Сборник игр, направленных на развитие мышления у дошкольников
Оценка 4.7

Сборник игр, направленных на развитие мышления у дошкольников

Оценка 4.7
Игры
docx
воспитательная работа
Детсад
02.04.2017
Сборник игр, направленных на развитие мышления у дошкольников
Сборник игр, направленных на развитие мышления у дошкольников. В данном сборнике представлены игры, направленные на развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления у дошкольников. Блок 1.Включает упражнения на развитие наглядно-действенного мышления направленого на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Блок 2. Включает дидактические игры на развитие наглядно-образного мышления направленные на решение задачи, которые осуществляются с помощью операций с образами, которые возникают в непосредственной ситуации. Блок 3. Включает игры на развитие словесно-логического мышления, направленные на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Данный сборник может быть рекомендован студентам, воспитателям ДОО для проведения игр с детьми, родителем детей ДОО.
Cборник игр, направл. на развитие мышления у до.docx
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской обрасти «Камышловский педагогический колледж» Сборник игр, направленных на развитие мышления у дошкольников Камышлов, 2017 Сборник игр, направленных на развитие мышления у старших дошкольников  / сост. Ю.В. Чижова. Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017. В данном сборнике представлены игры, направленные на развитие  наглядно­ действенного, наглядно­образного и словесно­логического мышления у дошкольников. Данный   сборник   может   быть   рекомендован   студентам,   воспитателям   ДОО   для проведения   игр   с   детьми,   родителем   детей   ДОО   т.к.   игры   на   развитие   мышления помогут ребенку в подготовке обучения в школе. ©ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017 1 Содержание Пояснительная записка................................................................5 Блок 1. Игры на развитие наглядно-действенного мышления..7 Блок 2. Игры на развитие наглядно-образного мышления........9 1.Игра «Любимая еда»..................................................................9 Цель: Развитие словесно- логического мышления, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия.........................................................................................9 Ход игры: Подбираются картинки с изображением животных и пищи для этих животных. Перед дошкольниками раскладываются картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагается каждому животному разложить его любимую еду........................................................9 Усложнение:...................................................................................9 Подобрать картинки с изображением домов этих животных.. .9 2.Игра «Профессии»......................................................................9 Цель: Развитие словесно- логического мышления.....................9 Ход игры: Взрослый показывает детям картинки с профессиями людей и просит назвать чем занимаются люди определенной профессии. Например, доктор – лечит людей, строитель – строит дома, учитель – учит чему-либо детей в школе и т.д. Можно заменить показом мимикой и пантомимикой................................................................................9 Усложнение:...................................................................................9 Можно предложить детям большее количество профессий, либо предложить большее количество предметов для работы. ........................................................................................................9 3.Игра «Что лишнее».....................................................................9 2 Цель: Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.....................9 Ход игры: Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку (животные, транспорт, летает, прыгает, мягкое, холодное и т.п. ), а четвертая картинка – лишняя. Предложите детям найти лишнюю картинку. Спросите, почему они так думают и чем похожи картинки, которые они оставили. ......9 Усложнение: Предложить детям картинки из 6-8 предметов. .9 4.Игра «Сюжетные картинки»......................................................9 Цель: Развития словесно- логического мышления.....................9 Ход игры: Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Дошкольникам дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение дети составляют рассказ по картинкам.................9 .......................................................................................................9 Усложнение:..................................................................................9 Предложить детям для просмотра первую и последнюю картинки , дети должны придумать рассказ , что случилось в середине. ....................................................................................10 5.Игра «Найди пару»...................................................................10 Цель: Развитие словесно- логического мышления...................10 Ход игры: Сообщить детям о том, что сегодня будем продолжать подбирать предметы на картинках друг к другу, чем - либо, связанные между собой. У каждого ребенка карточка, на какой 4 предмета. Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть все предметы на картинках и выбрать только те предметы, какие образуют смысловую пару. А лишние предметы закрыть фишками...........................10 3 Усложнение: Найти пару не из 4 предметов, а из 8-12 предметов....................................................................................10 Блок 3. Игры на развитие словесно-логического мышления...11 Список литературы.....................................................................19 4 Пояснительная записка  Мышление ­ это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов ­ анализа, синтеза, суждений и т.п. Мышление   у   дошкольников   опирается   на   представления.   Дошкольники оперируют   образами   и   представлениями.   Их   мышление   выходит   за   пределы воспринимаемой информации. Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большой степени   определяется   развитием   манипулирования   предметами.   Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который   оно   направлено,   и   приобретает   осмысленный   характер.   Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе   освоения   общественного   опыта.   Наглядно­действенное,   наглядно­образное   и словесно­логическое   мышление   ­   последовательные   ступени   интеллектуального развития.   Генетически   наиболее   ранняя   форма   мышления   –   наглядно­действенное мышление, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать в конце первого – начале   второго   года   жизни,   еще   до   овладения   им   активной   речью.   Примитивная чувственная абстракция, при которой ребенок выделяет одни стороны и отвлекается от других,   приводит   к   первому   элементарному   обобщению.   В   результате   создаются первые неустойчивые группировки предметов в классы и причудливые классификации. Овладевая   в   процессе   общения   с   окружающими   людьми   словами   и грамматическими формами родного языка, ребёнок научается вместе с тем обобщать при помощи слова сходные явления, формулировать взаимоотношения, существующие между ними, рассуждает по поводу их особенностей и т. д. Обычно в начале второго года   жизни   у   ребёнка   возникают   первые   обобщения,   которые   он   использует   в последующих дей ствиях. С этого начинается развитие детского мышления. Развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая   и   обучая   ребёнка.   Опираясь   на   опыт,   имеющийся   у   ребёнка,   взрослые передают ему знания, сообщают ему понятия, до которых он не смог бы додуматься самостоятельно   и   которые   сложились   в   результате   трудового   опыта   и   научных исследований многих поколений.  Следовательно, выделяют три вида мышления:   Наглядно­действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребёнка с   3   ­     4   лет.   Он   постигает   свойства   предметов,   учится   оперировать   предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи. На основании наглядно­действенного мышления формируется и более сложная форма мышления ­ наглядно ­ образное. Оно характеризуется тем, что ребёнок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это   позволяет   ребёнку,   например,   использовать   схематические   изображения   или считать в уме.  5 К шести­семи годам начинается более интенсивное формирование словестно ­ логического   мышления,   которое   связано   с   использованием   и   преобразованием понятий. В данном сборнике представлены игры направленные на развитие мышления у дошкольников.   А   именно   на   наглядно­действенное,   наглядно­образное   и   словесно­ логическое мышления у детей дошкольного возраста. Цель   сборника:   подбор   и   систематизация   игр,   направленных   на   развитие мышления у дошкольников Задачи: 1)подбор   вариативных   игр,   направленных   на   развитие   мышления   у дошкольников; 2)систематизация  вариативных  игр по разделам сборника развитие мышления у дошкольников. 3)оформление   сборника   вариативных   игр,     направленных   на   развитие мышления у дошкольников. По   структуре   вариативные   игры   направленные   на   развитие   мышления   у дошкольников, делятся на блоки и оформляются в качестве блоков. Данный   сборник   состоит   из   трех   блоков,   каждый   блок   содержит   игры направленные на развитие мышления у дошкольников. Блок 1.Включает упражнения на развитие наглядно­действенного мышления направленого   на   решение   конкретных   задач   в   условиях   производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Блок   2.   Включает   дидактические   игры   на   развитие   наглядно­образного мышления   направленные   на   решение   задачи,   которые   осуществляются   с   помощью операций с образами, которые возникают в непосредственной ситуации. Блок   3.   Включает   игры   на   развитие   словесно­логического   мышления, направленные   на   нахождение   общих   закономерностей   в   природе   и   человеческом обществе. Данный   сборник   игр   предназначен   для   воспитателей,   студентов,   при проведении занятий и игр в режимных моментах. 6 Игра «Муха» Блок 1. Игры на развитие наглядно­действенного мышления. 1. Цель: Научить детей анализировать зрительный образ.  Ход игры: Нужно нарисовать квадрат и разделить его на девять клеточек. В центре сидит «муха». Она может совершать движения на одну клетку вправо, влево, вниз,   вверх.   Обратные   движения   совершать   нельзя.   Задачей   игроков   является:   не выпустить «муху» за пределы девятиклеточного поля. В игре участвуют 2­3 человека. Каждый по очереди называет свой ход перемещения «мухи». Проигрывает тот, кто допускает ход, выводящий «муху» за пределы игрового поля. Когда игра начинается, все   игроки   видят   игровое   поле,   хотя   действие   производятся   медленно.   