Сборник заданий для формативного оценивания
Физика
Данный сборник заданий составлен в помощь учителю при планировании, организации и проведении формативного оценивания по предмету «Физика» для обучающихся 7 классов. Сборник подготовлен на основе учебной программы и учебного плана. Задания с критериями оценивания и дескрипторами являются образцами, которые помогут учителю предоставлять учащимся конструктивную обратную связь по достижению целей обучения, подбирать и разрабатывать аналогичные задания. Рекомендательный характер сборника позволит адаптировать, дополнять и вносить изменения в задания с учетом возможностей и потребностей обучающихся.
Сборник предназначен для учителей школ основного среднего образования (7-9) классы, методистов, региональных и школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке сборника использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.
Используемые условные обозначения:
* -
рекомендуется в одной четверти интегрировать (по возможности) цели обучения
со сквозными темами, исходя из расчета – 2 сквозные темы на
четверть
** - используется одна из частей цели обучения
учебной программы
1-четверть Раздел «Физика – наука о природе»
Цель обучения 7.1.1.1 Приводить примеры физических явлений.
Уровень мыслительных Знание и понимание навыков
Критерии оценивания Обучающийся
• Распознает виды физических явлений
Задание 1
Какие явления показаны на рисунках?
1_______________________________________________
2_______________________________________________
3_______________________________________________
Дескриптор Обучающийся
- определяет виды физических явлений;
Задание 2
Разместите в столбцах таблицы примеры, которые относятся к механическим, звуковым, тепловым, электрическим, световым явлениям:
Шар катится, свинец плавится, холодает, слышны раскаты грома, снег тает, звезды мерцают, вода кипит, наступает рассвет, эхо, плывет бревно, маятник часов колеблется, облака движутся, гроза, летит голубь, сверкает молния, шелестит листва, горит электрическая лампа.
Механическое явление |
Звуковое явление |
Тепловое явление |
Электрическое явление |
Световое явление |
|
|
|
|
|
Дескриптор Обучающийся
- различает виды физических явлений.
Цель обучения |
7.1.1.2 различать методы изучения законов природы.
|
Уровень мыслительных навыков
|
Знание и понимание |
Критерии оценивания |
Обучающийся • Определяет научные методы изучения законов природы |
Задание 1
Маша и Сергей решили проверить выводы Галилея о падении различных тел. Маша при этом ожидала, когда будут падать сосульки с крыши, а Сергей бросал камешки с высокого моста в воду. Кто из них осуществлял эксперимент, а кто – наблюдение? Обоснуйте ответ.
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________ Дескриптор Обучающийся
- различает, что такое эксперимент;
- различает, что такое наблюдение.
Раздел «Физические величины и измерения»
Цель обучения
|
7.1.2.1 соотносить физические величины с их единицами измерения в системе СИ
|
Уровень мыслительных навыков
|
Знание и понимание
|
Критерии оценивания
|
Обучающийся • Устанавливает соответствие физической величины и ее единиц измерения в системе СИ.
|
Задание 1
Найдите соответствие между физическими величинами и единицами измерения в системе СИ:
|
|
Дескриптор Обучающийся
- определяет единицы измерения физических величин в системе СИ;
- соотносит единицы измерения с физическими величинами.
|
|
Цель обучения
|
7.1.2.3 применять кратные и дольные приставки при записи больших и малых чисел: микро (μ), милли (m), санти (c), деци (d), кило (k) и мега (M)
|
Уровень мыслительных навыков
|
Знание и понимание Применение |
Критерии оценивания
Задание 1 |
Обучающийся • Использует значения кратных и дольных приставок при расчетах. |
Какая приставка в названии физической величины означает ее сотую долю?
А) Деци
B) Санти
C) Милли
D) Микро
E) Мега
Дескриптор Обучающийся
- определяет приставку сотой доли физической величины.
Задание 2
Расположите в порядке убывания следующие величины, записав их в стандартном виде:
0,0003 км, 450 мм, 0,55 см, 4000 км, 600 мкм
1_________2__________3_________4________5_________
Дескриптор Обучающийся
- переводит величины в стандартный вид;
- располагает величины в порядке убывания.
Подраздел «Лабораторная работа № 1.
Цель обучения 7.1.3.1 измерять длину, объем тела, температуру и время, записывать результаты измерений с учетом
погрешности.
Уровень мыслительных Применение
навыков
Критерии оценивания Обучающийся
• Производит измерения и записывает данные в системе СИ. • Определяет погрешность приборов.
Задание 1
Определите и запишите длину бруска с учетом погрешности.
Определите и запишите объем воды в мензурке с учетом погрешности.
Дескриптор Обучающийся
- определяет цену деления прибора;
- снимает показания с прибора;
- записывает результаты измерений с учетом погрешности.
Подраздел «Лабораторная работа № 2.
Цель обучения 7.1.3.2 определять размер малых тел методом
рядов
Уровень мыслительных Применение
навыков
Критерии оценивания Обучающийся
• Определяет размер малых тел.
Задание 1
Как с помощью измерительной линейки определить средние диаметры мелких однородных предметов, например, зерен пшена, чечевицы, булавочных головок, зерен мака и т. п.?
Дескриптор Обучающийся
- описывает метод определения размеров малых тел.
Задание 2
Один из видов бактерий имеет длину 0,5 мкм. Сколько таких бактерий уложилось бы вплотную на длине 1 мм?
Дескриптор Обучающийся
- использует метод рядов;
- переводит величины в стандартный вид;
Раздел «Механическое движение»
Цель обучения 7.2.1.1 объяснять смысл понятий –
материальная точка, система отсчета, относительность механического движения; траектория, путь, перемещение.
Уровень мыслительных навыков Знание и понимание
Применение
Критерии оценивания Обучающийся
• Объясняет смысл понятий материальная точка.
• Определяет системы отсчета, в которых тело движется.
• Сравнивает путь и перемещение.
Задание 1
Автомобиль движется по шоссе. При каких условиях его можно рассматривать как материальную точку?
Дескриптор Обучающийся
- определяет условия для принятия автомобиля за материальную точку.
Задание 2
Мальчик сел на велосипед и поехал по дороге. Его сестра, сидя на скамейке, наблюдает, как рядом с велосипедом бежит собачка, не отставая не опережая его, а около скамейки, топчась на месте, ожидает возвращения его друг Петя. Соедините линиями объекты, которые относительно друг друга находятся в покое.
Дескриптор Обучающийся
- различает разные системы отсчета.
