Сборник
«Задания дома или Саморазвитие»
(задания для домашней самостоятельной работы)
2023-2024
В данном сборнике представлены разные типы заданий для домашней работы для закрепления знаний, подготовке к зачетам, формирования УУД и функциональной грамотности, в частности, читательской грамотности. Эти задания обучающиеся выполняли в 2023-2024 учебном году.
Эти задания направлены на самостоятельную системную работу с текстами учебника: анализ текстов, поиск информации, ее интерпретация, фиксация информации в различной форме.
Глава 1. Домашние задания для 7 класса
1.1. Задания на анализ и систематизацию информации. Фиксация материала в таблице.
1.1.1.Составить таблицу по теме «Смута». Критерии предложены учителем
Правитель, время правления |
Его деятельность |
События, происходящие в это время(назание) |
Сущность этих событий |
Понятия эпохи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Это задание предполагает внимательное прочтение текста учебника по теме, выявление главного, правильное распределение(систематизацию) материала по графам таблицы, т.е.анализ и фиксация материала в табличной форме. Проверка этого задания показала, что обучающиеся часто не могут отделить деятельность правителя от событий, которые происходили во время его правления- идет смешение материала в графах. Или вообще задание не сделано.
1.1.2. Составить таблицу «Народные движения 17 века». Задание на систематизацию материала.
критерии |
Соляной бунт |
Городские восстания |
Медный бунт |
Восстание под руководством Разина |
Соловецкое восстание |
Хронологические рамки |
|
|
|
|
|
Причины выступления |
|
|
|
|
|
Участники восстания |
|
|
|
|
|
Ход событий |
|
|
|
|
|
итоги |
|
|
|
|
|
значение |
|
|
|
|
|
Данное задание через сопоставление разных народных выступлений позволяет легко запомнить многочисленные выступления и их сравнить.
1.1.3.Систематизировать информацию(таблица, др.форма) «Договоры России с другими странами в 16-17 вв. Критерии даны учителем( время подписания договора, с кем подписан договор, территориальный вопрос: что Россия получила или потеряла по данному договору). В этом учебном году была сделана попытка приема учителем таблицы по договорам в форме устного зачета, т.е., выставляя отметку за работу , учитель учитывал наличие, полноту, правильность составления таблицы и знание договоров и их условий. Такая работа была проведена в сильном классе, она оказалась успешной.
1.1.4. Закончить работу над таблицей «Церковная реформа и церковный Раскол»(работа была начата на уроке.
личность |
Событие, явление |
Содержание события |
Итоги, последствия |
понятия |
Никон |
1.Церковная реформа 2.церковный Собор 1654г. |
? |
Недовольство народа |
Церковная реформа, |
Алексей Михайлович и церковные иерархи |
3.церковный Собор 1666-1667гг. |
? |
Начало раскола в русской церкви |
Раскол, старообрядчество, старообрядцы |
Аввакум |
1.Деятельность кружка ревнителей благочестия 2.Борьба против церковной реформы
3.Создание литературного произведения «Житие»
|
1..?
2. отказался от смирения на Соборе1666-67гг. ?
3. произведение имеет биографический характер |
? |
Раскол, раскольники |
Данная тема - сложная. Поэтому задание частично выполнено на уроке под руководством учителя. Такие моменты как итоги, последствия , понятия обучающиеся могут сделать самостоятельно дома. Возможна такая форма работы когда учитель предлагает обучающимся частично заполненную таблицу, а те должны заполнить незаполненные графы.
1.2.Выполнения заданий с контурными картами.
1.2.1-1.2.5. Выполнить задания в контурной карте по темам «Ливонская война», « Смута», Народные движения», «Первооткрыватели», «Внешняя политика России в 17 век».
Контурные карты обучающиеся делают достаточно охотно. Но далеко не всегда выполняют требования по выполнению задания, недостаточно внимательны и часто не корректно оформляют работы. Поэтому при оценивании работы учитель обращал внимание именно на эти моменты.
1.3. Сделать сообщение по какой- либо теме.
Это задание дается по желанию обучающихся. Надо отметить, что далеко не все выбирают такое задание, т.к. оно затратно по времени для подготовки, многие боятся выступать перед аудиторией. Такие задания берут чаще сильные ученики. Критериями оценивания такой работы являются: научность, полнота, логичность, знание материала(должен рассказывать , а не читать) сопровождение выступления презентацией, др.визуальными материалам, показом на карте. Некоторые обучающиеся сопровождают свое выступление викториной, вопросами для учащихся. Это делает выступление еще интереснее для слушателей.
Глава2. Домашние задания для 9 класса.
I.Поиск информации, сопоставление, фиксация информации в различном виде. Форму фиксации обучающиеся выбирают сами, если учитель не оговаривает специально. Чаще ученики делают конспект(для конспекта есть известные обучающимся критерии оценивания), реже- схемы,сравнительные(сопоставительные) таблицы.
1.1. Деятельность Лорис- Меликова
1.2. Экономическая политика Бунге, Вышнеградского, Витте.
1.3.Полицейский социализм Зубатова(время, цель, организации, их деятельность, итоги)
1.4. Либеральные и монархические партии, созданные в годы первой буржуазно-демократической революции
1.5.Деятельность Государственных Дум.
II. Сравнение
2.1.Сравнить программы революционных партий(РСДРП(большевики и меньшевики), эсеры(таблица)
2.2. Деятельность Государственных Дум(таблица)
III. Составление конспектов
3.1.Национальная и религиозная политика АлександраII(Александра III)
3.2. Национальная и религиозная политика Александра III
IV.Контурные карты
Таким образом, в этом учебном году, впервые, пожалуй, системно задавались задания на дом, кроме прочтения параграфов. Создана определенная копилка заданий, направленных на формирование и развитие читательской грамоты и различных ПУУД. Системная работа с домашними заданиями показала, что у обучающихся не сформирован навык самостоятельной домашней работы, в силу спорадичности и необязательности такой работы в школе. Тем не менее, эта работа является очень важной в системе формирования знаний, умений и навыков самостоятельной учебной деятельности, в частности, в формировании функциональной грамотности и УУД. В конечном счете, в ходе самостоятельной работы происходит саморазвитие личности, развитие ее интеллекта.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.