Настоящий сборник диктантов предназначается учителям русского языка 9 класса школ с русским языком обучения и составлен в соответствии с программой по русскому языку.
Тексты для диктантов и задания к ним даны в соответствии с хронологией подачи программных тем в школьном учебнике и предназначены для выработки и активизации навыков грамотного письма у школьников. Материалы для диктантов охватывают следующие основные программные темы: «Сложное предложение», «Сложносочиненное предложение», «Сложноподчиненное предложение», «Бессоюзное предложение», «Сложные предложения с различными видами связи».Диктанты
Сборник диктантов для 9х классов -.doc
Сборник диктантов. Предисловие
Настоящий сборник диктантов предназначается учителям русского языка 9 класса
школ с русским языком обучения и составлен в соответствии с программой по
русскому языку.
Тексты для диктантов и задания к ним даны в соответствии с хронологией подачи
программных тем в школьном учебнике и предназначены для выработки и
активизации навыков грамотного письма у школьников. Материалы для диктантов
охватывают следующие основные программные темы: «Сложное предложение»,
«Сложносочиненное предложение», «Сложноподчиненное предложение», «Бессоюзное
предложение», «Сложные предложения с различными видами связи».
Структура тем не предполагает подачи материала по единому перечню видов
диктантов и единым количественным показателем. Набор диктантов и их общее
количество по конкретной учебной теме диктуются характером и особенностями
данного программного материала, степенью его сложности и объемом.
Контрольные диктанты представляют собой тексты, имеющие обобщающий
характер. Раздел контрольных текстов по соответствующей программной теме не
ограничивается одним текстом: у учителя есть возможность выбора для
осуществления индивидуального подхода к учащимся.
Тексты для диктантов взяты из художественных произведений русской и казахской
литературы, часть – из научнопопулярных изданий, газет и журналов.
Тематика текстов разнообразна. Она имеет познавательное, образовательное и
воспитательное значение. Простые предложения
***
Бура – показахски верблюдсамец. В народе сохранилось поэтическое сказание о
вещем верблюде, который жил в окрестностях Кокшетау. В обычное мирное время
красавец бура пасся близ Кокшетау – Синей горы, попивая прохладную воду из
лесного озера. Но медовое разнотравье ни на миг не притупляло его чутья – первым
предупреждал вещий верблюд приближение народной беды, и тогда он взлетал, как
тулпар, на вершину Кокшетау и могучим ревом предупреждал людей о
надвигающейся опасности.
Кроме него лишь могущественный хан Аблай выбирался на неприступную вершину,
чтобы самому увидеть в синей дымке границы своих владений.
...Однажды сын Аблая тщеславный Касымхан подстрелил из лука верблюда в
самое сердце. Смертельно раненный бура дополз до живой воды своего любимого
озера, а после смерти стал каменным. До сих пор неподалеку от залива Ясная
Поляна можно видеть гранитную скалу, напоминающую очертаниями двугорбого
верблюда... (132 слова)
( В.
Михайлов.)
Грамматические задания:
1. Выпишите десять словосочетаний и определите вид синтаксической связи в них.
2. Найдите в тексте обособленные и необособленные согласованные определения.
Укажите, к чему они относятся.
***
Сытые вороные кони понесли. Отвалившись на спину, кучер изо всех сил
натягивал вожжи. Но легкая пароконная тележка катилась по краю крутого яра,
нависшего над Иртышом, так стремительно, что, казалось, вотвот сорвется в воду.
А река была еще далеко. Впереди светлела широкая поляна. Кучер полегоньку
перевел коней на спокойную рысь и направил их по ровной дороге вдоль высокого
берега.
Река дышала вечерней прохладой, особенно приятной после июньского дневного
зноя. Истомленная жарой, отдыхала безмолвная степь. Сверкая звездами, застыл в
ленивой дремоте просторный Иртыш.