Задание 3
Определите путь или перемещение:
a) оплачивается при проезде в такси?
b) показывает счетчик на спидометре автомобиля?
Дескриптор Обучающийся
- различает путь и перемещение.
Задание 4
По заданным траекториям движения тела начертите его перемещение в тот момент времени, когда тело переместилось из точки А в точку D.
Дескриптор Обучающийся
- показывает траекторию движения тела на участке.
Задание 5
Внимательно посмотрите на фотографии и скажите, при решении каких задач можно рассматривать движение спортсмена как движение материальной точки. Объясните почему.
Дескриптор Обучающийся
- определяет смысл понятия «материальная точка».
Задание 6
Вертолет поднимается вертикально вверх. Нарисуйте в тетради траекторию точки лопасти несущего винта:
А) относительно пилота
В) относительно механика, оставшегося на земле
Дескриптор Обучающийся
- рисует траекторию лопасти винта относительно пилота; - рисует траекторию лопасти винта относительно земли.
Цель обучения
|
7.2.1.2 приводить примеры относительности механического движения.
|
Уровень мыслительных навыков
|
Знание и понимание |
Критерии оценивания
|
Обучающийся • Различает в каких системах отсчета тело движется/находится в покое |
Задание 1
Автомобиль и комбайн движутся прямолинейно, так что некоторое время расстояние между ними не меняется. Укажите, относительно каких тел каждый из них находится в покое, и относительно каких тел движется?
Дескриптор Обучающийся
- определяет относительно каких тел автомобиль и комбайн находятся в покое; - определяет относительно каких тел автомобиль и комбайн движутся.
Подраздел «Прямолинейное равномерное и неравномерное движение»
Цель обучения 7.2.1.3 различать прямолинейное равномерное и
неравномерное движение
Уровень мыслительных Знание и понимание навыков
Критерии оценивания Обучающийся
• Отличает равномерное движение от
неравномерного.
Задание 1
Определите по рисунку движущееся равномерно тело.
Дескриптор Обучающийся
- Определяет признаки равномерного движения;
- Определяет признаки неравномерного движения.
Цель обучения
|
7.2.1.4 вычислять скорость и среднюю скорость движения тел.
|
Уровень мыслительных навыков
|
Применение |
Критерии оценивания
Задание 1 |
Обучающийся • Рассчитывает скорость движения тел по формуле. • Определяет среднюю скорость движения на всем пути. |
Заполните недостающие величины в таблице
|
|
|
|
|
|
Скорость |
0,18 км/ч |
|
7 м/с |
2,3 м/с |
63 км/ч |
Путь |
|
150 см |
|
2300 мм |
35 м |
Время |
0,5 мин |
1 мин |
10 с |
|
|
Дескриптор Обучающийся
- переводит единицы измерения в систему СИ;
- использует формулу определения скорости для расчета скорости движения тел;
- использует формулу определения скорости для расчета пройденного пути;
- использует формулу определения скорости для расчета времени.
Задание 2
Автобус за первые 2 часа проехал 90 км, а следующие 3 часа двигался со скоростью 50 км/час. Какова средняя скорость движения автобуса на всем пути?
Дескриптор Обучающийся
- определяет весь пройденный путь автобуса;
- определяет затраченное время;
- использует формулу для определения средней скорости движения тела.
Подраздел «Графическое представление различных видов
|
механического движения» |
|
|||||
Цель обучения
|
7.2.1.5 строить график зависимости перемещения от времени при равномерном прямолинейном движении, применяя обозначение единиц измерения на координатных осях графика и в таблице.
|
||||||
Уровень мыслительных навыков
|
Применение |
||||||
Критерии оценивания
|
Обучающийся • Строит график зависимости пути от времени при равномерном движении. • Обозначает единицы измерения на координатных осях.
|
||||||
Задание 1 В таблице приведены пути, пройденного телом за различные промежутки времени. |
|||||||
Пройденный путь/ м |
0 |
180 |
360 |
540 |
720 |
900 |
|
Время/с |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Используя эти данные, постройте график зависимости пути от времени.
Дескриптор Обучающийся
- чертит координатную плоскость и отмечает единичные отрезки на ней;
- выбирает масштаб;
- строит график по точкам.
Цель обучения
|
7.2.1.6 находить скорость тела по графику зависимости перемещения от времени при равномерном движении
|
Уровень мыслительных навыков
|
Применение
|
Критерии оценивания
|
Обучающийся • Определяет скорость тела по данным графика.
|
Задание 1
По графику, изображенном на рисунке, определите скорость движения велосипедиста.
Дескриптор Обучающийся
- находит по графику и записывает путь, пройденный за определенный промежуток времени;
- использует формулу вычисления скорости при равномерном движении.
Задание 2
На рисунке представлены графики зависимости пройденного пути от времени для четырех тел.
Выберите правильное соотношение скоростей этих тел.
A) υ1 > υ2 B) υ3 > υ2 C) υ3 < υ4
D) υ1 < υ2
Дескриптор Обучающийся
-
определяет по графику скорости тел и сравнивает их.
Подраздел «Графическое представление различных видов механического
Цель обучения
|
7.2.1.7 находить перемещение тела, используя графическую зависимость скорости от времени при равномерном прямолинейном движении.
|
Уровень мыслительных навыков
|
Применение
|
Критерии оценивания
|
Обучающийся • Определяет пройденный путь тела по данным графика. |
Задание 1
На рисунке дан график зависимости модуля скорости движения автомобиля от времени. Какой путь прошел автомобиль за 7 с?
Дескриптор Обучающийся
- определяет по графику скорости тела в начале и в конце движения;
- применяет формулу вычисления пути при равномерном
движении для каждой части пути;
- определяет пройденный путь.
Цель обучения 7.2.2.11 измерять массу тела с использованием электронных, пружинных, рычажных весов и
анализировать класс точности приборов.
Уровень мыслительных Навыки высокого порядка навыков
Критерии оценивания Обучающийся
• Предоставляет четкие указания о том, как
измерять массу предмета, используя весы;
Задание 1
Определите и запишите показания весов с учетом их погрешности
_______кг __________кг __________кг
Дескриптор Обучающийся
- определяет цену деления прибора и записывает массу.
Задание 2
Какой из приборов, изображенных на рисунке, является наиболее точным? Объясните почему?
Дескриптор Обучающийся
- выбирает прибор с большей точностью; - сравнивает, делает заключение.
Подраздел «Измерение объема тел правильной и неправильной формы»
Цель обучения 7.2.2.12 использовать измерительный цилиндр (мензурка) для измерения объема жидкости или
твердого тела различной формы.