Пальцем фиксировать движение «мухи» нельзя. Через несколько минут игры поле закрывается и каждый   игрок   должен   продолжать   игру,   ориентируясь   на   свое   зрительное представление.  Анализировать   зрительный   образ   можно   в   упражнениях   типа:   «Помоги озорнику найти подходящий осколок стекла и закрыть дырку» или предложить детям найти   на   картинке   с   «запутанным»   рисунком   геометрические   фигуры:   квадрат, треугольник, круг и т. д. и обвести их разными цветами. Игра «Волшебные кляксы» 2. Цель:   Научить   детей   узнавать   предметы   в   неопределенных   графических формах.  Ход игры:  Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливают   немного   чернил   или   туши   и   лист   складывают   пополам.   Затем   лист разворачивают и теперь можно играть. Дети по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или ее отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.  Игра «Круглые очки» 3. Цель: Научить детей работать со свойствами предметов.  Ход   игры:  Ребенку   нужно   представить,   что   он   надел   круглые   очки.   Это волшебные   очки,   через   которые   можно   увидеть   только   круглые   вещи.   Нужно осмотреться и назвать все круглые предметы в группе. Затем ребенку предлагается представить, что он вышел на улицу и назвать 5 предметов круглой формы, которые ему встретятся.  Можно   предложить   упражнение:   «Назови   по   три   предмета,   которые   могут сочетать 2 названных признака. Например: «Яркий и желтый». Варианты ответа: «свет, солнце,   лампа».   В   некоторых   случаях   признаки   могут   использоваться   не   только   в прямом, но и в переносном смысле. Например: сладкий, легкий (жизнь, запах, победа) . Для  того,  чтобы научить детей находить общие и различающиеся  признаки объектов,   детям   предлагается   ряд   заданий   по   объединению   предметов   в   группы, исключению   лишнего   предмета   из   группы,   обозначению   группы   предметов   одним понятием.  При этом  необходимо  помнить,  что  обобщение может  производиться  по разным   основаниям:   по   ситуативным   признакам   (ложка,   чашка,   скатерть,   стол   – предметы обычно находящиеся в пространственной близости) ; по функциональным 7 признакам (крючок, поплавок, удилище, ведро – предметы, используемые в рыбной ловле) ; по категориальным признакам (стол, стул, кровать – мебель). Дети должны научится обобщать, используя все эти основания. Поэтому желательно не ограничивать их одним способом группировки, а поощрять выполнение задания разными способами.  Игра «Найди отличие» 4. Цель: Научить детей запоминать образ, ситуации. Ход   игры:   Предложить   детям   картинку,   на   которой   нарисована   ванная комната. Ребенку нужно представить, что он находится в этой комнате и дотрагивается до каждого из нарисованных предметов. Важно запомнить их местоположение. Как только ребенок запомнит все, переворачиваем страницу. На другой странице та же ванная комната, но предметы сменили свои места. Нужно назвать как можно больше предметов. 5. Цель: Научить детей представлять зрительный образ. Ход   игры:  Детям   предлагается   четыре   квадратных   листа,   на   которых   из счетных палочек выкладываются образы или геометрические фигуры. Например: лицо, клоун, кошка, ежик. Нужно запомнить образы, закрыть их листом бумаги и выложить такие же изображения на чистых квадратах. Игры: «Счетные палочки» 8 Блок 2. Игры на развитие наглядно­образного мышления.  1. Игра «Любимая еда». Цель:  Развитие   словесно­   логического   мышления,   умение   выделять   в сравниваемых объектах признаки сходства и различия. Ход игры: Подбираются картинки с изображением животных и пищи для этих животных. Перед дошкольниками раскладываются картинки с животными и отдельно картинки   с   изображением   пищи,   предлагается   каждому   животному   разложить   его любимую еду. Усложнение: Подобрать картинки с изображением домов этих животных. 2. Игра «Профессии» Цель: Развитие словесно­ логического мышления. Ход   игры:  Взрослый   показывает   детям   картинки   с   профессиями   людей   и просит назвать чем занимаются люди определенной профессии. Например, доктор – лечит людей, строитель – строит дома, учитель – учит чему­либо детей в школе и т.д. Можно заменить показом мимикой и пантомимикой. Усложнение: Можно предложить детям большее количество профессий, либо предложить большее количество предметов для работы. 3. Игра «Что лишнее». Цель:  Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков. Ход игры:  Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому­либо общему признаку (животные, транспорт, летает, прыгает, мягкое, холодное и т.п. ), а четвертая картинка – лишняя. Предложите детям найти лишнюю картинку. Спросите, почему они так думают и чем похожи картинки, которые они оставили.     Усложнение: Предложить детям картинки из 6­8 предметов.  4. Игра «Сюжетные картинки»  Цель: Развития словесно­ логического мышления Ход   игры:  Используются   готовые   серии   сюжетных   последовательных картинок.  Дошкольникам  дают картинки  и просят  их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение дети составляют рассказ по картинкам.    Усложнение:  9 Предложить   детям   для   просмотра   первую   и   последнюю   картинки   ,   дети должны придумать рассказ , что случилось в середине.  5. Игра «Найди пару» Цель: Развитие словесно­ логического мышления Ход игры: Сообщить детям о том, что сегодня будем продолжать подбирать предметы на картинках друг к другу, чем ­ либо, связанные между собой. У каждого ребенка   карточка,   на   какой   4   предмета.   