки складывает на груди, с закрытыми глазами, группа осторожно начинает его качать из стороны в сторону. Если у человека есть доверие к группе, у него страх упасть будет минимальным. Затем группа осторожно также останавливает процесс. Человек открывает глаза и на него "обрушивается" теплый приятный дождик, то есть каждый из группы нежно прокатывает пальцами сверху вниз по телу человека. Затем рефлексия обязательная!
Игра «Передавай шапку»
Все участники встают в два круга – внутренний и внешний. У одного игрока на голове шапка, ее нужно пустить по своему кругу, условие одно – шапку передавать с головы на голову, не касаясь ее руками. Выигрывает та команда, в которой игрок под номером один вновь окажется в шапке.
Игра «Летний дождь»
Прекрасно скомпонованное упражнение, в котором игроки ощущают себя одной командой.
Ход работы:
Отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.
Игра «Cекретная сказка»
Жертве розыгрыша говорят, что сейчас все в компании загадают одну известную сказку. Он же должен будет ее угадать, задавая компании вопросы по сюжету сказки. Отвечает вся компания хором (а не по одиночке). Разрешены лишь ответы «Да», «Нет», «Неважно». Жертве условия игры кажутся простыми, и он удаляется. Компания делает вид, что задумывает сказку, а на самом деле договаривается о розыгрыше.
На самом деле сказка никакая не задумывается. А коллективный (хором – обязательно) ответ строится по следующему принципу. Если вопрос жертвы заканчивается на ГЛАСНУЮ букву (например, «В этой сказке была царевна?»), то все хором говорят «ДА!». Если вопрос жертвы заканчивается на СОГЛАСНУЮ букву (например, «А в этой сказке Волк был?»), все хором кричат «НЕТ!». Если вопрос заканчивается на «Ь» или «Й» (например, «А Баба-Яга в этой сказке есть?»), то все хором отвечают «НЕВАЖНО!».
Важное условие – отвечать хором синхронно. Любые другие комментарии кроме этих трех фраз запрещены. Жертва возвращается в компанию, и начинается «отгадывание» сказки. Жертва очень быстро понимает, что сказка какая-то, мягко говоря, ненормальная. Но уверенные ответы хором, заставляют верить в реальность задуманной сказки. Минут через 15 экзекуцию можно прекратить. Удовольствие от игры непередаваемое. Хорошее настроение держится еще несколько часов.
Упражнение «Унисон»
Члены группы встают вместе в круг, держась за руки, и начинают напевать с закрытым ртом какую-либо ноту, постепенно двигаясь к центру круга и сближаясь. Они должны нащупать общую тональность и единую ноту своего звучания, т.е. пропеть в унисон. Ощущение единства возникает тогда, когда рождается общий хор, тянущий одну ноту.
Разминка «Весенний дождь»
Цель: Эта разминка, с одной стороны, помогает участникам сконцентрироваться, тренирует внимание. С другой стороны, она позволяет настроить участников на работу с собой, смену установки, работу с ценностями и т.д.
Время: 10 минут.
Инструкция: Учитель спрашивает группу: Кто родился зимой, поднимите, пожалуйста, руку. А теперь те, кто родился весной. Кто родился осенью... Кто родился летом... Так-так. Те, кто родился... (называет два сезона), смотрят на мою левую руку. Она отвечает за вашу работу. Вы – команда номер один. Те, кто родился... (называет другие два сезона), смотрят на мою правую руку. Вы – команда номер два.
Первая команда делает так (хлопает по коленям). Попробуйте. А теперь смотрите на мою левую руку (тренер держит согнутую руку на уровне плеча) – это означает, что хлопаем тихо. Когда я поднимаю руку (поднимает над головой), хлопки становятся громче, сильней. Попробуем.
Вторая команда делает так (стучит каблуками по полу). Попробуем. А теперь смотрите на мою правую руку (тренер держит согнутую руку на уровне плеча) – это означает, что топаем тихо. Когда я поднимаю руку (поднимает над головой), топаем громко. Попробуем.
Итак, давайте попробуем все вместе.
Начинает накрапывать дождь... Первые капли гулко ударяют по асфальту... По траве... Дождик начинает усиливаться... Еще, еще, превращается в ливень... И вдруг стихает... Тише... Тише... И снова усиливается...
Тренер продолжает свой монолог, следя за групповой динамикой и давая возможность группе насладиться звуками весеннего дождя.
Процедура проведения: Группа сидит на стульях. Участникам в процессе образования групп не обязательно перемещаться. Они могут оставаться на своих местах.
На первом этапе объединяем участников, родившихся зимой/весной/летом/осенью в две группы, так, чтобы было приблизительно равное число участников в каждой подгруппе.
После этого тренер дает инструкцию, что нужно делать каждой команде: изображаем дождь хлопками по коленям (первая группа) и топаньем по полу (вторая группа).
Ядро разминки составляет картинка весеннего дождя, рисуемая тренером. Тренер управляет группами с помощью рук.
У рук есть три положения:
Мостик к бизнес-теме. Эта разминка несет большой заряд положительной энергии. Тренер перекидывает мостик, например, так: «Этот дождь нас обновил, смыл усталость. И теперь мы входим в новый сезон – сезон удачи».
Подводные камни: Тренеру важно самому быть скоординированным, обязательно потренироваться предварительно, чтобы не путаться «в руках». Кроме того, нужно потренировать историю дождя, которую тренер собирается доносить до группы. Импровизировать по ходу проведения приходится в высоком темпе, и это создает дополнительные риски.
Хорошо подготовленный тренер получит замечательный результат, создав в группе приподнятое настроение и готовность работать дальше.