Вскоре путники увидели черный густой лес полквничьего острова, непроницаемой
стеной он заслонял от них огни Семипалатинска. Но уже явственно слышался
одаленный собачий лай. Он раздавался все громче, и вскоре можно было уже
отличить густой, осипший бас крупного цепного пса от заливистого визга маленькой
дворняжки.
Наконец, мелькнули и первые приветливые огоньки степного города. Проехав по
улице саманных домов с плоскими крышами, кучер остановил лошадь у неврачных
ворот низкого крытого двора, проворно спрыгнул с козел и забарабанил кнутовищем
в глухую калитку. Вылез из тележки и седок – высокий грузный человек.
На стук вышла женщина. В узкую щель ворот она попыталась разглядеть
приезжих. Но в ночной темноте трудно было чтолибо разобрать. (189 слов)
(М. Ауэзов.) Грамматические задания:
1. Обозначьте грамматическую основу предложений.
2. Укажите предложения с обособленными причастными и деепричастными оборотами.
Подчеркните их как члены предложения.
Сложносочиненные предложения
***
«Слово о полку Игореве» уместилось всего на нескольких страницах древней рукописи,
но в течение двух столетий люди Руси, истерзанной княжескими раздорами и нападениями
кочевников, вспоминали о нём, цитировали наизусть мудрые патриотические строки.
Ко времени похода Игоря, тайком уведшего дружины к Дону и неосмотрительно
потерявшего своё войско, честь полководца, Русь распалась на несколько самостоятельных
княжеств. Распри князей переходили в кровопролитные войны, а кочующие племена
половцев, постоянно совершавшие набеги на русские земли. Перерезали древний путь «из
варяг в греки» и нарушали экономические связи Руси с южными и восточными землями. Их
набеги сопровождались разорением городов и уводом в плен жителей, однако князья,
утратившие чувство патриотизма, не в состоянии были изза непрерывного соперничества
нанести решительный удар половцам.
Летописцы, как правило, только регистрировали события, и лишь некоторые из них
решались на оценки отдельных поступков князей. Но, ни один из древнерусских книжников
не поднялся, как автор «Слова», на высоту мудрых исторических обобщений. Поэма
постепенно, однако, забылась, и только в конце 18 века, после обнаружения единственно
уцелевшего списка, она зазвучала с новой силой. (166 слов)
( Б.
Рыбаков.)
Грамматические задания:
1. Найдите в тексте сложносочиненные предложение с противительными союзами и
сделайте их синтаксический разбор.
2. Обозначьте орфограммы в словах: истерзанной, неосмотрительно, единственно.
Малиновые горы.
Малиновые горы – один из лучших уголков Северного Урала. Особенной высотой они
не отличаются, но это не мешает им составлять центр громадного горного узла. Старинное
башкирское название этих гор както потерялось, а нынешние они получили благодаря
тому, что по увалам растёт в изобилии малина. И такая малина – сравнить нельзя с лесной,
но вызревая на солнце, эта горная малина приобретает особенный вкус. Рассказывают, что
в большом количестве она может даже опьянить.
С Малиновой горы открывается единственный в своем роде вид. Одних горных озер
можно досчитать только до сотни, и это придаёт картине совершенно особенный характер,
точно горами прикрыто какоето подземное море. Эти озёра уходят далеко в благоверную
башкирскую степь. Они отличаются глубиной, красиво разорванной береговой линией,
массой островов, прозрачной водой и тем, наконец, что все они соединены между собой
протоками, составляя один громадный резервуар, из которого берут воду уходящие в
степь реки. Вообще цепь горных озёр составляет главную красоту восточного склона Урала, являясь
в то же время неистощимым запасом живой силы. (176 слов)
Грамматические задания:
1. Найдите сложносочинённое предложение, произведите его синтаксический разбор,
составьте схему.
2. Обозначьте морфемы в словах: рассказывают, разорванной, поземное.