Педагог   предлагает   детям   внимательно рассмотреть все предметы на картинках и выбрать только те предметы, какие образуют смысловую пару. А лишние предметы закрыть фишками Усложнение: Найти пару не из 4 предметов, а из 8­12 предметов. 10 Блок 3. Игры на развитие словесно­логического мышления  1. Игра «По грибы» Цель: учить подбирать к образцу не один, а несколько объектов одного цвета; закреплять результат обобщающим словом. Оборудование:  грибы   из   счетного   материала   (шляпки   разного   цвета   – красные, желтые, белые, коричневые), карточки для сбора грибов. Ход игры: Дети сидят на стульях в ряд. Педагог расставляет на полу грибы двух цветов, например, красные и желтые. Берет две корзиночки и в одну из них кладет гриб с красной шляпкой, в другую — с желтой. Отдает корзиночки двум детям и просит собрать   в   них   «такие»   грибы,   какие   лежат   в   корзинках.   Дети   собирают   грибы,   а остальные наблюдают за их действиями.  Затем дети показывают,  кто что собрал в корзинку, и результат обобщается в слове – «все красные», «все желтые». 2. Игра «Кто где живет» Цель:  учить самостоятельно определять основание группировки предметов; подбирать к образцу не один, а несколько предметов. Оборудование: игрушки, строительный материал, мебель. Ход игры: Педагог строит из настольного строителя два больших загона: в один из них ставит   игрушку,   изображающую   животное,   в   другую   –   машину.   Перед   ребенком расставляет вперемешку  игрушки (животные и машины,  сначала 6,  а затем  8­10)  и просит подумать, найти для игрушек дом – расставить всех по местам. Если ребенок ошибается, педагог переставляет первые игрушки правильно, а затем не вмешивается в действия ребенка. Затем вновь  игрушки расставляются вперемежку. Другой ребенок выполняет задание. В конце игры подводится итог: «В этом доме живут животные, а в этом находятся машины». 3. Игра «Что кому дать» Цель: продолжать учить самостоятельно определять основание груп­пировки, выделять существенный для данной задачи признак предмета; учить выделять цвет и форму в качестве основания для группировки предметов. Оборудование: флажки, листья разной формы, цвета и величины. Ход игры: Две   группы   детей   сидят   на   стульях   друг   против   друга:   в   одной   группе   – девочки,   в   другой   –   мальчики.   Педагог   раскладывает   на   столе   прямоугольные   и треугольные   флажки   и   говорит,   что   сейчас   все   будут   маршировать   с   флажками; девочкам   надо   раздать   квадратные   флажки,   а   мальчикам   –   треугольные.   Затем предлагает   кому­либо   из   детей   внимательно   посмотреть,   какие   флажки   надо   дать девочкам, а какие – мальчикам, и раздать их. Если ребенок затрудняется, помогает ему выбрать первые два флажка. Способ раздачи выбирает сам ребенок. Он может раздать 11 флажки сначала девочкам, затем – мальчикам или поочередно. В заключении педагог подводит итог: «У девочек все флажки квадратные, а у мальчиков треугольные». Дети встают в шеренгу и маршируют с флажками под звуки бубна или барабана. 4. Игра «Цвет и форма» Цель:  учить   менять   основание   группировки   предметов   в   соответствии   со сменой образцов. 12 Оборудование:  плоские карточки с наклеенными геометрическими формами (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники, трапеции, шестиугольники) шести цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий) – 42 элемента. Ход игры (проводится индивидуально): Ребенок сидит за столом напротив педагога. Он выкладывает перед ребенком на довольно большом расстоянии образцы, например красный, синий, желтый круги, т.е. объекты, одинаковые по форме и разные по цвету, и просит ребенка положить сюда «все такие» (показывает на красные круги), сюда «все такие» (показывает на синие круги), сюда «все такие» (показывает на желтые круги). В стороне на столе лежат карточки   этих   цветов   (квадраты,   треугольники,   овалы,   трапеции,   шестиугольники, прямоугольники   –   всего   18   карточек).   Педагог   берет   одну   из   карточек   и   просит ребенка   положить   ее   «куда   надо»,   протягивает   ребенку.   Если   он   кладет   карточку неверно или же не решается выполнить задание, педагог делает это сам, но при этом ничего не говорит ребенку, а протягивает ему вторую карточку и так по одной все остальные. Когда все карточки будут разложены по цвету, педагог спрашивает ребенка: «Какие формы ты положил сюда?» — либо подтверждает его ответ: «Правильно, сюда ты положил красную карточку». После этого педагог переходит ко второй части игры, когда меняется принцип группировки (в основу берется форма). Педагог просит ребенка быть внимательным и говорит, что теперь надо выбирать карточки по­другому. Раскладывает перед ним три образца карточек с изображением квадрата, круга и треугольника одного цвета. По одной карточке в случайном порядке подает ребенку круги, квадраты и треугольники всех имеющихся образцов. Ребенок раскладывает их, а педагог уточняет результат: «Молодец, ты разложил верно – сюда все круглые, сюда все квадратные, сюда все треугольные формы». В   дальнейшем   меняют   цвета   и   формы   для   группировки,   увеличи­вают   и количество образцов (4­6 одновременно). Игра «Принеси такие же» 5. Цель:  выделять   свойство   в   предметах,   отвлекаясь   от   их   функционального назначения; подбирать к одному образцу группу предметов, находить эти предметы в групповой комнате; определять словом принцип подбора. Оборудование:  карточки   с   изображением   разных   форм   разного   цвета, игрушки и мелкие предметы разной формы и цвета. Ход игры: Педагог заранее раскладывает предметы в разных местах групповой комнаты предметы,   разные   по   форме   и   цвету.   