Упражнение «Возьми салфетки»
Упражнение помогает участникам тренинга познакомиться, а так же создает в группе веселую позитивную атмосферу.
Необходимые материалы: бумажные салфетки.
Описание: Участники тренинга сидят в общем кругу. Учитель передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».
После того как все участники взяли салфетки, тренер просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.
Обсуждение: Не требуется.
Вариант: Можно попросить участников поделиться фактами о себе, а информацией, так или иначе связанной с темой урока.
Развивающие упражнения
Упражнение «Картина двух художников»
Цель: Умение работать в парах, развитие навыка совместной деятельности, развитие эмпатии.
Проведение: парами, не договариваясь, держась вдвоем за один карандаш нарисовать любую картину: кошку, домик, елку и т.д.
Упражнение «Хорошо или плохо»
Цель: Посмотреть на одно и то же явление с разных точек зрения. Развитие умения слушать другого.
Выбирается какое-либо качество (доброта). По кругу один человек говорит: «Хорошо быть добрым, потому, что...», а следующий за ним говорит: «Плохо быть добрым, потому что...». Делятся на команды. Нужно записать как можно больше «+» и «–» одного и того же качества.
Упражнение «Вижу разницу»
Цель: Развитие концентрации внимания.
Доброволец выходит за дверь. Группа делится на две группы по какому-либо признаку (кто в джинсах, блондины и т.д.). Доброволец должен угадать, по какому признаку разделилась группа.
Упражнение «Разные ответы»
Цель: Упражнение помогает членам группы научиться лучше отличать уверенные ответы от неуверенных и агрессивных.
Перед выполнением упражнения с участниками обсуждается, как они понимают отличие уверенных ответов от неуверенных и агрессивных. Приводятся примеры. Группе предлагаются разные ситуации (мама не пускает гулять, поставили низкую оценку и т.д.), выбираются добровольцы и разыгрывается сценка. После показа группа обсуждает какие ответы получились у участников. Обращается внимание не только на вербальное выражение эмоций, но и на невербальное.
Упражнение «Акустики»
Цель: Развитие концентрации внимания.
Закрыв глаза, все участники слушают шум за окном и говорят о том, что услышали. Затем, слушают шум в комнате и говорят, что услышали.
Загадка про философа и бабочку
Жил на свете философ, который знал ответ на любой вопрос. И нашелся желающий испытать его мудрость. Подумал он: «Возьму я в руку бабочку, зажму ее в кулак и спрошу его, мертвая у меня в кулаке бабочка или живая. Если ответит философ, что мертвая, отпущу я бабочку, и улетит она. Если же скажет, что живая, сожму кулак, и погибнет бабочка. В любом случае мудрец не прав окажется». Так он и сделал: поймал бабочку, зажал ее в кулак и пришел к философу. Спрашивает: «Какая у меня в кулаке бабочка – мертвая или живая?» Что ответил ему философ?
Ответ на загадку:
«Всё в твоих руках»
Загадка «4 монеты в кошельках»
В двух кошельках лежат 4 монеты, причем в одном кошельке монет вдвое больше, чем в другом. Как такое может быть?
Ответ на загадку: Один кошелек внутри другого кошелька, в каждом из них по две монеты.
Загадка про фальшивые монеты
Перед вами лежат 10 открытых мешков с монетами в достаточном количестве (скажем, в каждом мешке по 100 монет). В одном мешке монеты фальшивые, которые весят по 2 грамма каждая. В остальных девяти мешках монеты настоящие, по 1 грамму каждая. Монеты ничем, кроме веса, не отличаются друг от друга. Определить вес рукой невозможно. Перед вами стоят электронные весы. Как за одно(!!!) взвешивание определить, в каком мешке фальшивые монеты? Никакие уловки не принимаются: монеты нельзя опускать в воду, бросать с девятого этажа, сыпать по одной в равном темпе и считать это одним взвешиванием и так далее. Всего лишь одно взвешивание. Необходимо опре¬делить фальшивый мешок, используя исключительно электронные весы.
Ответ на загадку:
У нас есть 10 мешков, и они открыты. Сперва нумеруем мешки с монетами. Далее на весы кладем из каждого мешка разное количество монет. Из первого 1 монету, из 2 – две монеты, из 3 – три монеты, из 4 – четыре монеты, из 5 – пять монет, из 6 – шесть монет, из 7 – семь монет, из 8 – восемь монет, из 9 – девять монет, из 10 – десять монет. Проссчитываем общую сумму, если бы все монеты были нормальные (не фальшивые): 1+2+3+4+5+6+7+8+9+10=55. А дальше смотрим на табло электронных весов – делаем вывод из того, на сколько будет отличаться сумма от идеальной. Например, если весы показывают сумму 58 грамм, следовательно эти лишние 3 грамма пришли нам из 3 мешка, значит в нем фальшивые монеты.
Загадка про двух братьев близнецов
Вы идете по дороге, подходите к развилке. Одна дорога на развилке ведет к разбойникам, другая в город. Вам надо попасть в город, потому что разбойники вас убьют. На развилке поочередно стоят два стражника – два брата-близнеца. Причем самое интересное, что один из них на любой вопрос отвечает правдиво. Он говорит только правду. А вот второй брат, наоборот (вот подлец!), в ответ на любой ваш вопрос лжет, то есть отвечает не так, как есть на самом деле. У него природой так заложено – дать неправильный ответ на любой вопрос. Вы не знаете, кто перед вами стоит – честный брат или лжец. У вас есть право на один-единственный вопрос только одному из братьев – тому, кто сейчас стоит на развилке. Стражник отвечает на вопрос – и замолкает. Причем, он отвечает только на закрытый вопрос. Только «Да» или «Нет». Больше он ничего не делает. Какой вопрос надо задать стражнику, чтобы наверняка попасть в город?