***
Сквозь чащу черёмухи пробираемся к берегу. Конец июня, а она только оделась по
весеннему. Запоздалым сиреневым цветом горит багульник, а берёзка, не поверив лету,
стоит голая.
Тайга, увидев простор Байкала, катится к нему по сопкам ярусами зелени и у самой воды
замирает. Пощупав корнями воду, лиственницы, берёзы и сосны раздумали купаться,
остановились, а тайга напирает сзади, остановиться не может. Оттого на берегу лежат
поваленные деревьявеликаны, загородив дорогу к озеру.
Удивительно видеть здесь апрель и июнь сразу. За спиной запахи лета. А на Байкале –
точьвточь Волга в разливе. То же безбрежное водное пространство, те же льдины стадами.
Байкал вскрывается поздно, и до конца мая носятся по воде ледяные стада. В июне они
пристают к берегу и тут, у валуна, медленно оседают, неожиданным шорохом пугая зверей
у водопоя.
Чистая, как слеза, вода Байкала не терпит мусора, и в штормовую погоду она швыряет на
берег обломки лодок, коряги. Ни соринки на воде!
Дальние синие сопки сливаются с закатными полосами, и их медленно заволакивает
вечерняя дымка. (165 слов)
( В.
Песков.)
Грамматические задания:
1. Найдите сложносочиненные предложения с соединительными союзами. Составьте
схемы.
2. Сделайте морфемный анализ слова повесеннему.
***
…Насколько хватило глаз, вправо и влево шли шеренги персидской пехоты.
Первые три шеренги состояли из щитоносцев и копейщиков. Они двигались плотно,
плечом к плечу, щитом к щиту – живая крепость, ощетинившаяся длинными копьями.
За ними – шеренги лучников, а затем метатели из пращи с легкими копьями.
За пехотой гарцевала на великолепных лошадях , выращенных в песчаной Аравии,
легкая персидская конница.
Слева, вдали, удавом вилась знаменитая лидийская кавалерия – всадники на
конях, покрытых панцирной попоной, грохотали боевые колесницы с серпамисекирами
на боковых бортах.
Справа и слева от холма, где стоял Кир, растянулись десятки тысяч
«бессмертных» цвет персидской армии.
Кир перевел взгляд на вражеский лагерь. Стан царицы массагетов расположился
на плоской вершине горы, подножье которой было опоясано широким рвом, а
склоны утыканы заостренными кольями. Сам лагерь был окольцован плотно
сдвинутыми повозкамикибитками. В центре стоял просторный зеленый шатер, а
рядом с ним юрта, покрытая белоснежным войлоком. Томирис как истая кочевница
предпочитала жить в юрте, а шатер служил царской резиденцией. Остальная часть лагеря была отведена под юрты, шатры, шалаши для военачальников и воинов.
Многие размещались в кибитках, служащих крепостной стеной лагеря. (176 слов)
( Б.
Жандарбеков)
Грамматические задания:
1. Найдите в тексте сложносочиненные предложения и сделайте их синтаксический и
пунктуационный разбор.
2. Разберите по составу слова: щитоносцев, опоясано, предпочитала.
Сложноподчиненные предложения
***
с
неизведанным,
желание
соприкоснуться
В восемнадцать лет невозможно быть оседлым, и однажды ты вдруг почувствуешь
неодолимое
неизвестным.
Как прекрасно в вечерний час подняться по дрожащему корабельному трапу на
празднично освещенную палубу и присоединиться к шумной толпе пассажиров, которые
прощаются с землей и уходят в море, в какуюто новую, удивительную, ни с чем
несравнимую жизнь.
Когда пароход загудел трубным голосом, и палуба стала содрогаться от работы
упрятанных в трюме машин, закипела у бортов темная, с нефтяными оранжевыми пятнами,
со световыми бликами вода, вдруг вздрогнул и, медленно разворачиваясь, стал отходить
берег с темной толпой провожающих на причале. Поплыли, туманясь, портовые огни,
убегая все дальше и дальше вглубь материка, желтея там, вдали, а веселые звезды стали
приближаться, иные, казалось, висели прямо на реях, и их можно было как бабочку, снять
рукой.