Дети   распределяются   на   три   группы   и рассаживаются на стулья в разных местах комнаты. Педагог  приглашает к себе по одному ребенку (ведущему) из каждый группы и просит взять из коробки карточку, не показывая   ее   детям.   Ребенок   берет   карточку   и,   возвращается   к   своей   группе, показывает  ее  им  так,  чтобы  не видела другая  группа.  Все  дети должны  принести игрушки соответствующей формы или цвета. Если выбор производится по форме, то на карточке дается только контур формы, а если по цвету, то одна сторона карточки окрашена   в   соответствующий   цвет.   Дети   приносят   предметы   и   садятся   с   ними   на стулья.   Педагог   спрашивает   у   каждой   группы,   какая   карточка   была   у   них.   Дети отвечают (красный, желтый; квадратный, круглый), и ведущий показывает всем свою карточку. 6. Цель: группировать предметы по разным свойствам; самостоятельно выделять принцип   группировки,   опираясь   на   образец;   осмысливать   и   закреплять   в   слове результат своих действий. Игра «Разложи картинки в свои конверты» Оборудование:  конверты   с   наклеенными   или   нарисованными   геомет­ рическими   формами,   разными   по   цвету   и   величине   (например:   круги   желтого, красного,   синего   цвета,   большие,   средние   и   маленькие;   тре­угольники,   овалы, шестиугольники трех цветов и трех величин), кар­тинки с изображением предметов разной формы, цвета, величины, подносики. Ход игры: Играющие   сидят   за   столами.   Перед   каждым   ребенком   по   три   конверта (например, на одном наклеен треугольник, на другом – овал, на третьем – квадрат). У сидящего рядом не должны повторяться формы, т.е. конверты с другим сочетанием форм (например, круг, прямоугольник, квадрат). На подносе перед каждым ребенком несколько  картинок,  которые  он   должен  разложить  по   конвертам   (так,   картинки  с изображением пуговицы, арбуза, круглых часов надо положить в конверт с кругом и т.д.). Когда картинки будут разложены по конвертам, педагог вызывает к наборному полотну одного из детей и просит его вложить в наборное полотно свои конверты, а под   ними   вставить   картинки,   изображения   которых   соответствует   данной   форме. Ребенок объясняет, на основании чего он сделал такой выбор.  При необходимости педагог помогает ему. Игра «Сделаем книжку» 7. Цель: представлять ситуацию, описанную в рассказе, уметь моделировать ее с помощью   раскладывания   готовых   плоскостных   форм,   учить   детей   анализировать ситуацию. Оборудование:  листы   белой   бумаги   по   количеству   детей,   плоскостные изображения предметов, соответствующие содержанию рассказа. Ход игры: Педагог   говорит   детям,   что   они   вместе   будут   делать   книгу   с   красивыми картинками.   Раздает   листы   бумаги,   элементы   изображения   на   подносах   и   просит внимательно слушать рассказ «О птичке и кошке». Читает его спокойно, без остановок 13 и пояснений: «Во дворе росло дерево. Около дерева сидела птичка. Потом птичка полетела и села на дерево, наверху. Пришла кошка. Кошка хотела поймать птичку и залезла на дерево. Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка осталась на дереве». После этого педагог спрашивает о чем этот рассказ, что делали птичка и кошка. Затем идет поэтапный разбор рассказа с моделированием всех ситуаций. Педагог спрашивает: «Что было сначала? – и читает первую фразу: «Во дворе стояло дерево». Просит детей найти на подносах дерево и положить на свои листы бумаги.   Затем   говорит:   «Около   дерева   сидела   птичка».   Дети   находят   птичку   и выкладывают ее около дерева и т.д. Игра «Угадай, о чем я рассказала» 8. Цель:  узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на зри­тельное восприятие предметов. Оборудование: игрушки различные по форме, цвету и назначению. Ход игры: Дети садятся полукругом вокруг стола педагога. Он раскладывает на столе четыре   знакомые   детям   игрушки   и   говорит,   что   загадает   загадку,   а   они   должны отгадать, о какой игрушке в ней говорится. После этого дает краткое описание одного из стоящих на столе предметов. Если дети не могут отгадать, педагог еще раз медленно произносит текст, делая остановку на каждом свойстве данной игрушки. Когда загадка отгадана, спрашивает у детей как они догадались, какие слова помогли им в этом. Затем переставляет игрушки на столе и дает описание другого предмета: «Растет в лесу зеленая, колючая, на Новый год, на праздник к нам придет». Предметы, о которых говорится в загадках, должны меняться, чтобы дети не заучивали   отгадку,   а   слушали   и   понимали   смысловую   сторону   речи,   опираясь   на имеющиеся представления и восприятие, помогающий создать единый образ со словом. Игра «Протолкни «все такие» 9. Цель:   учить   подбирать   к   одному   образцу   несколько   объектов,   выделяя   их среди других; формировать первичное обобщение – «все шарики», «все кубики», «все большие», «все маленькие». Оборудование: коробки с прорезями (по одной на каждой коробке) в форме круга,   квадрата,   треугольника,   объемные   геометрические   формы   (шары,   кубы, треугольные призмы), предметы этих же форм. Ход игры: За столом сидят рядом двое детей. На столе две коробки (одна – с квадратной, другая – с круглой прорезью) и вперемешку объемные формы (шары, кубы, башенки с треугольным сечением), все одного цвета по три каждого вида. Педагог дает одному из детей   коробку   с   круглой   прорезью,   а   другому   –   с   квадратной   и   ставит   условие: отобрать   сразу   все,   что   можно   протолкнуть   в   данную   коробку.   