Ответ на загадку:
Вопрос: «Твой брат скажет, что эта дорога ведет в город?» При этом слова «эта дорога» подразумевают, что Вы стоите на развилке и жестом указываете на одну из дорог. Далее надо рассмотреть четыре возможных варианта.
1 вариант: перед Вами брат, который говорит правду, и Вы указываете на дорогу, которая действительно ведет в город. Тогда Вы слышите ответ: «НЕТ», потому что его брат-лжец, и он бы соврал.
2 вариант: перед Вами брат, который постоянно лжет, и Вы указываете на дорогу, которая ведет в город. Тогда Вы слышите ответ: «НЕТ», потому что его брат, который говорит правду, сказал бы «да».
3 вариант: перед Вами брат, который говорит правду, Вы показываете на дорогу, ведущую к разбойникам. В таком случае Вы слышите ответ «ДА», так как он отвечает за своего брата-лжеца.
4 вариант: перед Вами брат-лжец, Вы указываете на дорогу, которая ведет к разбойникам. Вы слышите тоже «ДА», потому что его брат, который говорит правду, сказал бы «нет».
В итоге, всегда, когда мы показываем на город и слышим «НЕТ» – значит, что данная дорога ведет в город, а если слышим «ДА» – дорога ведет к разбойникам.
Загадка про колпаки
Сидят три монаха-мудреца. Подходит к ним прохожий и говорит:
– Вот Вы такие умные, можете отгадать загадку?
– Любую, – отвечает один из мудрецов.
– Тогда слушайте. Вот у меня три белых колпака и два черных. Я Вас попрошу закрыть глаза и надену на Вас по одному колпаку. Затем глаза откроете, чужие колпаки Вы будете видеть, а свой нет. Надо угадать, какого цвета колпак на Вас? Закройте глаза.
Спрятал он черные колпаки, а белые надел на мудрецов так, что они видят, что на других, а что на себе, не видят.
– А теперь, –- говорит прохожий, – угадайте, на ком какой колпак?
Просидели мудрецы в полном молчании около 10 минут. Вдруг один и говорит: – На мне – белый!
Как он догадался? Учтите, что они не перемигивались и не подавали друг другу какие-либо другие знаки. В глазах колпаки не отражаются. Солнце не печет.
Ответ на загадку:
Первый мудрец думает следующее: Если на мне черная, то второй видит белую и черную и думает следующее: Если на мне черная, то третий должен сказать: На мне белая. Потому что черных всего две. Но он этого не говорит. Значит на мне белая. Но второй тоже не говорит, что на нем белая. Значит, – продолжает думать первый, – на мне не черная, то есть белая.
Упражнение «Психорисование»
Развивает у детей фантазию и воображение, эмоциональный отклик на музыку, передачу настроения в цвете.
Под звучащую музыку дети по сигналу воспитателя начинают рисовать простым карандашом с закрытыми глазами. Передают те впечатления, которые навевает на них музыка. Кончилась музыка, дети остановились, открыли глаза. Взяли цветной карандаш, внимательно всматриваются в рисунок, находят в переплетении линий какой-нибудь сюжет, обводят его цветным карандашом. Дорисовывают недостающие на их взгляд детали.
Это упражнение можно усложнять, давая несколько листиков бумаги и включая несколько мелодий, разных по эмоциональному наполнению. После участники "оживляют" рисунки и выстраивают их в очередности от "очень нравиться" до "не нравиться".
Упражнение «Угадайка»
Цель: Моделирование голоса и тона.
Нижеприведенную фразу: Не читайте свой доклад с каменным лицом и стоя как истукан – прочтите пятью разными тоном и голосом (спокойным, дружеским, злобным, язвительным, начальственным). После вашего исполнения слушатели должны угадать, какой голос вы изображали.
Игра «Закорючка»
Первый игрок берет лист бумаги, карандаш и рисует на своем листе произвольную небольшую закорючку. Затем передает этот лист следующему игроку, задача которого состоит в следующем – дополнить закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет или зверь, т.е. то, что имеет значение. Далее этот игрок рисует для следующего ребенка новую закорючку и т.д. В конце выделяются победители этой игры.
Игра «Угадай предмет или животное по его признакам»
Дети задумывают предмет в отсутствии водящего, и затем по очереди перечисляют его признаки: цвет, форму, возможное использование или место его обитания (для животных) и т.д. По этим признакам водящий угадывает задуманный объект.
Игра «Учим текст наизусть»
Участники игры разбиваются на 2 команды.
Каждому участнику раздается распечатанный текст. Предлагается всем посмотреть текст, чтобы потом воспроизвести его наизусть. На работу с текстом дается 2 минуты.
Далее каждой команде необходимо выделить всех желающих посоревноваться. Сначала выходит 1-ый участник из команды №1. Пересказывает текст наизусть до первой ошибки. «Стоп». Затем выходит 1-ый участник из команды №2 и т.д. Определяют игрока с самой лучшей памятью.
Педагогические тренинги
Физкультминутка «Одолела вас дремота»
Одолела
вас дремота.
Шевельнуться неохота?
Ну-ка делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз потянись,
Окончательно проснись.
(Встали, руки через стороны вверх – потянулись.)
Руки вытянуть пошире.
(Руки в стороны.)
Раз, два, три, четыре.
Наклониться – три, четыре –
(Наклоны.)
И на месте поскакать.
(Прыжки на месте.)
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку. (Ходьба на месте.)