И вдруг дохнуло свободой, соленой прохладой, и Черное море глянуло прямо в глаза.
Я расхаживал по нижней палубе среди поющих, кричащих, пляшущих пассажиров,
гордых и печальных, неподвижно сидящих и вповалку храпящих прямо на палубе. Я был
один из них в эту ночь, безвестной песчинкой, отправлявшейся в далекое и неизведанное
плавание. (180слов)
(А. Чехов.)
Грамматическое задание:
Произведите синтаксический анализ одного из сложноподчиненных предложений.
Составьте схему.
***
На третий день подъем по снежной равнине сделался более заметным, и появилось
больше трещин, которые замедляли движение. Приходилось идти осторожно, прощупывая
снег, чтобы не провалиться через тонкий слой его, скрывающий трещины.
На севере тучи расходились, разгоняемые ветром, и между их серыми клочьями то
показывались, то исчезали горы, которые тянулись длинной цепью по всему горизонту. На
их белоснежном фоне чернели скалистые отроги. Незаходящее солнце катилось над самым
гребнем хребта, тускло светя сквозь пелену туч и окрашивая их в красноватый цвет.
Снеговая равнина на переднем плане покрылась пятнами и полосами, отраженными от неба, синеватого и розового цвета. Общая картина снеговой пустыни и таинственного
хребта, который впервые предстал перед глазами путешественников, была поразительна.
Подъем на этот хребет продолжался в течение трех дней вследствие сильных трещин
льда. Ледяной поток, то есть ледник, который спускался по долине южного склона хребта,
имел до километра в ширину и с обеих сторон окаймлен крутыми темными откосами,
покрытыми снегом. (148слов)
( В. Обручев)
Грамматические задания:
1. Найдите сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.
Произведите синтаксический анализ. Составьте схемы.
Скрипучие половицы
Дом рассохся от старости. Он стоял на поляне в сосновом лесу, и от сосен все лето
тянуло жаром.
Чайковскому нравился этот деревянный дом. В комнатах слабо пахло скипидаром и
белыми гвоздиками, которые в изобилии цвели перед крыльцом. Растрёпанные, высохшие
они напоминали клочья пуха, прилипшего к стебелькам.
Единственное, что раздражало композитора, скрипучие половицы. Чтобы пройти от
двери к роялю, надо было переступить через пять шатких половиц. Со стороны это
выглядело, должно быть, забавно, когда пожилой композитор пробирался к роялю,
приглядываясь к половицам прищуренными глазами.
Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как потрескивая, пропоёт то одна, то
другая половица. Это напоминало оркестр
перед увертюрой, когда оркестранты
настраивали инструменты. То на чердаке, то в маленьком зале, то в застеклённой прихожей
ктото трогал струны. Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром,
забывал её. Он напрягал память и вздыхал. Как жаль, что ночное треньканье деревянного
дома нельзя сейчас проиграть! Проиграть незамысловатую песню пересохшего дерева,
оконных стёкол с обвалившейся замазкой, ветра, постучавшего веткой по крыше.
Но когданибудь всё это он воплотит в своей музыке. (174 слов)
( К.Паустовский
)
Грамматические задания:
1. Разберите слова по составу: проиграть, пробирался, постучавшего.
2. Подчеркните придаточную часть в СПП в первых трёх абзацах.
***
Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её
тайную жизнь и воспел её красоту, то, прежде всего эта благодарность выпала бы на долю
писателя Пришвина.