Ребенок   отбирает фигурки среди лежащих на столе. Если он выбирает правильно, например, шары, но берет не все, а только один или два шара, педагог напоминает ему, что нужно взять «все такие». Если же ребенок берет не только шары, но и башенки, педагог предлагает 14 ему   попробовать   «только   такие»   и   помогает   путем   проб   отобрать,   какие   именно формы можно бросить в эту коробку. После того, как дети отберут и бросят в прорези коробок нужные формы, педагог подводит итог: «Правильно, Таня собрала все шары и бросила их в коробку, а Костя отобрал все кубики и бросил их в свою коробку». Предлагает детям открыть коробки и еще раз посмотреть, что в них лежит. Игра «Загадки» 10. Цель:  узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на зрительное Оборудование:  игрушки   или   картинки   с   изображением   хорошо   знакомых восприятие предметов. детям предметов. Ход игры: Дети сидят полукругом. У педагога на столе картинки (изображением вниз). Он вызывает ребенка, просит отгадать загадку на картинке. Затем приводит краткое описание хорошо знакомого детям предмета (например: «Стоит в комнате на полу, есть четыре ножки, сиденье и спинка. На нем можно сидеть»). Ребенок переворачивает на столе картинки, находит нужную и показывает ее детям. Другой ребенок отгадывает загадку,  сходную  по содержанию  с предыдущей,  но не имеющей  в конце описания отличительный признак (например: «Стоит в комнате на полу. У него четыре ножки. Покрыт скатертью, на нем стоит тарелка»). Позднее можно дать более сложную загадку, такую, как: «Летом серый, зимой белый, длинные ушки, короткий хвост. Никого не обижает, сам всех боится». Игра «Достань кукле шарик» 11. Цель:  учить   анализировать   условия   практической   задачи;   использовать вспомогательные   средства   в   тех   случаях,   когда   они   не   имеют   фиксированного назначения. Оборудование: кукла, два шарика, стул. Ход игры: Педагог   играет   с   куклой   и   шариком,   а   ребенок   наблюдает.   Затем   педагог просит ребенка достать другой шарик со шкафа и поиграть с куклой. Шарик положен на шкаф так, чтобы, стоя на полу, ребенок не смог достать его. Он должен догадаться использовать стул, находящийся в поле зрения ребенка. Если ребенок не догадывается этого сделать, то педагог помогает ему проанализировать условия: «Рукой можешь достать шарик? Подумай, что тебе поможет в этом. Что нужно взять?» — жестом указывает на стул. В конце педагог уточняет: «Шарик находится высоко. Ты взял стул, он помог тебе достать шарик». Игра «Достань мишке мячик» 12. Цель: продолжать анализировать условия практической задачи, ис­пользовать орудия в тех случаях, когда они не имеют фиксированного назначения. Оборудование: мишка, мячик, палка. Ход игры: педагог, играя с мишкой в мячик, закатывает мячик под шкаф так, что ребенок не может достать его рукой. Задача заключается в том, чтобы ребенок 15 догадался   использовать   палку,   которая   находится   в   поле   его   зрения.   Если   он   не сделает этого, то педагог помогает проанализировать условия: «Мяч далеко. Найди, чем можно его достать. Подумай. В конце занятия педагог обобщает: «Если рукой достать нельзя, надо искать, что поможет». Игра «Достань ключик» 13. Цель:  продолжать анализировать условия для решения практической задачи, используя вспомогательное средство Оборудование: заводная игрушка, ключ, скамейка. Ход игры: Педагог показывает ребенку заводную игрушку. Ключ висит так, что, стоя на полу, ребенок не может его достать. Он должен догадаться использовать скамейку, находящуюся   в   поле   зрения,   в   качестве   вспомогательного   средства.   В   конце   игры педагог подытоживает действия детей. Игра «Достань машинку» 14. Цель:  продолжать анализировать условия практической задачи; учит искать орудия в окружающей обстановке, используя их для достижения цели. Оборудование: заводная машинка, палка. Ход игры: Педагог заводит машинку, и она как бы «случайно» заезжает под шкаф так, что ребенок не может достать ее рукой. Педагог просит его достать машинку и поиграть с ней. Ребенок должен решить практическую задачу. Если ребенок пытается доставать игрушку рукой, не надо его останавливать, пусть он убедится, что ее нельзя достать рукой.  Затем  педагог   говорит:  «Давай  поищем   то,  что   тебе  необходимо».  В  конце занятия   педагог   напоминает   ребенку:   «Надо   всегда   искать   какой­либо   предмет, который поможет достать игрушку». Игра «Звени, колокольчик» 15. Цель:  продолжать анализировать условия практической задачи, решать их с помощью проб. Оборудование: колокольчик, укрепленный на подставке, веревка. Ход игры: Колокольчик,  укрепленный  на подставке,  устанавливается  на видном  месте так,   чтобы   дети   не   смогло   достать   его   рукой.   К   язычку   колокольчика   привязана веревочка.   Стоя   на   полу,   ребенок   может   свободно   достать   ее.   По   обе   стороны колокольчика   к   подставке   прикреплены   две   «ложные»   веревки.   Они   несколько длиннее.   Ребенку   предлагают   позвонить   в  колокольчик.  