Упражнение «Придумай слова с заданной буквой...»
Необходимо придумать слова с заданной буквой:
Упражнение «Синонимы»
Нужно найти как можно больше слов-синонимов к одному слову (например: красивый – восхитительный, прекрасный, замечательный, изумительный; бросить – кинуть, швырнуть).
Игра «Отгадай число»
Играют два ученика (по одному из каждой команды). По заданию ведущего дети быстро называют числа (меньше 8, но больше 6; больше 5, но меньше 9 и т.д.). Ученик, выполнивший требования игры, получает фишку, ответивший неправильно – выбывает из игры.
Игра «История»
Нужны 5 карточек со словами, подойдут также 5 карточек с картинками из лото. Задача: составить осмысленное предложение, в котором были бы использованы все слова (или персонажи) из карточек. Задание просто, если все слова на карточках связаны по смыслу. (Например: «дрова, печь, топор, огонь, рубить». «Дрова, нарубленные топором, сунули в печь, и огонь был яркий».) Труднее, если слова между собой практически не связаны. (Стол, кирпич, дерево, мочалка, пол. – Мочалка упала на пол со стола, сделанного из дерева, – тяжело, как кирпич). На карточках можно писать не только существительные, но прилагательные и глаголы. Следующий этап игры: на те же пять слов придумать историю из пяти или больше предложений. Каждый участник игры предлагает свой вариант истории, выбирается лучшая. Если эта игра знакома ребёнку, в неё можно играть и без карточек-опор, на слух. Это занятие полезно и для развития памяти.
Игра «Противоположности»
Ищем слова противоположные по смыслу (и для прилагательных, и для существительных, и для глаголов). Трус-храбрец, шершавый - гладкий, бежать-стоять, мыться-сохнуть, земля-небо, терем-шалаш. Попробуйте найти фразы-противоположности для предложений из известных детских стишков. Например: «В лесу родилась ёлочка – В поле сломали березку». «Мишка косолапый по лесу идет – Стройный олень стоит среди степи». В противоположности можно играть где угодно: в очереди, на прогулке, в транспорте. Антилопа бежит быстро, а черепаха – ..? Камень твердый, а вата? Снегурочка добрая, а Баба-Яга?
Игра «Пройди в ворота»
Два ученика держатся за руки, изображая «ворота». В руках у них карточка с числом, состав которого изучается. Остальные ученики получают или карточки с числами, или мелкие предметы. По команде «Пройди в ворота» каждый ученик должен найти себе пару, причем такую, чтобы в сумме число предметов составляло число на воротах. Например, число над воротами 8. У учащегося три флажка. Он ищет ученика с пятью флажками. В ворота проходят только те, кто правильно стал в пары.
Игра «Трамвай»
Учитель раздает учащимся по две карточки с числами. Ученик, который держит в руке большую карточку с числом 10, будет «трамваем №10». В трамвай «садятся» только те ученики (выстраиваются друг ха другом), числа на карточках которых составляют в сумме число 10. Затем подходит следующий «трамвай №5», и в него «садятся» пары детей, у которых числа на карточках в сумме составляют 5.
Игра «Кто больше назовет предметов?»
Учитель ставит перед детьми задание назвать предметы:
Игра «Три треугольника»
Ученикам дается задание: Как сложить из семи таких палочек три треугольника?
Упражение «Составление омографов»
Омограф (homos – одинаковый, grapho – пишу) – загадка, в которой задуманными являются слова, совпадающие по написанию, но разные в сущности. Для разгадывания необходимо правильно перенести ударение с одного слога на другой, например: «пр_оволочка – провол_очка», «см_етана – смет_ана», «_ирис – ир_ис», «м_ука – мук_а», «п_ора – пор_а», «з_амок – зам_ок», «з_апах – зап_ах», «хл_опок – хлоп_ок».
Омографы применяли такие поэты, как П.А. Вяземский, В.В. Маяковский и другие.
Я
– сборник карт. От ударенья
Зависят два моих значенья:
Захочешь – превращусь в названье
Блестящей, шелковистой ткани я.
(Атлас)
Упражнение «Омонимы»
Омоним (homos – одинаковый, onyma – имя) – загадка, в которой задуманными являются одинаковые на вид и по звучанию слова, но с разными определениями, например: «мир» – вселенная, жизнь, земля, среда, согласие, покой и др.; «свет» – энергия, сияние, общество, блик и др. К ним относят и такие сочетания: «блок – Блок», «вена – Вена», «гоголь – Гоголь», «клин – Клин», «любовь – Любовь», «вера – Вера» и пр.
Омонимы широко применялись во Франции в XVIII веке при составлении каламбуров. В Германии использовались как стихотворения.
На русском языке омоним впервые появился в 1819 году (журнал «Благонамеренный»). А в одном из старинных стихотворений загадывалось слово «труба». Являются омонимами и сдвиги: «изменя – из меня», «стихия – стихи я», «ворон – вор он», «штукатурка – штука турка», «крынку – к рынку», «сосна – со сна», «Наум – на ум», «Илья – иль я», «досада – до сада».
Первую
в школе все изучают.
Ну, а второй из двустволки стреляют.
Третью исполнят нам два барабана
Иль каблуки отобьют ее рьяно.
(Дробь)
Первую
утром девчонки плетут,
Сено косить все вторую берут,
Третья у речек песчаной бывает.
Кто ж это слово быстрей отгадает?
(Коса)
Физминутка «Раз – руки вверх махнули»
Раз
– руки вверх махнули
И при том вздохнули
Два – три нагнулись. Пол достали
А четыре – прямо встали и сначала повторяем.