Уровень мыслительных Применение навыков
Критерии оценивания Обучающийся
• Составляет алгоритм по определению
объема тела с помощью мензурки;
Задание 1
На рисунке показана мензурка с жидкостью до и после погружения тела неправильной формы. Определите объем тела.
Дескриптор Обучающийся
- определяет цену деления мензурки;
- определяет уровень жидкости в мензурке;
- использует мензурку для измерения объема твердого тела.
Цель обучения 7.2.2.13 объяснять физический смысл плотности
Уровень мыслительных Знание и понимание навыков
Критерии оценивания Обучающийся
• Описывает, что показывает плотность
вещества.
Задание 1
В таблице приведены плотности некоторых веществ.
Ртуть |
13600 кг/м3 |
Медь |
8900 кг/м3 |
Вода |
1000 кг/м3 |
Гранит |
2600 кг/м3 |
Сравните эти числовые значения и объясните причину их различия.
Дескриптор Обучающийся
- сравнивает числовые значения плотностей и делает вывод.
Подраздел «Лабораторная работа № 3.
Цель обучения 7.2.2.14 экспериментально определять плотности
жидкостей и твердых тел
Уровень мыслительных Применение навыков
Критерии оценивания Обучающийся
• Составляет алгоритм по определению
плотности тела.
Задание 1
Опишите краткий план опыта для определения объема и плотности тела (г/см3), массой 78 г.
Дескриптор Обучающийся
- описывает ход работы 3-4 этапа; - определяет объем тела;
- вычисляет плотность в г/см3.
Цель обучения 7.2.2.15 применять формулу плотности при
решении задач
Уровень мыслительных Применение навыков
Критерии оценивания Обучающийся
• Решает задачи, используя формулу
плотности.
Задание 1
Машина рассчитана на перевозку груза массой 3 т. Сколько листов железа можно нагрузить на нее, если длина каждого листа 2 м, ширина 80 см и толщина 2 мм? Плотность железа 7,8 г/cм3.
Дескриптор Обучающийся
- переводит физические величины в систему СИ; - определяет объем тела; - определяет плотность тела.
Задание 2
На рисунке изображены цилиндры из различных веществ, известного объема. Рассчитайте плотности данных веществ в г/см3. Перечислите вещества в порядке возрастания их плотности.
1_________________2__________________3________________
4_________________5__________________6________________
Дескриптор Обучающийся
- определяет плотности всех цилиндров;
- расставляет тела в порядке возрастания их плотности.
Раздел «Взаимодействие тел»
Цель обучения 7.2.2.1 приводить примеры явления инерции в
природе
Уровень мыслительных Знание и понимание навыков
Критерии оценивания Обучающийся
• Объясняет и приводит примеры проявления
инерции в повседневной жизни.
Задание 1
Почему капли дождя при резком встряхивании слетают с одежды?
Дескриптор Обучающийся
- Объясняет явление инерции.
Задание 2
Приведите примеры о том, когда инерция приносит вред, а когда пользу (заполните таблицу).
Польза |
Вред |
|
|
Дескриптор Обучающийся
- записывает пользу явления инерции;
- записывает вред явления инерции.
Цель обучения 7.2.2.2 приводить примеры действия сил из повседневной жизни.
Уровень мыслительных Знание и понимание навыков
Критерии оценивания Обучающийся
• Описывает действия сил из повседневной
жизни.
Задание 1
Опишите 3 примера действия сил из повседневной жизни.
Дескриптор Обучающийся
- объясняет и приводит примеры действия сил.
Цель обучения 7.1.2.2 различать скалярные и векторные физические величины и приводить примеры.
Уровень мыслительных Знание и понимание навыков
Критерии оценивания Обучающийся
• Объясняет и различает скалярные и
векторные физические величины.
Задание 1
Из перечисленных физических величин укажите какие величины являются векторными, какие скалярными.
Скорость |
|
Перемещение |
|
Путь |
|
Время |
|
Масса |
|
Сила |
|
Объясните почему ?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
- указывает какая величина является скалярной, а какая – векторной;
- записывает различие между скалярной и векторной величинами.
Цель обучения 7.2.2.10 различать вес и силу тяжести
Уровень мыслительных Знание и понимание
навыков Применение
Критерии оценивания Обучающийся
• Объясняет различие веса и силы тяжести.
Задание 1
a) Как зависит вес от силы тяжести, действующей на тело в состоянии покоя?
b) В каких случаях силы, действующие на тела, изображенные на рисунке, обозначены правильно?
c) На столе стоит чайник с водой массой 1,5 кг. Определите силу тяжести и вес чайника. Покажите эти силы на рисунке.
Дескриптор Обучающийся
- определяет зависимость веса тела от силы тяжести;
- указывает точки приложения сил;
- вычисляет силу тяжести и вес;
- на рисунке изображает вес и силу тяжести.
Цель обучения 7.2.2.3 различать и приводить примеры
пластических и упругих деформаций
Уровень мыслительных Знание и понимание навыков
Критерии оценивания Обучающийся
• Различает пластическую деформацию от
упругой.
Задание 1
Ниже приведенные примеры деформации. Разделите их на упругие и пластические.
1. Груз подвесили на пружину.
2. Мальчик слепил игрушку из пластилина.
3. Мальчик тянет санки.
4. Деревья гнутся от ветра.
5. Из глины слепили кувшин.
6. Натяжение тетивы лука при стрельбе
7. След человека на снегу.
Упругая деформация |
Пластическая деформация |
|
|
|
|
Дескриптор Обучающийся
- определяет упругую деформацию;
- определяет пластическую деформацию.
Подраздел «Лабораторная работа №4.
Цель обучения
|
7.2.2.4 экспериментально определять коэффициент жесткости пружины, различая зависимые, независимые и контролируемые величины.
|
Уровень мыслительных навыков
|
Знание и понимание Применение
|
Критерии оценивания
|
Обучающийся • Определяет зависимость между силой упругости и удлинением пружины. • Различает зависимые, независимые и контролируемые величины. |
Задание 1
К пружине поочередно подвешивали разное количество грузов массой по 102 г, и при этом измеряли длину пружины l. Полученные данные записали в таблицу.
a) Заполните в таблице пустые клетки
b) Используя данные таблицы, постройте график зависимости приложенной к пружине силы F от удлинения ∆l.
c) Вычислите жесткость пружины, учитывая, что сила упругости, возникающая в пружине, равна по модулю приложенной к ней силе.
d) Определите какие величины являются зависимыми, независимыми и контролируемыми.