Задача   заключается   в   том, чтобы   он   догадался   использовать   ту   веревку,   которая   прикреплена   к   язычку колокольчика. Ребенку дают возможность самостоятельно сделать правильный выбор. Если он  продолжает  дергать  за «ложную»  веревку,  педагог  говорит:  «Слышишь  не звенит колокольчик, попробуй за другую веревочку». В заключении педагог уточняет, с помощью какой веревочки удалось позвонить. 16. Игра «Столкни мяч в корзину» 16 Цель:  продолжать анализировать условия практической задачи, решать их с помощью проб. Оборудование: мяч, палка, корзина. Ход игры: Ребенок сидит за столом, на противоположном краю стола лежит мяч на таком расстоянии, чтобы ребенок не смог достать его рукой. На столе слева от ребенка лежит короткая палка, рядом со столом на полу – длинная. На полу напротив мяча – корзина. Педагог просит ребенка столкнуть мяч в корзину, но вставать со стула нельзя. Ребенок должен   догадаться   использовать   нужную   палку   для   сталкивания   мяча.   После выполнения   задания   необходимо   еще   раз   обратить   внимание   ребенка   на   свойства предметов­орудий: «Какая палка помогла столкнуть мяч? Почему?». Игра «Достань тележку» 17. Цель:  продолжать анализировать условия практической задачи; про­должать использовать метод проб при решении практической задачи. Оборудование: тележка с петлей, мелкие игрушки, экран. Ход игры: На столе на расстоянии, недоступном для вытянутой руки ребенка, находится тележка с петлей. Через нее свободно продета тесьма, оба конца разведены в стороны на   50   см.   ребенок   может   легко   достать   их.   Для   подтягивания   тележки   надо использовать   оба   конца   одновременно.   На   тележке   лежат   красочные   маленькие игрушки. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался взяться за оба конца тесьмы одновременно и подтянуть к себе тележку. Если ребенок будет тянуть тесьму за один конец, она выскользнет из петли, и тележка остановится на месте. Педагог просит ребенка достать тележку и поиграть с игрушками. Если он вытянет тесьму за один   конец,   педагог   продевает   ее   в   петлю   за   экраном.   Важно,   чтобы   ребенок   сам убедился в том, что тесьму надо тянуть за оба конца. Поэтому надо предоставить ему возможность несколько раз пытаться достичь цели. В конце игры педагог подводит итог, задавая ребенку вопросы. Игра «Достань шарики» 18. Цель:  продолжать анализировать условия практической задачи; про­должать использовать метод проб при решении практической задачи Оборудование: банка с водой, черпачок, вилка, ложка, палочка с колечком. Ход игры: Педагог   показывает   детям   высокую   банку   с   водой,   налитой   до   половины банки, на дне банки лежат шарики. Педагог говорит: «В воду упали шарики, надо их достать». Недалеко от банки лежат черпачок, ложка, вилка, палочка с колечком. Детям предоставляется   возможность   пробовать   эти   предметы­орудия,   важно,   чтобы   они самостоятельно  убедились  в выборе  более подходящего  орудия  и обосновали  свой выбор. Игра «Достань игрушку 19. Цель:  учит   решать   двухфазовые   практические   задачи,   соблюдая   конечную цель; анализировать окружающую обстановку. 17 Оборудование: заводная игрушка в целлофановом пакете, стул, на нем ящик со строительным материалом. Ход игры: Педагог предлагает достать мешочек с игрушкой, висящий на крючке так, что, стоя   на   полу,   ребенок   не   может   достать   его.   Для   этого   ему   использовать   стул, предварительно сняв с него ящик со строительным материалом. Педагог фиксирует внимание ребенка на конечной цели: «Можешь рукой достать игрушку? Что нужно сделать, чтобы достать ее?». Педагог помогает ребенку осознать промежуточную цель – освободить стул – снять ящик со строительным материалом. Педагог следит, чтобы ребенок не увлекался игрой строительным материалом. После   выполнения   задания   он   обобщает   действия   ребенка,   говорит,   что вначале он освободил стул, а затем использовал его, чтобы достать игрушку. Игра «Открой коробку» 20. Цель:  учит   решать   двухфазовые   практические   задачи,   соблюдая   конечную цель; анализировать окружающую обстановку. Оборудование: коробка от готовальни, две картинки. Ход игры (проводится индивидуально): Педагог кладет тыльной стороной вверх, говорит ребенку, что у него красивые картинки. Достает коробку от готовальни, кладет туда кар­тинку и закрывает коробку, не запирая штырьком. Предлагает ребенку открыть коробку и посмотреть картинку. Тот без труда открывает коробку, достает ее и рассказывает, что на ней изображено. Пока ребенок рассматривает картинку, педагог вкладывает в коробку другую картинку и закрывает коробку штырьком. Просит еще раз открыть коробку и достать вторую картинку.   Если   ребенок   пытается   открыть   коробку   силой,   педагог   предлагает   ему поискать причину, почему коробка не открывается, попробовать открыть ее открыть разными способами, найти, что мешает. 18 Список литературы  1. http://gbdou58.ru Дидактические   игры   на   развитие   наглядно­образного   мышления. Упражнения   на   развитие   словесно   ­   логического   мышления дошкольников Сайт Учебно­ методический кабинет 2. 3. Упражнение   на   развитие   наглядно­действенного   мышления  Детский сайт «Пчелка» http://www.detiam.com 4. Дидактические игры для развития наглядно­действенного мышления и воображения   MAAM.ru   http://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskie­igry­na­razvitie­ nagljadno­deistvenogo­myshlenija­i­vobrazhenija­starshii­doshkolnyi­vozrast.html 1. 19