В сторожках объездчиков, в затянутых туманом речных поймах, под тучами и звёздами
полевого русского неба звали его просто «Михалычем». И, очевидно, огорчались, когда
этот удивительный, запоминающийся с первого взгляда человек исчезал в городах, где
только ласточки, гнездясь под железными крышами, напоминали ему о просторах его
«журавлиной родины». Жизнь Пришвина – доказательство того, что человек должен всегда стремиться жить по
призванию. В таком образе жизни заключается величайший здравый смысл, потому что
человек, живущий в полном согласии со своим внутренним миром, всегда созидатель,
обогатитель и художник.
Книги Пришвина, говоря его же словами, это «бесконечная радость постоянных
открытий». Он мог написать целую поэму о каждом слетающем с дерева листе, в каждой
малости открыть интересное и значительное.
Мы благодарны Пришвину, который открыл нам красоту нашей земли, сверкающей под
его пером среди туманов и тлеющих закатов. (162 слова)
(К. Г.
Паустовский)
Грамматические задания:
1. Укажите значения придаточных, средства связи их с главным в сложном предложении:
первое предложение (1 вариант), второе предложение (2 вариант). Составьте схему.
2. Выделите грамматические основы: в первом предложении третьего абзаца (1 вариант); в
первом предложении четвёртого абзаца (2 вариант). Укажите, чем выражены главные
члены.
***
Ежегодно в одном из самых знаменитых цветочных садов мира, который расположен в
Дании, проходит выставка тюльпанов. Родина тюльпанов – Турция, а не Голландия, как
думают многие.
Тюльпан, чашечка которого напоминает тюрбан, первоначально произрастал как дикий
цветок, затем в продолжение веков использовался в турецком искусстве как декоративный
элемент. В столице Османской империи создавались огромные сады, засаженные
тюльпанами.
Первые луковицы драгоценного цветка привозили в Европу путешественники и
дипломаты. Когда тюльпан попал на континент, в него влюбляются страстно, его возводят
в культ. Вершины славы он достигает в семнадцатом веке, когда одна луковица цветка
приравнивалась к стоимости картины или скульптуры известного мастера. Тюльпан
считали одним из чудес природы, которое должно быть представлено в саду каждого
уважающего себя коллекционера.
Голландцы принялись выращивать его с таким усердием, что в известном смысле
присвоили себе этот цветок. Поиски редчайших тонов и оттенков, в том числе
мифического чёрного (синего и чёрного тюльпанов не существует в природе), невероятные
эксперименты для получения гибридных сортов – это лишь часть легендарной истории,
героем которой является этот нежный цветок. (163 слова)
( По материалам
журнала)
Грамматические задания:
1. Укажите значения придаточных, средства связи их с главным в сложном предложении:
первое предложение (1 вариант), седьмое предложение (2 вариант). Составьте схему.
2. Выделите грамматические основы: в третьем предложении третьего абзаца (1 вариант); в
первом предложении четвёртого абзаца (2 вариант). Укажите, чем выражены главные
члены. ***
…То было собственное сочинение юного поэта Хисамеддина, в котором он в
древней сказовой манере восхвалил досточтимых предков славного Иланчика.
Хисамеддин был уроженцем Сыганака, что южнее Отрара, у самого устье Инжу.
Там, на сизых от пыли улицах, где самозабвенно гонял он недавно шелудивых собак
и где нудные муллы из медресе не однажды таскали его за уши, будущий поэт
провел свое детство. С малых лет преклонялся он перед мудрецами. Едва выучив
арабскую грамоту, стал сочинять стишки, скрипя гусиным пером по бумаге. Вскоре
имя юного стихотворца стало популярным. Ему сейчас немногим больше полутора
мушель, кости еще не окрепли, и телом он нежен и гладок, как молодой, молочный
теленок. Лоб высокий, выпуклый нос с небольшой горбинкой, лицо узкое
продолговатое. Сидит он всегда в неподвижной позе, сутулясь и чуть свесив голову.
Очень учтив, редко смотрит в глаза собеседнику. И сейчас он задумчиво уставился
на свое колено, всем своим обликом напоминая молодого насытившегося ястребенка,
блаженно греющегося в лучах солнца на кустике колючего чингиля. (163 слова)
( Д.