Воздух сильно мы вдыхаем
При наклонах выдох дружный
Но колени гнуть не нужно.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики
Девочки и мальчики
Физминутка «Руки вверх поднимем»
Руки
вверх поднимем – раз
Выше носа, выше глаз.
Прямо руки вверх держать
Не качаться. не дрожать.
Три – опустили руки вниз,
Стой на месте не вертись.
Вверх раз, два, три, четыре, вниз!
Повторяем, не ленись!
Будем делать повороты
Выполняйте все с охотой.
Раз – налево поворот,
Два – теперь наоборот.
Так, ничуть, не торопясь,
Повторяем 8 раз.
Руки на поясе, ноги шире!
Физминутка «Мы хлопаем в ладоши»
Мы
хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
хлопки над головой
Мы топаем ногами, топ, топ
высоко поднимаем колени
Качаем головой
головой вперед назад подвигать
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
руки поднять, опустить
Мы низко приседаем и прямо мы встаем
присесть и подпрыгнуть
Руки вниз, на бочок.
Разжимаем- в кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся
Ноги вместе. ноги врозь
Физминутка «От зеленого причала оттолкнулся пароход»
От
зеленого причала оттолкнулся пароход
встать
Он шагнул назад вперед
шаг назад
А потом шагнул вперед
шаг вперед
И поплыл, поплыл по речке
движения руками
Набирая полный ход
ходьба на месте
Физминутка «Пять веселых домовых»
Пять
веселых домовых
Праздничною ночью
Разгулялись чересчур.
Встав на цыпочки
Один закружился в вальсе
А второй споткнулся и нос расквасил.
Третий прыгал до небес
С неба звезды цапал.
А четвертый топал как Мишка косолапый
Пятый пел до хрипоты
Песенку за песенкой.
Этой ночью домовым очень было весело.
Физминутка «Открывай скорее книжку!»
Открывай
скорее книжку!
В книжке мошка, мышка, мишка,
В книжке мячик круглый бок:
вверх-вниз, прыг-скок.
В книжке зонт, открой и пой,
Лупит дождь, а ты сухой!
Киска в книжке близко-близко.
На цветной картинке киску
Долго глажу я рукой –
Ведь у киски мех такой!
Физминутка «Вечер зимний в небе синем»
Вечер
зимний в небе синем
встать из-за стола
Звезды синие зажег
встать на носки, потянуться
Ветви сыплют синий иней
потряхивая руками, потихоньку сесть
На приснеженный снежок
Упражнения для снятия зрительного утомления
Упражнения для профилактики близорукости
И.п. – стоя на коврике, ноги врозь, руки вдоль туловища: посмотреть вверх-вниз, влево – вправо (6 раз); закрыть глаза, расслабиться; посмотреть в правый верхний угол, в левый нижний (6 раз); закрыть глаза, поморгать, расслабиться; круговые движения глазами по часовой стрелки (3-5 раз); закрыть глаза, расслабиться; движения губами вперед, влево – вправо, вверх – вниз, по кругу в левую сторону, в правую сторону (3-4 раза).
Гимнастика для глаз
Север-юг, запад-восток.
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
Покорчим рожи.
Изобразить мордочки различных животных, обитаемых на материке.
Рисование носом.
Посмотреть на контур материка, острова, моря, экономического района. Закрыть глаза. Начертить в воздухе объект носом. Открыть глаза, сравнить с оригиналом.
Упражнение 1
Посмотрите на букву на таблице с расстояния, на котором цвет ее виден лучше всего. Затем закроите глаза и вспомните ее. Вспоминая эту черноту во время повторного рассмотрения буквы, можно увидеть ее более черной, чем это было прежде. Повторяя многократно этот процесс, и все время представляя букву, имеющей более черный цвет, чем в реальности (но ни в коем случае не за счет представления реальной буквы менее черной, например, серой или даже белой), вы в ряде случаев можете очень быстро улучшить видение этой буквы.
Упражнение 2
Вспомните ряд цветов – ярко-красный, желтый, зеленый, голубой, лиловый и, в частности, белый – все в максимальной степени интенсивности оттенка, который удастся добиться. Не делайте попытки удержать какой-нибудь из них более секунды. Затем вспомните кусочек белого мела диаметром около сантиметра таким белым, как это только можно, обратите внимание на цвет фона. Обычно он будет иметь какой-нибудь оттенок черного цвета. Если это так, проверьте, можете ли вы вспомнить или увидеть открытыми глазами что-нибудь черное. Всегда, когда белый мел вспоминается идеально, фон будет настолько черен, что вспомнить или увидеть с открытыми глазами что-либо чернее будет невозможно.
Динамическое расслабление
Рассмотрим некоторые динамические методы достижения расслабления. Они в значительно большей степени используют движение глаз и других органов тела. Отсюда и их название.
Бэйтс в своих изысканиях пришел к выводу, что если глаз с плохим зрением сознательно подражает свойствам нормального, зрение первого всегда улучшается.
Перемещение и раскачивание
Первейший закон зрения – это движение. Глаз видит только тогда, когда он находится в непрерывном движении.
Перемещения глаза при этом могут быть произвольными и непроизвольными. Произвольные движения глаз – это движения, осуществляемые при перемещении взгляда с одной точки на другую. Непроизвольные движения глаз непрерывны, осуществляются автоматически, имеют очень маленькую амплитуду и неразличимы при внешнем осмотре глаз.
Если произвольные перемещения осуществляются легко и часто, то непроизвольные движения носят нормальный характер. Но если появляется напряжение (из-за пристального смотрения и по другим причинам), нарушающее произвольные движения, непроизвольные перемещения глаз становятся аномальными, что еще больше увеличивает существующее напряжение.