Количество грузов |
Модуль силы F, H |
Длина пружины l, см |
Удлинение пружины ∆ l, см |
0 |
0 |
4,0 |
0 |
1 |
1 |
4,5 |
0,5 |
2 |
|
5,0 |
|
3 |
|
5,5 |
|
4 |
|
6,0 |
|
Обучающийся
Дескриптор - строит график зависимости силы от удлинения пружины;
- определяет из графика коэффициент жесткости пружины; - указывает какие величины являются зависимыми, независимыми и контролируемыми.
Цель обучения 7.2.2.5 применять закон Гука для расчета
физических величин, характеризующих упругие
свойства.
Уровень мыслительных Применение навыков
Критерии оценивания Обучающийся
• Использует закон Гука при решении задач.
Задание 1
Чему равен коэффициент жесткости стержня, если под действием груза 1 кН он удлинился на 1 мм?
Дескриптор Обучающийся
- записывает формулу закона Гука;
- переводит единицы измерения в систему СИ; - преобразует формулу и проводит вычисления.
Задание 2
Груз массой 3 кг растягивает пружину на 5 см. Каким должен быть груз, который растянет пружину на 8см.
Дескриптор Обучающийся
- определяет жесткость пружины; - записывает условие равенства;
- производит вычисления.
Цель обучения 7.2.2.6 описывать трение при скольжении,
качении, покое
Уровень мыслительных Знание и понимание навыков
Критерии оценивания Обучающийся
• Определяет каждый тип трения (при
скольжении, качении, покое).
Задание 1
В каком случае, из представленных на рисунке, возникает сила трения качения?
Ответ__________________
Дескриптор Обучающийся
- указывает силу трения качения.
Задание 2
На каком из рисунков, представлена сила трения скольжения?
Ответ__________________
Дескриптор Обучающийся
- различает силу трения скольжения.
Задание 3
При каком виде трения возникает наименьшая сила трения?
А) При трении качения
В) В случае трения скольжения
С) При трении покоя
Д) При всех видах трения сила трения одинакова
Дескриптор Обучающийся
-
понимает особенности силы трения скольжения, качения, покоя.
Цель обучения
|
7.2.2.7 приводить примеры полезного и вредного проявления силы трения
|
Уровень мыслительных навыков
|
Знание и понимание |
Критерии оценивания
|
Обучающийся • Записывает примеры полезного и вредного проявления силы трения. |
Задание 1
Приведите по 2 примера, когда сила трения в быту и в технике мешает или помогает осуществлению протекающих процессов. Заполните таблицу.
Сила трения мешает |
Сила трения помогает |
|
|
|
|
Дескриптор Обучающийся
- различает полезное проявления силы трения от вредного.
Подраздел «Лабораторная работа № 5.
Цель обучения
|
7.2.2.8 исследовать зависимость силы трения от веса тела, материала и качества обработки соприкасающихся поверхностей.
|
Уровень мыслительных навыков
|
Навыки высокого порядка |
Критерии оценивания
|
Обучающийся • Описывает зависимость силы трения от веса тела, материала и качества обработки соприкасающихся поверхностей. |
Задание 1
a) Рассмотрите рисунок и определите от чего зависит сила трения.
b) Рассмотрите зависимость силы трения скольжения от материала поверхностей. Для этого измерьте поочередно силу трения скольжения деревянного бруска по деревянной доске, поверхности стола и резине. Сделайте вывод.
№ опыта |
Поверхность, по которой скользит брусок |
Сила трения скольжения, Fтр, Н |
1 |
Поверхность стола |
|
2 |
Резина |
|
3 |
Дерево |
|
Дескриптор Обучающийся
- объясняет зависимость силы трения от веса тела;
- описывает зависимость силы трения скольжения от материала поверхностей
Цель обучения
|
7.2.2.9 изображать силы графически в заданном масштабе и находить равнодействующую сил, действующих на тело и направленных вдоль одной прямой.
|
Уровень мыслительных навыков
|
Применение |
Критерии оценивания
Задание 1 |
Обучающийся • Находит равнодействующую сил, действующих на тело и направленных вдоль одной прямой. • Изображает направление сил.
|
На тело действуют две горизонтальные силы – 10 Н и 15 Н.
a) Изобразите эти силы.
b) Сколько вариантов рисунков вы можете сделать?
c) Чему равна равнодействующая этих сил? Дескриптор Обучающийся
- указывает силы графически в заданном масштабе; - вычисляет равнодействующую этих сил. Задание 2
На рисунке изображен парашютист падающий на Землю. В каждом из условий определите результирующую силу и ее направление.
Дескриптор Обучающийся
- находит равнодействующую силу.
3-четверть Раздел «Давление»
Цель обучения
|
7.3.1.1 описывать строение твердых тел, жидкостей и газов на основе молекулярного строения вещества.
|
Уровень мыслительных навыков
|
Знание и понимание
|
Критерии оценивания
|
Обучающийся • Определяет свойства и строение твердых тел, жидкостей и газов. |
Задание 1
Заполните в таблицу соответствующие свойства присущие газам, жидкостям и твердым телам.
А) Сохранение объема и формы;
В) Неизменность объема при приобретении любой формы; С) Заполнение всего представленного ему пространства; D) Трудность сжатия, изменения формы и объема.
Газ |
Жидкость |
Твердое тело |
|
|
|
Дескриптор Обучающийся
- различает свойства газообразных, жидких и твердых тел.
Задание 2
Заполните в таблицу соответствующее расположение молекул, взаимодействие и движение молекул газов, жидкостей и твердых тел. А) Молекулы расположены на расстояниях, сравнимых с размером молекулы и перемещаются свободно друг относительно друга;
В) Молекулы находятся на больших расстояниях друг от друга, практически не взаимодействуют и движутся беспорядочно; С) Молекулы расположены в строгом порядке, сильно взаимодействуют и колеблются около определенных положений;
D) Молекулы расположены на больших расстояниях друг от друга в определенном порядке, слабо взаимодействуют друг с другом и движутся беспорядочно.
Газ |
Жидкость |
Твердое тело |
|
|
|
Дескриптор Обучающийся
- определяет строение твердых тел на основе молекулярного строения вещества;
- определяет строение жидкостей на основе молекулярного строения вещества;
- определяет строение газов на основе молекулярного строения вещества.
Цель обучения 7.3.1.2 объяснять физический смысл давления и
описывать способы изменения давления;
7.3.1.3 применять формулу давления при решении задач.