Досжан)
Грамматическое задание:
Выпишите сложноподчиненные предложения, определите вид придаточных. Составьте
схемы.
Бессоюзные предложения
Народная песня
Казахский народ богат песнями. В этих песнях запечетлелась многовековая
история народа, его надежды, горе и радость, его думы, мечты. Песня звучала всюду:
в бескрайней казахской степи, на шумных ярмарках и базарах, в в продымленных
юртах. На воле и в зстенке. Жизнь кочевника была немыслима без песни. Звонкой
ликующей песней голосистый жигит открывал той, песней встречали рождение
ребенка, с песней провожали человеак в последний путь. Выдавая девушку замуж,
пели свадебную «Жаржар», в дни мусульмнских празднеств звучал за каждой юртой
«Жарапазан».
Отношение казахского народа к песне выражено в поговорках: «Песня – украшение
жигита», «Коль ты умен, вслушивайся в песню.» О значении песни в жизни казахов
хорощо сказал великий Абай:
Двери в мир открыла песня для тебя.
Песня провожала в землю прах, скорбя.
Певцы, акыныимпровизаторы, музыканты пользовались почетом и уважением: они
были желанными гостями, любимицами народа.
Казахская народная песня издавна привлекала внимание русских ученых
исследователей. Они с неизменной теплотой и восхищением отзывались о песенней
культуре казахского народа. Еще в начале века ими были записаны на ноты отдельные
казахские песни. (167 слов.)
(Л.
Майлыбаева.) Грамматическое задание:
Выпишите сложное бессоюзное предложение. Подчеркните грамматические основы
предложений. Составьте схему.
***
Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и – промокшая,
грязная – вернулась обратно. Здесь она проделала то, чего никто, однако, не видел: взошла
на террасу и, приподнявшись на задние лапы и заглянув в стеклянную дверь, поскребла
когтями. В комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке.
Начался частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи. Быстро и глухо
он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождём лился с
неприветливого неба. На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась
странно пустой, свет долго ещё печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он.
И, когда уже не было сомнений, что наступила ночь, собака жалобно завыла. Звенящей,
острой, как отчаянье, нотой ворвался вой в монотонный шум дождя, прорезывая тьму, и,
замирая, понёсся над обнажёнными полями.
И тому, кто слышал его, казалось, что стонет и рвётся к свету сама беспросветно
тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу. (160 слов.)
( Л.
Андреев.)
Грамматическое задание:
1. Выпишите сложное бессоюзное предложение. Определите смысловые отношения
между предложениями. Произведите синтаксический разбор.
***
В Подмосковье есть у меня заветное место — лесная поляна вдали от дорог.
Особенно хорошо здесь ранней осенью. На рябину прилетают кормиться дрозды, в сухих
листьях ежевики шуршат ежи, и самое главное — осенью сюда приходят лоси. Я не сразу
догадался, почему под вечер почти всегда вижу тут двухтрех лосей. Однажды все
прояснилось: они приходили пожевать яблоки. Поляна упирается в заполоненный рыжим
бурьяном брошенный сад. Неизвестно, кто и когда забыл посаженный сад. Деревья в нем
выродились, и плоды дают только растущие от корней ветки. Охотников до нестерпимо
кислых яблок в лесу, кажется, не было, но однажды, присев на краю сада, я услышал:
яблоки похрустывали на чьихто зубах. Я приподнялся и увидел: один лось, задирая
голову, мягкой губой захватывал яблоки, другой собирал яблоки, лежащие на земле.
Такие картины память наша хранит как лекарство на случай душевной усталости.