Чтобы нормализовать как произвольные, так и непроизвольные перемещения глаз, в системе Бэитса предлагаются специальные упражнения. Ниже выбраны 3 из них.
Как и любую вещь, перемещение взгляда можно делать правильно и неправильно.
Неправильным перемещением взгляда будет такое движение глаз, которое осуществляется в направлении ином, нежели движение головы. И наоборот, нельзя перемещать голову в направлении, отличном от направления движения глаз, если хотите сохранить при этом идеальное зрение. Другим случаем неправильного перемещения взгляда является ситуация, когда глаза остаются неподвижными, а голова движется. Чтобы приучить себя к правильным скоординированным движениям глаз и головы, проделайте следующие простейшие упражнения.
Упражнение 3
Посмотрите вправо, потом влево, двигая каждый раз головой. Попытайтесь сделать теперь неправильный способ перемещения глаз (без поворота головы) и вы почувствуете, что в глазах появилось напряжение.
Упражнение 4
Раскачивайте тело, голову и глаза подобно маятнику. Глаза при этом должны быть закрыты. Отметьте, что глазные яблоки двигаются вместе с движением головы.
Упражнение 5
Попытайтесь подражать походке слона с раскачиванием. Сделайте шаг правой ногой и качните тело, голову и глаза вправо и наоборот.
Большие повороты (длинные покачивания)
Упражнение 6
Это упражнение пришло в систему Бэйтса из глубины веков, издавна его рекомендовали на Востоке в качестве эффективного упражнения на расслабление. Техника его исполнения проста.
Станьте прямо, лучше всего лицом к окну. Расставьте ноги так, чтобы между ступнями было приблизительно 30 см., выпрямите хорошо спину, руки висят свободно и совершенно расслабленно (как плети) по бокам тела. Теперь плавно и мягко поверните тело вокруг своей вертикальной оси к левой стене так, чтобы линия ваших плеч стала параллельно ей. Теперь поверните тело к правой стене, отрывая одновременно пятку левой ноги от пола. Линия плеч – параллельно правой стенке. Таким образом, ваше тело должно совершить поворот от левой стены к правой по дуге 180 градусов. Делайте такие повороты подряд непрерывно. Помните, что глаза, плечи и голова должны составлять при повороте как бы единое целое. Во время поворотов вы должны игнорировать любое движение объектов, иначе ваши глаза мгновенно «прилипнут» к ним. При этом у вас должна появиться иллюзия, что близлежащие объекты «уходят» назад от линии вашего взгляда. Во время поворотов не следует закрывать глаза, иначе вы не увидите, как мир проплывает мимо вас. То, о чем вы думаете во время исполнения упражнения, очень важно. Ваши мысли должны быть таковы: «Окно уходит вправо, окно уходит влево, окно уходит влево, окно уходит вправо...» Иначе добиться расслабления вам не удастся. Средний темп поворотов тела должен составлять 16 полных поворотов в минуту. Дышите в удобном вам ритме.
Большие повороты оказывают весьма благотворное влияние на весь организм занимающегося. Они не только снимают утомление глаз, но и развивают гибкость позвоночника, улучшают работу симпатической нервной системы человека, а через нее – работу практически всех внутренних органов.
Малые повороты (короткие покачивания)
Упражнение 7
(Пальцевые повороты)
Поставьте указательный палец любой руки у себя перед носом. Мягко поворачивайте свою голову из стороны в сторону, смотря при этом мимо пальца, а не на него. Вам покажется, что палец двигается. Очень быстро ощущения движения можно добиться, если закроете глаза и будете делать повороты таким образом, чтобы кончик носа каждый раз касался пальца во время прохождения мимо него. Если же после того, как вы откроете глаза, они будут «прилипать» к пальцу, у вас появится головокружение, и вы не сможете добиться ощущения движения, попытайтесь проделать следующее.
Поднесите ладони к лицу, широко растопырив пальцы. Делайте повороты головой, представляя, что пальцы – это что-то вроде частокола. Смотря сквозь них вдаль в момент прохождения взгляда перед ними, чередуйте три поворота с открытыми глазами с тремя поворотами с закрытыми глазами. Делайте таких поворотов по 20-30, не забывая о дыхании. Эти повороты обладают снимающими боль эффектами. Если у вас что-то заболело, проделайте эти повороты в течение 10-20 минут. Сделайте после этого пальминг и вам станет легче. Но в любом случае думайте о движении. И дышите!
Как видим, малые повороты – это сильно укороченные большие повороты. Соблюдайте при выполнении малых поворотов те же принципы, что и при больших.
Моргание и проблески
Поскольку в системе Бэйтса считается, что причиной ухудшения зрения является усилие увидеть какой-либо объект, то полезно закрывание глаз еще до того, как это усилие появится. Таким образом, моргание предотвращает попытки глаз, смотря пристально, разглядеть плохо видимый объект. В том, что это действительно так, можете убедиться на собственном опыте. А пока проделайте простой эксперимент. Попытайтесь прочитать проверочную таблицу, повешенную на расстоянии трех метров от вас на хорошо освещенном месте, без моргания. Заметьте результат. Теперь проделайте то же самое, но уже мягко моргая на каждой букве. Результат будет заметно выше.
Частота сознательного моргания должна составлять 5-10 раз в минуту. Для развития навыка моргания и улучшения зрения разработано много упражнений. Вот некоторые из них.
Моргание может выполняться и во время упражнений на раскачивание и перемещение.