Уровень мыслительных навыков
|
Знание и понимание Применение
|
Критерии оценивания
Задание 1 |
Обучающийся • Исследует давление, оказываемое разными телами. • Использует формулу давления при решении задач. |
Заполните второй столбец таблицы
Человек стоял в глубоком снегу, а потом встал на лыжи.
|
При этом…? |
Жало осы во время укуса оказывает на кожу человека …
|
Какое давление? |
У рюкзака ремни в районе плеч обычно имеют широкие вставки.
|
Это сделано чтобы … |
Острозаточенный простой карандаш |
Это происходит потому, что … |
Дескриптор Обучающийся
- определяет давление по площади воздействия силы тяжести.
Задание 2
Студент сидит на стуле, как показано на рисунке.
Затем он качается назад на стуле. Опишите как изменяется давление на пол, используя слова «площадь», «сила», «давление».
Дескриптор Обучающийся
- описывает изменение давления.
Задание 3
Человек стоит на льду. Площадь подошв его ботинок 300 см2. Во сколько раз изменится давление человека на лед, если он наденет коньки, Длина лезвия конька 20 см, а его ширина – 4 мм.
Дескриптор Обучающийся
- переводит значения в систему СИ;
- находит площадь соприкосновения коньков со льдом;
- определяет изменение давления.
Цель обучения
|
7.3.1.4 объяснять давление газа на основе молекулярного строения
|
Уровень мыслительных навыков
|
Знание и понимание
|
Критерии оценивания Задание 1 |
Обучающийся • Описывает давление газа на основе молекулярного строения вещества. |
Объясните увеличение давления газа на основе теории
молекулярного строения.
Дескриптор Обучающийся
- описывает рисунок и объясняет зависимость между давлением газа и объемом.
|
7.3.1.5 выводить формулу гидростатического давления в жидкостях и применять ее при решении задач.
|
Уровень мыслительных навыков
|
Применение
|
Критерии оценивания
Задание 1 |
Обучающийся • Выводит формулу гидростатического давления в жидкостях. • Применяет формулу гидростатического давления в жидкостях при решении задач. |
Рассчитайте давление воды на дно аквариума с уровнем воды высотой 45 см.
Дескриптор Обучающийся
- выводит формулу определения гидростатического давления;
- вычисляет давление.
Задание 2
В два сосуда, показанные на рисунке, налили по одному литру воды. В каком из них резиновое дно прогнётся сильнее?
Дескриптор Обучающийся
- выявляет физические величины участвующие в определении гидростатического давления жидкости;
- определяет сосуд с более прогнутым резиновым дном.
7.3.1.6 приводить примеры использования
сообщающихся сосудов.
Уровень мыслительных Знание и понимание навыков
Критерии оценивания Обучающийся
• Распознает сообщающиеся сосуды и
описывает их принцип действия Задание 1
a) Какие из тел, представленных ниже, действуют как сообщающиеся сосуды? Опишите принцип действия одного из них.
Ответ___________
b) В сообщающиеся сосуды налита вода. Верно ли данные рисунки иллюстрируют закон сообщающихся сосудов? Поясните свой ответ.
Дескриптор Обучающийся
- выбирает примеры сообщающихся сосудов;
- описывает принцип работы сообщающихся сосудов.
7.3.1.7 описывать принцип действия
гидравлических машин
Уровень мыслительных Применение
навыков Навыки высокого порядка
Критерии оценивания Обучающийся
• Объясняет работу гидравлического пресса.
Задание 1
Малый поршень гидравлического пресса площадью 2 см2 под действием силы опустился на 16 см. Площадь большого поршня 8 см2.
a) Определите вес груза, поднятого поршнем, если на малый поршень действовала сила 200 Н.
b) На какую высоту поднят груз.
c) Опишите принцип действия гидравлического пресса с помощью рисунка.
Дескриптор Задание 2 |
Обучающийся - определяет вес и высоту поднятия груза; - описывает работу гидравлического пресса. |
На рисунке изображена схема автомобильного гидравлического тормоза (1 – тормозная педаль, 2 – цилиндр с поршнем, 3 – тормозной цилиндр, 4 – тормозные колодки, 5 – тормозные барабаны, 6 – пружина). Цилиндры и трубки заполнены специальной жидкостью. Объясните принцип действия тормоза.
Дескриптор Обучающийся
- определяет начальные действия для запуска гидравлической системы;
- описывает процесс перемещения жидкости в гидравлической системе;
- объясняет процесс торможения автомобиля.
Цель обучения 7.3.1.8 рассчитывать выигрыш в силе при использовании гидравлических машин.
Уровень мыслительных Применение навыков
Критерии оценивания Обучающийся
• Определяет выигрыш в силе при
использовании гидравлических машин.
Задание 1
Малый поршень гидравлического домкрата под действием силы 500 Н опустился на 15 см. При этом большой поршень поднялся на 1 см. Какая сила действует на большой поршень? Какой выигрыш в силе можно получить?
Дескриптор Обучающийся
- находит соотношение между силами на гидравлических машинах.
Цель обучения
|
7.3.1.9 объяснять природу атмосферного давления и способы его измерения.
|
Уровень мыслительных навыков
|
Знание и понимание Навыки высокого порядка
|
Критерии оценивания Задание 1 |
Обучающийся • Объясняет природу атмосферного давления и способы его измерения. |
a) Почему ртуть остается в стеклянной трубке, а не выливается в стакан?
b) Какое атмосферное давление показывает ртутный барометр на рисунках?
c) Выразите изменение атмосферного давления в мм.рт.ст. и кПа.
Дескриптор Обучающийся
- объясняет природу атмосферного давления;
- определяет изменение атмосферного давления;
- записывает изменение давления в мм.рт.ст. и кПа.
Цель обучения
|
7.3.1.10 описывать принцип действия манометра и насоса
|
Уровень мыслительных навыков
|
Знание и понимание Применение
|
Критерии оценивания
|
Обучающийся • Объясняет принцип действия манометра и насоса. |
Задание 1
Открытые жидкостные манометры соединены с сосудами. В каком сосуде давление газа равно атмосферному давлению; больше атмосферного давления; меньше атмосферного давления?
Дескриптор Обучающийся
- описывает принцип действия манометра.
Задание 2
Объясните работу насоса, изображенного на рисунке.
Дескриптор Обучающийся
- описывает принцип действия насоса.