Сколько раз после трудового дня я приходил в себя и, успокоенный, засыпал, стоило
только закрыть глаза и вспомнить рябины со снующими в них дроздами, запах грибов и
двух лосей, жующих кислые яблоки... (165 слов)
( В. Песков)
Грамматическое задание:
1. Выпишите сложное бессоюзное предложение. Определите смысловые отношения
между предложениями. Произведите синтаксический разбор. ***
Однажды утром я вышел на крыльцо и в изумлении замер: вчерашняя черная земля за
ночь стала золотой. Бледножелтый свет поднимался от земли, засыпанной листьями.
Начиналось бабье лето. Дни как бы сделались светлее и чище. Воздух, трава, сухие
ветки — все затянулось цепкой паутиной, которая тянулась с запада на восток (так дуют
осенние ветры), и каждое утро тысячи маленьких паучков, как сказочные ткачи, покрывали
всю землю своей пряжей.
Ледяное небо по ночам блистало созвездиями: Сириус сверкал в глухой воде озер, как
синий алмаз; Сатурн подымался над безмолвием сосновых боров в осенние сумерки;
Юпитер закатывался в лугах, за Окой, где уже вяли травы и почернели брошенные и
ненужные осенью сенокосные дороги. Иногда в полночь робкий дождь перешептывался в
саду с листвой. Я выходил на порог, прислушиваясь к сонному бормотанию дождя, и жалел
милых друзей, оставшихся в Москве, потому что они не могли наслаждаться этой
картиной.
Ночью мне снилась зеленая вода, покрытая листьями лип и берез. Внезапно листья
оживали, превращаясь в золотых плоских рыб, и с плеском и брызгами разлетались по воде,
испуганные отражением бледного солнца. (172 слова)
( К. Паустовский)
Грамматические задания:
1. Выпишите сложные бессоюзные предложения. Определите их значение. Сделайте
синтаксический разбор.
2. Сделайте словообразовательный анализ слова сенокосные. Сложные предложения с различны видами связи
Журчеёк.
Если вас когданибудь осчастливит судьба, и вы в летнюю пору спуститесь к болоту, а
потом по узенькому мостку перейдете заросшую осокою и кувшинками речушку с нежным
именем Конопляночка, то на опушке небольшого лесочка вы услышите неугомонное
мелодичное журчание.
Оно всегда разное: на утренней зорьке, под ватниками тумана, звуки тише, мягче, более
кроткие, чем солнечным жарким днем, когда вода, разбавленная небесной голубизной,
становится лазурнее, прозрачнее, кажется звонче. Проносится ветер над лесом – ручеек
затихает, затаивается. А когда водную гладь трогают струйки дождя, ручейковую музыку
не описать, до того она красива в осеннюю непогодь. Когда деревья роняют на воду золото
листвы, в журчание слышаться и грустные мелодии расставания с летом, и жизнерадостные
песнопения о волшебной необходимости зимнего отдыха перед буйством грядущей весны.
Журчит на радость всем ручеёк. И, может быть, поэтому него такое красивое имя –
Журчеёк. (136 слов.)
( П.
Дудочкин.)
Грамматические задания:
1. Обозначьте морфемы в словах: услышьте, неповторимом, затихает.
2. Составьте схему сложного предложения « Когда деревья роняют…».
3. Выделите грамматические основы в 1 предложении.
Волшебные краски.
Как же сделать, чтобы простые краски стали волшебными и чтобы они радовали людей, а
не приносили им несчастье? Добрый мальчик достал кисть и принялся рисовать. Он
рисовал и на другой, и на третий, и на четвёртый день. Рисовал до тех пор, пока не
кончились краски, которых у него было немало. Тогда он попросил новые.
Прошло много – много лет. Мальчик не заметил, как стал художником. Он рисовал всё, что
было вокруг, и то, что ещё никто никогда не видел: самолёты, похожие на огромные
стрелы, и корабли, похожие на самолёты, воздушные мосты и дворцы из стекла.
Все восхищались его рисунками. Картины были так хороши, что людям захотелось их
оживить,
Появились и дворцы из стекла, и воздушные мосты, и крылатые корабли. Когда
нарисованное на бумаге стало переходить в жизнь, все увидели, как прекрасен мир. Так
случается со всем, к чему прикасаются руки самого великого из самых великих
волшебников – руки трудолюбивого, настойчивого человека. (150 слов)
( Е.