Сборник игр, направленных на развитие мышления у дошкольников

Сборник игр, направленных на развитие мышления у дошкольников

Сборник игр, направленных на развитие мышления у дошкольников

Сборник игр, направленных на развитие мышления у дошкольников

Сборник игр, направленных на развитие мышления у дошкольников

Сборник игр, направленных на развитие мышления у дошкольников

Сборник игр, направленных на развитие мышления у дошкольников

Сборник игр, направленных на развитие мышления у дошкольников

Сборник игр, направленных на развитие мышления у дошкольников

Сборник игр, направленных на развитие мышления у дошкольников

Сборник игр, направленных на развитие мышления у дошкольников

Сборник игр, направленных на развитие мышления у дошкольников

Сборник игр, направленных на развитие мышления у дошкольников

Сборник игр, направленных на развитие мышления у дошкольников

Сборник игр, направленных на развитие мышления у дошкольников

Сборник игр, направленных на развитие мышления у дошкольников

Сборник игр, направленных на развитие мышления у дошкольников

Сборник игр, направленных на развитие мышления у дошкольников

Сборник игр, направленных на развитие мышления у дошкольников

Сборник игр, направленных на развитие мышления у дошкольников

Сборник игр, направленных на развитие мышления у дошкольников

Сборник игр, направленных на развитие мышления у дошкольников

Сборник игр, направленных на развитие мышления у дошкольников

Сборник игр, направленных на развитие мышления у дошкольников

Сборник игр, направленных на развитие мышления у дошкольников

Сборник игр, направленных на развитие мышления у дошкольников

Сборник игр, направленных на развитие мышления у дошкольников

Сборник игр, направленных на развитие мышления у дошкольников

Сборник игр, направленных на развитие мышления у дошкольников

Сборник игр, направленных на развитие мышления у дошкольников

Сборник игр, направленных на развитие мышления у дошкольников

Сборник игр, направленных на развитие мышления у дошкольников

Сборник игр, направленных на развитие мышления у дошкольников

Сборник игр, направленных на развитие мышления у дошкольников

Сборник игр, направленных на развитие мышления у дошкольников

Сборник игр, направленных на развитие мышления у дошкольников

Сборник игр, направленных на развитие мышления у дошкольников

Сборник игр, направленных на развитие мышления у дошкольников

Сборник игр, направленных на развитие мышления у дошкольников

Сборник игр, направленных на развитие мышления у дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017