Цель обучения
|
7.3.1.11 определять выталкивающую силу и исследовать ее зависимость от объема тела, погруженного в жидкость.
|
Уровень мыслительных навыков
|
Применение Навыки высокого порядка
|
Критерии оценивания
|
Обучающийся • Объясняет причину возникновения выталкивающей силы. • Определяет зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости и от объема тела, погруженного в жидкость. |
Задание 1
Три
тела одинакового объема погружают в воду, ртуть и керосин. Сравните
архимедовы силы, действующие на эти тела.
А) F1=F2=F3
B) F1˂F2, F1>F3
C) F1<F2<F3
D) F1<F2, F1<F3
Дескриптор Обучающийся
- определяет и сравнивает архимедовы силы.
Задание 2
Шары, подвешенные к рычажным весам вместо чашечек, опущены в сосуды с жидкостью. При этом весы находятся в равновесии.
a) Нарушится ли равновесие, если уменьшить длину нити в левой части?
b) Одинаковы ли силы Архимеда, действующие на шары?
Дескриптор Обучающийся
- определяет нарушится ли равновесие;
- определяет и сравнивает выталкивающую силу.
Задание 3
В воду погружены три шарика, подвешенные к динамометрам.
a) Верно ли, что при замене воды на спирт показания всех динамометров уменьшатся?
b) На одинаковое ли значение изменятся показания всех трёх динамометров?
Дескриптор Обучающийся
- сравнивает выталкивающую силу в воде и спирте;
- определяет изменение показаний трех динамометров.
Цель обучения 7.3.1.12 объяснять природу выталкивающей силы
в жидкостях и газах;
Уровень мыслительных Знание и понимание навыков
Критерии оценивания Обучающийся
• Описывает природу выталкивающей силы в
жидкостях и газах.
Задание 1
Один из двух одинаковых воздушных шаров заполнили водородом, другой до такого же объема – гелием. Какой из этих шаров обладает большей подъемной силой? Почему?
Дескриптор Обучающийся
- объясняет действие выталкивающей силы в газах.
Цель обучения 7.3.1.13 применять закон Архимеда при решении задач.
Уровень мыслительных Применение навыков
Критерии оценивания Обучающийся
• Использует закон Архимеда при решении
задач.
Задание 1
Самородок золота вместе с кварцем, в который он заключен, весит 1,32 Н. При погружении в воду выталкивающая сила оказалась равной 0,2 Н. Сколько золота содержится в самородке? Плотность кварца 2600 кг/м3.
Дескриптор Обучающийся
- записывает формулу расчета силы Архимеда;
- определяет разность веса тела в воздухе и в воде; - определяет объем самородка;
- определяет массу золота.
Цель обучения
|
7.3.1.14 исследовать условия плавания тел |
Уровень мыслительных навыков
|
Навыки высокого порядка |
Критерии оценивания
|
Обучающийся • Проверяет условия плавания тел. |
Задание 1
Будет ли плавать на поверхности воды игрушечная машинка, если ее масса 100г, а ее объем 150 см3
Дескриптор Обучающийся
- определяет плотность тела; - сравнивает плотности тела и воды;
- определяет условия плавания тел.
Задание 2
Работа в парах «Проверка условий плавания тел в жидкости»
Приборы и материалы: динамометр, сосуд с водой, мензурка, три одинаковые пробки с песком разной массы, сосуд с жидкостью с известной плотностью.
Ход работы:
1. С помощью динамометра определите силу тяжести, действующую на тело;
2. Используйте мензурку для определения объема тела.
3. Вычислите выталкивающую силу
4. Сравните силу тяжести и выталкивающую силу
5. Проверьте правильность ответов, опустив тело в данную жидкость. 6. Заполните таблицу:
№ |
Жидкость |
Fтяж, H |
Vт, м3 |
Fарх, Н |
Соотношение Fтяж и Fарх |
Опускается на дно, плавает или всплывает |
|
|
|
|
|
|
|
Дескриптор Обучающийся
- проводит измерения;
- определяет объем тела;
- вычисляет выталкивающую силу;
- определяет опускается на дно, плавает или всплывает тело.
Раздел «Работа и мощность»
Цель обучения
|
7.2.3.1 объяснять физический смысл механической работы
|
Уровень мыслительных навыков
|
Знание и понимание
|
Критерии оценивания Задание 1 |
Обучающийся • Описывает физический смысл механической работы |
В каких случаях совершается механическая работа? Поясните свой ответ.
Дескриптор Обучающийся
- определяет и объясняет в каких случаях совершается механическая работа.
Цель обучения 7.2.3.7 объяснять физический смысл мощности
Уровень мыслительных Знание и понимание навыков
Критерии оценивания Обучающийся
• Понимает, что быстрое движение
ассоциируется с более мощным
Задание 1
Определите наиболее мощный предмет в паре и поясните свой выбор.
______________________
Велосипед / Мотоцикл
______________________
Автомобиль Формулы 1 / Грузовой автомобиль
Моторная лодка / шлюпка _____________________
Дескриптор Обучающийся
- определяет предметы с большей мощностью и объясняет свой выбор.
Цель обучения |
7.2.3.8 применять формулы механической работы и мощности при решении задач.
|
Уровень мыслительных навыков
|
Применение
|
Критерии оценивания
|
Обучающийся • Использует формулу, связывающую скорость и силу для определения мощности. • Определяет, как связать формулу для нахождения механической работы и плотности тела.
|
Задание
1
Какая работа совершается при подъеме в воде железной плиты размером
50 см×120 см×3 м на высоту 10 м?
Дескриптор Обучающийся
- определяет подъемную силу;
- записывает формулу связывающую работу и плотность тела;
- определяет какая работа совершается при подъеме плиты.
Задание 2
Атомный ледокол, развивая среднюю мощность 32 400 кВт, прошел во льдах 20 км за 5 ч. Определите среднюю силу сопротивления движению ледокола.
Дескриптор Обучающийся
- переводит единицы измерения в систему СИ;
- преобразует формулу;
- определяет мощность, развиваемую ледоколом.
4-четверть
Раздел «Энергия»
Цель обучения 7.2.3.2 различать виды механической энергии
Уровень мыслительных Знание и понимание навыков
Критерии оценивания Обучающийся
• Определяет виды механической энергии
Задание 1
Укажите превращение одного вида энергии в другой в следующих случаях:
1) при падении воды водопада ______________________________________
2) при бросании мяча вертикально вверх______________________________
3) при закручивании пружины наручных часов__________________________
4) на примере дверной пружины _____________________________________
Дескриптор Обучающийся
- определяет превращение энергии из одного вида в другой.
Цель обучения 7.2.3.3 применять формулу кинетической энергии при решении задач.
Уровень мыслительных Применение навыков
Критерии оценивания Обучающийся
• Использует формулу кинетической энергии
для решения задач.