Упражнение 8
Медленно прогуливаясь, моргайте при каждом шаге, обращая внимание на то, что земля у ног кажется движущейся в сторону, обратную по отношению к направлению вашего движения. Это упражнение разовьет у вас привычку частого моргания.
Упражнение 9
Возьмите в руки текст с мелким шрифтом. Перемещайте свой взгляд по белым промежуткам между строками и моргайте в конце каждой белой линии. Упражнение надо делать как при хорошем освещении, так и при свете свечи. Это улучшит ваше зрение и будет служить мощным профилактическим средством против различных нарушений зрения. Вы заметите, что шрифт становится четче, когда взгляд перемещается по белым линиям.
Воспоминание
Когда мозг человека занят воспоминанием, его психика до некоторой степени расслабляется. Чем идеальнее вспоминание, тем глубже расслабление и тем лучше зрение.
Чем больше знаком человеку объект, тем лучше воспоминание и, следовательно, лучше зрение.
Обычно этот факт не осознается человеком. Но при желании можно заметить, например, насколько быстрее мы читаем знакомый нам шрифт и сколь медленнее – незнакомый.
В качестве объекта для вспоминания вы можете выбрать любой предмет, который вам удается легче всего вспомнить.
Упражнения на вспоминание нередко объединяются в системе Бэйтса с пальмингом. Таким образом, пальминг, расслабляя не только глаза, но и психику, обретает для занимающегося двойную ценность.
Упражнение 10
Представьте мысленно прекрасную розу. Таким образом, вы представляете в уме только один объект. Но во время мысленного «видения» этой розы вы не должны концентрировать упорно, прилагая все силы, свои мысленный взор только, скажем, на ножке этой розы. Вместо этого представьте на ножке розы маленького муравья. Он выползает из темной зелени травы и начинает свое путешествие (и вы вместе с ним) по объекту вашего представления. Муравей вползает на ножку розы и начинает медленно взбираться по ней, перелезая от одной веточки розы к другой, доползая до кончика Каждого листика на. своем пути и достигая в конце концов цветка. Он с трудом взбирается на каждый лепесток до тех пор, пока не обнаруживает глубокое углубление в центре розы – маленькую белую чашечку, наполненную нектаром. Муравей набирает немножко нектара и начинает обратный путь. Эту мысленную картину можно рисовать довольно долго.
Мысленное представление
Вспоминание весьма тесно связано с мысленным представлением. Использование этих двух упражнений в улучшении зрения едва ли может быть разделено.
Попытайтесь проделать простое упражнение на мысленное представление, разработанное Р.С. Агарвалом.
Упражнение 11
Закройте глаза и прикройте их ладонями. Представьте лист белой бумаги и попытайтесь мысленно написать на нем тушью свое имя. Если это удастся, то напишите по буквам свою фамилию и отчество, четко представляя себе каждую букву в отдельности. В конце записи поставьте точку. Теперь забудьте о буквах и вспоминайте только точку. Она должна казаться вам двигающейся из стороны в сторону короткими, медленными и легкими покачиваниями.
Если представить точку удается с трудом, то следует прибегнуть к другим методам расслабления, поскольку, как мы говорили ранее, останавливаться на методах, которые не дают быстрых результатов, ошибочно.
Упражнений стоит давать по 1-2 на уроке, повторять понравившиеся и добавлять новые. Главное дать ребятам расслабиться и дать отдых глазам с пользой для организма.
Физминутка «Мы на коврике стоим»
1.
Мы на коврике стоим,
Во все стороны глядим,
Вправо, влево, вверх и вниз,
Посмотри и улыбнись. (Повороты головы вправо, влево, вверх, вниз)
2.
Выше руки поднимай,
Вправо, влево покачай.
Вот так, еще раз,
Получается у нас! (Изображают как ветерок качает деревья)
3.
Вправо, влево повернись,
И соседу улыбнись.
Вот так, еще раз,
Посмотрите все на нас! (Повороты корпуса вправо, влево)
4.
Вправо, влево наклонись,
Наклоняйся, не ленись,
Вот так, еще раз,
Посмотрите все на нас! (Наклоны вправо, влево)
5.
А теперь пойдем вприсядку,
Мы веселые ребятки,
Вот так, еще раз,
Получается у нас! (Выполняют полуприседания)
6.
А теперь мы все поскачем,
Как веселый звонкий мячик.
Вот так, еще раз,
Посмотрите все на нас! (Прыжки)
7.
Руки выше подними,
Только носиком дыши.
Вот так, еще раз,
И закончим мы сейчас. (Дыхательные упражнения)
Физминутка «Все движения разминки повторяем без запинки!»
Все
движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе - хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
Физминутка «Тик-так»
Наклоны
в стороны:
Тик-так, тик-так
Все часы идут вот так: тик-так, тик-так,
Налево раз, направо раз,
Мы тоже можем так,
Тик-так, тик-так.
Физминутка для кистей рук
Цель: упражнения для расслабления кистей рук.
Этот
пальчик маленький- мизинчик удаленький.
Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.
Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.
Этот – указательный, пальчик замечательный.
Этот пальчик – вот какой, называется большой.
Мы
ладошкой потрясём,
Каждый пальчик разомнём.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы начнём опять писать.
Чтоб
красиво написать
Надо пальчики размять
Раз, два, три, четыре, пять
За письмо получим пять!
Физминутка для глаз
Для расслабления глаз очень полезно смотреть на зелёный цвет. Поэтому очень хорошо иметь в классе зелёный круг из картона или пластмассы и выполнять упражнения для глаз с его помощью.
Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.