Пермяк)
Грамматические задания:
1. Составьте схему 1ого предложения, укажите вид связи. 2. Сделайте синтаксический разбор восьмого предложения.
Андрей Рублев
В продолжение долгих часов Андрей остаётся наедине со своим учителем Даниилом
Чёрным, который открывает юному художнику тайны живописи.
Даниил, повидимому, был живописцем первой величины. Однако самая большая заслуга
его в том, что он не только увидел одарённость Рублёва, но и воспитал в нём
самостоятельную творческую мысль и манеру, не подавлял своим авторитетом, понимая,
что каждый должен идти своим путём. Поступать так – значит проявлять поистине
большой ум, поразительное уважение к личности, неиссякаемую любовь к жизни. Ведь
мастеру не просто примириться с тем, что собственный ученик заводит с тобой споры, и не
только не делать попытки оборвать его, а всячески поощрять к продолжению этого спора.
Рублёву повезло, что возле него с самых первых шагов оказался такой душевный и
опытный старший товарищ. Андрей оценил это и бережно пронёс признательность и
уважение к своему учителю через всю жизнь.
От того далёкого времени сохранилась миниатюра, на которой Рублёв запечатлён с гордо
поднятой головой. Неизвестный автор в Рублёве увидел не гордыню, которая на Руси
считалась величайшим грехом, а заслуживающее уважения достоинство. (167 слов)
( В.
Прибытков)
Грамматическое задание:
1. Выпишите два сложных предложения с разными видами связи. Определите ведущую
связь в многокомпонентных предложениях. Составьте схемы.
***
Семья Раевских переживала счастливые моменты жизни: прославленный генерал
Раевский, счастливый отец и обаятельный собеседник, был полон сил и энергии; сыновья,
чьи имена прогремели на всю Россию, готовились к великому будущему; прелестные,
хорошо образованные и умные дочери вносили атмосферу романтической женственности.
То, что ждало семью в будущем: горечь от неудавшейся жизни баловня семьи — старшего
сына Александра, героическая и трагическая судьба Марии, смерть самого генерала, не
выпустившего до последней минуты из рук портрета дочери, уехавшей в Сибирь вслед за
мужемдекабристом, — все это и отдаленно не приходило в голову участникам этого
веселого путешествия. Здесь господствовала та обстановка взаимной любви, которой
Пушкин, по его собственным словам, никогда не наслаждался и которой так жаждал.
Пушкина приняли в этот круг как члена семьи, как своего. Девочкидочери были моложе
его и тоже рвались чувствовать себя взрослыми, да и в самом генерале было много той
детской простоты, которая бывает в действительно умных людях. Мир Раевских привлекал
Пушкина любовью и счастьем.
Пребывание поэта в семье Раевских, несмотря на его краткость (всего несколько
недель), сыграло огромную роль в жизни и в поэзии Пушкина.
(185 слов)
( Ю. Лотман
) Грамматическое задание:
1. Выпишите два сложных предложения с разными видами связи. Определите ведущую
связь в многокомпонентных предложениях. Составьте схемы.
Сборник диктантов для 9-х классов
Сборник диктантов для 9-х классов
Сборник диктантов для 9-х классов
Сборник диктантов для 9-х классов
Сборник диктантов для 9-х классов
Сборник диктантов для 9-х классов
Сборник диктантов для 9-х классов
Сборник диктантов для 9-х классов
Сборник диктантов для 9-х классов
Сборник диктантов для 9-х классов
Сборник диктантов для 9-х классов
Сборник диктантов для 9-х классов
Сборник диктантов для 9-х классов
Сборник диктантов для 9-х классов
Сборник диктантов для 9-х классов
Сборник диктантов для 9-х классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.