Задание 1
Могут ли два тела обладать одинаковой кинетической энергией, если они: 1) имеют разную массу?
2) имеют разные скорости?
При каких условиях два тела обладать одинаковой кинетической энергией?
Дескриптор Обучающийся
- сравнивает кинетические энергию двух тел при разных массах и скоростях;
- предлагает необходимые условия для уравнивания кинетических энергий двух тел разной массы и скорости.
Задание 2
Определите кинетическую энергию космической станции при движении по орбите со скоростью 3,07 км/с, если масса станции 10 т.
Дескриптор Обучающийся
- переводит значения в систему СИ;
- находит кинетическую энергию космической станции.
Цель обучения 7.2.3.4 применять формулу потенциальной энергии тела, поднятого над землей при решении задач.
Уровень мыслительных Применение навыков
Критерии оценивания Обучающийся
• Использует формулу потенциальной
энергии для решения задач.
Задание 1
На какую высоту нужно подбросить мяч массой 0,5 кг, чтобы он приобрел потенциальную энергию 25 Дж относительно поверхности земли?
Дескриптор Обучающийся
- определяет необходимую высоту.
Цель обучения 7.2.3.5 приводить примеры переходов
механической энергии из одного вида в другой.
Уровень мыслительных Знание и понимание
навыков
Критерии оценивания Обучающийся
• Определяет переход энергии из одного вида
в другой.
Задание
1
На рисунке показаны фазы падения шарика из
точки А (верхнее положение) в точку С (нижнее положение).
Какой энергией обладает шарик в точке А?
Какой энергией обладает шарик в точке В? Какой энергией обладает шарик в точке С за мгновение до удара?
Дескриптор Обучающийся
- определяет какой энергией будет обладать шарик во всех трех точках.
Задание 2
Определите и заполните в таблицу каким видом энергии обладает велосипедист в положениях 1, 2 и 3.
Положение |
Положение 1 |
Положение 2 |
Положение 3 |
Скорость велосипедиста и кинетическая энергия минимальна, потенциальная энергия максимальна |
|
|
|
Потенциальная энергия минимальна, кинетическая энергия максимальна |
|
|
|
Дескриптор Обучающийся
- определяет положение велосипедиста с максимальной кинетической энергией;
- определяет положение велосипедиста с максимальной потенциальной энергией.
Подраздел «Превращение и сохранение энергии»
|
|||||||
Цель обучения
|
7.2.3.6 применять закон сохранения механической энергии при решении задач.
|
||||||
Уровень мыслительных навыков
|
Применение
|
||||||
Критерии оценивания
|
Обучающийся • Использует закон сохранения энергии при решении задач. |
||||||
Задание 1 На рисунке показано движение скейтбордиста. Вычислите потенциальную Ep, кинетическую Ek и механическую энергию во всех трех положениях. |
|||||||
|
Положение |
Ek, Дж |
Ep, Дж |
E, Дж |
|
||
1 |
|
|
|
||||
2 |
|
|
|
||||
3 |
|
|
|
||||
Дескриптор |
Обучающийся - определяет кинетическую, потенциальную и механическую энергии скейтбордиста во всех трех положениях; - определяет высоту и скорость в третьем положении. |
||||||
Раздел «Момент силы»
Цель обучения
|
7.2.4.1 приводить примеры использования простых механизмов и формулировать «Золотое правило механики».
|
Уровень мыслительных навыков
|
Знание и понимание |
Критерии оценивания
Задание 1 |
Обучающийся • Выявляет особенность работы простых механизмов. • Излагает «Золотое правило механики». |
a) В каком из изображенных инструментов используется рычаг?
Ответ ________________________
b) Заполните таблицу.
Простые механизмы |
Название |
Дают ли выигрыш в силе |
Приведите пример использования |
Который из простых механизмов даёт выигрыш в работе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дескриптор Обучающийся
- различает виды простых механизмов;
- приводит примеры их использования;
- определяет механизмы, дающие/не дающие выигрыш в работе.
Задание 2
При подтягивании груза вертикально вверх рабочий, стоя на стене, совершает работу А1. При подъеме того же груза на ту же высоту рабочий, стоя на земле совершает работу А2. Каково соотношение между совершенными работами А1 и А2?
Дескриптор Обучающийся
- использует «Золотое правило механики» для решения задач;
- находит соотношение работ А1 и А2.
Цель обучения
|
7.2.4.2 объяснять физический смысл понятия «момент силы».
|
Уровень мыслительных навыков
|
Знание и понимание
|
Критерии оценивания
|
Обучающийся • Описывает понятия «момент силы».
|
Задание 1
В какой ситуации нам нужно приложить самое слабое усилие, чтобы открутить гайку.
Объясните почему
|
|
|
|
Дескриптор Обучающийся
- выбирает правильный вариант;
- объясняет воздействие силы.
Подраздел «Центр масс тел. Лабораторная работа № 8.
Цель обучения 7.2.4.3 экспериментально определять положение центра масс плоской фигуры.
Уровень мыслительных Навыки высокого порядка навыков
Критерии оценивания Обучающийся
• Применяет на практике метод определения
центра масс.
Задание 1 Работа в парах
Цель работы: Опытным путём найти центр тяжести плоских фигур разной формы, используя предложенное оборудование.
Приборы и материалы:
Плоские картонные фигуры разной формы с отверстиями – 3 шт;
Штатив универсальный – 1 шт;
Крепежный болт – 1 шт;
Грузик на нити – 1 шт;
Ножницы – 1 шт; Карандаш – 1 шт;
Ход работы:
Любое реальное тело, обладающее конечными размерами и массой, можно рассматривать как совокупность составляющих его частей. На каждую из этих частей в отдельности действует сила тяжести. Сила тяжести, которая действует на тело в целом, является равнодействующей этих сил. Точку приложения этой равнодействующей принято называть центром тяжести тела. Определение центра тяжести плоской фигуры произвольной формы: Вырежьте предметы неправильной формы из картона (1-6), (рис. 1).
(a) Закрепляя поочередно плоские фигуры произвольной формы на кончике карандаша, добейтесь их равновесия, продевая острие карандаша в разные отверстия.
(b) Отметьте положение определенного центра тяжести карандашом.
(c) Закрепите на крепежный болт штатива нить с грузиком.
(d) Подвешивая каждую из фигур поочередно на крепежный болт, меняйте точки крепления и проводите вертикаль, вдоль которой действует сила тяжести.
(e) Проверьте, пересекаются ли линии в одной точке. Точка пересечения линий и есть центр тяжести тела.