Глазки
видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано –
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Упражнение «Раз – подняться, потянуться»
Раз
– подняться, потянуться,
Два – нагнуть, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Физкультминутка для глаз
Ребята, мы долго сегодня смотрим на экран. Предлагаю вашим глазам отдохнуть. Сядьте ровно, расслабьтесь. Закройте ладонями лицо. Медленно закройте глаза. Подумайте о приятном. Теперь раздвиньте пальцы. Медленно откройте глаза. Не отрывая ладоней от лица, поверните голову направо, теперь прямо, налево и прямо. Соедините пальцы. Закройте глаза. Откройте глаза. Медленно опустите руки.
Упражнение для глаз «Проведём, друзья, сейчас...»
Проведём,
друзья, сейчас
Упражнение для глаз.
Вправо, влево посмотрели,
Глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз.
Ты хрусталик не сердись,
Посмотри на потолок,
Отыщи там уголок.
Чтобы мышцы крепче стали,
Смотрим мы по диагоналям.
Мы не будем циркуль брать,
Будем взглядом круг писать.
И теперь слова напишем.
Чьи же буквы будут выше?
«Папа», «мама», «дом», «трава» –
За окном у нас видна.
За окно ты посмотри.
Что ты видишь там вдали?
А теперь на кончик носа.
Повтори так восемь раз –
Лучше будет видеть глаз.
Глазки нас благодарят,
Поморгать нам всем велят.
Плавно глазками моргаем,
Потом глазки закрываем.
Чтобы больше было силы
К ним ладошки приложили.
Раз, два, три, четыре, пять –
Глазки можно открывать!
Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения
Физкультминутка «Вдох и выдох!»
Учитель: Вдох и выдох!
Раз
– присели!
Два – привстали,
Что задержки никакой!
Три – нагнулись
И достали до носка одной рукой.
Тренинг для учителей «Психологическое благополучие педагога»
Цель: профилактика эмоционального выгорания, обучение навыкам саморегуляции и расслабления, формирование положительного эмоционального состояния, профилактика неврозов.
Задачи:
Упражнение 1. «Рукопожатие»
Цель: настроить группу на позитивный лад.
Ход упражнения.
Участникам предлагается походить по кругу и поздороваться, как можно с большим количеством участников тренинга и пожелать того, что необходимо данному участнику в этот момент.
Упражнение 2. «Моё любимоё качество»
Цель: диагностика состояния группы на момент начала тренинга.
Ход упражнения.
Педагогам предлагается разделиться на пары и сесть друг напротив друга. Ведущий зачитывает по очереди три позитивных качества. В паре необходимо обсудить какое качество из перечисленных большего всего подходит каждому из пары и почему. В кругу обсуждается, в каких парах качества совпали.
Упражнение 3. «Ассоциации с игрушкой»
Цель: поиск позитивного смысла в неожиданных вещах.
Ход упражнения.
Учителям предлагается черный не прозрачный пакет с мягкими игрушками. Ведущий по кругу предлагает достать на ощупь любую игрушку и подумать о том, чем эта игрушка похожа на него. Далее идёт обсуждение в кругу.
Упражнение 4. «Ладошки»
Цель: использование тактильных ощущений для характеристики того или иного человека.
Ход упражнения.
Педагогам предлагается по очереди закрыть глаза и ладони развернуть так чтобы можно было положить на них руки другому участнику, а остальные участники тренинга тихонько подходят к нему и кладут свои ладони на ладони этого участника, его задача заключается в том, что бы запомнить у какого какие руки были на ощупь.
Обсуждение по кругу, что каждый почувствовал при этом.
Упражнение 5. Релаксация под музыку и шум воды (1 час)
После релаксации необходимо нарисовать тот образ воды, который вы увидели. Рисуете карандашами, красками и фломастерами.
Упражнение 6. «Броуновское движение»
Цель: снижение мышечного напряжения и внутренней зажатости.
Ход упражнения.
Участникам предлагается под музыку активно перемещаться по комнате. Как только музыка выключается и ведущий называет какую-либо цифру, участники, должны взявшись за руки, объединится в группы, состоящие из такого числа человек. Ведущий предлагает объединиться в группы не по числу человек, а по какому-либо признаку (например, по цвету глаз, элементам одежды, домашним животным и т.д.) Задание выполняется веселее, если участники к тому же запрещается разговаривать.
Упражнение 7. «Мой портрет»
Цель: повышение самооценки у учителей, посредством позитивных поглаживаний.
Ход упражнения.
Участникам тренинга предлагается нарисовать свой портрет. Затем этот портрет необходимо прикрепить на спину себе. После этого ходить по кругу и все желающие могут написать там пожелания, комплименты. Затем листок снимается и все садятся в круг, и происходит обмен мнениями.
Упражнения 8. «На доверии»
Цель: повышение доверия друг к другу в коллективе.
Ход упражнения.
Учителям предлагается разделиться на две, три команды по 5-6 человек. Затем даётся задание каждому из группы попробовать упасть на руки своих коллег. Задание остальных удержать этого человека в своих руках. Далее происходит обсуждение в кругу, что каждый почувствовал.
Упражнение 9. «Серпантин»
Цель: повышение энергетического тонуса группы.
Ход упражнения.
Каждый участник берёт горсть серпантина. Группа встаёт в тесный круг, практически соприкасаясь плечами, каждый поворачивается правым плечом внутрь круга, протягивает правую руку в центр круга, разворачивая её большим пальцем вверх. Затем начинается движение по часовой стрелке. Когда пружина максимально свернулась, группа начинает двигать руки вверх, вниз. Сопровождая прощальную фразу: «Ай да мы!». На последнем слоге амплитуда становится максимальной и на последнем рывке. Подбрасывают серпантин вверх.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.