Вопросы для обсуждения:
(a) Лежит ли точка центра тяжести тел 1 - 4 на линии прохождения нити?
(b) Какой можно сделать вывод?
(c) Совпадают ли точки центра тяжести, которые вы получили, в обоих опытах?
(d) Какой метод более точен?
Дескриптор Обучающийся
- выполняет работу;
- находит положение центра масс плоской фигуры.
Подраздел «Лабораторная работа № 9.
Цель обучения
|
7.2.4.5 экспериментально определять условия равновесия рычага.
|
Уровень мыслительных навыков
|
Навыки высокого порядка
|
Критерии оценивания
|
Обучающийся • Устанавливает соотношение между моментами сил, поворачивающих рычаг по часовой стрелке и против часовой стрелки. |
Задание 1
Работа в парах
1. Уравновесьте рычаг, вращая гайки на его концах так, чтобы он расположился горизонтально.
2. Подвесьте два груза на левой части рычага на расстоянии, равном примерно 12 см от оси вращения.
3. Опытным путем установите, на каком расстоянии вправо от оси вращения надо подвесить: а) один груз; b) два груза; c) три груза, чтобы рычаг пришел в равновесие.
4. Считая, что каждый груз весит 1 Н, запишите данные и измеренные величины в таблицу.
№ |
Сила F1 на левой части рычага, Н |
Плечо l1, см |
Сила F2 на правой части рычага, Н |
Плечо l2, см |
Отношение сил и плеч |
|
F1/F2 |
l1/l2 |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дескриптор Обучающийся
- Проверяет формулу, выражающую правило равновесия двух сил на рычаге при расположении их точек приложения по разные стороны от оси.
Цель обучения
|
7.2.4.4 формулировать и применять правило моментов сил для тела, находящегося в равновесии при решении задач.
|
Уровень мыслительных навыков
|
Знание и понимание Применение
|
Критерии оценивания
|
Обучающийся • Использует правило моментов сил для тела, находящегося в равновесии, при решении задач. |
Задание 1
На рисунке изображен рычаг, находящийся в равновесии. Какой выигрыш в силе может дать этот рычаг?
Дескриптор Обучающийся
- определяет выигрыш в силе данного рычага
Задание 2
На концах рычага действуют силы 8 H и 40 Н. Длина рычага 90 см. Где находится точка опоры, если рычаг находится в равновесии?
Дескриптор Обучающийся
- записывает условие равновесия рычага;
- составляет уравнение;
- определяет где нужно поместить опору, чтобы рычаг был в равновесии.
Задание 3
Какую минимальную силу нужно приложить, чтобы с помощью подвижного блока поднять груз массой 100 кг? Каково КПД блока, если груз подняли на высоту 1 м, прикладывая 550Н? На сколько при этом сместился конец веревки, за которую тянет рука?
Дескриптор Обучающийся
- определяет силу, необходимую для поднятия груза;
- вычисляет КПД блока; - преобразует формулы;
- проводит расчеты.
Подраздел «Коэффициент полезного действия (КПД). Лабораторная работа № 10. Определение КПД наклонной плоскости»
|
||||||||||||||||
Цель обучения
|
7.2.4.6 экспериментально определять КПД наклонной плоскости.
|
|||||||||||||||
Уровень мыслительных навыков
|
Навыки высокого порядка
|
|||||||||||||||
Критерии оценивания
|
Обучающийся • Измеряет КПД при подъёме тела по наклонной плоскости. • Исследует зависимость КПД от массы тела.
|
|||||||||||||||
Задание 1 Групповая работа Оборудование: трибометр, штатив с муфтой и лапкой, брусок, динамометр, измерительная лента Сборка экспериментальной установки 1. Закрепите рейку трибометра в наклонном положении. 2. Положите на рейку брусок, прикрепив к нему динамометр. 3. Перемещайте брусок с постоянной скоростью вверх по наклонной плоскости. Определение затраченной работы 1. Измерьте силу трения (Fтр= F). 2. Измерьте длину наклонной плоскости (l). 3. Рассчитайте затраченную работу (Aз=Fтр·l). Оформление результатов работы А 1. Рассчитайте КПД по формуле η = п ⋅100%. Аз 2. Определите КПД механизма, изменив вес груза и угол наклона плоскости.
3. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу. Вывод: ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ________________________________________________________________ |
||||||||||||||||
Дескриптор |
Обучающийся - определяет КПД наклонной плоскости. |
|||||||||||||||
Раздел «Космос и Земля»
Цель обучения 7.7.1.1 сравнивать гелиоцентрическую и геоцентрическую системы мира
Уровень мыслительных Навыки высокого порядка навыков
Критерии оценивания Обучающийся
• Описывает гелиоцентрическую и
геоцентрическую системы мира.
Задание 1
1. Дайте определение геоцентрической и гелиоцентрической системам мира.
2. Сравните геоцентрическую и гелиоцентрическую системы мира.
Дескриптор Обучающийся
- описывает отличия гелиоцентрической от геоцентрической системы мира;
- описывает общие характеристики гелиоцентрической и геоцентрической системы мира.
Цель обучения
|
7.7.1.2 классифицировать объекты Солнечной системы |
Уровень мыслительных навыков |
Знание и понимание
|
Критерии оценивания
|
Обучающийся • Описывает состав Солнечной системы.
|
Задание 1
(a) Найдите соответствия
(b) Заполните таблицу
Какие планеты относятся к планетам гигантам |
|
какие планеты солнечной системы не имеют спутников |
|
У каких планет в солнечной системе нет атмосферы? |
|
Какие планеты относятся к планетам земной группы |
|
Дескриптор Обучающийся
- находит соответствие;
- различает планеты земной группы от планет гигантов;
- определяет планеты со спутниками.
Цель обучения
|
7.7.1.3 объяснять смену времен года и длительность дня и ночи на разных широтах.
|
Уровень мыслительных навыков
|
Знание и понимание |
Критерии оценивания
|
Обучающийся • Описывает смену времен года и длительность дня и ночи на разных широтах используя диаграмму. |
Задание 1
На рисунке ниже показано, как параллельные лучи солнечного света проходят через отверстия, равные по размеру. Эти лучи проецируются на глобус, в обозначенные области от A до D. Области А и С находятся на одинаковых широтах.
Расположите эти участки от самой яркой области земного шара до самого тусклого.
Объясните свой ответ.
Дескриптор Обучающийся
- ранжирует участки от самой яркой до самого тусклого;
- поясняет свой ответ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.